|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 » »» т-ре г. Кашау (ныне Кошице), в 1834 переехал в г. Клуж. С 1837, с
момента открытия первого постоянного т-ра в Пеште (с 1840- Нац. т-р),
играл на сцене этого т-ра (с перерывом в 1849-51, когда Э. эмигрировал в
Турцию). Начав с остро характерных и комедийных ролей, затем переш„л на
героич. и трагедийные роли. Э. обладал огромным темпераментом, большой
сцеиич. культурой, мастерством. Выступая в трагедиях Шекспира, стремился
раскрыть сложный внутр. мир героев, философски осмыслить сценич. образы
(Гамлет. Корио-лан - о. п. Шекспира, Отелло, Ричард III, Лир). В роли
Ричарда III, по словам Пет„фи (написал подробную рецензию на исполнение
этой роли), Э. создал многогранный образ трагич. героя, к-рый гибнет,
словно "лоза, отягощ„нная злодеяния ми , вызывая у зрителя веру в
торжество справедливости. Э. пользовался контрастными при„мами сценич.
выразительности, противостоявшими классицистской манере игры его
партн„ра М. Лендваи. Игра Э., по свидетельству современников, была не
всегда ровной, но в каждом спектакле акт„р находил кульминац. сцены,
насыщая их эмоциональностью и глубокой мыслью. Э. принадлежит первое,
углубл„нное прочтение ролей нац. репертуара. В пьесе "Банк-бан" Ка-тоны
он играл сначала роль Отто (1834), затем Петура и позднее Банка (40-е
гг.).
В последние годы жизни много внимания уделял разработке теории акт„ра
в искусстве; в книге "Акт„рское искусство" (1866)- получили отражение
прогрессивные взгляды Э.
Соч.: А szineszet konyve, Bdp., 1866. Лит.: В a ye r J., А nemzeti
jatekszin tor-tenete, kot. 2, Bdp., 1887; его же, Shakespeare dramai
hazankban, t. 1-2, Bdp., 1909;
Rakodczay P., Egressy Gabor es kora, Bdp.. 1911; Magyar
szinhaztortenet. Szerkesztette Hont
Г., Bdp., J 962; П e т „ ф и Ш., Собр. соч. в 4 тт., пер. с венг., т.
4. Национальный театр. М., 1953, с. 131-35;
История западноевропейского театра, т. 4, М-, 1964, с. 360-64. А.
Гер.
ЭДЕН (Eeden), Фредерик, ван (3.IV.1860-16.VI. 1932) - голл. писатель,
драматург. Лит. деятельность начал как один из участников движения 80-х
гг. (т. н. -"восьмидесятники"), направленного против старых норм иск-ва,
за утверждение свободы творчества. В драматургии дебютировал живыми,
остроумными комедиями: "Сонет" (1883), "Студент дома" (1886), "Дон
Торрибио" (1887) и др. Увлечение идеями утопич., затем, христианского
социализма и толстовства определило направленность стихотворных драм Э.,
в к-рых выдвигается идея переустройства человеч. общества на основе
братской любви и равенства. Самая значит, из них - "Братья" (1894),
написанная под влиянием "Освобожд„нного Прометея" Шелли, исполнена
ненависти к слепой вере, к жестокой власти бога. В пьесе "Лиоба" (1897)
Э. призывает к преодолению вражды между людьми и индивидуализма через
самопожертвование. В центре драм "Луч любви" (1907) и "Идеалисты" (1909)
- конфликт между утопич. стремлениями личности и реальной
действительностью. В драме "Эйсбранд" (1908) Э. отказывается от
стремления бороться за справедливость. Утопия "Земля обетованная" (1909)
полна горькой насмешки над собств. неудачной попыткой организовать
комму-нистич. колонию. От романтического протеста против общественных
условностей и социального гн„та Э. приш„л в сво„м творчестве к
разочарованию в идеях социализма.
Лит.: VerwevA., F. Van Eeden, Santpoort, 1939.
Вл. О.
ЭДЕР, Борис Афанасьевич (р. 24.VI.1894) - сов. артист цирка;
укротитель-дрессировщик. Нар. арт. РСФСР (1939). Был акробатом,
гимнастом, создателем и исполнителем гимнастич. аттракциона ("Пол„т
вокруг Эйфелевой башни"). Как укротитель начал выступать в 1932 с
группой львов. Э. отказался от старого метода дрессировки,
заключающегося в подавлении зверя силой, он создавал обстановку игры,
беседы со зверями, вводил комические, вызывающие смех зрителей сценки.
Э. перен„с внимание с групповых действий животных (пирамиды и пр.) на их
сольные выступления (один лев ходит по бутылкам, другой - катается на
шаре, третий - возит на спине укротителя). В 1940 Э. начал дрессировать
белых медведей (номер "Во льдах Арктики"). Выступал также с группой
тигров, леопардов. Позднее создал аттракцион с бурыми медведями
("Канатоходцы под куполом цирка") и аттракцион "Львы и всадники".
Участвовала работе над фильмами ("Опасные тропы", "Цирк" и др.).
Соч.: Мои питомцы, М., 1955.
Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М 3
ЭДИНБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - междунар. фестиваль музыки и драмы.
Проводится в Эдинбурге (Шотландия) ежегодно, начиная с 1947 (в течение
тр„х недель - с конца августа до середины сентября), силами художеств.
об-ва "Глайндборн сосайети лимитед". В Э. ф. принимали участие
крупнейшие симфонич. оркестры, выдающиеся солисты и театр. труппы мира,
включая СССР, а также разл. фольклорные ансамбли. В дни фестиваля
организуются выставки живописи, скульптуры и т. п. В 1962 муз. часть Э.
ф. была посвящена творчеству Д. Д. Шостаковича. Л. Б. /7.
ЭДМАН (Odmann), Арвид Фредерик (18.X.1850- 15.VII.1914) - швед.
артист оперы (тенор). Чл. Швед. муз. академии (1897). Придворный певец
(1906). Пению учился у Ф. Арльберга, Ю. Гюнтера и И. Хальстр„ма в
Стокгольме. В 1873 дебютировал на сцене швед. Королевской оперы
(Стокгольм) в "Волшебной флейте" (Тамино); в 1875-87 и 1899-1911ведущий
солист этого т-ра; в 1887-89 пел в Королевском т-ре (Копенгаген).
Чистый, светлый, гибкий, почти колоратурный в верхнем регистре голос Э.,
проникновенность и задушевность исполнения определили успех Э. в лирич.
партиях франц. и итал. опер: Ромео, Фауст ("Ромео и Джульетта", о. п.
Гуно), Джеральд ("Лакме"), Отелло (о. п. Верди), Хозе, Радамес.
Др. партии: Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Лионель ("Марта" Флотова),
Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Дон Оттавио ("Дон Жуан"), Альмавива,
Лоэнгрин, Ленский;
Горный король (о. п. Хальстр„ма) и др.
Лит.: Н а г d - о d in a n n A., A. odmann. Minnesblad, Stockh.,
1915; Lindenbaum A.,. A. Odmann, в сб.: Opera boken, Stockh., 1939-40. .
Вл. О.
ЭДУАРДС (Edwardes), Джордж (14. X. 1855- 4. X'. 1915) - англ. театр.
антрепрен„р. Возглавлял дублинский т-р "Гейети" (1875), затем лондонские
т-ры "Савой" (1881-85), "Гейети" (1885-1910), "Дейлис" (1893-1913). В
т-рах, руководимых Э., были сильные акт„рские труппы, они пользовались
популярностью. Деятельность Э. способствовала утверждению муз. комедии
на англ. сцене.
Страницы: «« « 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |