Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 » »» 1844). Др. сторона творчества Щ. связана с созданием им образов в укр. драматургии; в Петербурге (на гастролях) и Москве он сыграл роли выборного Макагоненко и крестьянина Чуп-руна ("Наталка Полтавка", 1837, "Москаль-чаровник", 1840, Котляревского), передав нац. своеобразие этих персонажей. Играл роли людей из народа: с глубоким драматизмом раскрывал в водевиле "Матрос" Соважа и Де-лурье трагич. судьбу старого человека, жертвующего личным счастьем ради благополучия близких ему людей. Подч„ркивая значение этой работы Щ., проникнутой де-мократич. гуманизмом, Белинский писал: "Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса..." ("Александрийский театр ", см. Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533). Др. замечательный образ простого человека был создан Щ. в пьесе "Жакар, или Жакардов станок" Фур-нье (1858), герой к-рой ремесленник-изобретатель отда„т все свои сбережения, труд и талант облегчению тяж„лой участи рабочих-ткачей. Гимном труду, патетически и проникновенно звучали у Щ. слова куплетов, воспевающих подвиг тружеников (когда пьеса сошла с репертуара, Щ. продолжал исполнять эти куплеты в концертах). В конце жизни его репертуар был пополнен ролями в пьесах И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Развивая тему "униженных и оскорбл„нных", Щ. показал душевный мир маленького чиновника Мошкина ("Холостяк" Тургенева, 1850) и обездоленного старика Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева, 1862). Та же тема отч„тливо раскрывалась в одной из лучших акт„рских работ Щ. последнего периода - в роли Муромского ("Свадьба Кречинскогоу-, 1855). Во всех этих ролях Щ. показывал не только приниженность своих героев, но и их чувство собственного достоинства. Щ. во многом был чужд бытовой колорит пьес Островского. Тем не менее он исполнил роли Коршунова и Любима Торцова (1854 и 1855, "Бедность не порок"), Болыпова ("Свои люди - сочт„мся", 1861). В образах, созданных им в произв. Мольера, Шекспира, Пушкина, Щ. обличал страсть к стяжательству: Гарпагон (1827), Шейлок (1835); Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина, 1853). При исполнении ролей в пьесах Шекспира, Пушкина ярко проявилось дарование Щ. как трагедийного акт„ра. Работая на каз„нной сцене, Щ. был вынужден играть роли в пустых п бессодержательных пьесах, однако и в этих ролях он стремился утверждать правду жизни. Законченную систему взглядов на акт„рское иск-во Щ. выразил в многочисл. высказываниях, письмах, воспоминаниях, в беседах с учениками. Он указывал на необходимость подчинения всего творч. процесса "общей идее", требовал от акт„ра пристального внимания к окружающей действительности. Он говорил, что акт„р должен не копировать жизнь, а вникать "в душу роли", влезать, "...так сказать, в кожу действующего лица..." (Щепкин М. С., Записки. Письма. Современники о М. С., 1952, с. 250, см. также с. 243-45, 251), т. е. добиваться перевоплощения в сценич. образ. В то же время Щ. настаивал на всестороннем осмыслении исполнителем творч. задач, возникающих в процессе работы над ролью, на тщательной отделке всех е„ деталей. Только тогда, по мнению Щ., на сцене появится человек живой "не только одним телом", но и "головою и сердцем". Защищая иск-во переживания, Щ. вместе с тем требовал от акт„ра упорного п постоянного труда. Деятельность Щ. утвердила кри-тич. реализм как ведущий творч. метод в рус. т-ре. Герцен писал, что Щ. "...создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре..." ("М. С. Щепкин", см. Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268). Художеств, принципы Щ. нашли претворение в творчестве его учеников, выдающихся рус. акт„ров- И. В. Самарина, С. В. Шумского, Г. Н. Федотовой и др. Традиции сценич. реализма, заложенные Щ., имели большое значение для развития иск-ва Малого т-ра, за к-рым упрочилось наименование "Дома Щепкина". Сценич. заветы Щ. и проповедуемые им этич. принципы послужили основой реалистнч. системы акт„рского творчества, созданной К.С.Станиславским (см. Станиславского система). Щ. часто выступал в Петербурге (Александрийский т-р), много гастролировал в провинции. Эти гастроли носили характер пропаганды лучших произв. рус. драматургии, реалистич. акт„рского иск-ва. Среди последователей Щ.-крупнейшие акт„ры петерб. сцены и провинции: А. Е. Мартынов, П. В. Васильев, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, Е. Б. Пиунова-Шмитгоф и др. Богатейшие жизненные наблюдения Щ. нашли отражение в рус. лит-ре. Его устные рассказы были использованы Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, А. В. Сухово-Кобылиным, Н. А. Некрасовым и др. Щ. оставил воспоминания, начатые им по настоянию Пушкина (заглавие и первая фраза этих воспоминаний написаны рукой великого рус. поэта). Роли Щепкина, исполненные после поступления па Московскую сцену (приводятся роли, в к-рых он выступил не менее 10 раз): 1823 - Альварес ("Король и Пастух" Шаховского), Альмавива ("Два Фигаро" Мартелли), Бога-тонов ("Г-н Богатонов, или Провинциал в столице" Загоскина), Бот ("Бот, или Английский купец" Эрнеста и Сер-вье), Браччио ("Посещение принца" Шаховского), Вьюнков ("Игнаша-дурачок" Шаховского), граф Знатов ("Мизантроп" Мольера), Грицко ("Казак-стихотворец" Шаховского), До-сажаев (мистер Тизл) ("Лукавин" Писарева по пьесе Шеридана "Школа злословия"), Израиль ("Удача от неудачи" Сем„нова), Клешнин ("Поездка в Кронштадт" Писарева), Кривосудов ("Ябеда" Капниста), Ладов ("Добрый малый" Загоскина), Сумбуров ("Модная лавка" Крылова), Транжирим ("Полубарские затеи" Шаховского), Транжирин ("Чванство Транжирина" Шаховского), Турусин ("Урок холостяка" Загоскина); 1824 - Ведеркин ("Воспитание, или Вот приданое!" Кокошкина), Подслухин ("Подложный клад" Ильина), Репейкин ("Хлопотун, или Дело мастера боится" Писарева), Суфле ("Секретарь и повар" Скриба и Мельвиля), Шеллинг ("Учитель и ученик" Писарева); 1825 - Арнольф ("Школа женщин" Мольера), Будунтай("Финн" по Пушкину), Данвиль ("Урок старикам" Делавиня), Дурман (Журден) ("Мещанин во дворянстве"), Жеронт ("Скапиновы обманы" Мольера); 1826 - Фигаро ("Два Фигаро" Мартелли), Езоп ("Притчи, или Езоп у Ксанфа" Шаховского), Созий ("Аристофан, или Представление комедии " Всадники"" Шаховского), Чупкевич ("Два учителя" Шаховского); (1827 - Бонни-шон ("Дядя напрокат" Писарева), Бон ар ("Урок старикам" Делавиня), Гарпагон; Гонзальв ("Буря и кораблекрушение" по Шекспиру), Любский ("Благородный театр" Загоскина), Репейкин ("Лучший день в жизни" Скриба и Варнера), Хаим ("Керим Гирей Крымский хан" по Пушкину); 1828 - Пудинг ("Пять лет в два часа" Писарева); 1829 - Барди ("От добра добра не ищут" Баркова), Страницы: «« « 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |