|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 » »» соч. др. жанров.
Ш. хорошо знал муз. фольклор народов СССР и зарубежных стран и
творчески использовал его в своих произв. Был редактором посмертного
издания муз. и лит. произв. Римского-Корсакова (завершил его труд
"Основы оркестровки"). Ш. принадлежит редакция сюит из опер "Золотой
петушок" (совм. с А. К. Глазуновым), "Сказание о невидимом граде Китеже
и деве Февронии", а также редакция партитур опер - "Майская ночь" и
"Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова, "Алмаст" Спендиарова,
"Отечество" ("Фландрия") Паладиля (к двум последним он написал ряд
дополнительных номеров) и др. Ш. в„л педагогич. работу. С
1908-преподаватель, с 1915- профессор Петрогр. консерватории по классу
теории композиции. Доктор искусствоведения (1943). В чивле учеников Ш.:
М. Ашрафи, С. В. Бархударян, Е. Г. Брусиловский, В. М. Дешевов, С. А.
Заранек, А. Ф. Пащенко, А. Г. Тер-Гевондян, В. А. Успенский, Ю. А.
Шапорин, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербач„в.
Лит.: Римский-Корсаков А., Максимилиан Штейнберг, М., 1928; Г н е с и
н М., Максимилиан Штейн-берг, "Сов. музыка", 1946, ј 12;
Богданов-Березовский В., Максимилиан Штейнберг, М., 1947.
А. Ив.
ШТЕЛИН (С т е л и н), Якоб (Яков Яковлевич) [10(21). V.1709- 25.
VI(6. Vil). 1785] - рус. литератор, драматург, режисс„р, поэт. Академик
Петерб. АН. По национальности немец. Образование получил в Лейпцигском
ун-те. С 1735 жил в России. Был дружен с М. В. Ломоносовым (к-рый часто
переводил с нем. его стихи). Профессор элоквенции и поэзии, Ш. помещал
статьи в "Ведомостях", писал стихи по поводу разл. торжественных
случаев, организовывал оформление праздников. В день коронации Елизаветы
Петровны пост. оперу Гассе "Титово милосердие" с аллегорич. прологом
собственного сочинения "Россия, по печали паки образованная" (муз. Д.
Да-лолио). В 1763 Ш. был организатором зрелищ по случаю коронации
Екатерины II. Один из первых в России исследователей истории драм.
т-ра,балета, музыки. Из его лит. трудов наибольший интерес представляют
заметки в "Ведомостях" об оперных и балетных спектаклях, а также
"Краткое известие о театральных в России представлениях..." (1779), где
даны ценные сведения о первых шагах рус. т-ра, о гастролирующих в России
иностр. труппах.
Соч.: Краткое известие о театральных в России представлениях от
начала их до 1768 года, "Санкт-Петербургский вестник", 1779, часть IV,
авг.-сент.; Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935. Историческое
описание оного театрального действия, которое называется опера,
"Примечания на Санкт-Петербургские ведомости", 1738 (с 27 февр. по 19
июня), с. 65-84, 132-39, 140-83.
Лит.: Ломоносов М. В., Сборник статей и материалов, М.-Л., 1946, с.
39-40; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в е„ связях
с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы, т. 1-2, М.,
195 2-53; Г о з е н п у д А., Музыкальный театр в России, Л., 1959. В.
Вир.
ШТЕНБЕРГ, Ирина Валерьяновна (р. 20.IX. 1905)- сов. театр. художник.
Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Училась в Тбилисской академии
художеств. С 1926 в течение 10 лет работала как график в издательствах
Москвы и Тбилиси. Создала иллюстрации к ряду разнообразных изданий,
серии жанровых рисунков, произв. станковой живописи, графики.
Первая работа в т-ре - спектакль "Том Сойер" по М. Твену в Тбилисском
рус. ТЮЗе (1936). Долгое время была постоянным художником этого т-ра.
Работала в Т-ре им. Грибоедова, оформляла спектакли в Т-ре им.
Руставели, Т-ре им. Марджанишвили, в груз. ТЮЗе в Тбилиси, в
Ленинаканском т-ре, Т-ре им. Сундукяна, груз. т-ре в Сухуми и др.
Среди спектаклей: "Хозяйка гостиницы" (1937); "Белеет парус одинокий"
Катаева (1938), "Ревизор" (1939); "Маргарита Готье ("Дама с камелиями")
Дюма-сына (1940), "На всякого мудреца довольно простоты (1940),
"Укрощение строптивой" (1941); "Великий Моурави" Вакели (1941),
"Собака на сене" Лопе де Bera (1942), "Васса Железнова" (1955);
"Пламенный мечтатель" Мревлишвили (1957), "Снежная королева" Шварца
(1939), "Преступление и наказание" по Достоевскому (1962), "Кровавая
свадьба" Гарсиа Лорки (1962), "Лиса и виноград" Фи-гейрсду (1964), "Моя
старшая сестра" Володина (1964) и др.
Работам Ш. свойственна ч„ткость рисунка, порой подч„ркнутая резкость
линий. Художник остро ощущает природу драм. произв., находит яркое,
смелое решение сценич. пространства. Ш. стремится к простоте и л„гкости.
Изобретательно планируя сцену, помогает создать верную и тонкую сценич.
атмосферу. В эскизах костюмов Ш. выражает характер сценич. персонажей;
е„ эскизы помогают акт„рам в создании сценич. образов.
ШТЕПАНЕК (Stepanek), Зденек (р. 22.IX.1896) - чехословацкий акт„р.
Нар. арт. ЧССР (1953). Впервые выступил на сцене в 1913 в труппе А.
арека. Играл в передвижных труппах. В 1920- 1934- в Т-ре на Виноградах
(Прага). С 1934-один из ведущих акт„ров пражского Национального т-ра,
в 1954-55-худ. рук. этого т-ра. Для исполнительского искусства Ш.
характерно мастерство перевоплощения, выразительность сценич. речи.
Среди ролей: в Т-ре на Виноградах - Мельник ("Фонарь" Ирасека), Павел
Басов ("Внринея" по Сейфуллиной), Гамлет;
Протасов ("Живой труп"). Разбойник ("Разбойники Чапека), Мефистофель
("Фауст"), Францек ("Мариша" бр. Мрштиков), Ричард III; Мышкин ("Идиот"
по Достоевскому); в Национальном т-ре - Отец ("Мать" Чапека), Макбет,
Отелло, Тартюф; Валента ("Дочь поджигателя Тыла), Забелин ("Кремл„вские
куранты"), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Тетерев ("Мещане"),
Маршал ("Белая болезнь" Чапека), король Лир.
Соч.: Hereci Praha, 1961.
Лит.: Narodni umelec Zd. Stepanek, "Narodni divadlo", 1956, гоб. 32,
с. 3. JI. Сол.
ШТЕРНХЕЙМ (Sternheim), Карл (1.IV.1878- 3.XI.1942) - нем. писатель,
драматург. Один из крупнейших представителей экспрессионистич. драмы.
Последователь Ф. Ведекинда и Г. Кайзера. Изучал философию и историю
лит-ры в Мюнхене, Лейпциге, Г„ттингене и др. Еще до 1933 эмигрировал из
Германии. После создания неоромантич. стихотворной драмы "Ульрих и
Бригитта" (1909) и трагедии "Дон Жуан" (1910) Ш. написал цикл комедий -
одиннадцать гроте-сково-сатирич. экспрессионистич. пьес с общим иронич.
подзаголовком "Из буржуазной героической жизни". В этот цикл входят
пьесы: "Панталоны" (1911), "Денежная шкатулка" (1912), "Буржуа Шиппель"
(1912), "Сноб" (1913), "Кандидат" (1913), "1913" (1915), "Скупой"
(1916), "Чистый лист" (1916), "Освобожд„нный от оков современник" (1920)
и др. Изображая в этих пьесах историю возвышения и падения одной бурж.
Страницы: «« « 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |