Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638  2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648  » »»

где в 1931 Ш. была одним  из  инициаторов  и  организаторов  т-ра  кукол
(ныне-Центр, т-р кукол под рук. нар.  арт.  СССР  С.  В.  Образцова).  В
1938-64-зав. лит. частью, а с 1965 - зав. научно-методич.  частью  этого
т-ра. В 1947-60 возглавляла во Всероссийском театр. об-ве  кабинет  сов.
т-ра для детей. С 1931 вед„т театр.-педагогич. работу. С 1933  выступает
в печати по вопросам детского т-ра и т-ра кукол,  занимается  переводами
театр. лит-ры с англ. и франц.  яз.  Ш.-  ответственный  секретарь  Сов.
секции УНИМА (с 1958) и член Президиума УНИМА (с 1959).
   Соч.: Сказка, как сценический  жанр,  "Театр",  1951,  .ј  3;  Театры
особого назначения, в сб.: Театр для детей, М., 1?55; Сказка на  театре,
"Театр", 1956, .Ns 4; Задачи и принципы  работы  советского  театра  для
детей, в сб.:  "Театр  и  школа".  М-,  1957;  Воспитательные  задачи  и
воспитательские предрассудки, 1961, "Театр", .ј 6, и др. Б. П.
   ШПЙЛЛЕР, Наталья Дмитриевна  [р.  7  (20).  IX.  1909]  -  рус.  сов.
артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1931 окончила
Киевскую  консерваторию  (класс  А.  Н.  Шперлинг)  и  стала   солисткой
Куйбышевского театра оперы и балета. В 1935- 1958  -  солистка  Большого
т-ра. Ш. обладает сильным и красивым голосом  большого  диапазона.  Вок.
мастерство певицы подчинено задачам раскрытия художеств. образа.  Широко
известна как исполнительница камерного репертуара. Выступала  в  Австрии
(1945), Польше (1947), Чехословакии (1948), Болгарии (1959).
   Партии: Антонида ("Иван  Сусанин"),  Царевна-Лебедь,  Ольга,  Волхова
("Сказка о царе  Салтане",  "Псковитянка",  "Садко"  Римского-Корсакова,
Гос. пр. СССР, 1950), Татьяна;
   Иоланта (о. п. Чайковского), Этери ("Абесалом и Этери"
   Палиашвили), Матильда ("Вильгельм  Телль"  Россини,  Гос.  пр.  СССР,
1943), Маргарита  ("Фауст"),  Зиглинда  ("Валькирия"  Вагнера),  Графиня
("Свадьба Фигаро") и др.
   С 1950 вед„т педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те  им.  Гнесиных
(с 1963- зав. кафедрой оперной подготовки).  Гос.  пр.  СССР  (1941)  за
выдающиеся достижения в области вок. иск-ва.
   Лит.: Наталья Дмитриевна Шпиллер, М-, 1953  [буклет];  Большой  театр
СССР. Опера и балет, М., 1958. Гал. Б.
   ШПЙЛЬБЕРГ, Людмила (8.IX.1886-20. IX. 1947) -  латыш.  сов.  актриса.
Нар. арт. Латв. ССР (1947). В 1913 окончила в Риге драм. курсы под  рук.
Е. Дубура и Э. Зелтматиса, училась у И. Н. Певцова. В  1916  вступила  в
труппу т-ра "Комедия" (Рига). С 1919 -  актриса  латвийского  Нац.  т-ра
(ныне Латв. т-р драмы). Приобрела популярность как блестящая  комедийная
актриса. С большим успехом играла роли в совр. драмах, требующие тонкого
психологич. анализа. Ш. обладала  ярким,  самобытным  талантом,  сильным
темпераментом. В е„ иск-ве острота мысли сочеталась с эмоциональностью.
   Роли: Алиса ("Купальщица Сусанна" Упита, 1922), Пайя ("Майя  и  Пайя"
Бригадере,  1922),  Катарина  ("Укрощение  строптивой",  1925),  Доротея
("Доротея Ангерманн" Гауптмана, 1927),  Инкен  ("Перед  заходом  солнца"
Гауптма-на, 1932), Роплайниете ("Блудный  сын"  Блаумана,  1945),  Мария
Львовна ("Беспокойная старость" Рахманова, 1946) и др. К. К.
   ШПИЛЬМАНЫ (Spielmann, от spielen - играть  и  Mann  -  человек)  -  в
странах нем. языка странствующие  средневековые  акт„ры-музыканты.  Были
популярны среди крестьянства и городских низов. Выступали  на  ярмарках,
нар. празднествах, а также  на  придворных  торжествах.  Во  Франции  Ш.
близки жонгл„ры, в Скандинавии - спельманы, на Руси - скоморохи. Ш. были
одновременно  поэтами,  акт„рами,  певцами,   акробатами,   музыкантами,
танцорами. Исполняли произв. героич. нар.  эпоса,  создавали  новеллы  и
шванки (сатирич. сказки)? и сами были их исполнителями.
   Иск-во Ш. часто носило антиклерикальный и антифеод. характер, за  что
они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и властей. С ростом
городов Ш. оседали, основывали цеховые  организации.  Просуществовали  в
Австрии до 1787. Н. Г.
   ШПОР (Spohr), Людвиг (Луи) (5.IV.1784-22.X. 1859) - нем.  композитор,
скрипач и дириж„р. В 1799 был принят в капеллу герцога  Брауншвейгского.
В 1805-12 руководил придворной капеллой в Готе; в 1813-14 дирижировал  в
"Т-ре ан дер Вин" (Вена); в 1817-19- в т-ре  во  Франкфурте-на-Майне;  с
1822- придворный капельмейстер в Касселе. Здесь осуществил пост. опер Р.
Вагнера "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер"  (1853).  Ш.-  один  из
представителей романтизма в нем. опере. В операх "Фауст" (1816,  Прага),
"Йессонда" (1823,  Кассель)  Ш.  выступил  как  предшественник  Вагнера,
применяя систему лейтмотивов и стремясь преодолеть внешнее деление оперы
на номера.
   Др. оперы Ш.: "Альруна, королева сов" (соч. 1808),  "Земира  и  Азор"
(1819, Франкфурт-на-Майне), "Горный дух"  (1825),  "Пьетро  из  Альбано"
(1827), "Алхимик" (1830), "Крестоносцы" (1845;  все  пост.  в  Касселе).
Ш.автор музыки к драматич. спектаклям.
   Соч.: Selbstbiographie, Bd 1-2, Neudruck, Kassel-Basel, 1954-55.
   Лит.: Ф e p м а н В., История новой западноевропейской музыки, т.  1,
М. - Л., 1940; Кречмар  Г.,  История  оперы,  пер.  с  нем..  Л.,  1925;
Wassermann R., L. Spohr als Opernkomponist. Rostock, 1909 (Diss.), R i e
h l W. H., Musikalische Charakterkopfe, Bd 2, 3  Aufl.,  Stuttg.,  1869.
Ал. М.
   ШПРЕХШТАЛМ‚ЙСТЕР  (нем.  Sprechstallmeister,   от   Stall-конюшня   и
Meister-специалист)- работник  цирка,  объявляющий  номера  программы  и
участвующий в клоунадах и репризах. В сов. цирках наз. инспектор манежа.
А. Шн.
   ШРЕДЕР (Schroder),  Софи  Шарлотта  (U.V.  1714-  14.X.1793)  -  нем.
актриса. Мать акт„ра Ф. Л. Шредера. В 1740 впервые выступила на сцене  в
Люнебурге в т-ре И.  Ш„немана.  Дебютировала  вместе  с  К.  Экго-фом  в
трагедии Расина  "Митридат".  В  1742  организовала  собственную  труппу
(распалась в  1744).  В  1747  уехала  в  Россию  вместе  с  акт„ром  К.
Аккерманом, за  к-рого  вышла  замуж.  Принимала  участие  в  художеств.
руководстве труппой. В 1755-58 играла в т-ре Аккермана в Кенигсберге.  В
нач. Семилетней войны, вместе с труппой Аккермана бежала в Юж. Германию,
гастролировала  в  Швейцарии,  в  1764-67  играла  в  т-ре  Аккермана  в
Гамбурге, в 1767-68 -  в  Гамбургском  Нац.  т-ре,  с  1768  -  вновь  в
антрепризе Аккермана в Гамбургском Нац. т-ре. После смерти  Аккермана  в
1771 Ш. передала руководство т-ром своему сыну Ф. Л. Шредеру и  оставила
сцену.
   Ш. была превосходной  трагич.  актрисой.  Эмоционально,  но  сохраняя
чувство меры, играла героинь в пьесах П. Корнеля, Ж.  Расина,  Вольтера,
позднее - Г. Э. Лессинга. Обладала сильным голосом, прекрасной  дикцией,
выразительностью жеста. Ш. обучала молодых  акт„ров  мастерству  сценич.
речи, трагедийной декламации. Одним из лучших учеников Ш.  был  е„  сын,

Страницы: «« « 2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638  2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия