|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 » »» ставший впоследствии выдающимся немецким акт„ром.
Лит.: Litzmann В., Der gro?e Schroder, В.- Lpz., [1904]; Kindermann
H., Akkermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte des Goetherzeit,
W., 1948. Г. Гур.
ШРЕДЕР (Schroder), Софи (1781-25.II.1868) - нем. актриса. Вместе с
родителями-акт„рами попала в Россию. Играла роли детей в Петерб. нем.
т-ре. Вышла замуж за певца Шредера (однофамилец акт„ра Ф. Л. Шредера)-
директора провинц. т-ра. В 1798 дебютировала в "Бургтеатре",
гастролировала в Бреславле и др. нем. городах. Играла роли субреток. В
1801-13 - в Гамбургском Нац. т-ре, играла роли с пением в зинг-шпилях и
роли инженю. Впоследствии развилось и окрепло трагедийное дарование Ш.В
1813- 1815 Ш. гастролировала в Праге. В 1815-29 и в 1836-39 работала в
"Бургтеатре" и стала его ведущей актрисой. Это была пора расцвета
таланта Ш. Гастролировала в разл. городах Германии, в 1830- 1835 и с
1840 играла в Мюнхене.
Актриса не следовала мещанским вкусам бюргерской публики, ей были
чужды сл„зные драмы, мелодрамы А. В. Иффланда и А. Коцебу.
Лучшие роли Ш. во франц. классицистских трагедиях: Клеопатра
("Родогюна" Корнеля), Федра (о. п. Расина), Меропа (о. п. Вольтера).
Большой трагедийной силы достигала актриса в исполнении ролей леди
Макбет; Ифигении ("Ифигения в Тавриде" Г„те), Изабеллы ("Мессинская
невеста" Шиллера), королевы Елизаветы ("Мария Стюарт"), Сафо (о. п.
Грильпар-цера).
Ш. обладала большим сценич. темпераментом, красивым по тембру,
звучным голосом. Жест актрисы был выразительным и величественным. Мимика
отличалась богатством нюансов. Для сценич. стиля Ш. характерно сочетание
элементов классицистской (рассудочность, мастерство речи) и
романтической (контрастность настроений) игры. В последние годы сценич.
жизни в игре Ш. преобладали черты классицизма; по отзывам современников,
актриса нередко возводила живых людей "на котурны трагического",
злоупотребляла напевностью, декламационностью речи.
Лит.: Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz.,
1904, 2 Aufl., Lpz., 1924; Jacobs M o n t y, Deutsche
Schauspielkunst..., B., 1954. Г. Гур.
ШРЕДЕР (Schroder), Фридрих Людвиг (3.XI.1744- 3. IX. 1816) - нем.
акт„р, режисс„р и театр. деятель. Наряду с Г. Э. Лессингом утверждал
просветительский реализм в нем. т-ре. Род. в артистич. семье: отец -
берлинский органист, мать - актриса С. Ш. Шредер. В возрасте тр„х лет
выступил впервые на сцене и до 1756 играл в труппе своего отчима К.
Ак-кермана детские роли. Семилетняя война (1756-63) разлучила Ш. с
родными. Затем он вступил в труппу заезжего англ. эквилибриста М.
Стюарта. В 1756-59 работал акробатом, жонгл„ром, танцором и
пантомимистом. В течение следующих десяти лет
(1759-69) выступал в труппах Аккермана и нем. фарсового акт„ра Й.Ф.
Курца (в Гамбурге, Лейпциге и др. нем. городах). В 1762 вМайнцеШ. пост.
балет собств. сочинения, в к-ром исполнил гл. роль. С этого времени он
становится балетмейстером труппы Аккермана (в 1762-78 Ш. сочинил и пост.
ок. 70 балетов). В нач. 60-х гг. выступал в маске Арлекина в
импровизационных комедиях-подражаниях итал. комедии дель-арте. Талант
блестящего импровизатора особенно способствовал успеху Ш. в этих ролях.
Постепенно переш„л на роли комич. слуг в пьесах Гольдони и Мольера. Ш.
первый из нем. акт„ров исполнил роль Труффальдино ("Слуга двух господ"),
играл е„ не в буффонном (как итальянцы), а в бытовом, реалистич. стиле.
Как комедийный акт„р Ш. испытывал влияние Аккермана. Переход Ш. к лиг.
драме и трагедии произош„л под воздействием его матери С. Ш. Шредер,
обучившей сына трагедийной декламации, и акт„ра К. Экгофа, раскрывшего
драматич. дарование Ш. В 1769-71 Ш. принимал участие в руководстве
Гамбургским Нац. т-ром, а в 1771, после смерти Аккермана, возглавил этот
т-р. Первая гамбургская антреприза Ш. длилась 9 лет (1771-80). В 1781-85
Ш. играл в "Бургтеатре" и гастролировал по городам Германии. Вторая
гамбургская антреприза Ш. относится к 1785-98, третья - к 1811-12. В эти
годы он стал подлинным реформатором нем. сцены, заложил основы нем. нац.
т-ра. Ш. утвердил в Гамбургском т-ре нац. репертуар, отстаивал
прогрессивную нем. драматургию своего времени - пьесы драматургов "Бури
и натиска" (Я. Ленца, Ф. М. Клингера, Г. Э. Лессинга, И. В. Г„те, Ф.
Шиллера и др.), выдвигал реалистич. принципы сценич. иск-ва. Он отделил
драму от оперы и балета; с 1773 отказался от пост. оперных и балетных
спектаклей.
Ш. впервые пост. на гамбургской сцене (в собств. переводе) трагедии
Шекспира и прославился в них как великий трагический акт„р. Лучшими
ролями Ш. были: Гамлет, Шей-лок, король Лир, Макбет, Отелло; Фальстаф
("Генрих IV"), а также Маринелли, Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга),
король Филипп ("Дон Карлос"), Отец ("Отец семейства" Дидро) и др. Ш.
утвердил в нем. т-ре психологич. правду, естественность, простоту.
Поборник реализма в сценич. иск-ве, он преодолел каноны классицизма,
избегал внешних эффектов и, по отзывам современников, играл с
вдохновением и блеском. В творчестве Ш. гармонически сочеталось чувство
и разум. Он был непревзойд„нным импровизатором и в то же время тщательно
отделывал каждую деталь роли. Сыграл ок. 600 ролей.
Ш. заложил основы театр. педагогики, был превосходным воспитателем
акт„рской молод„жи (Ф.Брок-ман и др.), старался воспитать в акт„рах
сознательную творч. дисциплину, развить самостоятельность, утвердить
принципы естественной и правдивой игры. Ш. считается основоположником
нем. реалистич. режиссуры. В своих спектаклях он уделял большое внимание
работе с акт„рами, добивался ан-самблевости исполнения.
Ш. оказал большое влияние на прогрессивное сценич. иск-во 19 в.
Выступал также как драматург, писал сл„зные мещанские драмы, сюжеты
к-рых отличает искусное построение интриги, изображение бытовых
подробностей бюргерской жизни. Среди его пьес:
"Завещание" '(1781), "Прапорщик" (1782), "Кольцо" (1783), "Кузен из
Лисабона" (1784), "Портрет матери" (1785).
Лит.: Гвоздев А., От акробатизма к трагическому искусству, в кн.: Из
истории театра и драмы. П., 1923;
Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в
Германии, M.- Л., 1940; История западноевропейского театра, под общей
ред. С. С. Мокуль-ского т. 2, M., 1957; Litzma an В., Der ?ro?e
Schroder, B.-Lpz., [1904]; Meyer F. L. W., Friedrich Ludwig Schroder, Tl
1-2, Hamb., 1819; H o f f m a n n P. F., Friedrich Ludwig Schroder als
Dramaturg und Regisseur, B., 1939. Г. Гур.
ШРЕДЕР-ДЕВРИЕНТ (Schroder-Devrient; урожд. Шредер), Вильгельмина
Страницы: «« « 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |