Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658   2659  2660   2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669  » »»

т-ре г. Кашау (ныне Кошице), в 1834  переехал  в  г.  Клуж.  С  1837,  с
момента открытия первого постоянного т-ра в Пеште (с  1840-  Нац.  т-р),
играл на сцене этого т-ра (с перерывом в 1849-51, когда Э. эмигрировал в
Турцию). Начав с остро характерных и комедийных ролей, затем переш„л  на
героич. и трагедийные роли. Э. обладал огромным  темпераментом,  большой
сцеиич. культурой, мастерством. Выступая в трагедиях Шекспира, стремился
раскрыть сложный внутр. мир героев, философски осмыслить сценич.  образы
(Гамлет. Корио-лан - о. п. Шекспира, Отелло, Ричард III,  Лир).  В  роли
Ричарда III, по словам Пет„фи (написал подробную рецензию на  исполнение
этой роли), Э. создал многогранный образ трагич.  героя,  к-рый  гибнет,
словно "лоза, отягощ„нная злодеяния  ми  ,  вызывая  у  зрителя  веру  в
торжество справедливости. Э. пользовался контрастными  при„мами  сценич.
выразительности,  противостоявшими  классицистской   манере   игры   его
партн„ра М. Лендваи. Игра Э., по свидетельству  современников,  была  не
всегда ровной, но в каждом спектакле  акт„р  находил  кульминац.  сцены,
насыщая их эмоциональностью и глубокой мыслью.  Э.  принадлежит  первое,
углубл„нное прочтение ролей нац. репертуара. В пьесе "Банк-бан"  Ка-тоны
он играл сначала роль Отто (1834), затем Петура и  позднее  Банка  (40-е
гг.).
   В последние годы жизни много внимания уделял разработке теории акт„ра
в искусстве; в книге "Акт„рское искусство"  (1866)-  получили  отражение
прогрессивные взгляды Э.
   Соч.: А szineszet konyve, Bdp., 1866. Лит.: В a ye r  J.,  А  nemzeti
jatekszin tor-tenete, kot. 2, Bdp., 1887;  его  же,  Shakespeare  dramai
hazankban, t. 1-2, Bdp., 1909;
   Rakodczay  P.,  Egressy   Gabor   es   kora,   Bdp..   1911;   Magyar
szinhaztortenet. Szerkesztette Hont
   Г., Bdp., J 962; П e т „ ф и Ш., Собр. соч. в 4 тт., пер. с венг., т.
4. Национальный театр. М., 1953, с. 131-35;
   История западноевропейского театра, т. 4, М-,  1964,  с.  360-64.  А.
Гер.
   ЭДЕН (Eeden), Фредерик, ван (3.IV.1860-16.VI. 1932) - голл. писатель,
драматург. Лит. деятельность начал как один из участников движения  80-х
гг. (т. н. -"восьмидесятники"), направленного против старых норм иск-ва,
за утверждение свободы творчества.  В  драматургии  дебютировал  живыми,
остроумными комедиями:  "Сонет"  (1883),  "Студент  дома"  (1886),  "Дон
Торрибио" (1887) и др. Увлечение идеями  утопич.,  затем,  христианского
социализма и толстовства определило направленность стихотворных драм Э.,
в к-рых выдвигается идея  переустройства  человеч.  общества  на  основе
братской любви и равенства. Самая значит,  из  них  -  "Братья"  (1894),
написанная  под  влиянием  "Освобожд„нного  Прометея"  Шелли,  исполнена
ненависти к слепой вере, к жестокой власти бога. В пьесе "Лиоба"  (1897)
Э. призывает к преодолению вражды между людьми  и  индивидуализма  через
самопожертвование. В центре драм "Луч любви" (1907) и "Идеалисты" (1909)
-   конфликт   между   утопич.   стремлениями   личности   и    реальной
действительностью.  В  драме  "Эйсбранд"  (1908)  Э.   отказывается   от
стремления бороться за справедливость. Утопия "Земля обетованная" (1909)
полна горькой  насмешки  над  собств.  неудачной  попыткой  организовать
комму-нистич. колонию. От романтического  протеста  против  общественных
условностей  и  социального  гн„та  Э.  приш„л  в  сво„м  творчестве   к
разочарованию в идеях социализма.
   Лит.: VerwevA., F. Van Eeden, Santpoort, 1939.
   Вл. О.
   ЭДЕР,  Борис  Афанасьевич  (р.  24.VI.1894)  -  сов.  артист   цирка;
укротитель-дрессировщик.  Нар.  арт.  РСФСР   (1939).   Был   акробатом,
гимнастом, создателем  и  исполнителем  гимнастич.  аттракциона  ("Пол„т
вокруг Эйфелевой башни").  Как  укротитель  начал  выступать  в  1932  с
группой   львов.   Э.   отказался   от   старого   метода   дрессировки,
заключающегося в подавлении зверя силой, он  создавал  обстановку  игры,
беседы со зверями, вводил комические, вызывающие смех  зрителей  сценки.
Э. перен„с внимание с групповых действий животных (пирамиды и пр.) на их
сольные выступления (один лев ходит по бутылкам, другой  -  катается  на
шаре, третий - возит на спине укротителя). В 1940 Э. начал  дрессировать
белых медведей (номер "Во льдах  Арктики").  Выступал  также  с  группой
тигров,  леопардов.  Позднее  создал  аттракцион  с   бурыми   медведями
("Канатоходцы под  куполом  цирка")  и  аттракцион  "Львы  и  всадники".
Участвовала работе над фильмами ("Опасные тропы", "Цирк" и др.).
   Соч.: Мои питомцы, М., 1955.
   Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М 3
   ЭДИНБУРГСКИЙ  ФЕСТИВАЛЬ  -  междунар.  фестиваль  музыки   и   драмы.
Проводится в Эдинбурге (Шотландия) ежегодно, начиная с 1947  (в  течение
тр„х недель - с конца августа до середины сентября),  силами  художеств.
об-ва  "Глайндборн  сосайети  лимитед".  В  Э.  ф.   принимали   участие
крупнейшие симфонич. оркестры, выдающиеся солисты и театр. труппы  мира,
включая СССР, а  также  разл.  фольклорные  ансамбли.  В  дни  фестиваля
организуются выставки живописи, скульптуры и т. п. В 1962 муз. часть  Э.
ф. была посвящена творчеству Д. Д. Шостаковича. Л. Б. /7.
   ЭДМАН (Odmann),  Арвид  Фредерик  (18.X.1850-  15.VII.1914)  -  швед.
артист оперы (тенор). Чл. Швед. муз. академии (1897).  Придворный  певец
(1906). Пению учился у Ф.  Арльберга,  Ю.  Гюнтера  и  И.  Хальстр„ма  в
Стокгольме.  В  1873  дебютировал  на  сцене  швед.  Королевской   оперы
(Стокгольм) в "Волшебной флейте" (Тамино); в 1875-87 и  1899-1911ведущий
солист этого т-ра;  в  1887-89  пел  в  Королевском  т-ре  (Копенгаген).
Чистый, светлый, гибкий, почти колоратурный в верхнем регистре голос Э.,
проникновенность и задушевность исполнения определили успех Э. в  лирич.
партиях франц. и итал. опер: Ромео, Фауст ("Ромео и  Джульетта",  о.  п.
Гуно), Джеральд ("Лакме"), Отелло (о. п. Верди), Хозе, Радамес.
   Др. партии: Фра-Дьяволо (о. п.  Обера),  Лионель  ("Марта"  Флотова),
Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Дон Оттавио ("Дон Жуан"),  Альмавива,
Лоэнгрин, Ленский;
   Горный король (о. п. Хальстр„ма) и др.
   Лит.: Н а г d - о d in a n n  A.,  A.  odmann.  Minnesblad,  Stockh.,
1915; Lindenbaum A.,. A. Odmann, в сб.: Opera boken, Stockh., 1939-40. .
Вл. О.
   ЭДУАРДС (Edwardes), Джордж (14. X. 1855- 4. X'. 1915) - англ.  театр.
антрепрен„р. Возглавлял дублинский т-р "Гейети" (1875), затем лондонские
т-ры "Савой" (1881-85), "Гейети" (1885-1910),  "Дейлис"  (1893-1913).  В
т-рах, руководимых Э., были сильные акт„рские труппы,  они  пользовались
популярностью. Деятельность Э. способствовала утверждению  муз.  комедии
на англ. сцене.

Страницы: «« « 2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658   2659  2660   2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия