Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 » »» Совр. Ш. о. различается по характерам звуков: звуки природы (ветер, дождь, гроза, птицы и т. д.); производственные шумы (завод, стройка); транспортные шумы (телега, поезд, самол„т); батальные шумы (кавалерия, выстрелы, движение войск); бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы). Ш. о. может быть натуралистическим, реалистич., романтич., фантастич., абстрактно-условным, гротесковым - в зависимости от стиля и решения спектакля. Ш. о. занимается звукооформителъ или постановочная часть т-ра. Исполнителями являются обычно участники специальной шумовой бригады, в к-рую входят и акт„ры. Несложные звуковые эффекты могут выполнять рабочие сцены, реквизиторы и др. Аппаратура, используемая для Ш. о. в сов. т-ре, состоит более чем из 100 приборов различных размеров, сложности и назначения. Эти приборы позволяют достигать ощущения большого пространства; с помощью звуковой перспективы созда„тся иллюзия шума приближающегося дай удаляющегося поезда, самол„та и т. д. Совр. радиотехника, особенно стереофонич. аппаратура, да„т большие возможности для расширения художеств. диапазона и качества Ш. о., одновременно организационно и технически упрощает эту часть спектакля. Лит ..-Попов В. А., Звуковое оформление спектакля, [М.], 1953. В. Ш. ШУМСКАЯ, Елизавета Владимировна (р. 12. IV. 1905) - рус. сов. артистка оперы (лирикоколоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). В 1931 окончила Ивановское муз. уч-ще. В 1933 - солистка Моск. обл. оперы под рук. И. М. Лапицкого, в 1934-44 - Саратовского т-ра оперы и балета. С 1944 - солистка Большого т-ра. Ш. обладает л„гким голосом серебристого тембра, музыкальностью, виртуозно владеет вокальной техникой. Муз.-сценические образы Ш. отличаются задушевностью, теплотой. Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Снегурочка; Волхова ("Садко", Гос. пр. СССР, 1950), Панночка ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ксения ("Борис Годунов"), Джульетта и Маргарита ("Ромео и Джульетта" и "Фауст" Гуно), Виолетта, Ми-каэла, Чио-Чио-сан и др. Лит.: Елизавета Владимировна Шумская, М., 1953 [Буклет]; Большой театр СССР. Опера и балет, М., 1958. Гал. Б. И1УМСКИЙ, Сергей Васильевич [наст. фам.- Ч е сноков; 7(19).X. 1820, Москва,-6(18).II. 1878, там же] - рус. акт„р. Воспитанник Моск. театр. уч-ща; был любимым учеником М.-С. Щепкина. Тесное общение с семь„й Щепкина, встречи в его доме с передовыми деятелями иск-ва и литературы оказали большое влияние на развитие Ш. Будучи ещ„ учеником, он сыграл в Малом т-ре ряд ролей ;исполнение роли Добчин-ского ("Ревизор", 1836, первая пост. в Москве) получило одобрение В. Г. Белинского. В 1841, после окончания уч-ща, Ш. был принят в труппу Малого т-ра. До 1847 выступал преим. в водевилях. Легко, весело, естественно играл роли: Дюкро, Мотыль-кова ("Два купца и два отца", "Барская спесь и Анютины глазки" Д. Ленского), Ог-рызкова ("Путаница" Ф„дорова). Исполнял также роли молодого Глова ("Игроки" Гоголя) и г-на N ("Горе от ума"). В 1847, получив отпуск для практики в провинции, Ш., по рекомендации Щепкина, поступил в Одесский т-р, где играл гл. роли. В 1850 вернулся в Малый театр; работал здесь до конца жизни. Среди первых значит, образов Ш.: Кочкар„в ("Женитьба", 1850), Загорецкий ("Горе от ума", 1850), Хлестаков ("Ревизор", 1851). Лучшие работы Ш.: граф Любин ("Провинциалка" Тургенева, 1851, первая пост. в Москве), Кречинский (1855, первая пост. в Москве). Игра Ш. отличалась высоким мастерством, артистизмом, благородством, тонким вкусом, была проста, естественна, согрета искренним чувством. Акт„р рационалистич. склада, Ш. с особым вниманием анализировал и психологически обосновывал роль, добивался не только глубокого воплощения общего замысла автора, но также точности, тонкости отдельных штрихов, деталей. Ч„ткостью внешнего и внутр. рисунка отличались и эпизодич. роли артиста. Владея иск-вом грима, Ш. никогда не злоупотреблял им и достигал перевоплощения прежде всего внутр. преображением, блестяще использовал выразительность своей мимики, успешно преодолевал присущие ему недостатки (неясность дикции, глухой голос). Акт„р "без амплуа", Ш. сыграл много разнообразных ролей в пьесах Островского, а также в произв. др. рус. и западноевроп. драматурговлассиков. Его-шедевры - образы Жадова (1863), Крутицкого ("На всякого мудреца...", 1868), Счастливцева (1871). Был замечательным исполнителем ролей в пьесах Мольера (Скапен, Сганарель, Арнольф"Проделки Скапена", 1866, "Школа мужей", 1866, "Школа женщин", 1869). Лучшие роли: Добротворский ("Бедная невеста", 1853), Оброшенов ("Шутники", 1864), Маргаритов ("Поздняя любовь", 1873), Грознов ("Правда - хорошо...", 1876) - все в пьесах Островского; Собачкин (о. п. Гоголя, 1861), Плюшкин ("М„ртвые души", 1877), Шприх ("Маскарад", 1862), Тропач„в ("Нахлебник" Тургенева, 1862), Пустоз„ров ("Мишура" А. Потехина, 1862), Чеглов-Соковнин ("Горькая судьбина" Писемского, 1863), Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1868), Телятев и Че-р„мухин ("Воробушки", 1867, и "Тетеревам не летать но деревам", 1872, Тарновского, переделки комедий Лабиша), Фигаро ("Севильский цирюльник", 1856, и "Женитьба Фигаро", 1868, Бомарше), мистер Форд ("Виндзорские проказницы", 1866), Франц Моор (1868) и др. В конце 60-х гг. Ш. преподавал сценич. иск-во в Моск. консерватории; пост. там оперу "Жизнь за царя" Глинки (1869). Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, "Пантеон", СПБ, 1852, т. 3, ј 6, с. 1-8; Театрал. Сергей Васильевич Шумский (биографический этюд), "Искусство",. 1883, ј 43, с. 517-19; Коропчевский Д., Сергей Васильевич Шумский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "ЕИТ". Сезон 1895-96. Приложения, кн. 3, СПБ, 1897 с. 22-58. Е. Фил. ШУМСКИЙ (наст. фам.- Ш о м и н), Юрий Васильевич [5 (17).XI.18877.VI. 1954] - укр. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1906 был исключ„н из последнего класса Херсонского гор. уч-ща за участие в революц. движении и начал трудовую деятельность в порту. Принимал активное участие в спектаклях рабочего драм. кружка. В 1917-20 организовал в Херсоне любит, укр. т-р и драм. студию. В 19251934 Ш.-акт„р т-ра "Держ-драма" (ныне-Одесский, укр. драм. т-р им. Октябрьской революции). В этот период формируется реалистич., глубоко народное творчество акт„ра. В образах Шванди; Фурманова ("Чапаев", "Мятеж" по Д. Фурманову), Гайдая ("Гибель эскадры"), Хлестакова, Фигаро; Клода ("Собор Парижской богоматери" по В. Гюго), созданных Ш. на сцене этого т-ра, раскрылся его самобытный талант. В 1932 Ш. пост. впервые на укр. яз. пьесу "Егор Булычев и другие", сыграв в ней заглавную роль. В 1934-54 Ш.- акт„р Т-ра им. И. Франко. Здесь иск-во акт„ра достигло Страницы: «« « 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |