|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 » »» актерского иск-ва щ. слились в одно. Исполнение роли Булычева было
отмечено глубокой мыслью, социальной заостр„нностью, близкими
драматургии Горького, яркостью нар. юмора, зрелым мастерством и
импровизационной свободой исполнения. Щ. был разносторонним художником.
В его иск-ве сливались комедийное и драматич. начала. Внешняя простота
облика и поведения сценического персонажа сочеталась в творчестве Щ. с
тонкой внутренней интеллектуальностью.
В 1937 Щ. создал образ В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м".
Он был одним из первых акт„ров, воплотивших на сцене образ В. И. Ленина.
Щ. передал простоту и душевную тонкость Ленина, его доброту, юмор.
Мудрость, озар„нная борьбой за дело революции, любовь к народу, органич.
связь с ним, самоотверженность в осуществлении грандиозных задач,
стоящих перед партией, определили значение сценич. образа Ленина,
созданного Щ., являющегося высоким образцом социалистич. реализма в сов.
т-ре. Образ В. И. Ленина был создан Щ. и в кино ("Ленин в Октябре",
"Ленин в 1918 году"). Традиции исполнения этой роли вошли в совр.
иск-во, эта работа Щ. была высоким образцом артистизма и жизненной
правды.
Щ. выступал и как режисс„р, принимал участие в пост. спектаклей:
"Темп" Погодина (1930, совм. с др. режисс„рами), "Человеческая комедия"
по Бальзаку (1934, совм. с Козловским) и др.
Гос. пр. СССР, 1941 (посмертно) за исполнение роли В. И. Ленина в
фильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".
Лит.: Марков П., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1936;
Лебедев Н., Щукин - акт„р кино, М., 1944; Новицкий П., Борис Щукин,
М.Л., 1948;
Херсонский X., Борис Щукин. Путь акт„ра, М., 1951;
БачелисТ., Щукин и Станиславский, в кн.: Ежегодник Ин-та истории
искусств, 1955. Театр. М., 1955; Б. Щукин, М., 1965. Н. Вел.
ЩУКО, Владимир Алексеевич (1878-18.1.1939)- рус. сов. архитектор,
театр. художник. Окончил петерб. Академию художеств (1904). Первые
театр. работы Щ. - оформление спектаклей в Старинном т-ре (Петербург):
моралите "Нынешние братья" (1907), "Чистилище св. Патрика" Кальдерона
(1911). Наиболее значительные декорации созданы Щ. для спектаклей
ленингр. т-ров: "Дон Карлос" Шиллера (1919), "Отелло" (1920); "Земля"
Брюсова (1922), "Мятеж" по Фурманову (1925) - в Большом драм. т-ре;
"Антоний и Клеопатра" Шекспира (1923), "Сарданапал" Байрона (1924) - в
Петрогр. гос. академич. т-ре драмы. Применяя принцип многоплановой
кулисной декорации, обрамл„нной порталом и замыкаемой задником, Щ.
средствами живописи воспроизводил на сцене формы величавой архитектуры,
добивался парадного зрелища. Во 2-й пол. 20-30-х гг. Щ. создавал
конструктивистские декорации, отмеченные сдержанностью и лаконизмом.
Др. спектакли: "Маккавеи" Рубинштейна (1921, Оперный т-р Нар. дома,
Петроград), "Риенци" Вагнера (1923, Гос. академич. т-р оперы и балета,
там же), "Борис Годунов" Пушкина (1937, моек. Малый т-р).
Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Старинный театр. П., 1922;
Большой драматический театр. Сб. ст.. Л., 1935;
Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-1927. Выставка в залах
Академии Художеств. Каталог, Л., 1927. 1. 77.
"ЭБЕРТО" (Theatre Hebertot) - франц. т-р. Открыт в Париже в 1830 под
назв. "Батиньоль-Монсо". В 1870 "Э." был закрыт, т. к. антрепрен„ры,
возглавлявшие т-р, испытывали материальные трудности, но в следующем
году открылся вновь. В 70-90-е гг. т-ром руководил акт„р П. Делагард,
здесь выступал видный франц. акт„р Тайяд. В конце 19 - нач. 20 вв. т-р
приобр„л популярность и его нек-рое время называли Народным т-ром. В
1910 в этом помещении работал "Т-р дез Ар под рук. Ж. Руше. В 20-30-е
гг. здесь выступали разл. театр. труппы. В 1940 здание было приобретено
видным театр. деятелем, драматургом Ж. Эберто, по имени к-рого и стал
называться т-р. На сцене ставились пьесы Ж. Жироду, П. Клоде-ля, Ж.
Кокто, А. Камю, Ж. Бернаноса и др. В этом т-ре выступали акт„ры А. Дюко,
Э. Ф„йер, Ж. Маре, Ж. Филип, Ж. Марша, М. Казарес, М. Жамуа, спектакли
ставили режисс„ры M. Тассенкур, М. Витольд, Р. Руло и др.
ЭВАЛЬД (Ewald), Йоханнес (18.XI.1743-17.III. 1781) - дат. драматург.
Лит. деятельность начал в 1764. В первой трагедии Э. "Адам и Ева (1769)
заметно влияние классицистской поэтики. Большое значение для развития
дат. драматургии и т-ра имели трагедии "Рольф Краге" (1770) и "Смерть
Бальдура" (1773; Королевский т-р-1779), где впервые используется
материал древнескандинавской мифологии и истории. Героико-патриотич.
пафос этих пьес был созвучен настроениям передовой части общества и
оказал влияние на А. Эленшлегера и др. драматургов дат. прогрессивного
романтизма. Лучшая пьеса Э.- "Рыбаки" (1778, там же-1780). В ней впервые
выведены образы простых тружеников, созданы сильные, возвышенные
характеры, хотя и отмеченные элементами сентиментализма. Э. написал
также неск. комедий, в к-рых стремился продолжить сатирич. традиции Л.
Хольберга: "Неистовые клакеры" (1771), "Старые холостяки" (1773, там
же), "Арлекин - патриот" (1772;
Придворный т-р, 1806).
С о ч.: Samlede skrifter, bd 1-6, Kbh., 1914-24; Fiskerne Kbh., 1930.
Лит.: В r i ? ?., Johannes Ewald, Kbh., 1913; Dansk litteratur
historie, af G. Albeck og F. J. Billeskov Jansen, bd l. Fra runerne til
Johannes Ewald, Kbh., 1964.
Вл. М.
ЭВАНС (Evans), Эдит (p. 8.II.1888) - англ. актриса. В 1912
дебютировала в роли Крессиды ("Троил ? Крессида" Шекспира). Работала в
разл. англ. труппах, выступала преим. в пьесах Шекспира: миссис Форд и
миссис Пейдж ("Виндзорские проказницы"), Нерисса ("Венецианский купец),
Елена ("Сон в летнюю ночь"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Катарина
("Укрощение строптивой"). Играла в пьесах: Б. Шоу (леди Аттервуд - "Дом,
где разбиваются сердца"), О. Уайльда (леди Брэкнелл - "Как важно быть
серь„зным"), Чехова (Аркадина - "Чайка", Раневская-"Вишн„вый сад") и
др., а также в пьесах совр. англ. драматургов. В течение ряда лет (с
1925, с перерывами) - актриса т-ра "Олд Вик". Исполнение Э. комедийных
ролей отличается л„гкостью и блеском, ч„ткостью внешнего рисунка.
Была президентом театр. секции об-ва культурных связей Англия - СССР,
в 1958 приезжала в Сов. Союз.
В 1948-51 снималась в кино. Лит.: Т r e w i n J. C., Evans Edith, L.,
1954.
ЭВЕРАРДИ (Everardi), Камилло [15.XI.1825- 5 (17). 1.1899] - итал. н
белы\ артист оперы (баритон-бас) и педагог. Учился в консерватории в
Льеже, затем брал уроки пения в Париже. Выступал в Италии (преим. в
Страницы: «« « 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |