Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 » »» ШУХ (Schuch), Франц (1716-1763)-нем. и австр. акт„р и антрепрен„р. Играл в труппе странствующих акт„ров. Прославился исполнением роли Арлекина. Был одним из лучших комиков Австрии и Германии того времени, владел пск-вом импровизации. В 1740 создал в Вене собственную труппу, к-рая путешествовала по сев. и заи. Германии, ставила пьесы Плавта, Теренция, Мольера. Одновременно здесь ставились арлекинады, импровизированные фарсы. Спектакли Ш. посещал Г. Э. Лессинг. Состав труппы Ш. постоянно менялся. После смерти Ш. труппу возглавил его сын Франц Ш.-младший (1741-71), в 1765 он построил в Берлине собств. т-р, где пост. в числе др. пьес трагедию Сумарокова "Семира". Лит.: L i s s K., Das Theater des alten Schuch, B. 1925 (Diss.). Harn.B. ШУХ (Schuch), Эрнст фон (23.XI. 1846 - 10.V. 1914)- австр. дириж„р. С 1867 - дириж„р в т-рах Бреславля, Вюрцбурга, Граца и Базеля, с 1872 - Дрезденской придворной оперы (с 1879 - первый капельмейстер, с 1882 - руководитель). С именем Ш. связан расцвет этого т-ра. Вначале дирижировал пре-им. итал. операми, позже стал одним из выдающихся исполнителей муз. драм Р. Вагнера и пропагандистом совр. произв. Большое значение для муз. т-ра имело сотрудничество Ш. с Р. Штраусом, поручившим Ш. первое исполнение своих опер - "Нужда в огне" (1901), "Саломея" (1905), "Электра" (1909), "Кавалер роз" (1911, все в Дрездене). После 1900 Ш. гастролировал в т-рах России, Италии, США, Австрии. Лит.: Sakolowski Р., Ernst von Schuch, Lpz., 1901; Schuch F. von, R. Strau?, Ernst von Schuch und Dresdens Oper, 2. Aufl., Lpz., 1953. Ал. М. ШУХМИНА, Татьяна Митрофановна [р. 14(27).VI. 1901] - рус. сов. актриса, режисс„р, педагог. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1958). Училась в 3-й Студии МХТ (1919-23), с 1923-актриса Т-ра им. Вахтангова (работала здесь до 1958). Роли: Сваха и Арина Пантелеймоновна ("Женитьба"), Мавра Тарасовна ("Правда хорошо, а счастье лучше" Ост-.ровского), Сурмилова ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Вероника ("Человеческая комедия" по Бальзаку), Дуэнья ("Сирано де Бержерак" Ростана), дама-Нюрка, Симбирцева ("Аристократы", "Человек с ружь„м" Погодина). С 1923 занимается педагогич. работой. Препода„т в Театр. уч-ще им. Щукина (с 1946-доцент кафедры акт„рского и режисс„рского мастерства), с 1945 - также в ГИТИСе. Соч.: Грим, М., 1948; Человечность, в сб.: Б. В. Щукин. Статьи. Воспоминания. Материалы, М., 1965. Л. Ним. ШУШЕРИН, Яков Емельянович (1753, Москва,- 1813, там же) - рус. акт„р. Сын бедного судейского чиновника, в молодости был писарем. Попав впервые в 1772 на представление труппы М. Гроти, Ш. так увл„кся т-ром, что в том же году поступил к Гроти т. н. "официантом" - акт„ром на выходные роли, в обязанности к-рого входили также перестановка декораций, суфлирование, переписка ролей. Первые выступления не принесли молодому акт„ру успеха, но с годами, тщательно работая над мимикой, голосом и др., он добился больших успехов. К концу 70-х гг. Ш. играл роли вторых, а иногда и первых любовников в комедиях и комич. операх - Филимон ("Мельник, колдун, обманщик и сват" Аблесимова, муз. Соколовского, 1779), Виктор ("Анюта" Попова) и др. С 1780, когда моек. труппа начала играть в новом т. н. Петровском т-ре, Ш. впервые выступил в амплуа трагика. В ролях Хорева, Трувора, Ростислава (о. п., "Синав и Трувор", "Семира" Сумарокова), Владисана, Рослава, Ярба (одноим. произв., "Дидона" Княжнина) Ш. проявил совершенное владение при„мами классицистской игры. В 1786-93 Ш. служил на петерб. имп. сцене, продолжая исполнять трагедийные роли. В 1793-1800 - вновь акт„р моек. труппы; этот период становится вершиной творчества Ш. В его репертуар вс„ шире начинают входить роли в пьесах сентименталистского направления (т. н. мещанских драмах и "сл„зных комедиях"). Большой успех принесла Ш. роль негра-слуги Ксури в пьесе "Попугай" Коцебу. По свидетельству С. Т. Аксакова, "...играя дикого негра, Шушерин позволил себе сбросить все условные сценические кандалы и заговорил просто, по-человечески..." (Собр. соч., т. 2, 1955, с. 393). В своих последующих ролях Ш. вс„ более отходил от трагедийной напыщенности и создавал живые трогательные образы: Фриц, Мейнау, барон Цидерштрем ("Сын любви", "Ненависть к людям и раскаяние", "Бедность и благородство души" Коцебу), граф Кларандон ("Евгения" Бомарше), Игрок ("Братом проданная сестра" Ефимь-ева) и др. В 1800 Ш. вернулся на петерб. сцену. Почувствовав, что в героич. ролях он не может соперничать с молодым трагедийным акт„ром А. С. Яковлевым, Ш. сосредоточил сво„ внимание на ролях, имеющих элементы характерности, требующих перевоплощения: царь Эдип ("Эдип в Афинах" Озерова, 1804), король Ле-ар (перевод Н.И. Гнедича переделки Дюси "Короля Лира", 1807). Играя эти роли, Ш. подч„ркивал человечность своих героев, вызывал к ним сочувствие. В его исполнении это были живые люди, старчески немощные, страдающие. Среди значит, ролей Ш. также Старн, Белоз„рский ("Фингал" п "Димитрий Донской" Озерова), Заруцкий ("Пожарский" Крюковского). В 1803-08 Ш. был инспектором Петерб. драм. труппы. В 1810, перейдя на пенсию, жил в Москве. Изредка выступал на моек. сцене. Общая культура, широта взглядов, стремление постичь законы сценич. творчества определили значение Ш. в истории рус. т-ра; он был одним из первых рус. акт„ров, пытавшихся отойти от классицистской условности в сценическом искусстве, достигнуть простоты, правдивости исполнения. Лит.: Аксаков С. Т., Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости, Собр. соч., т. 2, М., 1955; Клинчин А. П., Яков Емельянович Шушерин, М,- Л., 1947; Ж и х а рев С. П., Записки современника, М.-Л.,195 5. А. К л. ШЭН - одно из основных мужских амплуа кит. традиционного т-ра. Подразделяется на амплуа ушэн (воен. Ш.) и вэньшэн (гражд. Ш.). Наибольшее развитие получило в пекинской муз. драме. В зависимости от возраста персонажа гражд. Ш. делится на лаошэн (пожилой) и сяошэн (молодой). Лаошэн - персонажи, обладающие прямым и честным характером, достойные уважения. Среди исполнителей ролей лаошэн - Чэн Чан-гэн, Тан Синь-пэй, Чжоу Синь-фан, Ма Лянь-лян и др. (Сюйшэн-бородатый Ш.-глубокие старики с белыми бородами). Сяошэн подразделяется на цюнь-шэн (бедный интеллигент), гуаньшэн (чиновник) и шаньцзышэн (персонаж с веером в руке). Среди исполнителей ролей этого амплуа - Сюй Сяо-сянь, Ли Гуй-фан и др. Ушэн разделяется на чанкао (воины, носящие длинные одежды), дуанькао (воины, носящие короткие одежды) п чживэйшэн (воин с перьями Страницы: «« « 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |