Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2638   2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646  2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656  » »»

Олеши, 1931). Новые грани таланта Ш. раскрылись на сцене Т-ра Революции,
где он работал в 1932-50 (в 1938-42 был худ. рук. этого  т-ра).  Ш.  вс„
чаще обращается к глубокому психологич. истолкованию образа. Он выступил
в новых для его творчества ролях,  показал  формирование  революционного
сознания: портной Рубинчик ("Улица  радости"  Зархи,  1932),  композитор
Шигорин ("Концерт"  Фай-ко,  1936).  Глубоко  и  рельефно  раскрывал  Ш.
духовный мир сов. людей, героев современности:  Руководящее  лицо  ("Мой
друг"  Погодина,  1932),  Све-колкин  ("Обыкновенный  человек"  Леонова,
1945),  П  редседатель   правительственной   комиссии   ("Закон   чести"
А.Штейна,1947, Гос. пр. СССР,  1949).  Одновременно  Ш.  создал  галерею
ярких сатирич. образов:  Моске  ("На  западе  бой"  Вишневского,  1933),
Василий  Шуйский  ("Иван  Болотников"  Добржинского,  1938),   Вильгельм
Баум-воль  ("Сыновья   тр„х   рек"   Гу   сева,   1944).   Пуб-лицистич.
направленность иск-ва Ш. проявилась и в образе Ивана  Горлова  ("Фронт",
1942).
   Работа над образом совр. положительного  героя  обогатила  мастерство
акт„ра и подготовила его к созданию (один из первых исполнителей) образа
В. И. Ленина ("Правда" Корнейчука, 1937). Впоследствии Ш. продолжил свою
работу над воплощением образа В. И. Ленина в  спектаклях:  "Незабываемый
1919-й" Вишневского (1950, Малый  т-р.  Гос.  пр.  СССР,  1951),  "Между
ливнями" Штейна (1964, Т-р им.  Маяковского).  Ш.  создал  образ  В.  И.
Ленина в кино ("Рассказы  о  Ленине",  Ленинская  пр.,  1959,  "Ленин  в
Польше",  1965,  "Человек  с  ружь„м",   "Выборгская   сторона",   "Яков
Свердлов"). Ш. передавал  глубину  революц.  мысли  вождя,  величие  его
нравств. подвига, одухотвор„нность революц. идеей.
   В творчестве Ш. ясность и точность мысли сочетаются с гражданственной
страстностью, тонкой  художеств.  интуицией,  отточенностью  сценической
формы.
   В  1Р5Э-57  Ш.-  акт„р  Малого  т-ра.  В  ряде  ролей  этого  периода
раскрывалась ведущая тема творчества акт„ра - познание человеком правды:
крестьянин Габу ("Люди  доброй  воли"  Мдивани,  1950),  инженер  Груббе
("Иначе жить нельзя" Софронова, 1952) и др.
   В 1959 Ш. вернулся в Т-р им. Маяковского. В ролях, сыгранных  в  этот
период, Ш. стремился показать мужество и стойкость сов. людей  в  борьбе
за  коммунистич.  идеалы,  их  человечность:  Начальник   ("Аристократы"
Погодина, 1959), адмирал Миничев ("Океан"  Штейна,  1961).  Играл  также
лирико-коме-дщшую роль писателя Шахматова  ("Весенние  скрипки"  Штейна,
1960), сатирич. роль обывателя Крута ("Поворот ключа" Кундеры, 1963).
   Ш. занимается режисс„рской деятельностью; пост. спектакли:  "Лестница
славы" Скриба (1936), "Последние"  (1937);  "Мамаша  Кураж  и  е„  дети"
Брехта (1960).
   Снимается в кино: "Привидение,  которое  не  возвращается",  "Заговор
обреч„нных" (Гос. пр. СССР, 1951), "Убийство на улице Данте" и др.
   Лит.: Туровская М., Медведев Б., Максим Максимович Штраух, М.,  1952;
Гринвальд Я., Максим Штраух, М., 1939; Новицкий П., Образы акт„ров,  М.,
1941; Шахов Г., М.М.Штраух, [M., 4964].
   А. Я.
   ШУБЕРТ, Александра Ивановна [14(26).III.1827- l (l 4).  11.  1909]  -
рус. актриса. Сестра драматурга-водевилиста и режисс„ра Александрийского
т-ра Н. И. Куликова и актрисы П. И. Орловой. Училась  в  Петерб.  театр.
уч-ще. Затем (с 1842) продолжала образование под рук.  своего  брата.  В
1842 дебютировала в Александрийском т-ре (Фанни - "Камилла, или  Брат  и
сестра" Скриба) и в 1843 была зачислена в труппу. В  1844  переведена  в
моек. Малый т-р. М. С. Щепкин уделял большое внимание художеств. и этич.
воспитанию Ш. В 1847-53 (вместе со своим первым  мужем  артистом  М.  А.
Шубертом) Ш. работала в Одесском т-ре, труппа к-рого  была  сформирована
по рекомендации Щепкина из его  учеников  и  лучших  акт„ров  провинции.
После 1853 Ш. вновь играла в Александрийском т-ре, в 1860-68 -  в  Малом
т-ре, затем в Виль-но, Саратове, в труппе  П.  М.  Медведева  в  Казани,
Орле, Тамбове. Последний раз выступила на сцене в 1882 .{бенефис  П.  А.
Стрепетовой на сцене Пушкинского  т-ра  Бренко  в  Москве).  Актриса  по
преим. комедийная и водевильная, Ш. в молодости исполняла роли субреток,
ловких и бойких барышень, а в зрелые годы - пронырливых кумушек и  свах.
Е„ игра отличалась непосредственностью, юмором. Актриса  не  поднималась
до  обличающей  сатиры,  но   придавала   своим   персонажам   забавные,
почерпнутые из действительности черты.
   Роли: Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна ("Ревизор"),  Лиза  ("Лев
Гурыч Синичкин" Д. Ленского),  Флорет-та  ("Госпожа-служанка"  Бурдина),
Юлинька   ("Жених   из   ножевой   линии"   Красовского),    Мирандолина
("Мирандо-лина, или Седина в бороду, а бес в ребро" - переработка  Блума
комедии   "Хозяйка   гостиницы"   Гольдони),    Василиса    Перегриновна
("Воспитанница" Островского), Серафима ("Виноватая" А. Потехина) и др.
   Преданная ученица и последовательница  Щепкина,  Ш.  пропагандировала
творчество великого артиста и его систему в провинции (именно в письме к
Ш. от 7 февр. 1848 Щепкин  изложил  основы  своей  эстетич.  программы).
Умные и тонкие советы Ш., ее талант театр.  "педагога  оказали  решающее
влияние на  формирование  и  развитие  дарований  мн.  молодых  акт„ров,
служивших с ней в провинции. Среди них - В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, П.
А. Стрепетова. Ш. оставила воспоминания ("Моя жизнь").
   Соч.: Моя жизнь, Л., 1929.
   Лит.: Г p и ц Т. С., М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества,  [М.,
1966]; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом. Л.- М.,  1962;  Савина  М.  Г.,
Горести и скитания, Л.-М-, 1961. А. Кл.
   ШУБЕРТ (Subert), Франтишек Адольф (23. III. 1849 -  8.1  X.  1915)  -
чеш. театр. деятель и драматург. В 1883-1900 - первый директор Нац. т-ра
в Праге и в 1907-09 - Т-ра на Виноградах. В своих  пьесах  на  материале
истории Ш.  отражал  острые  совр.  социальные  противоречия:  Будители"
(1882), "Ян Вырава" (1886),  "Помещик"  (1891),  "Драма  четыр„х  бедных
стен" (1893), "Жатва" (1904). Ш.- автор работ по истории чеш. т-ра  и  о
совр. мастерах сцены: Ф. Коларе, К. Шимановском, И. Мошне и др.
   Соч.: Kralovske ceske zemske a narodni divadlo v Praze, Praha,  1892;
Klicpera dramatik, Praha, 1898; Jindrich Mosna. Masky narodniho  divadla
1883-1900, Praha, 1902; Moje vzpominky, Praha, 1902 (Z uplnuivch dob, dl
1-3); Dejiny narodniho divadla v Praze 1883-1900, sv. 3, cast l,  Praha,
1908. Д. Сол.
   ШУБЕРТ  (Schubert),  Франц  (31.1.1797-  19.XL  1828)  -  австрийский
композитор.  Ученик  А.  Сальери   (1812-16,   Императорско-коро-левская
придворная  капелла).   Ш.-один   из   первых   крупных   представителей
романтизма. Среди обширного творч.  наследия  Ш.-  18  произведений  для
театра (завершено 11). В 1822 написал оперу "Альфонсо ? Эстрелла" (1854,

Страницы: «« « 2638   2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646  2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия