Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 » »» (6.XII.1804-26.1.1860) - нем. артистка оперы (сопрано). Пению училась у Ю. Моцатти (Mozatti) в Вене. Сценич. карьеру начала в 17 лет как драматич. актриса. В 1821 дебютировала как певица в роли Памины ("Волшебная флейта", Вена). С выдающимся успехом пела в Италии, Париже, Лондоне, Праге. Исполнила партию Леоноры ("Фиделио" Бетховена, 1822), к-рая принесла Ш.-Д. славу самой знаменитой певицы в Европе. В 1823-47 - солистка Придворной оперы в Дрездене. Для Ш.-Д. Р. Вагнер написал партию Адриано в опере "Риенци". Из-за участия в Дрезденском восстании 1849 была выслана из пределов Саксонии и не выступала до 1856. Гастролировала в Петербурге. В иск-ве Ш.-Д. сочеталось вокальное мастерство с большой драматич. одар„нностью. Среди лучших партий: Сента ("Летучий голландец" Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера). Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, с. 1361-1362, 1375; Wolzogen A. v o n, Wilhelmine Schroder-Devrient, Lpz., 1863; Hagemann K., Wilhelmine Schroder-Devrient, Wiesbaden, 1947. Ал. M. ШРЕЙФОГЕЛЬ (Schreyvogel), Йозеф (27.1 ILI 768- 28.VII.1832) - австр. театр. деятель. В 1796 окончил Иенский ун-т. Был вице-директором "Т-ра ан дер Вин", секретар„м имперской дирекции т-ров. С 1814- секретарь дирекции "Бургтеатра" и фактически его творч. руководитель. Дирекцию т-ра возглавляли представители австр. аристократии, с к-рыми Ш. в„л борьбу. Это вызывало недовольство реакц. правительства, и в 1832 Ш. был уволен из т-ра. Ш. утверждал воспитат. значение т-ра. Преодолевая цензурные ограничения, он пост. на сцене "Бургтеатра" запрещ„нные ранее драмы Ф. Шиллера: "Вал-ленштейн" (1814), "Мария Стюарт" (1814), "Вильгельм Телль" (1827). Ставил также пьесы И. В. Г„те - "Торк-вато Tacco" (1816), "Гец фон Берлихинген" (1830), Г. Э. Лессинга - "Натан Мудрый" (1819), Шекспира. Ш. способствовал развитию таланта австр. драматурга Ф. Грильпарцера, добивался пост. его пьес на сцене "Бургтеатра". Борьба Ш. за содержательный репертуар, против мещанских драм А. Коцебу и А. В. Иффлан-да способствовала формированию ярких акт„рских индивидуальностей. В "Бургтеатре" сложился ансамбль крупных мастеров сцены - С. Шредер, Г. Аншюц, М. Корн, К. Фихтнер и др. Гл. внимание Ш. было направлено на раскрытие содержания драматич. произв. через иск-во акт„ра. Традиции "Бургтеатра", заложенные Ш., были продолжены Г. Лаубе после революции 1848. Л. Лоб. ШРЕКЕР (Schreker), Франц (23.III.1878-21.III. 1934) - австр. композитор. Учился в Венской консерватории у Р. Фукса (1897-1900). Автор многих произв. для муз. т-ра. Наибольшее значение имела его опера "ДалЕний звон" (1912, Франкфурт-на-Майне; 1925, Т-р оперы и балета им. Кирова), пост. во мн. т-рах мира. Эта опера содержит экспрессионистпч. тенденции и символические, патологические элементы. Оперы: "Пламя" (с фп., 1902, Вена), "Игрушка и принцесса" (1913, Вена и Франкфурт-на-Майне; 2-я ред., 192U Мюнхен), "Отмеченные" (1918, Франкфурт-на-Майне)" "Кладоискатель" (1920, Франкфурт-на-Майне), "Поющий ч„рт" (1928, Берлин), "Христофор" (1932, Фрейбург, Баден), "Гентский кузнец" (1932. Берлин). Балеты: "День рождения инфанты" (пантомима, 1908, Вена), "Рококо" (1920, Дармштадт) и др. С 1912 - преподаватель Муз. академии в Вене; с 1920 - директор Берлинской высшей муз. школы; в 1932-33- рук. класса композиции в Прусской академии иск-в. Выступал в Сов. Союзе как дириж„р (1925). Лит.: Гинзбург С. Л. [и др.]. Франц Шренер и его опера "Дальний звон". Сб. статей, Л-, 1925; В e k-k e г Р., Franz Schreker, В., 1919; Kapp I., Franz Schreker, Munch., 1921; Neuwirt h G., Franz Schreker W., 1959. Ал. M\ ШТАЙН, Георгий Георгиевич [р. 20.11(5.111). 1911]-рус. сов. драматург, театр. критик, переводчик. Лит. деятельность начал в 1932. Писал пьесы, рецензии на спектакли, статьи по вопросам т-ра и драматургии. Написал пьесы (совм. с А. Кузнецовым): "Призвание" (1947, Центр, т-р Сов. Армии), "Друзья остаются друзьями" (1957, Кишин„вский т-р), "Слепое счастье" (1961, Моск. т-р Сатиры), "Женатый жених" (1965, Ленинград). Переводил пьесы драматургов союзных республик: "Стрекоза" Бараташвили, "Извините, пожалуйста!" Мака„нка, "Яблоко раздора" Бирюкова и др. Соч.: "Маскарад" на советской сцене, в сб.: "Маскарад" Лермонтова, Л., 1941; Конец театральной провинции, в сб.: 25 лет советского театра, М., 1943; Работы, написанные совм. с А. Кузнецовым- "Призвание", М.- Л., 1948; "Друзья остаются друзьями", "Современная драматургия", 1958, кн. 4; "Слепое счастье", М.,961; "Женатый жених", М., 1965. " С. Г. ШТАМП в т e а т p e (от итал. Stampa-печать) - внешний акт„рский при„м, лишенный внутреннего духовного содержания, применяющийся для выражения определ„нных чувств. Ш. проникают в разл. выразит. средства т-ра,- сценич. речь (интонации, особенности дикции), пластику, мимику и т. д. Ш. чужд подлинному иск-ву и всегда является порождением ремесленничества, "...сценической условностью, ничего не имеющей общего с настоящей жизнью и потому искажающей человеческую природу артиста" (Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, 1953, с. 424). Термин "Ш." применяется также для обозначения в иск-ве режисс„ра, художника-декоратора повторяющегося при„ма, лиш„нного породившего его содержания. Лит.: Стан-иславский К. С., Ремесло, в кн.: Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, М., 1953, с. 422-43. Б. Рос. "ШТАТСОПЕР" (нем. Staatsoper, от Staat-государство и Oper-опера)-см. Венская государственная опера. ШТЕЙН, Александр Петрович (р. 15.IX.1906) - рус. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1930. Лит. деятельность начал в 1923 как журналист. Первые пьесы "Нефть" и "Утопия" написаны совм. с бр. Тур и Я. Горевым(обе пост. в 1930 в ленингр. т-рах). В 1935- 1940 Ш. - редактор журнала "Искусство и жизнь". Многие пьесы Ш. посв. истории рус. и сов. флота. Среди них драмы: "Флаг адмирала" (1950, Центр, т-р Сов. Армии; Гос. пр. СССР, 1951) о рус. флотоводце адмирале Ушакове, "Гостиница "Астория"" (1956, Т-р им. Маяковского) о героич. днях ленингр, блокады, "Океан" (1961, там же; Ленингр. Большой драм. т-р, реж. Г. А. Товстоногов) о людях совр. флота. Многие пьесы Ш. пост. в Моск. т-ре им. Маяковского; значит. событиями театр. жизни стали спектакли, режисс„ром к-рых был Н. П. Охлопков,- "Закон чести" (1948), "Гостиница "Астория"", "Океан". Там же были пост. драмы: "Персональное дело" (1954)-один из Страницы: «« « 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |