Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663   2664  2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671   2672   2673   2674  » »»

   В 1964  на  базе  Э.  с.  л.  создан  Научно-исследовательский  отдел
театральной технологии и техники при Гипротеатре. В. Ul.
   ЭКСПРЕССИОНИЗМ  (от  лат.  expressio  -   выражение,   выявление)   -
направление в иск-ве и лит-ре, возникшее в Германии в  10-е  гг.  20  в.
Непосредств. предпосылки Э.- резко усилившееся в нач. 20 в. недовольство
демократич.  интеллигенции  общественно-политич.  жизнью  и   культурным
развитием Германии, где торжествовали циничное стяжательство,  мещанское
самодовольство,  расширялась  шовинистич.   милитаристская   пропаганда,
происходил    процесс    бюрократизации,     обуржуазивания     верхушки
социал-демо-кратич.  партии;  кризис  обществ,  и   научного   сознания,
вызванный экономич. и политич. кризисами, развитием  естественных  наук,
получивший выражение в субъективистских философских учениях Ф. Ницше, 3.
Фрейда, Э. Маха, в идеалистич. феноменологии Э. Гуссерля.
   Э. возникал в полемике против натурализма и против  эстетского  ухода
от  действительности,  провозглашаемого  символистами,   неоромантиками,
сторонниками  "искусства  для   искусства".   Он   не   имел   целостной
идейно-эстетич. программы, развивался как  движение,  захватившее  самых
разных по философским и  политич.  взглядам  литераторов  и  художников,
к-рых объединяло открыто враждебное отношение к  нем.  действительности,
стремление  создавать  иск-во,  выражающее  "сокровенный"  смысл  жизни,
способное  активно  воздействовать  на   читателей,   зрителей,   иск-во
"проповедническое",  вызывающее   гнев   или   энтузиазм.   В   развитии
драматургии нем. Э. в ранний довоенный период заметны два направления: в
драмах  "Нищий"  Р.  Зорге  (1912),  "Юноша"  (1913),  "Сын"  (1914)  В.
Га-зенклевера  воплощены   гл.   обр.   отвлеч„нно   философская   этич.
проблематика, а также противоречия между "отцами" и  "детьми",  смятение
одиноких героев, окруж„нных  чуждой,  враждебной  средой;  пьесы  же  К.
Штернхейма  "Панталоны"  (1911),  "Шкатулка"  (1912),  "Бюргер  Шиппель"
(1912),  "Сноб"  (1913)  отличаются  социально-бытовой   и   психологич.
конкретностью,  остро  сатирич.  гротеском.  Новый   этап   в   развитии
экспрессионистской драматургии наступает в  годы  1-й  мировой  войны  и
революц.   подъ„ма   1918-21.   Отвлеч„нная    философичность,    наивно
пацифистский  гуманизм  характерны  для  пьес  Ф.  Верфеля  "Человек  из
зеркала"  (1920)  и  Э.  Барлаха  "Бедный  родич"   (1918),   "Настоящие
Зедемунды" (1920). Им  противостоят  ис-торич.  или  условно  аллегорич.
драмы, в  к-рых  ставятся  социальные  проблемы:  "Спаситель"  (1916)  и
"Антигона" (1917) Газенклевера, "Граждане Кале" (1914), "Коралл" (1918),
"Газ I" (1918), "Газ II" (1920) Кайзера, "Род" (1916), "Площадь"  (1920)
Ф. Унру. Во мн. экспрессионистских пьесах этого времени - "Морской  бой"
Р.  Геринга  (1917),  "Не  признающие  насилия"  Л.   Рубинера   (191S),
"Преобразование" Э. Тол-лера (1919) выражены мечты  о  решит,  изменении
обществ. порядка, о социализме и всеобщем  мире,  а  также  пацифистские
идеи. Большинство драматургов, примыкавших к Э., были противниками войны
и  нем.  милитаризма.  Многие  из  них  стали  деятельными   участниками
революции   (Бехер,   Толлер,   Вольф,   Рубинер).    Вместе    с    тем
экспрессионистское мировосприятие характеризовалось наивным  гуманизмом,
стремлением к "духовной", не насильственной борьбе.
   Последний  период  развития  Э.-  годы  угасания  революц.  движения.
Наиболее значит, экспрессионистские  пьесы  этого  периода  -  "Рабочие,
солдаты, крестьяне" Бехера (1921), "Человек-масса" (1921),  "Разрушктели
машин" (1922), "Хинкеманн" (1923), "Гоп-ля", мы жив„м!" (1927)  Толлера,
"Бедный Конрад" Ф. Вольфа (1924) - посвящены политич. и со-циально-этич.
проблемам: неизбежность и  трагичность  революц.  насилия,  противоречие
между личностью и коллективом, героем и массой, преодоление  пессимизма,
возникающего после поражения революции, и т. п.
   Для драматургии Э. характерны общие черты: открытое выражение ведущей
идеи   (философской,   политич.,   нравственной,   религиозной),   к-рая
становится гл. содержанием драмы; обнажены (нередко до схемы)  коллизии,
развивающиеся  обычно  в  условной  исторической   или   фантастической,
сказочной обстановке. Авторы не стремятся к индивидуализации персонажей,
к-рые иногда не имеют им„н ("отец", "сын", "мать", "девушка" и т. п.)  и
становятся  обобщ„нными  "рупорами  идей",  язык  приподнят,  напряж„нно
патетичен.
   Те же черты свойственны и  театр.  иск-ву  Э.  Режисс„ры,  художники,
акт„ры отказывались от бытовой и историч. достоверности  обстановки,  от
создания конкретных характеров. Одним  из  нововведений  т-ра  Э.  стало
применение луча прожектора,  высвечивающего  участки  т„мной  сцены  или
отдельных персонажей. Первый спектакль в стиле  Э.  был  осуществл„н  О.
Кокоткой, поставившим в 1908  в  Вене  свою  пьесу  "Сфинкс  и  чучело".
Экспрессионистские при„мы нек-рое время использовал М. Рейнхардт в пост.
пьес   Шекспира,   Шиллера,   Г.   Бюхнера,   Р.   Роллана.    Известный
режисс„р-экспрессионист Л.  Йеснер  ставил  (с  1919)  в  "Штаатстеатре"
экспрессионистские пьесы и  классич.  драматургию,  применяя  геометрич.
конструкции, выделяя эпизоды и  отдельных  персонажей  для  действенного
выражения гл. идей.
   Драматургия и т-р Э. подвергались критике. Б. Брехт и Э. Пискатор,  в
молодости  испытавшие  влияние  Э.,  осуждали  его   за   абстрактность,
идеалистич. утопизм, ходульную  высокопарность,  игнорирование  реальной
действительности. Венг. философ и лит. критик Д. Лукач, нем.  критик  А.
Курелла характеризовали Э. как декадентское и реакц. течение.
   Консервативная   и   фашистская   печать    называла    Э.    "культу
р-болыпевизмом", "враждебным германскому духу". В годы гитлеризма книги,
пьесы, живопись и скульптура Э. запрещались и уничтожались.  Большинство
представителей Э. эмигрировало или  подвергалось  преследованиям.  После
1945 в ГДР, ФРГ и  др.  странах  (Австрия,  Швейцария,  США)  возрастает
интерес к теоретич. и творч. наследию нем. Э. Пьесы Кайзера, Штернхейма,
Газенклевера, Толлера ставят в т-рах  ГДР  и  ФРГ,  издаются  многочисл.
исследования  об  Э.  Влияние  драматургии,  театр.  опыта  и  эсте-тич.
принципов Э. заметно в творчестве совр. драматургов: П. Хакса (ГДР),  В.
Борхерта, М. Вальзера, П. Вейса (ФРГ),  М.  Фриша,  Ф.  Дюрренматта,  У.
Бехера (Швейцария).
   Лит.: Вальцель  О.,  Импрессионизм  и  экспрессионизм  в  современной
Германии  (1890-1920),  пер.  с  нем.,  М.,  1922;  Гвоздев  А.,   Театр
послевоенной Германии, М.-Л., 1933, с. 27-49; его же.  Экспрессионизм  в
немецкой драме, "Современный запад", М., 1922, кн. 1;  Коган  П.  С.,  О
социальной драме, "Красная Новь",  1923,  кн.  4;  М  а  р  к  о  в  П.,
Современная экспрессионистская драма в Германии, "Искусство", М.,  1923,
ј 1; е г о же, Театроведение в современной Германии, "Наука  и  иск-во",
1926,  Na  l;  Пискатор  Э.,  Основание   социологической   драматургии,
"Советский театр", 1931, ј 5-6; Рейх Б., О современном немецком  театре,

Страницы: «« « 2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663   2664  2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671   2672   2673   2674  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия