Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649  2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658   2659  » »»

   Совр. Ш. о. различается по характерам звуков: звуки  природы  (ветер,
дождь, гроза, птицы и т. д.); производственные  шумы  (завод,  стройка);
транспортные шумы (телега, поезд, самол„т); батальные  шумы  (кавалерия,
выстрелы, движение войск); бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы).
   Ш.  о.   может   быть   натуралистическим,   реалистич.,   романтич.,
фантастич., абстрактно-условным, гротесковым - в зависимости от стиля  и
решения спектакля. Ш. о. занимается  звукооформителъ  или  постановочная
часть т-ра. Исполнителями являются обычно участники специальной  шумовой
бригады, в к-рую входят  и  акт„ры.  Несложные  звуковые  эффекты  могут
выполнять рабочие сцены, реквизиторы и др. Аппаратура, используемая  для
Ш. о. в сов. т-ре, состоит более чем из 100 приборов различных размеров,
сложности  и  назначения.  Эти  приборы  позволяют  достигать   ощущения
большого пространства; с помощью звуковой перспективы созда„тся  иллюзия
шума приближающегося дай удаляющегося поезда, самол„та  и  т.  д.  Совр.
радиотехника, особенно стереофонич. аппаратура, да„т большие возможности
для расширения художеств.  диапазона  и  качества  Ш.  о.,  одновременно
организационно и технически упрощает эту часть спектакля.
   Лит ..-Попов В. А., Звуковое оформление спектакля, [М.], 1953. В. Ш.
   ШУМСКАЯ, Елизавета  Владимировна  (р.  12.  IV.  1905)  -  рус.  сов.
артистка оперы (лирикоколоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР  (1951).  В
1931 окончила Ивановское муз. уч-ще. В 1933 - солистка Моск. обл.  оперы
под рук. И. М. Лапицкого, в 1934-44 - Саратовского т-ра оперы и  балета.
С 1944 - солистка Большого т-ра. Ш. обладает л„гким голосом серебристого
тембра,   музыкальностью,   виртуозно   владеет   вокальной    техникой.
Муз.-сценические образы Ш. отличаются задушевностью, теплотой.
   Партии: Антонида ("Иван Сусанин"),  Царевна-Лебедь  ("Сказка  о  царе
Салтане"), Снегурочка; Волхова ("Садко", Гос. пр. СССР, 1950),  Панночка
("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ксения ("Борис Годунов"), Джульетта
и Маргарита ("Ромео и Джульетта" и "Фауст"  Гуно),  Виолетта,  Ми-каэла,
Чио-Чио-сан и др.
   Лит.: Елизавета Владимировна  Шумская,  М.,  1953  [Буклет];  Большой
театр СССР. Опера и балет, М., 1958.
   Гал. Б.
   И1УМСКИЙ, Сергей Васильевич [наст. фам.- Ч е сноков;  7(19).X.  1820,
Москва,-6(18).II. 1878, там же] - рус. акт„р. Воспитанник  Моск.  театр.
уч-ща; был любимым учеником  М.-С.  Щепкина.  Тесное  общение  с  семь„й
Щепкина, встречи в его доме с передовыми деятелями иск-ва  и  литературы
оказали большое влияние на развитие Ш. Будучи ещ„ учеником, он сыграл  в
Малом т-ре ряд ролей ;исполнение  роли  Добчин-ского  ("Ревизор",  1836,
первая пост. в Москве) получило одобрение  В.  Г.  Белинского.  В  1841,
после окончания уч-ща, Ш. был принят  в  труппу  Малого  т-ра.  До  1847
выступал преим. в водевилях.  Легко,  весело,  естественно  играл  роли:
Дюкро, Мотыль-кова ("Два купца и два отца",
   "Барская спесь и Анютины глазки" Д. Ленского), Ог-рызкова ("Путаница"
Ф„дорова). Исполнял также роли молодого Глова ("Игроки" Гоголя) и г-на N
("Горе от ума"). В 1847, получив отпуск для практики в провинции, Ш., по
рекомендации Щепкина, поступил в Одесский т-р, где  играл  гл.  роли.  В
1850 вернулся в Малый театр; работал здесь до конца жизни. Среди  первых
значит, образов Ш.: Кочкар„в ("Женитьба", 1850),  Загорецкий  ("Горе  от
ума", 1850), Хлестаков ("Ревизор", 1851). Лучшие работы Ш.: граф Любин
   ("Провинциалка" Тургенева, 1851, первая пост. в  Москве),  Кречинский
(1855, первая пост. в Москве). Игра Ш. отличалась  высоким  мастерством,
артистизмом, благородством, тонким  вкусом,  была  проста,  естественна,
согрета искренним чувством. Акт„р рационалистич.  склада,  Ш.  с  особым
вниманием анализировал и психологически обосновывал роль,  добивался  не
только глубокого воплощения общего замысла автора,  но  также  точности,
тонкости отдельных штрихов, деталей. Ч„ткостью внешнего и внутр. рисунка
отличались и эпизодич. роли артиста. Владея иск-вом грима, Ш. никогда не
злоупотреблял  им  и  достигал  перевоплощения   прежде   всего   внутр.
преображением,  блестяще  использовал  выразительность   своей   мимики,
успешно преодолевал присущие ему недостатки  (неясность  дикции,  глухой
голос). Акт„р "без амплуа", Ш. сыграл много разнообразных ролей в пьесах
Островского,   а   также   в   произв.   др.   рус.   и    западноевроп.
драматурговлассиков. Его-шедевры - образы Жадова (1863), Крутицкого ("На
всякого  мудреца...",  1868),  Счастливцева  (1871).  Был  замечательным
исполнителем ролей в пьесах Мольера (Скапен, Сганарель, Арнольф"Проделки
Скапена", 1866, "Школа мужей", 1866, "Школа женщин", 1869).
   Лучшие  роли:  Добротворский  ("Бедная  невеста",  1853),   Оброшенов
("Шутники", 1864), Маргаритов ("Поздняя любовь", 1873), Грознов ("Правда
- хорошо...", 1876) - все в пьесах Островского; Собачкин (о. п.  Гоголя,
1861),  Плюшкин  ("М„ртвые  души",  1877),  Шприх  ("Маскарад",   1862),
Тропач„в  ("Нахлебник"  Тургенева,  1862),   Пустоз„ров   ("Мишура"   А.
Потехина, 1862), Чеглов-Соковнин ("Горькая судьбина" Писемского,  1863),
Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1868), Телятев и
Че-р„мухин ("Воробушки", 1867, и "Тетеревам не летать но деревам", 1872,
Тарновского, переделки комедий Лабиша), Фигаро ("Севильский  цирюльник",
1856, и "Женитьба Фигаро", 1868,  Бомарше),  мистер  Форд  ("Виндзорские
проказницы", 1866), Франц Моор (1868) и др.
   В конце 60-х гг. Ш. преподавал сценич. иск-во в Моск.  консерватории;
пост. там оперу "Жизнь за царя" Глинки (1869).
   Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон", СПБ,  1852,  т.
3, ј 6, с.  1-8;  Театрал.  Сергей  Васильевич  Шумский  (биографический
этюд), "Искусство",. 1883, ј 43,  с.  517-19;  Коропчевский  Д.,  Сергей
Васильевич Шумский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "ЕИТ".  Сезон
1895-96. Приложения, кн. 3, СПБ, 1897 с. 22-58. Е. Фил.
   ШУМСКИЙ (наст. фам.- Ш о м и н), Юрий Васильевич [5 (17).XI.18877.VI.
1954] - укр. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич.  партии
с 1942. В 1906 был исключ„н из последнего класса Херсонского гор.  уч-ща
за участие в революц. движении и начал трудовую  деятельность  в  порту.
Принимал активное участие в спектаклях рабочего драм. кружка. В  1917-20
организовал в Херсоне  любит,  укр.  т-р  и  драм.  студию.  В  19251934
Ш.-акт„р  т-ра  "Держ-драма"  (ныне-Одесский,   укр.   драм.   т-р   им.
Октябрьской революции). В этот период  формируется  реалистич.,  глубоко
народное творчество акт„ра. В образах Шванди;
   Фурманова  ("Чапаев",  "Мятеж"  по  Д.  Фурманову),  Гайдая  ("Гибель
эскадры"), Хлестакова, Фигаро; Клода ("Собор Парижской богоматери" по В.
Гюго), созданных Ш.  на  сцене  этого  т-ра,  раскрылся  его  самобытный
талант. В 1932 Ш. пост. впервые  на  укр.  яз.  пьесу  "Егор  Булычев  и
другие", сыграв в ней заглавную роль.
   В 1934-54 Ш.- акт„р Т-ра им. И. Франко. Здесь иск-во акт„ра  достигло

Страницы: «« « 2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649  2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658   2659  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия