Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640  2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650  » »»

(6.XII.1804-26.1.1860) - нем. артистка оперы (сопрано). Пению училась  у
Ю. Моцатти (Mozatti) в  Вене.  Сценич.  карьеру  начала  в  17  лет  как
драматич.  актриса.  В  1821  дебютировала  как  певица  в  роли  Памины
("Волшебная флейта", Вена). С выдающимся успехом пела в Италии,  Париже,
Лондоне, Праге. Исполнила партию Леоноры  ("Фиделио"  Бетховена,  1822),
к-рая принесла Ш.-Д. славу самой знаменитой певицы в Европе. В 1823-47 -
солистка Придворной оперы в Дрездене. Для Ш.-Д. Р. Вагнер написал партию
Адриано в опере "Риенци". Из-за участия  в  Дрезденском  восстании  1849
была выслана из пределов Саксонии и не выступала до 1856. Гастролировала
в Петербурге. В иск-ве Ш.-Д. сочеталось вокальное мастерство  с  большой
драматич. одар„нностью. Среди лучших партий: Сента ("Летучий  голландец"
Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера).
   Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, с. 1361-1362,
1375; Wolzogen A. v  o  n,  Wilhelmine  Schroder-Devrient,  Lpz.,  1863;
Hagemann K., Wilhelmine Schroder-Devrient, Wiesbaden, 1947. Ал. M.
   ШРЕЙФОГЕЛЬ (Schreyvogel), Йозеф (27.1 ILI 768- 28.VII.1832) -  австр.
театр. деятель. В 1796 окончил Иенский ун-т. Был  вице-директором  "Т-ра
ан дер Вин", секретар„м имперской  дирекции  т-ров.  С  1814-  секретарь
дирекции "Бургтеатра" и фактически  его  творч.  руководитель.  Дирекцию
т-ра возглавляли представители австр.  аристократии,  с  к-рыми  Ш.  в„л
борьбу. Это вызывало недовольство реакц. правительства, и в 1832 Ш.  был
уволен из т-ра.
   Ш.  утверждал  воспитат.   значение   т-ра.   Преодолевая   цензурные
ограничения, он пост. на сцене "Бургтеатра" запрещ„нные ранее  драмы  Ф.
Шиллера: "Вал-ленштейн" (1814), "Мария Стюарт" (1814), "Вильгельм Телль"
(1827). Ставил также пьесы И. В. Г„те - "Торк-вато Tacco"  (1816),  "Гец
фон Берлихинген"  (1830),  Г.  Э.  Лессинга  -  "Натан  Мудрый"  (1819),
Шекспира.  Ш.  способствовал  развитию  таланта  австр.  драматурга   Ф.
Грильпарцера, добивался пост. его пьес на сцене "Бургтеатра". Борьба  Ш.
за содержательный репертуар, против мещанских драм А.  Коцебу  и  А.  В.
Иффлан-да способствовала формированию ярких акт„рских индивидуальностей.
В "Бургтеатре" сложился ансамбль крупных мастеров сцены - С. Шредер,  Г.
Аншюц, М. Корн, К. Фихтнер и др. Гл.  внимание  Ш.  было  направлено  на
раскрытие содержания драматич. произв.  через  иск-во  акт„ра.  Традиции
"Бургтеатра", заложенные Ш., были продолжены Г.  Лаубе  после  революции
1848. Л. Лоб.
   ШРЕКЕР  (Schreker),  Франц  (23.III.1878-21.III.   1934)   -   австр.
композитор. Учился в Венской консерватории у Р. Фукса (1897-1900). Автор
многих произв. для  муз.  т-ра.  Наибольшее  значение  имела  его  опера
"ДалЕний звон" (1912, Франкфурт-на-Майне; 1925, Т-р оперы и  балета  им.
Кирова), пост. во мн. т-рах мира. Эта опера  содержит  экспрессионистпч.
тенденции и символические, патологические элементы.
   Оперы: "Пламя" (с фп., 1902, Вена), "Игрушка и принцесса" (1913, Вена
и  Франкфурт-на-Майне;  2-я  ред.,  192U  Мюнхен),  "Отмеченные"  (1918,
Франкфурт-на-Майне)" "Кладоискатель" (1920, Франкфурт-на-Майне), "Поющий
ч„рт" (1928, Берлин), "Христофор"  (1932,  Фрейбург,  Баден),  "Гентский
кузнец" (1932. Берлин).
   Балеты: "День рождения инфанты"  (пантомима,  1908,  Вена),  "Рококо"
(1920, Дармштадт) и др.
   С 1912 - преподаватель Муз.  академии  в  Вене;  с  1920  -  директор
Берлинской высшей муз.  школы;  в  1932-33-  рук.  класса  композиции  в
Прусской академии иск-в. Выступал в Сов. Союзе как дириж„р (1925).
   Лит.: Гинзбург С. Л. [и др.].  Франц  Шренер  и  его  опера  "Дальний
звон". Сб. статей, Л-, 1925; В e k-k e г Р., Franz Schreker,  В.,  1919;
Kapp I., Franz Schreker, Munch., 1921; Neuwirt h G., Franz Schreker  W.,
1959. Ал. M\
   ШТАЙН,  Георгий  Георгиевич   [р.   20.11(5.111).   1911]-рус.   сов.
драматург, театр. критик, переводчик. Лит. деятельность  начал  в  1932.
Писал  пьесы,  рецензии  на  спектакли,  статьи  по  вопросам   т-ра   и
драматургии. Написал пьесы (совм. с А. Кузнецовым):
   "Призвание" (1947, Центр, т-р Сов. Армии), "Друзья остаются друзьями"
(1957, Кишин„вский т-р), "Слепое  счастье"  (1961,  Моск.  т-р  Сатиры),
"Женатый жених" (1965, Ленинград). Переводил пьесы  драматургов  союзных
республик: "Стрекоза"  Бараташвили,  "Извините,  пожалуйста!"  Мака„нка,
"Яблоко раздора" Бирюкова и др.
   Соч.: "Маскарад" на советской сцене, в  сб.:  "Маскарад"  Лермонтова,
Л., 1941; Конец театральной провинции, в сб.: 25 лет советского  театра,
М., 1943; Работы, написанные совм. с А. Кузнецовым- "Призвание", М.- Л.,
1948;
   "Друзья остаются друзьями", "Современная драматургия", 1958,  кн.  4;
"Слепое счастье", М.,961; "Женатый жених", М., 1965. " С. Г.
   ШТАМП в т e а т p e (от  итал.  Stampa-печать)  -  внешний  акт„рский
при„м, лишенный  внутреннего  духовного  содержания,  применяющийся  для
выражения определ„нных чувств. Ш. проникают в  разл.  выразит.  средства
т-ра,- сценич. речь (интонации, особенности дикции), пластику, мимику  и
т.  д.  Ш.  чужд  подлинному  иск-ву  и  всегда   является   порождением
ремесленничества, "...сценической условностью, ничего не имеющей  общего
с настоящей жизнью и потому  искажающей  человеческую  природу  артиста"
(Станиславский К. С., Статьи,  речи,  беседы,  письма,  1953,  с.  424).
Термин "Ш."  применяется  также  для  обозначения  в  иск-ве  режисс„ра,
художника-декоратора повторяющегося при„ма,  лиш„нного  породившего  его
содержания.
   Лит.: Стан-иславский К. С., Ремесло, в кн.:
   Станиславский К. С., Статьи,  речи,  беседы,  письма,  М.,  1953,  с.
422-43. Б. Рос.
   "ШТАТСОПЕР" (нем. Staatsoper, от Staat-государство и  Oper-опера)-см.
Венская государственная опера.
   ШТЕЙН, Александр Петрович (р. 15.IX.1906) - рус. сов. драматург.  Чл.
Коммунистич.  партии  с  1930.  Лит.  деятельность  начал  в  1923   как
журналист. Первые пьесы "Нефть" и "Утопия" написаны совм. с бр. Тур и Я.
Горевым(обе пост. в 1930 в ленингр. т-рах). В 1935- 1940 Ш.  -  редактор
журнала "Искусство и жизнь". Многие пьесы Ш. посв. истории рус.  и  сов.
флота. Среди них драмы: "Флаг адмирала" (1950, Центр,  т-р  Сов.  Армии;
Гос. пр. СССР, 1951) о  рус.  флотоводце  адмирале  Ушакове,  "Гостиница
"Астория"" (1956, Т-р им. Маяковского) о героич. днях ленингр,  блокады,
"Океан"  (1961,  там  же;  Ленингр.  Большой  драм.  т-р,  реж.  Г.   А.
Товстоногов) о людях совр. флота. Многие пьесы Ш. пост. в Моск. т-ре им.
Маяковского; значит. событиями театр. жизни стали спектакли,  режисс„ром
к-рых был Н. П. Охлопков,- "Закон чести" (1948), "Гостиница  "Астория"",
"Океан". Там же были пост. драмы:  "Персональное  дело"  (1954)-один  из

Страницы: «« « 2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640  2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия