Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2637   2638   2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645  2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655  » »»

концертами в Павловске, близ Петербурга).
   Написал ок. 500 произв.  танцевальной  музыки.  Особое  место  в  его
творчестве занимали вальсы, форму к-рых Ш.  развил  и  усовершенствовал,
создал классич. образцы "венского вальса".
   Ш.- основоположник "танцевальной оперетты", направления, к-рое  затем
развивали Ф. Легар и И. Кальман.  Для  оперетт  Ш.  характерны  мелодич.
богатство и  разнообразие  муз.  форм,  нарядная  оркестровка,  внесение
разв„рнутых симфонич. черт в танц.-муз. эпизоды, заражающий  темперамент
и  экспрессивность  музыки,  насыщенность  е„   оптимизмом   и   юмором,
устойчивая опора на нар. песенно-танц. ритмы Австрии и Венгрии. Оперетты
Ш. в значительной степени определили  особенности  опереточной  школы  в
Австрии и отразились на дальнейшем развитии жанра в  Европе.  Недостатки
большинства либретто, на к-рые Ш. сочинял музыку, привели к тому, что из
16 оперетт лишь 3 сохранились в репертуаре опереточного  т-ра:  "Летучая
мышь" (1874, "Т-р ан дер Вин", ,Вена), "Ночь в Венеции" (1883, там  же),
"Цыганский барон" (1885, там  же).  После  смерти  Ш.  были  предприняты
попытки  написания  новых  либретто  на  его  музыку;  создано  ок.   20
"посмертных" оперетт Ш.
   Др. оперетты: "Индиго, или Сорок  разбойников"  (1871,  "Т-р  ан  дер
Вин"),"Карнавал в Риме" (1873, там же), "Калиостро в  Вене"  (1875,  там
же), "Принц  Мафусаил"  (1877,"Карлс-театр".  Вена),  "Жмурки"  ("Слепая
корова", 1878, "Т-р ан дер Вин"), "Косынка  королевы"  (1880,  там  же),
"Вес„лая война" (1881, там же), "Симплициус" (1887,  там  же),  "Княгиня
Нинетта" (1893, там же), "Праздник плодов, или Ябука"  (1894,  там  же),
"Лесник" (1894), "Рыцарь Пацман" (1892, Венский оперный т-р) и др.
   Лит.: Prochazka R. von, Johann Strau?, В.,
   1900; Nick E., Von Wiener Walzer zur Wiener  Operette,  Hamb.,  1954;
chneidereit 0., Opcrettenbuch, B., 195 M. Ян.
   ШТРАУС (Straus), Оскар (0.1 V. 1870-11.1.1954) - австр. композитор  п
дирижер. Ученик М. Бруха. Дириж„р разл. муз. т-ров Австрии и Германии. С
1933 жил в Париже, затем в США (1940-48), в 1948 вернулся на родину.  Ш.
начал творч. деятельность как оперный композитор ("Сирота  из  Кордовы",
1893;"Ч„рный человек", 1895).Однако  полностью  талант  Ш.  раскрылся  в
качестве автора оперетт.  Ш.-  представитель  "нововенской"  опереточной
школы; в своих произв. он использовал совр. танцы  п  фарсовые  сце-нич.
ситуации. Наиболее  известные  "Гр„за  вальса"  (1907,  Вена),  "Храбрый
солдат" (1908, Вена), "Ночная бабочка" (1917, Вена),  "Последний  вальс"
(1920, Берлин), "Жемчуга Клеопатры" (1923,  Вена),  "М  ариетта"  (1928,
Берлин), "Вожена" (1952, Мюнхен) и др.
   В США писал музыку для кино и т-ра.  Лит.:  Янковский  М.,  Оперетта.
Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, М. -Л., 1937;
   Schneidereit О., Operettenbuch, В., 1955; G  r  u  н  B.,  Prince  of
Vienna, L., 1955, N. Y., 1957. M. Ян.
   ШТРАУС (Strau?), Рихард (11.VI. 1864 - 8.IX. 1949) - нем.  композитор
и дирижер. Изучал теорию композиции у Ф. В.  Манера  (1875-80).  Дирижер
оркестровой капеллы в Мейнингене (1885) и оперных т-ров в Мюнхене  (1886
и 1894), Веймаре  (1889),  Берлине  (1898;  с  1908  -  генераль-музикди
ректор), Вене (1919-  1924).  Был  крупнейшим  оперным  и  симфоническим
дириж„ром. Концертировал во многих странах (в 1896 был в  России).  Один
из ведущих оперных  композиторов  1-й  пол.  20  в.,  выдающийся  мастер
оркестровки, Ш. тяготел к декоративным эффектам. Успешно  развивал  жанр
программного  симфонизма.  Вместе  с  тем  его  творчество   во   многом
эклектично.  Поборник  заветов  Р.  Вагнера  (оркестровка   и   принципы
лейтмо-тивности),  Ф.  Листа  и  Г.  Берлиоза  (программность),   он   в
дальнейшем    испытал    воздействие    эстетики    экспрессионизма    и
неоклассицизма. В произв. Ш.  много  метких  характеристик  и  картинной
изобразительности,  но  нередко  встречаются  элементы   иллюстративного
натурализма, преувеличенной чувственности. Путь оперного композитора  Ш.
начал с оперы "Гунт-рам" (1894, Веймар,  на  собств.  либр.,  нов.  ред.
1948) и поэмы для пения "Нужда в огне" (1901, Дрезден) в духе'Вагнера. В
1905 Ш. завершил оперу "Саломея" (1905, Дрезден,  по  одноим.  пьесе  О.
Уайльда), построенную на декламации, отличающуюся напряж„нной  гармонией
и инструментовкой. Многие из последующих опер написаны Ш.  на  либр.  Г.
фон Гофман-сталя. "Электра" (1909, Дрезден) - мрачная и сложная опера, с
элементами атонализма; муз. комедия "Кавалер роз" (1911, Дрезден) - одно
из наиболее светлых и ясных произв., в к-ром широко используются венские
мелодии. Лирич. опера "Ариадна на Наксосе"  (1912,  Штутгарт;  2-я  ред.
1916) знаменует поворот Ш. к неоклассицизму. В опере "Женщина без  тени"
(1919, Вена) Ш. пытался синтезировать  традиции  Моцарта  и  Вагнера.  В
комич.  опере   "Интермеццо"   (1924,   Дрезден,   на   собств.   либр.)
драматически-речитативные формы  сочетаются  с  симфонич.  интермедиями;
опера "Елена  Египетская"  (1928,  Дрезден,  нов.  ред.  1933)  содержит
элементы вагне-рианства и заимствования из К. Глюка, Дж. Мейер-бера,  Ж.
Оффенбаха.
   Др. произв. Ш.:  камерная  лирич.  муз.  комедия  "Арабел-ла"  (1933,
Дрезден), комич. опера "Молчаливая  жена"  на  либр.  С.  Цвейга  (1935,
Дре-зден), антимилитаристская опери "День мира" (1938, Мюнхен)  и  опера
"Дафна" (1938, Дрезден); муз. комедия "Любовь Данаи" (соч.  1940,  пост.
19.')2, Т-р фестивалей, Зальцбург) (три последних произв. Ш. написаны на
либр. И. Грегора); пьеса с музыкой на собств. либр.- "Каприччио"  (1942,
Мюнхен); балеты - "Легенда об Иосифе" (1914, Пари/к), "Шлагобер"  (1924,
Вена). Чл. Академии иск-в в Берлине (с 1909).
   Лит.: S t г а и  Э  R-.  Betrachtungen  und  Erinnerungen,  2  Ausg.,
Z.-Freib., 1957; К р а у з е Э., Рихард Штраус, [пер. с нем.], М., 1961;
Р о л л а н Р., Музыканты наших дней, пер. с франц., М., 1938: Schuh W.,
Roth Е., [ed.], Richard Strauss. Complete catalogue, L., 1964. В. Делъ.
   ШТРАУХ, Максим Максимович [р. 11(23).II. 1900]  -  рус.  сов.  акт„р.
Нар. арт. СССР (1965). В 1921 начал артистич. деятельность в 1-м Рабочем
т-реС. Смышляева, С. М. Эйзенштейна:  Филипп  Ривера  ("Мексиканец"  по  Дж.
Лондону, 1921), Мамилюков-Проливной ("Мудрец" по комедии Островского  На
всякого  мудреца  довольно  простоты",  1923),  Штумм,  Директор  завода
("Слышишь, Москва", 1923, "Противогазы",  1924,  Третьякова)  и  др.  Ш.
проявил себя мастером  острой  сценич.  формы,  акт„ром,  которому  были
близки психоло-гич. анализ, эксцентрика и гротеск. В 1929-31 работал в
   Т-ре им. Мейерхольда. Сатирич. образы большой  обличительной  силы  и
острой социальной  направленности,  созданные  в  пьесах  Маяковского  -
Победо-носиков ("Баня"), Присыпкин ("Клоп", 1930),- были высоко  оценены
Маяковским. Среди лучших ролей этого периода также: Председатель  палаты
депутатов ("Д. Е,." Подгаецкого, 1930), Маржерет  ("Список  благодеяний"

Страницы: «« « 2637   2638   2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645  2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия