Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639  2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649  » »»

ставший впоследствии выдающимся немецким акт„ром.
   Лит.: Litzmann В., Der gro?e Schroder, В.- Lpz.,  [1904];  Kindermann
H., Akkermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte  des  Goetherzeit,
W., 1948. Г. Гур.
   ШРЕДЕР (Schroder), Софи (1781-25.II.1868) - нем.  актриса.  Вместе  с
родителями-акт„рами попала в Россию. Играла роли детей  в  Петерб.  нем.
т-ре. Вышла замуж за певца Шредера (однофамилец акт„ра Ф.  Л.  Шредера)-
директора  провинц.  т-ра.   В   1798   дебютировала   в   "Бургтеатре",
гастролировала в Бреславле и др. нем. городах. Играла роли  субреток.  В
1801-13 - в Гамбургском Нац. т-ре, играла роли с пением в зинг-шпилях  и
роли инженю. Впоследствии развилось и окрепло трагедийное дарование  Ш.В
1813- 1815 Ш. гастролировала в Праге. В 1815-29 и в 1836-39  работала  в
"Бургтеатре" и стала  его  ведущей  актрисой.  Это  была  пора  расцвета
таланта Ш. Гастролировала в разл. городах Германии, в  1830-  1835  и  с
1840 играла в Мюнхене.
   Актриса не следовала мещанским вкусам  бюргерской  публики,  ей  были
чужды сл„зные драмы, мелодрамы А. В. Иффланда и А. Коцебу.
   Лучшие  роли  Ш.  во  франц.  классицистских   трагедиях:   Клеопатра
("Родогюна" Корнеля), Федра (о. п. Расина),  Меропа  (о.  п.  Вольтера).
Большой трагедийной силы  достигала  актриса  в  исполнении  ролей  леди
Макбет; Ифигении ("Ифигения  в  Тавриде"  Г„те),  Изабеллы  ("Мессинская
невеста" Шиллера), королевы Елизаветы  ("Мария  Стюарт"),  Сафо  (о.  п.
Грильпар-цера).
   Ш.  обладала  большим  сценич.  темпераментом,  красивым  по  тембру,
звучным голосом. Жест актрисы был выразительным и величественным. Мимика
отличалась богатством нюансов. Для сценич. стиля Ш. характерно сочетание
элементов   классицистской   (рассудочность,    мастерство    речи)    и
романтической (контрастность настроений) игры. В последние годы  сценич.
жизни в игре Ш. преобладали черты классицизма; по отзывам современников,
актриса  нередко  возводила  живых  людей  "на  котурны   трагического",
злоупотребляла напевностью, декламационностью речи.
   Лит.: Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert,  Lpz.,
1904,  2  Aufl.,  Lpz.,   1924;   Jacobs   M   o   n   t   y,   Deutsche
Schauspielkunst..., B., 1954. Г. Гур.
   ШРЕДЕР (Schroder), Фридрих Людвиг (3.XI.1744- 3.  IX.  1816)  -  нем.
акт„р, режисс„р и театр. деятель. Наряду с  Г.  Э.  Лессингом  утверждал
просветительский реализм в нем. т-ре. Род. в  артистич.  семье:  отец  -
берлинский органист, мать - актриса С. Ш. Шредер. В  возрасте  тр„х  лет
выступил впервые на сцене и до 1756 играл  в  труппе  своего  отчима  К.
Ак-кермана детские роли.  Семилетняя  война  (1756-63)  разлучила  Ш.  с
родными. Затем он  вступил  в  труппу  заезжего  англ.  эквилибриста  М.
Стюарта.  В   1756-59   работал   акробатом,   жонгл„ром,   танцором   и
пантомимистом. В течение следующих десяти лет
   (1759-69) выступал в труппах Аккермана и нем. фарсового  акт„ра  Й.Ф.
Курца (в Гамбурге, Лейпциге и др. нем. городах). В 1762 вМайнцеШ.  пост.
балет собств. сочинения, в к-ром исполнил гл. роль. С этого  времени  он
становится балетмейстером труппы Аккермана (в 1762-78 Ш. сочинил и пост.
ок.  70  балетов).  В  нач.  60-х  гг.  выступал  в  маске  Арлекина   в
импровизационных комедиях-подражаниях итал.  комедии  дель-арте.  Талант
блестящего импровизатора особенно способствовал успеху Ш. в этих  ролях.
Постепенно переш„л на роли комич. слуг в пьесах Гольдони и  Мольера.  Ш.
первый из нем. акт„ров исполнил роль Труффальдино ("Слуга двух господ"),
играл е„ не в буффонном (как итальянцы), а в бытовом, реалистич.  стиле.
Как комедийный акт„р Ш. испытывал влияние Аккермана. Переход Ш.  к  лиг.
драме и трагедии произош„л под воздействием его  матери  С.  Ш.  Шредер,
обучившей сына трагедийной декламации, и акт„ра К.  Экгофа,  раскрывшего
драматич. дарование Ш. В  1769-71  Ш.  принимал  участие  в  руководстве
Гамбургским Нац. т-ром, а в 1771, после смерти Аккермана, возглавил этот
т-р. Первая гамбургская антреприза Ш. длилась 9 лет (1771-80). В 1781-85
Ш. играл в "Бургтеатре" и  гастролировал  по  городам  Германии.  Вторая
гамбургская антреприза Ш. относится к 1785-98, третья - к 1811-12. В эти
годы он стал подлинным реформатором нем. сцены, заложил основы нем. нац.
т-ра.  Ш.  утвердил  в  Гамбургском  т-ре  нац.   репертуар,   отстаивал
прогрессивную нем. драматургию своего времени - пьесы драматургов  "Бури
и натиска" (Я. Ленца, Ф. М. Клингера, Г. Э. Лессинга,  И.  В.  Г„те,  Ф.
Шиллера и др.), выдвигал реалистич. принципы сценич. иск-ва. Он  отделил
драму от оперы и балета; с 1773 отказался от пост.  оперных  и  балетных
спектаклей.
   Ш. впервые пост. на гамбургской сцене (в собств.  переводе)  трагедии
Шекспира и прославился в них  как  великий  трагический  акт„р.  Лучшими
ролями Ш. были: Гамлет, Шей-лок, король Лир,  Макбет,  Отелло;  Фальстаф
("Генрих IV"), а также Маринелли, Одоардо ("Эмилия  Галотти"  Лессинга),
король Филипп ("Дон Карлос"), Отец ("Отец семейства"  Дидро)  и  др.  Ш.
утвердил в  нем.  т-ре  психологич.  правду,  естественность,  простоту.
Поборник реализма в сценич. иск-ве,  он  преодолел  каноны  классицизма,
избегал  внешних  эффектов  и,  по  отзывам   современников,   играл   с
вдохновением и блеском. В творчестве Ш. гармонически сочеталось  чувство
и разум. Он был непревзойд„нным импровизатором и в то же время тщательно
отделывал каждую деталь роли. Сыграл ок. 600 ролей.
   Ш. заложил основы театр. педагогики,  был  превосходным  воспитателем
акт„рской молод„жи (Ф.Брок-ман и  др.),  старался  воспитать  в  акт„рах
сознательную творч.  дисциплину,  развить  самостоятельность,  утвердить
принципы естественной и правдивой игры.  Ш.  считается  основоположником
нем. реалистич. режиссуры. В своих спектаклях он уделял большое внимание
работе с акт„рами, добивался ан-самблевости исполнения.
   Ш. оказал большое влияние  на  прогрессивное  сценич.  иск-во  19  в.
Выступал также как драматург,  писал  сл„зные  мещанские  драмы,  сюжеты
к-рых  отличает  искусное  построение   интриги,   изображение   бытовых
подробностей бюргерской жизни. Среди его пьес:
   "Завещание" '(1781), "Прапорщик" (1782), "Кольцо" (1783),  "Кузен  из
Лисабона" (1784), "Портрет матери" (1785).
   Лит.: Гвоздев А., От акробатизма к трагическому искусству, в кн.:  Из
истории театра и драмы. П., 1923;
   Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического  реализма  в
Германии, M.- Л., 1940; История западноевропейского  театра,  под  общей
ред. С. С. Мокуль-ского  т.  2,  M.,  1957;  Litzma  an  В.,  Der  ?ro?e
Schroder, B.-Lpz., [1904]; Meyer F. L. W., Friedrich Ludwig Schroder, Tl
1-2, Hamb., 1819; H o f f m a n n P. F., Friedrich Ludwig  Schroder  als
Dramaturg und Regisseur, B., 1939. Г. Гур.
   ШРЕДЕР-ДЕВРИЕНТ  (Schroder-Devrient;  урожд.  Шредер),   Вильгельмина

Страницы: «« « 2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639  2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия