Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642  2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652  » »»

соч. др. жанров.
   Ш. хорошо знал муз.  фольклор  народов  СССР  и  зарубежных  стран  и
творчески использовал его в своих  произв.  Был  редактором  посмертного
издания муз.  и  лит.  произв.  Римского-Корсакова  (завершил  его  труд
"Основы оркестровки"). Ш. принадлежит редакция  сюит  из  опер  "Золотой
петушок" (совм. с А. К. Глазуновым), "Сказание о невидимом граде  Китеже
и деве Февронии", а также редакция партитур  опер  -  "Майская  ночь"  и
"Боярыня  Вера   Шелога"   Римского-Корсакова,   "Алмаст"   Спендиарова,
"Отечество" ("Фландрия") Паладиля  (к  двум  последним  он  написал  ряд
дополнительных  номеров)   и   др.   Ш.   в„л   педагогич.   работу.   С
1908-преподаватель, с 1915- профессор Петрогр. консерватории  по  классу
теории композиции. Доктор искусствоведения (1943). В чивле учеников  Ш.:
М. Ашрафи, С. В. Бархударян, Е. Г. Брусиловский, В. М.  Дешевов,  С.  А.
Заранек, А. Ф. Пащенко, А. Г.  Тер-Гевондян,  В.  А.  Успенский,  Ю.  А.
Шапорин, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербач„в.
   Лит.: Римский-Корсаков А., Максимилиан Штейнберг, М., 1928; Г н е с и
н   М.,   Максимилиан   Штейн-берг,   "Сов.   музыка",   1946,   ј   12;
Богданов-Березовский В., Максимилиан Штейнберг, М., 1947.
   А. Ив.
   ШТЕЛИН (С т е л и н), Якоб  (Яков  Яковлевич)  [10(21).  V.1709-  25.
VI(6. Vil). 1785] - рус. литератор, драматург, режисс„р, поэт.  Академик
Петерб. АН. По национальности немец. Образование получил  в  Лейпцигском
ун-те. С 1735 жил в России. Был дружен с М. В. Ломоносовым (к-рый  часто
переводил с нем. его стихи). Профессор элоквенции и поэзии,  Ш.  помещал
статьи  в  "Ведомостях",  писал  стихи  по  поводу  разл.  торжественных
случаев, организовывал оформление праздников. В день коронации Елизаветы
Петровны пост. оперу Гассе "Титово  милосердие"  с  аллегорич.  прологом
собственного сочинения "Россия, по печали паки  образованная"  (муз.  Д.
Да-лолио). В 1763  Ш.  был  организатором  зрелищ  по  случаю  коронации
Екатерины II. Один из  первых  в  России  исследователей  истории  драм.
т-ра,балета, музыки. Из его лит. трудов наибольший интерес  представляют
заметки в  "Ведомостях"  об  оперных  и  балетных  спектаклях,  а  также
"Краткое известие о театральных в России представлениях..." (1779),  где
даны ценные сведения о первых шагах рус. т-ра, о гастролирующих в России
иностр. труппах.
   Соч.: Краткое известие  о  театральных  в  России  представлениях  от
начала их до 1768 года, "Санкт-Петербургский вестник", 1779,  часть  IV,
авг.-сент.; Музыка и балет в России XVIII века. Л.,  1935.  Историческое
описание  оного  театрального  действия,   которое   называется   опера,
"Примечания на Санкт-Петербургские ведомости", 1738 (с 27  февр.  по  19
июня), с. 65-84, 132-39, 140-83.
   Лит.: Ломоносов М. В., Сборник статей и материалов, М.-Л.,  1946,  с.
39-40; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в е„  связях
с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы,  т.  1-2,  М.,
195 2-53; Г о з е н п у д А., Музыкальный театр в России, Л.,  1959.  В.
Вир.
   ШТЕНБЕРГ, Ирина Валерьяновна (р. 20.IX. 1905)- сов. театр.  художник.
Засл. деят. иск-в  Груз.  ССР  (1943).  Училась  в  Тбилисской  академии
художеств. С 1926 в течение 10 лет работала как график  в  издательствах
Москвы и Тбилиси. Создала  иллюстрации  к  ряду  разнообразных  изданий,
серии жанровых рисунков, произв. станковой живописи, графики.
   Первая работа в т-ре - спектакль "Том Сойер" по М. Твену в Тбилисском
рус. ТЮЗе (1936). Долгое время была постоянным  художником  этого  т-ра.
Работала  в  Т-ре  им.  Грибоедова,  оформляла  спектакли  в  Т-ре   им.
Руставели,  Т-ре  им.  Марджанишвили,  в  груз.  ТЮЗе   в   Тбилиси,   в
Ленинаканском т-ре, Т-ре им. Сундукяна, груз. т-ре в Сухуми и др.
   Среди спектаклей: "Хозяйка гостиницы" (1937); "Белеет парус одинокий"
Катаева (1938), "Ревизор" (1939); "Маргарита Готье ("Дама с  камелиями")
Дюма-сына  (1940),  "На  всякого  мудреца  довольно   простоты   (1940),
"Укрощение строптивой" (1941); "Великий Моурави" Вакели (1941),
   "Собака на сене" Лопе  де  Bera  (1942),  "Васса  Железнова"  (1955);
"Пламенный мечтатель"  Мревлишвили  (1957),  "Снежная  королева"  Шварца
(1939), "Преступление и наказание"  по  Достоевскому  (1962),  "Кровавая
свадьба" Гарсиа Лорки (1962), "Лиса и виноград" Фи-гейрсду (1964),  "Моя
старшая сестра" Володина (1964) и др.
   Работам Ш. свойственна ч„ткость рисунка, порой подч„ркнутая  резкость
линий. Художник остро ощущает  природу  драм.  произв.,  находит  яркое,
смелое решение сценич. пространства. Ш. стремится к простоте и л„гкости.
Изобретательно планируя сцену, помогает создать верную и тонкую  сценич.
атмосферу. В эскизах костюмов Ш. выражает характер  сценич.  персонажей;
е„ эскизы помогают акт„рам в создании сценич. образов.
   ШТЕПАНЕК (Stepanek), Зденек (р. 22.IX.1896)  -  чехословацкий  акт„р.
Нар. арт. ЧССР (1953). Впервые выступил на сцене  в  1913  в  труппе  А.
арека. Играл в передвижных труппах. В 1920- 1934- в Т-ре на Виноградах
   (Прага). С 1934-один из ведущих акт„ров пражского Национального т-ра,
в 1954-55-худ.  рук.  этого  т-ра.  Для  исполнительского  искусства  Ш.
характерно мастерство перевоплощения, выразительность сценич. речи.
   Среди ролей: в Т-ре на Виноградах - Мельник ("Фонарь" Ирасека), Павел
Басов ("Внринея" по Сейфуллиной), Гамлет;
   Протасов ("Живой труп"). Разбойник ("Разбойники Чапека),  Мефистофель
("Фауст"), Францек ("Мариша" бр. Мрштиков), Ричард III; Мышкин  ("Идиот"
по Достоевскому); в Национальном т-ре - Отец  ("Мать"  Чапека),  Макбет,
Отелло, Тартюф; Валента ("Дочь поджигателя Тыла), Забелин  ("Кремл„вские
куранты"), Сирано де  Бержерак  (о.  п.  Ростана),  Тетерев  ("Мещане"),
Маршал ("Белая болезнь" Чапека), король Лир.
   Соч.: Hereci Praha, 1961.
   Лит.: Narodni umelec Zd. Stepanek, "Narodni divadlo", 1956, гоб.  32,
с. 3. JI. Сол.
   ШТЕРНХЕЙМ (Sternheim), Карл (1.IV.1878- 3.XI.1942) -  нем.  писатель,
драматург. Один из крупнейших  представителей  экспрессионистич.  драмы.
Последователь Ф. Ведекинда и Г.  Кайзера.  Изучал  философию  и  историю
лит-ры в Мюнхене, Лейпциге, Г„ттингене и др. Еще до 1933 эмигрировал  из
Германии. После  создания  неоромантич.  стихотворной  драмы  "Ульрих  и
Бригитта" (1909) и трагедии "Дон Жуан" (1910) Ш. написал цикл комедий  -
одиннадцать гроте-сково-сатирич. экспрессионистич. пьес с общим  иронич.
подзаголовком "Из буржуазной героической  жизни".  В  этот  цикл  входят
пьесы: "Панталоны" (1911), "Денежная шкатулка" (1912), "Буржуа  Шиппель"
(1912),  "Сноб"  (1913),  "Кандидат"  (1913),  "1913"  (1915),  "Скупой"
(1916), "Чистый лист" (1916), "Освобожд„нный от оков современник" (1920)
и др. Изображая в этих пьесах историю возвышения и падения  одной  бурж.

Страницы: «« « 2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642  2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия