Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 » »» В 1964 на базе Э. с. л. создан Научно-исследовательский отдел театральной технологии и техники при Гипротеатре. В. Ul. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение, выявление) - направление в иск-ве и лит-ре, возникшее в Германии в 10-е гг. 20 в. Непосредств. предпосылки Э.- резко усилившееся в нач. 20 в. недовольство демократич. интеллигенции общественно-политич. жизнью и культурным развитием Германии, где торжествовали циничное стяжательство, мещанское самодовольство, расширялась шовинистич. милитаристская пропаганда, происходил процесс бюрократизации, обуржуазивания верхушки социал-демо-кратич. партии; кризис обществ, и научного сознания, вызванный экономич. и политич. кризисами, развитием естественных наук, получивший выражение в субъективистских философских учениях Ф. Ницше, 3. Фрейда, Э. Маха, в идеалистич. феноменологии Э. Гуссерля. Э. возникал в полемике против натурализма и против эстетского ухода от действительности, провозглашаемого символистами, неоромантиками, сторонниками "искусства для искусства". Он не имел целостной идейно-эстетич. программы, развивался как движение, захватившее самых разных по философским и политич. взглядам литераторов и художников, к-рых объединяло открыто враждебное отношение к нем. действительности, стремление создавать иск-во, выражающее "сокровенный" смысл жизни, способное активно воздействовать на читателей, зрителей, иск-во "проповедническое", вызывающее гнев или энтузиазм. В развитии драматургии нем. Э. в ранний довоенный период заметны два направления: в драмах "Нищий" Р. Зорге (1912), "Юноша" (1913), "Сын" (1914) В. Га-зенклевера воплощены гл. обр. отвлеч„нно философская этич. проблематика, а также противоречия между "отцами" и "детьми", смятение одиноких героев, окруж„нных чуждой, враждебной средой; пьесы же К. Штернхейма "Панталоны" (1911), "Шкатулка" (1912), "Бюргер Шиппель" (1912), "Сноб" (1913) отличаются социально-бытовой и психологич. конкретностью, остро сатирич. гротеском. Новый этап в развитии экспрессионистской драматургии наступает в годы 1-й мировой войны и революц. подъ„ма 1918-21. Отвлеч„нная философичность, наивно пацифистский гуманизм характерны для пьес Ф. Верфеля "Человек из зеркала" (1920) и Э. Барлаха "Бедный родич" (1918), "Настоящие Зедемунды" (1920). Им противостоят ис-торич. или условно аллегорич. драмы, в к-рых ставятся социальные проблемы: "Спаситель" (1916) и "Антигона" (1917) Газенклевера, "Граждане Кале" (1914), "Коралл" (1918), "Газ I" (1918), "Газ II" (1920) Кайзера, "Род" (1916), "Площадь" (1920) Ф. Унру. Во мн. экспрессионистских пьесах этого времени - "Морской бой" Р. Геринга (1917), "Не признающие насилия" Л. Рубинера (191S), "Преобразование" Э. Тол-лера (1919) выражены мечты о решит, изменении обществ. порядка, о социализме и всеобщем мире, а также пацифистские идеи. Большинство драматургов, примыкавших к Э., были противниками войны и нем. милитаризма. Многие из них стали деятельными участниками революции (Бехер, Толлер, Вольф, Рубинер). Вместе с тем экспрессионистское мировосприятие характеризовалось наивным гуманизмом, стремлением к "духовной", не насильственной борьбе. Последний период развития Э.- годы угасания революц. движения. Наиболее значит, экспрессионистские пьесы этого периода - "Рабочие, солдаты, крестьяне" Бехера (1921), "Человек-масса" (1921), "Разрушктели машин" (1922), "Хинкеманн" (1923), "Гоп-ля", мы жив„м!" (1927) Толлера, "Бедный Конрад" Ф. Вольфа (1924) - посвящены политич. и со-циально-этич. проблемам: неизбежность и трагичность революц. насилия, противоречие между личностью и коллективом, героем и массой, преодоление пессимизма, возникающего после поражения революции, и т. п. Для драматургии Э. характерны общие черты: открытое выражение ведущей идеи (философской, политич., нравственной, религиозной), к-рая становится гл. содержанием драмы; обнажены (нередко до схемы) коллизии, развивающиеся обычно в условной исторической или фантастической, сказочной обстановке. Авторы не стремятся к индивидуализации персонажей, к-рые иногда не имеют им„н ("отец", "сын", "мать", "девушка" и т. п.) и становятся обобщ„нными "рупорами идей", язык приподнят, напряж„нно патетичен. Те же черты свойственны и театр. иск-ву Э. Режисс„ры, художники, акт„ры отказывались от бытовой и историч. достоверности обстановки, от создания конкретных характеров. Одним из нововведений т-ра Э. стало применение луча прожектора, высвечивающего участки т„мной сцены или отдельных персонажей. Первый спектакль в стиле Э. был осуществл„н О. Кокоткой, поставившим в 1908 в Вене свою пьесу "Сфинкс и чучело". Экспрессионистские при„мы нек-рое время использовал М. Рейнхардт в пост. пьес Шекспира, Шиллера, Г. Бюхнера, Р. Роллана. Известный режисс„р-экспрессионист Л. Йеснер ставил (с 1919) в "Штаатстеатре" экспрессионистские пьесы и классич. драматургию, применяя геометрич. конструкции, выделяя эпизоды и отдельных персонажей для действенного выражения гл. идей. Драматургия и т-р Э. подвергались критике. Б. Брехт и Э. Пискатор, в молодости испытавшие влияние Э., осуждали его за абстрактность, идеалистич. утопизм, ходульную высокопарность, игнорирование реальной действительности. Венг. философ и лит. критик Д. Лукач, нем. критик А. Курелла характеризовали Э. как декадентское и реакц. течение. Консервативная и фашистская печать называла Э. "культу р-болыпевизмом", "враждебным германскому духу". В годы гитлеризма книги, пьесы, живопись и скульптура Э. запрещались и уничтожались. Большинство представителей Э. эмигрировало или подвергалось преследованиям. После 1945 в ГДР, ФРГ и др. странах (Австрия, Швейцария, США) возрастает интерес к теоретич. и творч. наследию нем. Э. Пьесы Кайзера, Штернхейма, Газенклевера, Толлера ставят в т-рах ГДР и ФРГ, издаются многочисл. исследования об Э. Влияние драматургии, театр. опыта и эсте-тич. принципов Э. заметно в творчестве совр. драматургов: П. Хакса (ГДР), В. Борхерта, М. Вальзера, П. Вейса (ФРГ), М. Фриша, Ф. Дюрренматта, У. Бехера (Швейцария). Лит.: Вальцель О., Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920), пер. с нем., М., 1922; Гвоздев А., Театр послевоенной Германии, М.-Л., 1933, с. 27-49; его же. Экспрессионизм в немецкой драме, "Современный запад", М., 1922, кн. 1; Коган П. С., О социальной драме, "Красная Новь", 1923, кн. 4; М а р к о в П., Современная экспрессионистская драма в Германии, "Искусство", М., 1923, ј 1; е г о же, Театроведение в современной Германии, "Наука и иск-во", 1926, Na l; Пискатор Э., Основание социологической драматургии, "Советский театр", 1931, ј 5-6; Рейх Б., О современном немецком театре, Страницы: «« « 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |