Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657  2658   2659   2660   2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667  » »»

актерского иск-ва щ. слились  в  одно.  Исполнение  роли  Булычева  было
отмечено   глубокой   мыслью,   социальной   заостр„нностью,    близкими
драматургии  Горького,  яркостью  нар.  юмора,  зрелым   мастерством   и
импровизационной свободой исполнения. Щ. был разносторонним  художником.
В его иск-ве сливались комедийное и драматич. начала.  Внешняя  простота
облика и поведения сценического персонажа сочеталась в творчестве  Щ.  с
тонкой внутренней интеллектуальностью.
   В 1937 Щ. создал образ В. И. Ленина в спектакле "Человек  с  ружь„м".
Он был одним из первых акт„ров, воплотивших на сцене образ В. И. Ленина.
Щ. передал простоту и  душевную  тонкость  Ленина,  его  доброту,  юмор.
Мудрость, озар„нная борьбой за дело революции, любовь к народу, органич.
связь  с  ним,  самоотверженность  в  осуществлении  грандиозных  задач,
стоящих  перед  партией,  определили  значение  сценич.  образа  Ленина,
созданного Щ., являющегося высоким образцом социалистич. реализма в сов.
т-ре. Образ В. И. Ленина был создан Щ. и  в  кино  ("Ленин  в  Октябре",
"Ленин в 1918 году").  Традиции  исполнения  этой  роли  вошли  в  совр.
иск-во, эта работа Щ.  была  высоким  образцом  артистизма  и  жизненной
правды.
   Щ. выступал и как режисс„р,  принимал  участие  в  пост.  спектаклей:
"Темп" Погодина (1930, совм. с др. режисс„рами), "Человеческая  комедия"
по Бальзаку (1934, совм. с Козловским) и др.
   Гос. пр. СССР, 1941 (посмертно) за исполнение роли  В.  И.  Ленина  в
фильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".
   Лит.: Марков П.,  Театральные  портреты.  Сб.  статей,  М.-Л.,  1936;
Лебедев Н., Щукин - акт„р кино, М.,  1944;  Новицкий  П.,  Борис  Щукин,
М.Л., 1948;
   Херсонский X., Борис Щукин. Путь акт„ра, М., 1951;
   БачелисТ., Щукин и Станиславский,  в  кн.:  Ежегодник  Ин-та  истории
искусств, 1955. Театр. М., 1955; Б. Щукин, М., 1965. Н. Вел.
   ЩУКО, Владимир Алексеевич  (1878-18.1.1939)-  рус.  сов.  архитектор,
театр. художник.  Окончил  петерб.  Академию  художеств  (1904).  Первые
театр. работы Щ. - оформление спектаклей в Старинном  т-ре  (Петербург):
моралите "Нынешние братья" (1907), "Чистилище  св.  Патрика"  Кальдерона
(1911).  Наиболее  значительные  декорации  созданы  Щ.  для  спектаклей
ленингр. т-ров: "Дон Карлос" Шиллера (1919),  "Отелло"  (1920);  "Земля"
Брюсова (1922), "Мятеж" по Фурманову (1925)  -  в  Большом  драм.  т-ре;
"Антоний и Клеопатра" Шекспира (1923), "Сарданапал" Байрона (1924)  -  в
Петрогр. гос.  академич.  т-ре  драмы.  Применяя  принцип  многоплановой
кулисной декорации,  обрамл„нной  порталом  и  замыкаемой  задником,  Щ.
средствами живописи воспроизводил на сцене формы величавой  архитектуры,
добивался парадного  зрелища.  Во  2-й  пол.  20-30-х  гг.  Щ.  создавал
конструктивистские декорации, отмеченные сдержанностью и лаконизмом.
   Др. спектакли: "Маккавеи" Рубинштейна (1921, Оперный т-р  Нар.  дома,
Петроград), "Риенци" Вагнера (1923, Гос. академич. т-р оперы  и  балета,
там же), "Борис Годунов" Пушкина (1937, моек. Малый т-р).
   Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Старинный театр. П., 1922;
   Большой    драматический    театр.     Сб.     ст..     Л.,     1935;
Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-1927. Выставка  в  залах
Академии Художеств. Каталог, Л., 1927. 1. 77.
   "ЭБЕРТО" (Theatre Hebertot) - франц. т-р. Открыт в Париже в 1830  под
назв. "Батиньоль-Монсо". В 1870 "Э." был  закрыт,  т.  к.  антрепрен„ры,
возглавлявшие т-р, испытывали материальные  трудности,  но  в  следующем
году открылся вновь. В 70-90-е гг. т-ром руководил  акт„р  П.  Делагард,
здесь выступал видный франц. акт„р Тайяд. В конце 19 - нач. 20  вв.  т-р
приобр„л популярность и его нек-рое время  называли  Народным  т-ром.  В
1910 в этом помещении работал "Т-р дез Ар под рук. Ж.  Руше.  В  20-30-е
гг. здесь выступали разл. театр. труппы. В 1940 здание было  приобретено
видным театр. деятелем, драматургом Ж. Эберто, по имени  к-рого  и  стал
называться т-р. На сцене ставились пьесы  Ж.  Жироду,  П.  Клоде-ля,  Ж.
Кокто, А. Камю, Ж. Бернаноса и др. В этом т-ре выступали акт„ры А. Дюко,
Э. Ф„йер, Ж. Маре, Ж. Филип, Ж. Марша, М. Казарес, М.  Жамуа,  спектакли
ставили режисс„ры M. Тассенкур, М. Витольд, Р. Руло и др.
   ЭВАЛЬД (Ewald), Йоханнес (18.XI.1743-17.III. 1781) - дат.  драматург.
Лит. деятельность начал в 1764. В первой трагедии Э. "Адам и Ева  (1769)
заметно влияние классицистской поэтики. Большое  значение  для  развития
дат. драматургии и т-ра имели трагедии "Рольф Краге"  (1770)  и  "Смерть
Бальдура"  (1773;  Королевский  т-р-1779),  где   впервые   используется
материал древнескандинавской  мифологии  и  истории.  Героико-патриотич.
пафос этих пьес был созвучен  настроениям  передовой  части  общества  и
оказал влияние на А. Эленшлегера и др. драматургов  дат.  прогрессивного
романтизма. Лучшая пьеса Э.- "Рыбаки" (1778, там же-1780). В ней впервые
выведены  образы  простых  тружеников,  созданы   сильные,   возвышенные
характеры, хотя и  отмеченные  элементами  сентиментализма.  Э.  написал
также неск. комедий, в к-рых стремился продолжить сатирич.  традиции  Л.
Хольберга: "Неистовые клакеры" (1771),  "Старые  холостяки"  (1773,  там
же), "Арлекин - патриот" (1772;
   Придворный т-р, 1806).
   С о ч.: Samlede skrifter, bd 1-6, Kbh., 1914-24; Fiskerne Kbh., 1930.
   Лит.: В r i ?  ?.,  Johannes  Ewald,  Kbh.,  1913;  Dansk  litteratur
historie, af G. Albeck og F. J. Billeskov Jansen, bd l. Fra runerne  til
Johannes Ewald, Kbh., 1964.
   Вл. М.
   ЭВАНС  (Evans),  Эдит  (p.  8.II.1888)  -  англ.  актриса.   В   1912
дебютировала в роли Крессиды ("Троил ? Крессида" Шекспира).  Работала  в
разл. англ. труппах, выступала преим. в пьесах Шекспира: миссис  Форд  и
миссис Пейдж ("Виндзорские проказницы"), Нерисса ("Венецианский  купец),
Елена ("Сон в летнюю ночь"), Кормилица ("Ромео и  Джульетта"),  Катарина
("Укрощение строптивой"). Играла в пьесах: Б. Шоу (леди Аттервуд - "Дом,
где разбиваются сердца"), О. Уайльда (леди Брэкнелл -  "Как  важно  быть
серь„зным"), Чехова (Аркадина -  "Чайка",  Раневская-"Вишн„вый  сад")  и
др., а также в пьесах совр. англ. драматургов. В  течение  ряда  лет  (с
1925, с перерывами) - актриса т-ра "Олд Вик". Исполнение  Э.  комедийных
ролей отличается л„гкостью и блеском, ч„ткостью внешнего рисунка.
   Была президентом театр. секции об-ва культурных связей Англия - СССР,
в 1958 приезжала в Сов. Союз.
   В 1948-51 снималась в кино. Лит.: Т r e w i n J. C., Evans Edith, L.,
1954.
   ЭВЕРАРДИ (Everardi), Камилло [15.XI.1825- 5 (17). 1.1899] -  итал.  н
белы\ артист оперы (баритон-бас) и педагог.  Учился  в  консерватории  в
Льеже, затем брал уроки пения в Париже.  Выступал  в  Италии  (преим.  в

Страницы: «« « 2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657  2658   2659   2660   2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия