Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653  2654   2655   2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663  » »»

(1961, Большой т-р) на либр. В. А. Катаняна по мотивам рассказов  С.  Л.
Антонова. Переработал музыку оперы Кармен" Визе в  балет  "Кармен-сюита"
(1967, там же). Автор музыки к драм. спектаклям и фильмам и др. прои  в.
Член Сов. комитета защиты мира (с 1962).
   Лит.: Г е н и н а Л., Ново, талантливо, "Сов.  музыка",  1961,  ј  7;
Добрынина Е., Не только любовь..., там же, 1962, ј 9; Я p у с т о в с  к
и и Б., Не только любовь, "Муз. жизнь", 1962, J\ 8; M е д в е д е в  А.,
Снова "Кон„к-Горбунок", "Сов. музыка", 1964, Д% 6. В.Дель.
   "ЩЕЛКУНЧИК" -балет П. И. Чайковского, либр. М. И. Петипа  (по  сказке
Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). Пост. 6 дек. 1892,  Мариинский
т-р (Клара - Белинская, Фриц - В. Стуколкин, Щелкунчик - С.  Легат,  фея
Драже - Дель-Эра, принц Коклюш - П. Гердт, Дроссельмейер - Т. Стуколкин;
балетм. Иванов, дириж„р Дриго, худ.  Бочаров  и  К.  Иванов,  костюмы  -
Всеволожский и Пономар„в). Возобн., 1923, Ленингр. т-р  оперы  и  5алета
(балетм. Лопухов и Ширяев, по Л. И. Иванову; фея Драже-Е.  Гердт,  принц
Коклюш - Дудко, Дроссельмейер - Солянников; дириж„р Гаук,  декорации  те
же). Новая редакция 1929, там же (Маша - Мунгалова, Щелкунчик  -  Гусев,
Дроссельмейер - Леонтьев; балетм. Лопухов, дириж„р Гаук, худ. Дмитриев).
1934, там же (Маша-Уланова, Щелкунчик-принц - Сергеев; балетм. Вайнонен,
дириж„р Мравинский. худ. Селезн„в). 1919, Большой т-р, Москва  (Клара  -
Кудрявцева, Фриц - Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц - Ефимов,  Дроссельмейер
- Булгаков; балетм. Горский, дириж„р Ф„доров, худ. Коровин).  1932,  там
же (балетм. Иванов, возобн. Чекрыгина и Монахова;
   Клара  -  Е.  Фарманянц,  Щелкунчик  -  Попко,  Фриц  -  Ю.   Гербер,
Дроссельмейер - Чекрыгин, фея Драже - Ле-пешинская; дириж„р Файер,  худ.
Панфилов. Спектакль балетного техникума при ГАБТе). 1939, там же (Маша -
Сем„нова,  Щелкунчик  -  Ермолаев,  Дроссельмейер  -  Ряб-цев;   балетм.
Вайнонен, дириж„р Файер, худ. Дмитриев). 12 марта  1966,  там  же,  нов.
пост. (Маша - Максимова, Щелкунчик-прднц  -  Васильев,  Мастер  кукол  -
Леваш„в,  Король  мышей  -   Ситников;   балетм.   Григорович,   дириж„р
Рождественский, худ. Вирсаладзе).
   Пост. в т-рах оперы и балета др. городов:  Тбилиси  (1936),  Куйбышев
(1947), Баку (1949), Новосибирск (1950), Одесса 1950),  Горький  (1952),
Пермь (1955), Киев (1956),  Свердловск  (1957),  Саратов,  Рига  (1959),
Вильнюс  (1963)  и  др.  За  рубежом:  Загреб  (1932),  Лондон   (1934),
Монте-Карло  (1936),  Милан  (1938),  Париж  (1947),  Будапешт   (1950),
Нью-Йорк (1954), Бухарест (1961) и др.
   Лит.: Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр  его  времени.
М-, 1956, с. 239-78; Чайковский и театр. Статьи  и  материалы,  М.-  Л.,
1940, с. .80-139. Г. Ш.
   ЩЕПКИН, Михаил Сем„нович (6(17).XI.1788,  с.  Красное  Обоянского  у.
Курской губ.,-11(23).VIII. 1863,  Ялта]  -  рус.  акт„р.  Основоположник
реализма в рус. сценич. иск-ве. Великий реформатор рус.  сцены.  Род.  в
семье крепостного, управляющего имениями графа Г.  С.  Волькенштейна.  В
детстве бывал на спектаклях  крепостного  т-ра.  15  фев.  1800  впервые
выступил в любительском спектакле, пост. учениками Суд-женского уездного
уч-ща (в к-ром Щ.  обучался),  в  роли  крепостного  слуги  Розмарина  в
комедии "Вздорщица" Сумарокова. В летние  месяцы  неоднократно  играл  в
т-ре Волькенштейна. В 1801 Щ. переходит в Курское  губернское  уч-ще.  В
Курске он посещает т-р  братьев  М.Е.,П.  Е.пА.  Е.  Барсовых.  В  1805,
заменяя одного из акт„ров, Щ. с успехом исполнил в этом т-ре роль Андрея
Почтаря в пьесе "Зоа"  Мерсье.  С  этого  времени  он  становится  проф.
акт„ром т-ра Барсовых. В 1816 переш„л в харьковскую труппу И. Ф.  Штейна
п О. И. Калиновского. В 1818 с группой ведущих  акт„ров  этого  т-ра  Щ.
основывает  "вольный  т-р"  в   Полтаве,   к-рый   возглавляет   И.   П.
Котляревский. После закрытия Полтавского т-ра (1822) Щ. вновь вернулся к
Штейну, державшему антрепризу в Туле. В том  же  году  вместе  со  своей
семь„й Щ. получил вольную  (борьба  за  освобождение  Щ.  от  крепостной
зависимости велась с 1818; в  ней  принимали  активное  участие  будущий
декабрист С.  Г.  Волконский,  П.  П.  Котляревский,  партн„ры  Щ.,  мп.
зрители, вн„сшие свои пожертвования). "
   На  провинц.  сцене  Щ.  исполнил  большое  количество  ролей   самых
разнообразных жанров, включая партии в операх и балетах. Его  исполнение
отличалось искром„тным темпераментом, юмором. Уже в этот  период,  много
размышляя   над   проблемами   иск-ва,   наблюдая   игру    талантливого
акт„ра-любителя кн. П. В. Мещерского, акт„ров т-ра Штейна-И. Ф. Угарова,
Павлова, крепостной актрисы орловского т-ра Кузьминой (е„ трагич. судьба
со слов Щ. описана А.  И.  Герценом  в  рассказе  "Сорока-воровка"),  Щ.
приходит к выводу, что "искусство настолько высоко, насколько  близко  к
природе". Он начинает сознательно утверждать в сценич.  иск-ве  реализм.
Лучшие роли Щ. в провинц. период:
   Чупрун  и  Макагоненко  ("Москаль-чаровник"  и   "Наталка   Полтавка"
Котляревского,  обе  в  1819),  Подслухин  ("Подложный  клад"   Ильина),
трактирщик Панкрат (комич. опера "Мнимый невидимка"  Кавоса),  Богатонов
("Господин Богатонов, или Провинциал в столице" Загоскина).
   20 сент. 1822 Щ. дебютировал в Москве в роли Бога-тонова  и  6  марта
1823 был зачислен в труппу Моск. т-ра (с 1824 -  Малый  т-р).  В  Москве
реализм Щ. приобр„л характер законченной системы. Формированию  взглядов
Щ. способствовали его тесные идейные  и  дружеские  связи  с  передовыми
обществ, и художеств. деятелями России (А. С. Пушкин, Н. В.  Гоголь,  С.
Т. Аксаков, В. Г. Белинский,  А.  И.  Герцен,  И.  С.  Тургенев,  Н.  А.
Некрасов, Т. Н. Грановский, Т. Г. Шевченко и  др.).  Щ.  был  не  только
участником первых пост. пьес  Грибоедова,  Гоголя,  Пушкина,  Тургенева,
Сухово-Кобылина, но и активно способствовал написанию мн. из этих  пьес,
горячо их пропагандировал, добивался снятия цензурных запретов.  Сценич.
деятельность  Щ.  отвечала  новым  эстетич.  требованиям,  выдвигавшимся
революц.    демократией.    Высокая     сознательность     и     идейная
целеустремл„нность художеств. творчества, отличавшие критич. реализм Щ.,
определили его значение как реформатора акт„рского иск-ва.
   Свои   лучшие   сценич.   образы   Щ.   создал   в    произв.    рус.
сатирпко-обличительной драматургии. Играя Фамусова (1830), Щ.  изображал
представите;! я чиновной бюрократии, показывал конкретные  тиипч.  черты
этого персонажа; чванство и барская заносчивость крепостника  сочетались
в его Фамусове с раболепством и угодничеством по отношению к  придворной
знати. Такой же глубокой жизненной достоверностью и обличительной  силой
отличался образ Городничего
   (1836). Исполняя эту роль, Щ. достигал широкого  сатирич.  обобщения,
поднимался до обличения николаевского режима. Сатирич. типы дворян  были
созданы Щ. в пьесах Гоголя - "Женитьба" (Подко-л„син и Кочкар„в,
   1843), "Игроки" (Утешительный, 1843), "Тяжба" (Бурдюков,

Страницы: «« « 2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653  2654   2655   2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия