|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 » »» где в 1931 Ш. была одним из инициаторов и организаторов т-ра кукол
(ныне-Центр, т-р кукол под рук. нар. арт. СССР С. В. Образцова). В
1938-64-зав. лит. частью, а с 1965 - зав. научно-методич. частью этого
т-ра. В 1947-60 возглавляла во Всероссийском театр. об-ве кабинет сов.
т-ра для детей. С 1931 вед„т театр.-педагогич. работу. С 1933 выступает
в печати по вопросам детского т-ра и т-ра кукол, занимается переводами
театр. лит-ры с англ. и франц. яз. Ш.- ответственный секретарь Сов.
секции УНИМА (с 1958) и член Президиума УНИМА (с 1959).
Соч.: Сказка, как сценический жанр, "Театр", 1951, .ј 3; Театры
особого назначения, в сб.: Театр для детей, М., 1?55; Сказка на театре,
"Театр", 1956, .Ns 4; Задачи и принципы работы советского театра для
детей, в сб.: "Театр и школа". М-, 1957; Воспитательные задачи и
воспитательские предрассудки, 1961, "Театр", .ј 6, и др. Б. П.
ШПЙЛЛЕР, Наталья Дмитриевна [р. 7 (20). IX. 1909] - рус. сов.
артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1931 окончила
Киевскую консерваторию (класс А. Н. Шперлинг) и стала солисткой
Куйбышевского театра оперы и балета. В 1935- 1958 - солистка Большого
т-ра. Ш. обладает сильным и красивым голосом большого диапазона. Вок.
мастерство певицы подчинено задачам раскрытия художеств. образа. Широко
известна как исполнительница камерного репертуара. Выступала в Австрии
(1945), Польше (1947), Чехословакии (1948), Болгарии (1959).
Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь, Ольга, Волхова
("Сказка о царе Салтане", "Псковитянка", "Садко" Римского-Корсакова,
Гос. пр. СССР, 1950), Татьяна;
Иоланта (о. п. Чайковского), Этери ("Абесалом и Этери"
Палиашвили), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини, Гос. пр. СССР,
1943), Маргарита ("Фауст"), Зиглинда ("Валькирия" Вагнера), Графиня
("Свадьба Фигаро") и др.
С 1950 вед„т педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных
(с 1963- зав. кафедрой оперной подготовки). Гос. пр. СССР (1941) за
выдающиеся достижения в области вок. иск-ва.
Лит.: Наталья Дмитриевна Шпиллер, М-, 1953 [буклет]; Большой театр
СССР. Опера и балет, М., 1958. Гал. Б.
ШПЙЛЬБЕРГ, Людмила (8.IX.1886-20. IX. 1947) - латыш. сов. актриса.
Нар. арт. Латв. ССР (1947). В 1913 окончила в Риге драм. курсы под рук.
Е. Дубура и Э. Зелтматиса, училась у И. Н. Певцова. В 1916 вступила в
труппу т-ра "Комедия" (Рига). С 1919 - актриса латвийского Нац. т-ра
(ныне Латв. т-р драмы). Приобрела популярность как блестящая комедийная
актриса. С большим успехом играла роли в совр. драмах, требующие тонкого
психологич. анализа. Ш. обладала ярким, самобытным талантом, сильным
темпераментом. В е„ иск-ве острота мысли сочеталась с эмоциональностью.
Роли: Алиса ("Купальщица Сусанна" Упита, 1922), Пайя ("Майя и Пайя"
Бригадере, 1922), Катарина ("Укрощение строптивой", 1925), Доротея
("Доротея Ангерманн" Гауптмана, 1927), Инкен ("Перед заходом солнца"
Гауптма-на, 1932), Роплайниете ("Блудный сын" Блаумана, 1945), Мария
Львовна ("Беспокойная старость" Рахманова, 1946) и др. К. К.
ШПИЛЬМАНЫ (Spielmann, от spielen - играть и Mann - человек) - в
странах нем. языка странствующие средневековые акт„ры-музыканты. Были
популярны среди крестьянства и городских низов. Выступали на ярмарках,
нар. празднествах, а также на придворных торжествах. Во Франции Ш.
близки жонгл„ры, в Скандинавии - спельманы, на Руси - скоморохи. Ш. были
одновременно поэтами, акт„рами, певцами, акробатами, музыкантами,
танцорами. Исполняли произв. героич. нар. эпоса, создавали новеллы и
шванки (сатирич. сказки)? и сами были их исполнителями.
Иск-во Ш. часто носило антиклерикальный и антифеод. характер, за что
они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и властей. С ростом
городов Ш. оседали, основывали цеховые организации. Просуществовали в
Австрии до 1787. Н. Г.
ШПОР (Spohr), Людвиг (Луи) (5.IV.1784-22.X. 1859) - нем. композитор,
скрипач и дириж„р. В 1799 был принят в капеллу герцога Брауншвейгского.
В 1805-12 руководил придворной капеллой в Готе; в 1813-14 дирижировал в
"Т-ре ан дер Вин" (Вена); в 1817-19- в т-ре во Франкфурте-на-Майне; с
1822- придворный капельмейстер в Касселе. Здесь осуществил пост. опер Р.
Вагнера "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1853). Ш.- один из
представителей романтизма в нем. опере. В операх "Фауст" (1816, Прага),
"Йессонда" (1823, Кассель) Ш. выступил как предшественник Вагнера,
применяя систему лейтмотивов и стремясь преодолеть внешнее деление оперы
на номера.
Др. оперы Ш.: "Альруна, королева сов" (соч. 1808), "Земира и Азор"
(1819, Франкфурт-на-Майне), "Горный дух" (1825), "Пьетро из Альбано"
(1827), "Алхимик" (1830), "Крестоносцы" (1845; все пост. в Касселе).
Ш.автор музыки к драматич. спектаклям.
Соч.: Selbstbiographie, Bd 1-2, Neudruck, Kassel-Basel, 1954-55.
Лит.: Ф e p м а н В., История новой западноевропейской музыки, т. 1,
М. - Л., 1940; Кречмар Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925;
Wassermann R., L. Spohr als Opernkomponist. Rostock, 1909 (Diss.), R i e
h l W. H., Musikalische Charakterkopfe, Bd 2, 3 Aufl., Stuttg., 1869.
Ал. М.
ШПРЕХШТАЛМ‚ЙСТЕР (нем. Sprechstallmeister, от Stall-конюшня и
Meister-специалист)- работник цирка, объявляющий номера программы и
участвующий в клоунадах и репризах. В сов. цирках наз. инспектор манежа.
А. Шн.
ШРЕДЕР (Schroder), Софи Шарлотта (U.V. 1714- 14.X.1793) - нем.
актриса. Мать акт„ра Ф. Л. Шредера. В 1740 впервые выступила на сцене в
Люнебурге в т-ре И. Ш„немана. Дебютировала вместе с К. Экго-фом в
трагедии Расина "Митридат". В 1742 организовала собственную труппу
(распалась в 1744). В 1747 уехала в Россию вместе с акт„ром К.
Аккерманом, за к-рого вышла замуж. Принимала участие в художеств.
руководстве труппой. В 1755-58 играла в т-ре Аккермана в Кенигсберге. В
нач. Семилетней войны, вместе с труппой Аккермана бежала в Юж. Германию,
гастролировала в Швейцарии, в 1764-67 играла в т-ре Аккермана в
Гамбурге, в 1767-68 - в Гамбургском Нац. т-ре, с 1768 - вновь в
антрепризе Аккермана в Гамбургском Нац. т-ре. После смерти Аккермана в
1771 Ш. передала руководство т-ром своему сыну Ф. Л. Шредеру и оставила
сцену.
Ш. была превосходной трагич. актрисой. Эмоционально, но сохраняя
чувство меры, играла героинь в пьесах П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера,
позднее - Г. Э. Лессинга. Обладала сильным голосом, прекрасной дикцией,
выразительностью жеста. Ш. обучала молодых акт„ров мастерству сценич.
речи, трагедийной декламации. Одним из лучших учеников Ш. был е„ сын,
Страницы: «« « 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |