Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658   2659   2660  2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670  » »»

   Пост.: "Дороти" Стивенсона, муз.. Селлера (1886). "Продавщица"  Дэма,
муз. Кариоса и Монктона  (1894),  "Гейша"  Холла,  муз.  Джонса  (1896),
"Вес„лая вдова" Легара (1907), "Принцесса доллара" де Фальи и др. ф. /f.
   ЭЗЕРИНЯ (наст. фам.-Я к о б с о н), Эмма (р.  17.III.1898)  -  латыш.
сов. актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1954). В 1922 окончила  латыш.  драм.
курсы под рук. Зелтматиса. С 1922 работала в периферийных т-рах  Латвии.
В 1938 вступила в труппу Нац.  т-ра  (ныне  Латв.  т-р  драмы).  Вначале
играла драматич. роли (Анна Каренина, 1933) и  участвовала  в  опереттах
(Сильва, 1928). В сов. т-ре  в  основном  играла  характерные  роли.  Э.
обладает ярким юмором, достигает сатирич. заострения  образа.  Драматич.
дарование Э. раскрылось в образах Роплайнихи  ("Блудный  сын"  Блаумана,
1962), Бернарды ("Дом Бернарды Альба" Гарсиа Лорки, 1963).
   Др. роли: Кате ("Сын рыбака" по Лацису; Гос. пр. СССР,  .1950),  Анна
("Земля зел„ная") Упита, 1950), Манефа  ("На  всякого  мудреца  довольно
простоты" Островского,  1950),  Смалко  Лавиза  ("К  новому  берегу"  по
Лацису, 1954).
   Лит.: P а ш s е К., Emma Ezerina,  "Teatris  un  dzive".  Almanah  7,
Riga, 1963, Ipp. 121-34. В. X.
   ЭЗОП,  Клодий  (Clodius  Aesopus)  (l  в.   до   н.   э.)-   др.-рим.
акт„р-трагик. Друг Цицерона, к-рого он учил дикции. По отзывам  Цицерона
и более поздних авторов  (Гораций,  Квинтилиан),  Э.  славился  величием
осанки, тщательно разработанной выразит, жестикуляцией,  владел  иск-вом
сильного эмоционально-пси-хологич. воздействия на зрителей. В  описаниях
игры Э. обычно употребляли понятия "серь„зный", "важный"  (см.  Гораций,
Послание II, 82;  Квинтнлпан,  Об  образовании  оратора,  XI,  1,  111).
Сохранились предания о  чрезвычайной  увлеч„нности  Э.  исполняемыми  им
ролями. Особенно успешно играл он в трагедиях Еврипида (Андромаха  в  о.
п., и др.). Последнее выступление Э. на сцене состоялось в 55 г.  до  н.
э. при освящении т-ра, построенного Помпеем.
   Лит.: R i b b е с k  0.,  Die  romische  Tragodie  im  Zeitalter  der
Republik, Lpz., 1886. Лид. Ф.
   ЭЙГЕТ (Agate), Джеймс Эвершед (9.XI.1877-6.VI. 1947) -  англ.  театр.
критик.  Лит.  деятельность  начал  как   театр.   обозреватель   газеты
"Манчестер гардиен", затем "Сатерди ревью", в 1923-47 -  "Санди  тайме".
Составил антологию англ. театр. -критики за 1660- 1932.  Издал  дневник,
к-рый вел с 1932  (в  девяти  книгах).  В  работах  Э.  да„тся  обширный
ннформац. материал по истории англ. т-ра.
   Соч.: Ego, the autobiography of James Agate,  v.  1-9,  L.,  1935-48;
Brief  chronicles.  A  survey  of  the  plays  of  Shakespeare  and  the
Elizabethans in actual performance,  L.,  1943;  Red  letter  nights.  A
survey of the post-Elizabethan drama in actual performance on the London
stage.  1921-  1943,  L.,  1944;  rmmonent  toys.  A  survey  of   light
entertainment on the London stage. 1920-1943, L., 1945; English dramatic
critics. An anthology 1660-1932, L., 1932. Ф.К.
   ЭЙЗЕН, Артур Артурович (р. 8.VI.1927) - рус. сов. артист оперы (бас).
По национальности латыш.  Засл.  арт.  РСФСР  (1957).  Чл.  Коммуннстпч.
партии с 1964. В 1948 окончил Театр. уч-ще им. Б. В. Щукина при Т-ре им.
Вахтангова (акт„рский ф-т,  курс  И.  М.  Толчанова),  в  1956  -  Моск.
консерваторию (вок. ф-т, класс В. М. Политковского). В 1949-57 -  солист
Краснознам„нного ансамбля Сов. Армии им. А. В. Александрова.  В  1957  в
партии Дона Базплио дебютировал на сцене Большого т-ра. Впервые на  сов.
сцене исполнил  в  опере  партию  В.  П.  Ленина  ("Октябрь"  Мурадели).
Свободно  звучащий,  мягкий  бас  Э.  отличается  светлой  прозрачностью
верхов, чистотой интонаций. Обладая драм. талантом, Э. созда„т  выразит,
муз.-сценич. образы.
   Партии: Мельник, Галицкий; Варлаам, Иван Хованский ("Борис  Годунов",
"Хованщина"),  Мефистофель  ("Фауст"),  комиссар  Воробь„в  ("Повесть  о
настоящем  человеке"  Прокофьева),  Пестель   ("Декабристы"   Шапорина),
Баптиста ("Укрощение строптивой" Шебалина) и др.
   Лит.: Абрамов Г., Артур Эйзен, "Сов. музыка", 1956,  .ј  7,  с.  104;
Говорит Артур Эйзен, там. же, 1964, ј 4, с.  152-53;  Г  о  л  у  б  Г.,
Впервые на оперной сцене, "Театр", 1964, ј 8, с. 4-5. А. Ив.
   ЭЙЗЕНШТЕЙН, Сергей Михайлович [10(22).!. 1898-11. II.  1948]  -  рус.
сов. режисс„р, художник, теоретик кино. Засл.-деят. нск-в РСФСР  (1935).
Докт искусствоведения. Учился в Петрогр. ин-те  гражда  ских  инженеров.
Крупнейший деятель сов. кино, своим  творчеством  доказал  связь  иск-ва
кино с т-ро] В 1920 вступил в 1-й Рабочий т-р Пролеткульта, сбл знлся  с
ЛЕФом, работал как художник, оформлю спектакли ("Мексиканец по  Лондону,
1921, и др. Затем поступил  в  Гос.  высшие  режисс„рские  маете]  ские,
возглавляемые В. Э. Мейерхольдом. Э. пос/ в т-ре Пролеткульта спектакли:
"Мудрец" (по комедп Островского  "На  всякого  мудреца  довольно  проста
ты"), "Слышишь, Москва?" и "Противогазы (сценари Э. п С. М.  Третьякова;
пост. на  территории  Моск.  газе  вого  завода).  Спектакли  Э.  носили
гротесково-эксцен трич. характер,  ставились  по  принципу  "монтажа  ат
тракционов". По собств. признанию Э., уроки  и  репе  тиции  Мейерхольда
оказали на него большое влияние методы работы Мейерхольда над спектаклем
сказалпс] на принципе построения сценария и др. художеств  принципах  Э.
Спектакль "Мудрец" был положен в  ос  нову  пост.  им  короткометражного
фильма "Весеннш улыбки Пролеткульта". В  1940  пост.  оперу  "Валькирия"
Вагнера в Большом т-ре (Москва).
   Наибольшую известность  как  режисс„р  получил  в  кино.  Создал  ряд
выдающихся сов. фильмов, в т. ч.:
   "Стачка",  "Броненосец  "Пот„мкин"""   "Александр   Невский",   "Иван
Грозный".
   С 1932 возглавлял кафедру режиссуры во ВГИКе (с  1937  -  профессор).
Гос. пр. СССР (1941 и 1946). Н. Вел.
   ЭЙЗОЛЬДТ (Eisold), Гертруда (30.XI.1870-6.1. 1955)  -  нем.  актриса.
Окончив драматич. класс в Мюнхенской консерватории,  вступила  в  труппу
Мюнхенского придворного т-ра, затем перешла в Мейнпн-генский т-р (в 1890
участвовала в гастролях этого т-ра  в  России).  В  1893-97  работала  в
Штутгартском т-ре, с 1897 в Берлине ("Шиллер-театр", "Лессинг-театр").
   Большое значение для творч. биографин  актрисы  имела  е„  встреча  с
режисс„ром М. Рейнхардтом, к-рый привл„к Э. в 1902 в  организованный  им
Малый  т-р  (Kleines  Theater).  Заняв  в  труппе   Рейнхардта   ведущее
положение, Э. выступала и на сценах др. руководимых им т-ров (Новый т-р,
Нем. т-р, т-р "Каммер-шпиле"). Э.- одна  из  самых  своеобразных  актрис
нем.  сцены.  В  сво„м  творчестве  она  стремилась  передать  тревожную
взволнованность, нервозность, душевное смятение  своих  героинь.  Иногда
подч„ркивала подсознательные мотивы их поведения, исступл„нную  страсть.
Умная, темпераментная актриса, Э. передавала тонкие оттенки чувств. В е„

Страницы: «« « 2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658   2659   2660  2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия