Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 » »» Михайловна (по сцене Щепкина 2-я; 1816-41) играли в Малом т-ре, выступали вместе с отцом в Александрийском т-ре (1838), гастролировали в провинции (в Одессе, Вознесенске, Казани). Ф„кла Михайловна Щ. исполняла роли в водевилях и комедиях - Мариша ("Украинские невесты" Шаховского), Мадалина ("Матрос" Соважа и Делурье), Наталья Дмитриевна ("Горе от ума"). Александра Михайловна Щ. выступала в комедийных и лирико-драматич. ролях - Варенька ("Украинские невесты" Шаховского), Жанетта ("Матрос" Соважа и Делурье), Тетяна ("Москаль-чаровник" Котляревского), Кеттли (одноим. водевиль Д. Ленского), Мирандолина (о. п. Блума по пьесе "Хозяйка гостиницы" Гольдони) и др. В 1839 она исполнила в пьесе В. Г. Белинского "Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь"' роль Катеньки, прообразом к-рой послужила она сама. В 1897-1917 в Александрийском т-ре играл внук М. С. Щепкина -Михаил Александрович Щ. (1853-1917), был составителем первого сборника документов о Щепкине (изд. Суворина, СПБ, 1914; в этом сб. помещена статья Михаила Александровича о М. С. Щепкине). Артистками моек. Малого т-ра были внучки Щепкина - Евгения Николаевна (в Малом т-ре с 1872), Александра Петровна (в замужестве Черневская, по сцене Щепкина 1-я; г. рожд. неизв.- ум. 1930; в Малом т-ре в 1877-1903) и Евгения Петровна (в замужестве Дружинина, по сцене Щ е п к и-н а 2-я; 1863-1945, в Малом т-ре в 1893-1911). Правнучка Щ.- писательница, драматург, переводчик Татьйна Львовна Щепкина-Куперник. В Малом т-ре выступали сестра Щепкиной-Куперник - Александра Львовна Щ. (р. 1880 - умерла в Польше после 2-й мировой войны, в Малом т-ре в 1909-18) и др. правнучка Щ.-Е лена Николаевна Щ. (р. 1889; в Малом т-ре в 1930-63). С 1939 здесь работает е„ дочь Александра Алекса ндровнаЩ. (р. 1917). А. Кл. ЩЕРБАКОВ, Георгий (Юрий) Борисович (р. 22. VIII. 1917) - рус. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт. БССР (1963), засл. деят. иск-в БССР (1959). В 1939 окончил реж. ф-т ГИТИСа (педагоги Ф. Н. Каверин и В. Г. Сахновский). В 1939-42 руководил т-ром Дальневосточного военного округа. Пост. спектакли: "Человек с ружь„м" и "Кремл„вские куранты" (исполнял роль В. И. Ленина), "Парень из нашего города", "Мещанин во дворянстве". В 1943 работал в Моск. фронтовом драматич. т-ре ГИТИСа, автор композиции "Ленин" (по пьесе "Человек с ружь„м"), в к-рой исполнил роль В. И. Ленина. В 1943-47 работал в МХАТе. В 1947-49 - гл. реж. Вильнюсского рус. драм. т-ра. В 1958-62 -гл. реж. Т-ра им. Я. Коласа, в 1962-64 - Т-ра им. Я. Купалы. Пост. спектакли: "Такая любовь" Когоута (1958), "Битва в пути" Николаевой (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Лявониха" Данилова (1962), "Криницы" Шамякина и Щербакова (1961), "Первая страница" Ивантер, "Друзья и годы" Л. Зорина, "Русские люди"; "Вс„ хорошо, что хорошо кончается" Шекспира (все в 1962-64), "Конец - делу венец" Шекспира (1966, Моск. т-р им. Гоголя). В 1944 начал педагогич. работу. В 1953-58 работал в кино. Лит.: Драматический театр Дальневосточного военного округа, 1937-1962, Хабаровск, 1962. ЩЕРБАЧ‚В, Владимир Владимирович [12(24).!. 1889-5.III.1952] - рус. сов. композитор, педагог. В 1914 окончил Петерб. консерваторию (класс композиции А. К. Лядова и М. О. Штейнберга). Был концертмейстером "Русского балета Сергея Дягилева", с к-рым гастролировал в Париже, Риме, Лондоне, Монте-Карло. В 1918-23 - зав. муз. частью Пет-рогр. передвижного т-ра. Автор муз. комедии "Табачный капитан" (1942, Моск. т-р оперетты). Автор музыки к фильмам и драм. спектаклям: "Суворов" Бахтерева и Разумовского (1939), "Князь Мстислав Удалой" Прута (1942), "Великий государь" Соловь„ва (1945) - в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. С 1912 в„л педагогич. работу. В 1923-31 и 1944-48 - профессор класса композиции Ленингр., в 1931-32 - Тифлисской консерваторий. Среди учеников - Е. А. Мравинскпй, М. И. Чудаки и др. Лит.: Богданов-Березовс ки и В., Путь В. Щербач„ва, "Сов. музыка", 1953, .N" 7; Орлов Г., В." В. Щербач„в. Очерк жизни и творчества, Л., 1959. А. Ив. ЩУКИН, Анатолий Васильевич (р. 6. V. 1923) - рус. сов. акт„р. Засл. арт. РСФСР (1960). С 1940- акт„р Хакасского обл. драм. т-ра им. Лермонтова в Абакане (выступает в рус. и хакасских спектаклях). Роли: Олька ("Акун" Кокова), Павел ("Птица счастья" Кичакова), Кудряш, Дульчин ("Гроза", "Последняя жертва"), Яго, Фердинанд; Ильяс ("Топол„к мой в красной косынке" Айтматова), Мартьянов ("Совесть" по Павловой) и ДР- А. Ив. ЩУКИН, Борис Васильевич [5(17).IV.1894-7.X. 1939] - рус. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1936). Учился в Высшем техннч. уч-ще (с 1913). В годы гражд. войны служил в Красной Армии. В 1920 поступил в драм. студию, руководимую Е. Б. Вахтанговым. Впоследствии - акт„р Театра им. Евг. Вахтангова. Щ.- один из крупнейших представителей сов. реалистич. стиля в акт„рском иск-ве. Первые роли Щ. сделаны под рук. Вахтангова. Влияние эстетики Вахтангова в большой степени сказалось на творчестве акт„ра. Народность и театральность, близость иск-ва Щ. к импровизационной комедии, к нар. буффонаде, использование при„мов гротеска определились уже в исполнении ролей Кюре ("Чудо святого Антония" Метерлинка, 1921), Тартальи ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922), Льва Гурыча ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1924). Ирония, гротеск придавали своеобразие исполнению ролей Шапиро ("Заговор чувств" Олеши, 1929), Лаптева ("Темп" Погодина, 1930), Полония ("Гамлет", 1932). Одна из крупнейших работ Щ.роль солдата, коммуниста Павла Суслова' ("Виринея" Сейфуллиной и Правдухина, 1925) - простого деревенского парня, становящегося представителем Сов. власти. Акт„р передавал живые черты нар. характера, показывал процесс духовного развития самобытного человека. Роль Антона ("Барсуки" Леонова, 1927) открыла галерею драматических образов Щ., характеризующихся строгой реалистической манерой исполнения. Роли капитана Берсенева ("Разлом", 1927), Малько ("Дал„кое" Афиногенова, 1930) и Кожина ("Большой день" Кпр-шона, 1937) отличаются строгостью и отточенностью рисунка, глубоким драматизмом. Образ капитана Берсенева, надел„нный сложными психологически тонкими чертами, нес в себе большие этические и духовные ценности старой культуры. В эти же годы Щ. играл комедийные роли, в к-рых раскрылись присущие ему театральность, острота, вахтанговское начало. В 1932 Щ. создал образ Егора Булычева, ставший этапом советского театр. искусства. В гггом образе обе стороны Страницы: «« « 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |