|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 » »» где играла роли Гертруды ("Гамлет") и Королевы ("Банк-бан" Катоны). С
1951 - актриса т-ра "Вигсинхаз". Выступала в рус., нац. и мировом
классич. репертуаре:
Аркадина ("Чайка"), Мать (о. п. Чапека) и др. Создала остро сатирич.
образ амер. миллионерши Клэр в пьесе "Визит пожилой дамы" Дюрренматта,
психологически тонкий образ Кристины ("Американская Электра", "Траур к
лицу Электре" О'Нила). С наибольшей силой трагедийное дарование Ш.
проявилось в роли Гекубы ("Троянки" Еврипида). Лауреат пр. Кошута
(1957).
Лит.: Г е р ш к о в и ч А., Театральный Будапешт М., 1961. А. Гер.
ШУКУРБ‚КОВ, Райкан (1913-23. V. 1962) - кирг. сов. поэт и драматург.
В 1933 окончил педаго-гич. техникум в г. Фрунзе. Участвовал в
самодеятельных спектаклях, затем как проф. акт„р выступал на сцене Кирг.
муз. т-ра (1933-36). Первая многоактная пьеса - "Борьба" (Кирг. муз.
т-р, 1933). В пьесах "Айдар", "Среди могил" (1935) показана
коллективизация в республике. В сатирич. комедии "Джапалак Джатпасов"
(1935) Ш. заимствовал ситуации из "Ревизора", перенеся конфликт в
современность. Автор драмы "Месть" (1944) о событиях Великой Отечеств.
войны, комедии "Прежде чем сказать, подумай" (1945). Преобразованиям
кирг. деревни в годы Сов. власти посв. пьесы: "Два друга" (1946), "Мой
аил" (1948, новая ред. под назв. "Свет в долине", 1958), "Зел„ный лес"
(1948), "Достойный пример" (1959). Драма Ш. "Мечта акына" о кирг. акыне
Токтогуле пост. во Фрунз. киргиз, т-ре (1962). Перев„л на кирг. яз.
"Горе от ума" (1945, пост. в Кирг. т-ре, 1966), "Коварство и любовь"
(1956). Для драматургии Ш. характерны яркая комедийность, острая
злободневность, сочность языка, близкого к нар. речи. Пьесы Ш. ставились
в Киргизском драм. т-ре, (Фрунзе) и др. т-"рах республики.
Лит.: "Мой аил, комедия, в кн.: Киргизская советская драматургия, М.,
1959, с. 3:59-84; "Ырлар жана интерме-диялар жыйнагы", Фрунзе, 1961 (на
кирг. языке). Д. Бр.
ШУЛЬЖ‚НКО, Клавдия Ивановна [р. 11 (24). III. 1906] - рус. сов.
эстрадная певица. Нар. арт. РСФСР (1962). Училась пению у Н. Л.
Чемезова. Творч. путь начала в Харькове в 1923 в драм. т-ре под рук. Н.
Н. Синельникова. Выступала на эстраде в Харькове (1928-29), Ленинграде
(1929-43). Совм. с В. Ф. Коралли организовала и возглавила эстрадный
ансамбль ленингр. Дома Сов. Армии. С 1943 работает в Москве. Исполнение
Ш. отличается филигранной отделкой, музыкальностью, выявлением
драматургии песни. Превосходная дикция, использование интонаций
разговорной речи, выразительная мимика и движения характеризуют иск-во
Ш. В е„ репертуаре лирич. и шуточные песни,произв. гражд. лирики:
"Анд-рюша" Зака, "Записка" Бродского, "Точно" Табачникова, "Че-лита" в
обр. Феркель-мана, "Морщинки" Лозовского, "Синий платочек"
Петерсбургского, "Давай закурим" Табачникова, "Где же вы теперь,
друзья-однополчане" Соловьева-Седого, "Старые письма" Розенфельда,
"Задушевная беседа" Левиной, "Родные просто ры" Химкпса, "Письмо к
матери" Липатова, "Три вальса" Цфасмана, "Возьми гитару" Лепина и др.
Лит.: АмусьсваО., Мастер эстрады К. Шульженко, Сов. музыка", 1951,
.VJ 11; И о ф ь е в М.. Песни К. Шуль-женко, "Искусство эстрады", 1961,
у 2; Се чин В., К. Шульженко и судьба жанра, "Муз. жизнь", 1961, ј 6;
Дмитриев Ю., Искусство- советской эстрады, М., 1962, с. 5,
10-II,102-05. М.Лифш.
"ШУМ И ДЫМ" - "Шаллъ унд раух". ШУМАН (Schumann), Роберт (8. VI.
1810-29. VII. 1856)-нем. композитор и муз. писатель. Учился в
Лейпцигском и Гейдельбергском ун-тах на юридич. ф-тах. Занимался музыкой
у Ф. Вика (1829, фп. и гармония) и Г. Дорна (1831, композиция).
Творчество Ш., музыканта-новатора в инструм. и вок. жанрах, яркого
представителя прогрессивного романтизма, характеризуется меткой
изобразительностью, программностью, глубоким раскрытием психологии
человека. Оратория "Рай и пе-рп" (1843, Лейпциг) по Т. Муру и сцены из
"Фауста" Г„те для солистов, хора и оркестра (1848, Дрезден; 1849,
Лейпциг) - первые произв.
Ш. в области муз. т-ра. Опера "Геновева" (1850, Лейпциг) по Ф. X.
Хеббелю и Л. Тнку развивает прогрессивные традиции "Эврианты" Вебера.
Одно из наиболее выдающихся произв. Ш.- музыка к "Манфреду" (1852,
Веймар)-увертюра и 15 номеров. Сохранились также увертюры к "Месспнской
невесте" Шиллера, "Юлию Цезарю" Шекспира, "Герману и Доротее" Г„те.
В 1834 Ш. основал "Новый музыкальный журнал" п в течение 10 лет был
его редактором и основным автором. В своей публицистич. деятельности,
ставшей образцом прогрессивной романтич. муз. критики, боролся с
рутиной, филистерством, пропагандировал творчество передовых
композиторов. Занимался муз. педагогикой и дириж„рской деятельностью. В
1844 посетил Россию.
Соч.: Избр. статьи о музыке, пер. с нем., М., 1956. Лит.: Л а р о ш
Г., Забытые оперы: "Геновева" Шумана, "Театр. газета", 1893, јј 1, 2; Л
и с т Ф., Роберт Шуман, Нзбр. статьи, М., 1959, с. 350-413; Житомирский
Д.,
Роберт Шуман, М., 1964; Ab er t H., Robert Schumann. 4 Aufl., B.,
1920. дль.
ШУМАН-ХЕЙНК (Schumann-Heink), Эрнестина (15.VI. 1861-17.XI.1936) -
амер. артистка оперы (меццо-сопрано). По происхождению австрийка.
Ученица К. А. Кребса и Ф. Вюльнера. В 1878-82 -солистка Дрезденской
оперы. В последующие годы выступала в Гамбурге, Берлине и Лондоне. С
1891- в США. В 1932 оставила сцену.
Ш.-Х. - крупнейшая исполнительница вагнеров-ского репертуара. Е„
исполнение отличалось богатством эмоционально-смысловых оттенков,
выразительностью вок. декламации, драматизмом, темпераментом.
Партии; Эрда, Ортруда, Мария, Брангена, Магдалена ("Золото Рейна",
"Лоэнгрин", "Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера), Азучена ("Трубадур"), Фидес ("Пророк"
Мейербера), Кли-темнестра ("Электра" Р. Штрауса), ? T
ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля-воспроизведение на сцене звуков
окружающей жизни. Вместе с декорациями, бутафорией, освещением Ш. о.
составляет фон, помогающий акт„рам и зрителям почувствовать себя в
среде, соответствующей действию пьесы, созда„т нужное настроение, влияет
на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами, громыханием железного
листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли уже в
16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании рус. театр. зданий
(напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева обнаружен аппарат "громовой
раскат") свидетельствует о том, что в России Ш. о. пользовались уже в
сер. 18 в.
Страницы: «« « 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |