Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669  2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679  » »»

   После триумфальных выступлений в Петербурге и Москве  (1848-51),  где
жизнерадостное иск-во Э. было принято восторженно,  Э.  вскоре  покинула
сцену.
   Лит.: Красовская В.,  Русский  балетный  театр  от  возникновения  до
середины XIX века, Л.-М., 1958; e e ж е, Русский балетный  театр  второй
половины XIX века Л.- М., 1963; ХудековС., История танцев, ч. 3, П. [191
о], с. 147-69; Ростопчина, Фанни Эльслер,  М.  1851;  Скальковский  К.,В
театральном мире,СПБ 1899, с. XXII; Beaumont С. W., Fanny  Elssler,  L.,
1931
   E r h a r d A., Fanny Elssler. Das Leben einer Tanzerin, Munch., 1910
(франц. изд., Р., 1909). ffam. P.
   ЭЛЬСНЕР  (Eisner),   Юзеф   (29.VI.1769-18.   I   V.   1854)-польский
композитор, дириж„р, педагог и муз. деятель. Учился игре  на  скрипке  и
органе, участвовал  в  капелле  доминиканского  монастыря  во  Вроцлаве.
Работал в Вене, затем в Брно. С 1792 стал дириж„ром нем.  оперного  т-ра
во Львове. Первые его  оперы  "Удивительные  братья"  на  собств.  текст
(1794, Львовский оперный т-р) и "Переодетый султан" (1796, там же) имели
успех.
   В 1799 Э. стал дириж„ром Варшавской оперы (до 1824). С этого  времени
его творчество тесно связано с историей  польского  оперного  т-ра.  Под
упр. Э. исполнялись произв. итал. композиторов, а также его собственные,
среди которых оперы - "Изка-хар, король Гуаксары"  и  "Султан  Вам  пум"
(1800). Э. - автор мелодрам:
   "Нурзахад" (1805),  "Соломонов  суд"  (1806);  историч.  опер:  "Карл
Великий и Ви-тыкинд" (1807), "Освобожд„нный Рим, или Возвращение воинов"
(1809), "Лешек Белый,  или  Чародейка  с  Лысой  горы"  (1809),  "Король
Локетек" (1818), "Ягелло в Тенчине" (1820), "Жертвоприношение Авраа  ма"
(1821);  водевилей:  "Старый  ветреник"  (1805),  "Завтрак   ветреников"
(1807), "Семь раз один" (1805), "Ка-балист" (1813) и др. произведений.
   Творчество Э., основанное на польском фольклоре, подготовило создание
польской  оперной  классики.  Э.  был  основателем  нотопечатни   (1803,
Варшава). В„л педагогич. работу. С 1818  был  ректором  Школы  музыки  и
драматического  искусства,  в  1821-27-  Ин-та   музыки   и   декламации
(Варшава);  в  1827-31-профессор  и  ректор  Главной  школы  музыки  при
Варшавском ун-те.  Воспитал  поколение  польских  музыкантов,  в  т.  ч.
композиторов Ф, Шопена, П.  Вейнерта,  Т.  Нидецкого,  И.  Добжиньского.
Автор теоретич. работ.
   Лит.: Б э л з а И. Ф., История польской музыкальной культуры, т. 1-2,
М., 1954-57; Hoesick F., Z papierow po Eisnerze.  1769-1854.  Przyczynki
do historyi teatru i muzyki w Polsce, Warsz., 1901; N o w a  k-R  o-m  a
nowie z A., Jozef Eisner, Kr., [1957J. Л. Коз.
   ЭЛЬСТОН, Лев Михаилович  [р.  12(25).II.1900]-  рус.  сов.  режисс„р.
Засл. деят. иск-в Карел. АССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В.
1921  окон-чил  драм.  студию  под  рук.  Н.  И.   Соболыцикова-Самарина
(Одесса). С 1922 работает как режисс„р. Принимал участие в организации и
был худ. рук, Уральского рабочего реалистического т-ра (Свердловск,
   1924-36).  В  последующие  годы  руководил  драм.  т-рамн  в  Тамбове
(1937-44), Симферополе (1944- 1949), Кирове (1949-53),Орле (1953-58).  С
1958 работает в Гомельском т-ре (в 1958-62-гл. реж. этого т-ра).
   Пост.: "Победители"  Чирскова  (1945),  "Человек  с  ружь„м"  (1947):
"Макар Дубрава" Корнейчука  (1950),  "Семья"  Попова  (1951),  "Ромео  и
Джульетта"  Шекспира  (1952),  "Женитьба"  (1952),  "Двенадцатая  ночь";
"Канун грозы" Ма-ляревского, "Дорогой бессмертия" Брагина и Товстоногова
(все  в  1953),  "Дон  Карлос"  (1955);  "Принцесса   Турандот"   Гоцци,
"Кремл„вские куранты" (оба в  1956);  "Крепостные  акт„ры"  Ульянинского
(1957), "Интервенция" Славина (1957), "Угрюм-река"  по  Шишкову  (1958),
"Собака на сене" Лопе де Вега (1959),  "Человек  в  отставке"  Софронова
(I960) "Океан" Штейна, "Именем Революции" Шатрова (оба в 1962). - E. X.
   ЭМАН (ohman),  Мартин  (р.  4.IX.1887)-швед.  артист  оперы  (тенор).
Придворный певец (1933).  Музыке  учился  в  Стокгольмской  (1907-09)  и
Миланской (1911-14) консерваториях. В 1917-19 и 1920- 1923 пел в Большом
т-ре Г„теборга; в 1919-20 и1927- 1940 (периодически)-в Швед. королевской
опере     (Стокгольм).     Выступал     на     сценах      т-ров:      в
1924-25-"Метрополитен-опера", в 1925-28- Гор. оперы, а в 1928- 1937-Гос.
оперы в Берлине. Обладал сильным голосом матового тембра, создавал разл.
музыкально-сценич.  образы  (лирнко-комедийные   и   героико-драматич.).
Исполнял партии п в операх и в опереттах.
   Партии:  Тангейзер,  Лоэнгрин,  Зигфрид  (о.   п.   Вагнера),   Калаф
("Турандот" Пуччини), Самсон ("Самсон  и  Далила"  Сен-Санса),  Радамес,
Канио, Каварадосси, Рудольф,  Герман,  Хозе;  Гофман  ("Сказки  Гофмана"
Оффенбаха), Эйзенштейн ("Летучая мышь"  Штрауса),  Ян  ("Нищий  студент"
Милл„кера), принц Соу Хон ("В стране улыбок" Легара).
   В„л концертную деятельность. Гастролировал в Лондоне, Париже, Вене  и
др. городах. Снимался в кино. Вед„т педагогпч. работу. Вл. О.
   ЭМАНПН, Алексей Михайлович [р. 31.XII.1905 (13.1.1906)] -  рус.  сов.
акт„р. Нар. арт. Коми АССР  (1947).  В  1923  окончил  Рировский  театр.
техникум. В 1923-27 работал в передвижном т-ре драмы  Вятской  области.В
1927-29 -акт„р Ташкентского ТЮЗа, затем Ашхабадского рус. т-ра.  С  1931
работает в республике Коми, в  рус.  т-рах  Сыктывкара,  Ухты,  Инты.  В
1934-40-акт„р Курского  т-ра.  С  1960  руководит  кукольным  т-ром  при
республиканской филармонии.
   Роли: Робинзон ("Бесприданница"), Сенечка Перчаткин ("Чужой  реб„нок"
Шкваркина),   Шмага,   Счастливцев,   Боб-чинский;   Арлекин,   Фелиберт
("Забавный  случай",   "Лгун"   Гольдони),   Оргон   ("Тартюф"),   Косме
("Дама-невидимка" Кальдерона), Перчихин ("Мещане"), Галушка  ("В  степях
Украины" Корнейчука), Яша ("Весна в Москве" Гусева), Чижов ("Раскинулось
море широко" Вишневского и др.), Шольц ("Иначе жить нельзя"  Софронова),
Леонид Борисович ("Машенька") н др. С. 77.
   ЭМАНТС  (Emants),  Марселлус  (12.VIII.1848-14.X.   1923)   -   голл.
писатель, драматург. Основоположник натурализма в голл.  драматургии.  В
1875-80 издавал журн. "Знамя",в  к-ром  пропагандировал  эстетику  этого
направления. Как драматург дебютировал в  1872  комедией  "Юные  сердца"
(1888, Роттердам). Автор драм: "Юлиан Отступник" (соч. 1874), "Приличие"
(1890, т-р "Тиволи", Амстердам), "Всесилие глупости" (1904,  Амстердам),
"Из-за людей" (1916, труппа  "Хагеспелерс"),  "Любовные  письма"  (1917,
труппа "Сцена", Амстердам) и др. Холодный анализ заменяет в этих  пьесах
живое  чувство,  объяснение  человеческих  поступков  в  них  ограничено
биологизмом,  доходящим  до  патологии.  Вместе  с  тем  творчество   Э.
определило подъ„м голл. драмы конца 19- нач. 20 вв.  и  в  нек-рой  мере
подготовило драматургию Г. Хейерманса.

Страницы: «« « 2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669  2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия