|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 » »» В 1964 на базе Э. с. л. создан Научно-исследовательский отдел
театральной технологии и техники при Гипротеатре. В. Ul.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение, выявление) -
направление в иск-ве и лит-ре, возникшее в Германии в 10-е гг. 20 в.
Непосредств. предпосылки Э.- резко усилившееся в нач. 20 в. недовольство
демократич. интеллигенции общественно-политич. жизнью и культурным
развитием Германии, где торжествовали циничное стяжательство, мещанское
самодовольство, расширялась шовинистич. милитаристская пропаганда,
происходил процесс бюрократизации, обуржуазивания верхушки
социал-демо-кратич. партии; кризис обществ, и научного сознания,
вызванный экономич. и политич. кризисами, развитием естественных наук,
получивший выражение в субъективистских философских учениях Ф. Ницше, 3.
Фрейда, Э. Маха, в идеалистич. феноменологии Э. Гуссерля.
Э. возникал в полемике против натурализма и против эстетского ухода
от действительности, провозглашаемого символистами, неоромантиками,
сторонниками "искусства для искусства". Он не имел целостной
идейно-эстетич. программы, развивался как движение, захватившее самых
разных по философским и политич. взглядам литераторов и художников,
к-рых объединяло открыто враждебное отношение к нем. действительности,
стремление создавать иск-во, выражающее "сокровенный" смысл жизни,
способное активно воздействовать на читателей, зрителей, иск-во
"проповедническое", вызывающее гнев или энтузиазм. В развитии
драматургии нем. Э. в ранний довоенный период заметны два направления: в
драмах "Нищий" Р. Зорге (1912), "Юноша" (1913), "Сын" (1914) В.
Га-зенклевера воплощены гл. обр. отвлеч„нно философская этич.
проблематика, а также противоречия между "отцами" и "детьми", смятение
одиноких героев, окруж„нных чуждой, враждебной средой; пьесы же К.
Штернхейма "Панталоны" (1911), "Шкатулка" (1912), "Бюргер Шиппель"
(1912), "Сноб" (1913) отличаются социально-бытовой и психологич.
конкретностью, остро сатирич. гротеском. Новый этап в развитии
экспрессионистской драматургии наступает в годы 1-й мировой войны и
революц. подъ„ма 1918-21. Отвлеч„нная философичность, наивно
пацифистский гуманизм характерны для пьес Ф. Верфеля "Человек из
зеркала" (1920) и Э. Барлаха "Бедный родич" (1918), "Настоящие
Зедемунды" (1920). Им противостоят ис-торич. или условно аллегорич.
драмы, в к-рых ставятся социальные проблемы: "Спаситель" (1916) и
"Антигона" (1917) Газенклевера, "Граждане Кале" (1914), "Коралл" (1918),
"Газ I" (1918), "Газ II" (1920) Кайзера, "Род" (1916), "Площадь" (1920)
Ф. Унру. Во мн. экспрессионистских пьесах этого времени - "Морской бой"
Р. Геринга (1917), "Не признающие насилия" Л. Рубинера (191S),
"Преобразование" Э. Тол-лера (1919) выражены мечты о решит, изменении
обществ. порядка, о социализме и всеобщем мире, а также пацифистские
идеи. Большинство драматургов, примыкавших к Э., были противниками войны
и нем. милитаризма. Многие из них стали деятельными участниками
революции (Бехер, Толлер, Вольф, Рубинер). Вместе с тем
экспрессионистское мировосприятие характеризовалось наивным гуманизмом,
стремлением к "духовной", не насильственной борьбе.
Последний период развития Э.- годы угасания революц. движения.
Наиболее значит, экспрессионистские пьесы этого периода - "Рабочие,
солдаты, крестьяне" Бехера (1921), "Человек-масса" (1921), "Разрушктели
машин" (1922), "Хинкеманн" (1923), "Гоп-ля", мы жив„м!" (1927) Толлера,
"Бедный Конрад" Ф. Вольфа (1924) - посвящены политич. и со-циально-этич.
проблемам: неизбежность и трагичность революц. насилия, противоречие
между личностью и коллективом, героем и массой, преодоление пессимизма,
возникающего после поражения революции, и т. п.
Для драматургии Э. характерны общие черты: открытое выражение ведущей
идеи (философской, политич., нравственной, религиозной), к-рая
становится гл. содержанием драмы; обнажены (нередко до схемы) коллизии,
развивающиеся обычно в условной исторической или фантастической,
сказочной обстановке. Авторы не стремятся к индивидуализации персонажей,
к-рые иногда не имеют им„н ("отец", "сын", "мать", "девушка" и т. п.) и
становятся обобщ„нными "рупорами идей", язык приподнят, напряж„нно
патетичен.
Те же черты свойственны и театр. иск-ву Э. Режисс„ры, художники,
акт„ры отказывались от бытовой и историч. достоверности обстановки, от
создания конкретных характеров. Одним из нововведений т-ра Э. стало
применение луча прожектора, высвечивающего участки т„мной сцены или
отдельных персонажей. Первый спектакль в стиле Э. был осуществл„н О.
Кокоткой, поставившим в 1908 в Вене свою пьесу "Сфинкс и чучело".
Экспрессионистские при„мы нек-рое время использовал М. Рейнхардт в пост.
пьес Шекспира, Шиллера, Г. Бюхнера, Р. Роллана. Известный
режисс„р-экспрессионист Л. Йеснер ставил (с 1919) в "Штаатстеатре"
экспрессионистские пьесы и классич. драматургию, применяя геометрич.
конструкции, выделяя эпизоды и отдельных персонажей для действенного
выражения гл. идей.
Драматургия и т-р Э. подвергались критике. Б. Брехт и Э. Пискатор, в
молодости испытавшие влияние Э., осуждали его за абстрактность,
идеалистич. утопизм, ходульную высокопарность, игнорирование реальной
действительности. Венг. философ и лит. критик Д. Лукач, нем. критик А.
Курелла характеризовали Э. как декадентское и реакц. течение.
Консервативная и фашистская печать называла Э. "культу
р-болыпевизмом", "враждебным германскому духу". В годы гитлеризма книги,
пьесы, живопись и скульптура Э. запрещались и уничтожались. Большинство
представителей Э. эмигрировало или подвергалось преследованиям. После
1945 в ГДР, ФРГ и др. странах (Австрия, Швейцария, США) возрастает
интерес к теоретич. и творч. наследию нем. Э. Пьесы Кайзера, Штернхейма,
Газенклевера, Толлера ставят в т-рах ГДР и ФРГ, издаются многочисл.
исследования об Э. Влияние драматургии, театр. опыта и эсте-тич.
принципов Э. заметно в творчестве совр. драматургов: П. Хакса (ГДР), В.
Борхерта, М. Вальзера, П. Вейса (ФРГ), М. Фриша, Ф. Дюрренматта, У.
Бехера (Швейцария).
Лит.: Вальцель О., Импрессионизм и экспрессионизм в современной
Германии (1890-1920), пер. с нем., М., 1922; Гвоздев А., Театр
послевоенной Германии, М.-Л., 1933, с. 27-49; его же. Экспрессионизм в
немецкой драме, "Современный запад", М., 1922, кн. 1; Коган П. С., О
социальной драме, "Красная Новь", 1923, кн. 4; М а р к о в П.,
Современная экспрессионистская драма в Германии, "Искусство", М., 1923,
ј 1; е г о же, Театроведение в современной Германии, "Наука и иск-во",
1926, Na l; Пискатор Э., Основание социологической драматургии,
"Советский театр", 1931, ј 5-6; Рейх Б., О современном немецком театре,
Страницы: «« « 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |