Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648  2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658  » »»

где играла роли Гертруды ("Гамлет") и Королевы  ("Банк-бан"  Катоны).  С
1951 - актриса т-ра  "Вигсинхаз".  Выступала  в  рус.,  нац.  и  мировом
классич. репертуаре:
   Аркадина ("Чайка"), Мать (о. п. Чапека) и др. Создала остро  сатирич.
образ амер. миллионерши Клэр в пьесе "Визит пожилой  дамы"  Дюрренматта,
психологически тонкий образ Кристины ("Американская Электра",  "Траур  к
лицу Электре" О'Нила).  С  наибольшей  силой  трагедийное  дарование  Ш.
проявилось в  роли  Гекубы  ("Троянки"  Еврипида).  Лауреат  пр.  Кошута
(1957).
   Лит.: Г е р ш к о в и ч А., Театральный Будапешт М., 1961. А. Гер.
   ШУКУРБ‚КОВ, Райкан (1913-23. V. 1962) - кирг. сов. поэт и  драматург.
В  1933  окончил  педаго-гич.  техникум  в  г.  Фрунзе.   Участвовал   в
самодеятельных спектаклях, затем как проф. акт„р выступал на сцене Кирг.
муз. т-ра (1933-36). Первая многоактная пьеса  -  "Борьба"  (Кирг.  муз.
т-р,  1933).  В  пьесах   "Айдар",   "Среди   могил"   (1935)   показана
коллективизация в республике. В сатирич.  комедии  "Джапалак  Джатпасов"
(1935) Ш.  заимствовал  ситуации  из  "Ревизора",  перенеся  конфликт  в
современность. Автор драмы "Месть" (1944) о событиях  Великой  Отечеств.
войны, комедии "Прежде чем  сказать,  подумай"  (1945).  Преобразованиям
кирг. деревни в годы Сов. власти посв. пьесы: "Два друга"  (1946),  "Мой
аил" (1948, новая ред. под назв. "Свет в долине", 1958),  "Зел„ный  лес"
(1948), "Достойный пример" (1959). Драма Ш. "Мечта акына" о кирг.  акыне
Токтогуле пост. во Фрунз. киргиз, т-ре  (1962).  Перев„л  на  кирг.  яз.
"Горе от ума" (1945, пост. в Кирг. т-ре,  1966),  "Коварство  и  любовь"
(1956).  Для  драматургии  Ш.  характерны  яркая  комедийность,   острая
злободневность, сочность языка, близкого к нар. речи. Пьесы Ш. ставились
в Киргизском драм. т-ре, (Фрунзе) и др. т-"рах республики.
   Лит.: "Мой аил, комедия, в кн.: Киргизская советская драматургия, М.,
1959, с. 3:59-84; "Ырлар жана интерме-диялар жыйнагы", Фрунзе, 1961  (на
кирг. языке). Д. Бр.
   ШУЛЬЖ‚НКО, Клавдия Ивановна [р. 11  (24).  III.  1906]  -  рус.  сов.
эстрадная певица.  Нар.  арт.  РСФСР  (1962).  Училась  пению  у  Н.  Л.
Чемезова. Творч. путь начала в Харькове в 1923 в драм. т-ре под рук.  Н.
Н. Синельникова. Выступала на эстраде в Харькове  (1928-29),  Ленинграде
(1929-43). Совм. с В. Ф. Коралли  организовала  и  возглавила  эстрадный
ансамбль ленингр. Дома Сов. Армии. С 1943 работает в Москве.  Исполнение
Ш.   отличается   филигранной   отделкой,   музыкальностью,   выявлением
драматургии  песни.   Превосходная   дикция,   использование   интонаций
разговорной речи, выразительная мимика и движения  характеризуют  иск-во
Ш. В е„  репертуаре  лирич.  и  шуточные  песни,произв.  гражд.  лирики:
"Анд-рюша" Зака, "Записка" Бродского, "Точно" Табачникова,  "Че-лита"  в
обр.   Феркель-мана,    "Морщинки"    Лозовского,    "Синий    платочек"
Петерсбургского,  "Давай  закурим"  Табачникова,  "Где  же  вы   теперь,
друзья-однополчане"  Соловьева-Седого,  "Старые   письма"   Розенфельда,
"Задушевная беседа" Левиной,  "Родные  просто  ры"  Химкпса,  "Письмо  к
матери" Липатова, "Три вальса" Цфасмана, "Возьми гитару" Лепина и др.
   Лит.: АмусьсваО., Мастер эстрады К. Шульженко,  Сов.  музыка",  1951,
.VJ 11; И о ф ь е в М.. Песни К. Шуль-женко, "Искусство эстрады",  1961,
у 2; Се чин В., К. Шульженко и судьба жанра, "Муз. жизнь", 1961, ј 6;
   Дмитриев  Ю.,  Искусство-  советской  эстрады,  М.,   1962,   с.   5,
10-II,102-05. М.Лифш.
   "ШУМ И ДЫМ" - "Шаллъ унд раух".  ШУМАН  (Schumann),  Роберт  (8.  VI.
1810-29.  VII.  1856)-нем.  композитор  и  муз.   писатель.   Учился   в
Лейпцигском и Гейдельбергском ун-тах на юридич. ф-тах. Занимался музыкой
у Ф. Вика (1829, фп. и гармония) и Г. Дорна (1831, композиция).
   Творчество Ш., музыканта-новатора в инструм. и  вок.  жанрах,  яркого
представителя   прогрессивного   романтизма,   характеризуется    меткой
изобразительностью,  программностью,  глубоким   раскрытием   психологии
человека. Оратория "Рай и пе-рп" (1843, Лейпциг) по Т. Муру и  сцены  из
"Фауста" Г„те для  солистов,  хора  и  оркестра  (1848,  Дрезден;  1849,
Лейпциг) - первые произв.
   Ш. в области муз. т-ра. Опера "Геновева" (1850,  Лейпциг)  по  Ф.  X.
Хеббелю и Л. Тнку развивает прогрессивные  традиции  "Эврианты"  Вебера.
Одно из наиболее выдающихся  произв.  Ш.-  музыка  к  "Манфреду"  (1852,
Веймар)-увертюра и 15 номеров. Сохранились также увертюры к  "Месспнской
невесте" Шиллера, "Юлию Цезарю" Шекспира, "Герману и Доротее" Г„те.
   В 1834 Ш. основал "Новый музыкальный журнал" п в течение 10  лет  был
его редактором и основным автором. В  своей  публицистич.  деятельности,
ставшей  образцом  прогрессивной  романтич.  муз.  критики,  боролся   с
рутиной,    филистерством,    пропагандировал    творчество    передовых
композиторов. Занимался муз. педагогикой и дириж„рской деятельностью.  В
1844 посетил Россию.
   Соч.: Избр. статьи о музыке, пер. с нем., М., 1956. Лит.: Л а р  о  ш
Г., Забытые оперы: "Геновева" Шумана, "Театр. газета", 1893, јј 1, 2;  Л
и с т Ф., Роберт Шуман, Нзбр. статьи, М., 1959, с. 350-413;  Житомирский
Д.,
   Роберт Шуман, М., 1964; Ab er t H., Robert  Schumann.  4  Aufl.,  B.,
1920. дль.
   ШУМАН-ХЕЙНК (Schumann-Heink), Эрнестина  (15.VI.  1861-17.XI.1936)  -
амер.  артистка  оперы  (меццо-сопрано).  По  происхождению   австрийка.
Ученица К. А. Кребса и Ф.  Вюльнера.  В  1878-82  -солистка  Дрезденской
оперы. В последующие годы выступала в Гамбурге,  Берлине  и  Лондоне.  С
1891- в США. В 1932 оставила сцену.
   Ш.-Х. -  крупнейшая  исполнительница  вагнеров-ского  репертуара.  Е„
исполнение  отличалось   богатством   эмоционально-смысловых   оттенков,
выразительностью вок. декламации, драматизмом, темпераментом.
   Партии; Эрда, Ортруда, Мария, Брангена,  Магдалена  ("Золото  Рейна",
"Лоэнгрин", "Летучий  голландец",  "Тристан  и  Изольда",  "Нюрнбергские
мейстерзингеры"  Вагнера),   Азучена   ("Трубадур"),   Фидес   ("Пророк"
Мейербера), Кли-темнестра ("Электра" Р. Штрауса), ? T
   ШУМОВОЕ  ОФОРМЛЕНИЕ   спектакля-воспроизведение   на   сцене   звуков
окружающей жизни. Вместе с декорациями,  бутафорией,  освещением  Ш.  о.
составляет фон, помогающий  акт„рам  и  зрителям  почувствовать  себя  в
среде, соответствующей действию пьесы, созда„т нужное настроение, влияет
на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами,  громыханием  железного
листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли  уже  в
16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании рус. театр.  зданий
(напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева обнаружен аппарат "громовой
раскат") свидетельствует о том, что в России Ш. о.  пользовались  уже  в
сер. 18 в.

Страницы: «« « 2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648  2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия