|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 » »» (1961, Большой т-р) на либр. В. А. Катаняна по мотивам рассказов С. Л.
Антонова. Переработал музыку оперы Кармен" Визе в балет "Кармен-сюита"
(1967, там же). Автор музыки к драм. спектаклям и фильмам и др. прои в.
Член Сов. комитета защиты мира (с 1962).
Лит.: Г е н и н а Л., Ново, талантливо, "Сов. музыка", 1961, ј 7;
Добрынина Е., Не только любовь..., там же, 1962, ј 9; Я p у с т о в с к
и и Б., Не только любовь, "Муз. жизнь", 1962, J\ 8; M е д в е д е в А.,
Снова "Кон„к-Горбунок", "Сов. музыка", 1964, Д% 6. В.Дель.
"ЩЕЛКУНЧИК" -балет П. И. Чайковского, либр. М. И. Петипа (по сказке
Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). Пост. 6 дек. 1892, Мариинский
т-р (Клара - Белинская, Фриц - В. Стуколкин, Щелкунчик - С. Легат, фея
Драже - Дель-Эра, принц Коклюш - П. Гердт, Дроссельмейер - Т. Стуколкин;
балетм. Иванов, дириж„р Дриго, худ. Бочаров и К. Иванов, костюмы -
Всеволожский и Пономар„в). Возобн., 1923, Ленингр. т-р оперы и 5алета
(балетм. Лопухов и Ширяев, по Л. И. Иванову; фея Драже-Е. Гердт, принц
Коклюш - Дудко, Дроссельмейер - Солянников; дириж„р Гаук, декорации те
же). Новая редакция 1929, там же (Маша - Мунгалова, Щелкунчик - Гусев,
Дроссельмейер - Леонтьев; балетм. Лопухов, дириж„р Гаук, худ. Дмитриев).
1934, там же (Маша-Уланова, Щелкунчик-принц - Сергеев; балетм. Вайнонен,
дириж„р Мравинский. худ. Селезн„в). 1919, Большой т-р, Москва (Клара -
Кудрявцева, Фриц - Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц - Ефимов, Дроссельмейер
- Булгаков; балетм. Горский, дириж„р Ф„доров, худ. Коровин). 1932, там
же (балетм. Иванов, возобн. Чекрыгина и Монахова;
Клара - Е. Фарманянц, Щелкунчик - Попко, Фриц - Ю. Гербер,
Дроссельмейер - Чекрыгин, фея Драже - Ле-пешинская; дириж„р Файер, худ.
Панфилов. Спектакль балетного техникума при ГАБТе). 1939, там же (Маша -
Сем„нова, Щелкунчик - Ермолаев, Дроссельмейер - Ряб-цев; балетм.
Вайнонен, дириж„р Файер, худ. Дмитриев). 12 марта 1966, там же, нов.
пост. (Маша - Максимова, Щелкунчик-прднц - Васильев, Мастер кукол -
Леваш„в, Король мышей - Ситников; балетм. Григорович, дириж„р
Рождественский, худ. Вирсаладзе).
Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Тбилиси (1936), Куйбышев
(1947), Баку (1949), Новосибирск (1950), Одесса 1950), Горький (1952),
Пермь (1955), Киев (1956), Свердловск (1957), Саратов, Рига (1959),
Вильнюс (1963) и др. За рубежом: Загреб (1932), Лондон (1934),
Монте-Карло (1936), Милан (1938), Париж (1947), Будапешт (1950),
Нью-Йорк (1954), Бухарест (1961) и др.
Лит.: Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени.
М-, 1956, с. 239-78; Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.- Л.,
1940, с. .80-139. Г. Ш.
ЩЕПКИН, Михаил Сем„нович (6(17).XI.1788, с. Красное Обоянского у.
Курской губ.,-11(23).VIII. 1863, Ялта] - рус. акт„р. Основоположник
реализма в рус. сценич. иск-ве. Великий реформатор рус. сцены. Род. в
семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В
детстве бывал на спектаклях крепостного т-ра. 15 фев. 1800 впервые
выступил в любительском спектакле, пост. учениками Суд-женского уездного
уч-ща (в к-ром Щ. обучался), в роли крепостного слуги Розмарина в
комедии "Вздорщица" Сумарокова. В летние месяцы неоднократно играл в
т-ре Волькенштейна. В 1801 Щ. переходит в Курское губернское уч-ще. В
Курске он посещает т-р братьев М.Е.,П. Е.пА. Е. Барсовых. В 1805,
заменяя одного из акт„ров, Щ. с успехом исполнил в этом т-ре роль Андрея
Почтаря в пьесе "Зоа" Мерсье. С этого времени он становится проф.
акт„ром т-ра Барсовых. В 1816 переш„л в харьковскую труппу И. Ф. Штейна
п О. И. Калиновского. В 1818 с группой ведущих акт„ров этого т-ра Щ.
основывает "вольный т-р" в Полтаве, к-рый возглавляет И. П.
Котляревский. После закрытия Полтавского т-ра (1822) Щ. вновь вернулся к
Штейну, державшему антрепризу в Туле. В том же году вместе со своей
семь„й Щ. получил вольную (борьба за освобождение Щ. от крепостной
зависимости велась с 1818; в ней принимали активное участие будущий
декабрист С. Г. Волконский, П. П. Котляревский, партн„ры Щ., мп.
зрители, вн„сшие свои пожертвования). "
На провинц. сцене Щ. исполнил большое количество ролей самых
разнообразных жанров, включая партии в операх и балетах. Его исполнение
отличалось искром„тным темпераментом, юмором. Уже в этот период, много
размышляя над проблемами иск-ва, наблюдая игру талантливого
акт„ра-любителя кн. П. В. Мещерского, акт„ров т-ра Штейна-И. Ф. Угарова,
Павлова, крепостной актрисы орловского т-ра Кузьминой (е„ трагич. судьба
со слов Щ. описана А. И. Герценом в рассказе "Сорока-воровка"), Щ.
приходит к выводу, что "искусство настолько высоко, насколько близко к
природе". Он начинает сознательно утверждать в сценич. иск-ве реализм.
Лучшие роли Щ. в провинц. период:
Чупрун и Макагоненко ("Москаль-чаровник" и "Наталка Полтавка"
Котляревского, обе в 1819), Подслухин ("Подложный клад" Ильина),
трактирщик Панкрат (комич. опера "Мнимый невидимка" Кавоса), Богатонов
("Господин Богатонов, или Провинциал в столице" Загоскина).
20 сент. 1822 Щ. дебютировал в Москве в роли Бога-тонова и 6 марта
1823 был зачислен в труппу Моск. т-ра (с 1824 - Малый т-р). В Москве
реализм Щ. приобр„л характер законченной системы. Формированию взглядов
Щ. способствовали его тесные идейные и дружеские связи с передовыми
обществ, и художеств. деятелями России (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, С.
Т. Аксаков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Н. А.
Некрасов, Т. Н. Грановский, Т. Г. Шевченко и др.). Щ. был не только
участником первых пост. пьес Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева,
Сухово-Кобылина, но и активно способствовал написанию мн. из этих пьес,
горячо их пропагандировал, добивался снятия цензурных запретов. Сценич.
деятельность Щ. отвечала новым эстетич. требованиям, выдвигавшимся
революц. демократией. Высокая сознательность и идейная
целеустремл„нность художеств. творчества, отличавшие критич. реализм Щ.,
определили его значение как реформатора акт„рского иск-ва.
Свои лучшие сценич. образы Щ. создал в произв. рус.
сатирпко-обличительной драматургии. Играя Фамусова (1830), Щ. изображал
представите;! я чиновной бюрократии, показывал конкретные тиипч. черты
этого персонажа; чванство и барская заносчивость крепостника сочетались
в его Фамусове с раболепством и угодничеством по отношению к придворной
знати. Такой же глубокой жизненной достоверностью и обличительной силой
отличался образ Городничего
(1836). Исполняя эту роль, Щ. достигал широкого сатирич. обобщения,
поднимался до обличения николаевского режима. Сатирич. типы дворян были
созданы Щ. в пьесах Гоголя - "Женитьба" (Подко-л„син и Кочкар„в,
1843), "Игроки" (Утешительный, 1843), "Тяжба" (Бурдюков,
Страницы: «« « 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |