|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 » »» 1911). В репертуаре сатирич. "Ш." т-ров кукол нар. Польши преобладают
пьесы-афоризмы, миниатюры-гротески: "Самый миниатюрный театр в мире
-"Гусь зел„ный4'" Галчиньского (1947-52, Краков), "Сатирическая "Шопка""
1956 Марьяновича, Минкевича, Залуцкого (худ. Заруба, 1956, Варшава) и
др.
Лит.: Перетц В. Н.,К истории польского и русского народного театра,
СПБ, 1909; Воробьев Г. А., Шопка, польский вертеп, "Исторический
вестник", 1899, т. 77, июль, с. 248-63; Заруба E., Сатирический театр
кукол, "Польша", 1956, ј 3; Театр кукол зарубежных стран. Сб., М., 1959.
с. 215-21; Юрковский Г.,Кили а н А., Польский театр кукол, Варшава,
1960; M а г i -anowicz A., Minkiewicz J., Zalucki M., Szopka satyryczna
1956, Warsz., 1956. С. Др.
ШОРТАНОВ, Аскерби Тахпрович (р. 1916) - кабардинский советский
драматург и режисс„р. Засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР (1939). Чл.
Коммунистич. партии с 1941. Учился на режисс„рском ф-те ГИТИСа.
Участник, а с 1932 - руководитель первого самодеятельного коллектива,
ставившего спектакли на кабардинском и рус. яз. Написал для этого т-ра
свои первые пьесы "Рулак Аббасов", "Мурат и фаталист". В 1933 принял
участие в организации театр. студии в Нальчике и до 1935 был е„
режисс„ром. С 1937 - худ. рук. Кабардинского колх.-совх. т-ра. В 1939
написал и пост. здесь героич. драму "Аул Батыр". Автор пьес -"Когда
загорается свет" (1947) о жизни колхозной деревни после Отечеств, войны,
"Посланец партии" (1954) о событиях гражд. войны на Сев. Кавказе,
"Навечно" (1957) о присоединении Кабарды к России, "В одной семье"
(1958) об утверждении новой морали, Камбот и Ляца" (1956) по поэме А.
Шогенцукова.
Пьесы Ш. ставились в Каб.-Балк. т-ре в Нальчике, переводились на яз.
др. народов Сев. Кавказа, шли в т-рах Сев. Осетии, Адыгеи. Ш.- автор
книги "Театральное искусство Кабардино-Балкарии" (1961). E. Ж.
ШОРШТЕЙН, Константин Осипович (г. рожд. не-изв.- ум. 1922) - рус.
акт„р и режисс„р. Учился на юридич. ф-те Киевского ун-та. Творч.
деятельность начал в 1900 в Киеве. Работал во многих антрепризах. После
революции - в т-рах Туркестана (труппа 3. А. Малиновской - Товарищество
драм. артистов). В 1918 принял участие в создании первого в Ср. Азии
"Советского т-ра" в Ташкенте и был его худ. рук. В 1919 возглавил
Гарнизонный т-р в Ташкенте. В годы гражд. войны руководил фронтовой
труппой, обслуживавшей агитпоезда Закаспийского фронта. Оказал большую
творч. помощь деятелям молодого узб. сов. театра.
Ш.- акт„р реалистич. школы, играл трагедийные и героич. роли:.
Отелло, Гамлет; царь Эдип (о. п. Софокла), Вильгельм Телль (о. п.
Шиллера), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Освальд и др. Пост. в
"Советском т-ре" (1918-19): "Ткачи" Гауптмана, "Женитьба", "Ревизор";
"Отцы и дети" по Тургеневу, "Вильгельм Телль" Шиллера, "Мещане";
"Королевский брадобрей" Луначарского.
Лит.: Дьяченко В. П., Первый гос. рус. драм. т-р в Ср. Азии,
Общественные науки в Узбекистане", 1965, ј 9, с. 43-46.
ШОССОН (Chausson), Эрнест (21.1.1855-10. VI. 1899) - франц.
композитор. Учился у Ж. M а сено в Парижской консерватории и у С.
Франка. Написал оперы-"Елена", "Король Артус" (1903, т-р "Де ла Мон-не",
Брюссель), лирич. сцены "Жанна д'Арк" (1882); музыку к драмам "Буря"
Шекспира (1888) и "Легенда о св. Цецилии" Бушора (1892, обе в Париже).
Лит.: В a r r i с e l l i J.- P. and W e i n s t e i n L., E.
Chausson, the comnoser's life and works, L., 1950; то же, Horman
(Oklahoma), 1955, 1958. Ал. M.
ШОСТАКОВИЧ, Дмитрий Дмитриевич [р. 12(25). IX. 1906] - рус. сов.
композитор, пианист, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1954).
Чл. Коммунистич. партии с 1960. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов и
Верховного Совета СССР 6-7-го созывов. Окончил Ленинградскую
консерваторию (классы: фп.- Л. В. Николаева, 1923; композиции - М. О.
Штейнберга, 1925). Для творчества Ш., одного из самых выдающихся
композиторов современности, характерно вдохновенное новаторское
воплощение важнейших социально-исторических явлений действительности,
больших трагических коллизий и антагонистических противоречий (война и
мир, человеконенавистничество и гуманизм, реакция и прогресс),
противопоставление мощи света и добра силам мрака и зла. Наиболее
активно композитор работает в области крупных инструмент, жанров,
сим-фонич. и камерных (13 симфоний, 5 концертов, множество
камерно-инструмент. и др. произв.). Наряду с этим Ш. обращался к разл.
формам театр. музыки и проявил себя как мастер муз. драматургии. Ш.
написал 2 оперы, 3 балета, оперетту, музыку ко мн. театр. пост. и
фильмам.
В опере "Нос" (1930, Ленингр. Малый оперный т-р;
1964, Флоренция; 1965, Прага) по о. п. Гоголя Ш. исходил из
тенденций, намеченных Мусоргским в "Женитьбе"! а также из условности
т-ра масок и нек-рых элементов оперного стиля И. Ф. Страгинского
("Мавра"). Ш. стремился создать эксцентричную, вес„лую, обличительную
оперу, в к-рой слово, музыка и действие были бы слиты воедино. Отсюда
инструментально-речитативный склад вок. партий, едкая колючесть муз.
языка, обилие политональных наложений и ато-нальных разделов,
стремительность сценич. развития. В 1932 Ш. закончил одно из своих
центр, произв.- оперу "Леди Макбет Мценского уездау ("Катерина
Измайлова", 1934, Муз. т-р им. Немировича-Данченко) по Н. С. Лескову,
пост. во мн. оперных т-рах мира. Композитор переосмыслил повесть, придал
сюжету социально-обличительную направленность. Он обострил негативные
стороны обстановки, окружающей Катерину, тем самым подчеркнув, что его
героиня является жертвой эпохи и среды. Ш. поднял личную драму Катерины
до социальной трагедии. Отсюда и жанр оперы - "трагедия-сатира".
Партитуре оперы свойственно сквозное симф. развитие. Вок. партии
характеризуются психодогич. напряж„нностью. В этом глубоко новаторском,
самобытном произв. Ш. перекрещиваются традиции Мусоргского, Чайковского
(борьба личности за счастье в условиях социального гн„та и
несправедливости), ощущается воздействие смелой ломки штампов, присущей
операм Прокофьева. В результате односторонней, субъективистской критики,
к-рой подверглось творчество Ш. в сер. 1930-х гг., опера была снята с
репертуара. С 1963 она вновь пошла на сценах мн. сов. т-ров в новой
авторской редакции (в 1967- фильм-опера).
Балетам Ш. свойственна дивертясментность. Балет "Золотой век" (1930,
Т-р оперы и балета им. Кирова) написан на основе бытового
танц.-песенного материала; "Болт" (1931, там же) - остро сатирич.
произв. на производственную тематику; "Светлый ручей" (1935, там же и
Страницы: «« « 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |