Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2625   2626   2627   2628   2629   2630   2631   2632   2633  2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642   2643  » »»

1911). В репертуаре сатирич. "Ш." т-ров кукол  нар.  Польши  преобладают
пьесы-афоризмы, миниатюры-гротески:  "Самый  миниатюрный  театр  в  мире
-"Гусь зел„ный4'" Галчиньского (1947-52, Краков), "Сатирическая "Шопка""
1956 Марьяновича, Минкевича, Залуцкого (худ. Заруба,  1956,  Варшава)  и
др.
   Лит.: Перетц В. Н.,К истории польского и русского  народного  театра,
СПБ,  1909;  Воробьев  Г.  А.,  Шопка,  польский  вертеп,  "Исторический
вестник", 1899, т. 77, июль, с. 248-63; Заруба  E.,  Сатирический  театр
кукол, "Польша", 1956, ј 3; Театр кукол зарубежных стран. Сб., М., 1959.
с. 215-21; Юрковский Г.,Кили а н  А.,  Польский  театр  кукол,  Варшава,
1960; M а г i -anowicz A., Minkiewicz J., Zalucki M., Szopka  satyryczna
1956, Warsz., 1956. С. Др.
   ШОРТАНОВ,  Аскерби  Тахпрович  (р.  1916)  -  кабардинский  советский
драматург и режисс„р. Засл. деят.  иск-в  Каб.-Балк.  АССР  (1939).  Чл.
Коммунистич.  партии  с  1941.  Учился  на  режисс„рском  ф-те   ГИТИСа.
Участник, а с 1932 - руководитель  первого  самодеятельного  коллектива,
ставившего спектакли на кабардинском и рус. яз. Написал для  этого  т-ра
свои первые пьесы "Рулак Аббасов", "Мурат и  фаталист".  В  1933  принял
участие в организации  театр.  студии  в  Нальчике  и  до  1935  был  е„
режисс„ром. С 1937 - худ. рук. Кабардинского колх.-совх.  т-ра.  В  1939
написал и пост. здесь героич. драму  "Аул  Батыр".  Автор  пьес  -"Когда
загорается свет" (1947) о жизни колхозной деревни после Отечеств, войны,
"Посланец партии" (1954)  о  событиях  гражд.  войны  на  Сев.  Кавказе,
"Навечно" (1957) о присоединении  Кабарды  к  России,  "В  одной  семье"
(1958) об утверждении новой морали, Камбот и Ляца" (1956)  по  поэме  А.
Шогенцукова.
   Пьесы Ш. ставились в Каб.-Балк. т-ре в Нальчике, переводились на  яз.
др. народов Сев. Кавказа, шли в т-рах Сев.  Осетии,  Адыгеи.  Ш.-  автор
книги "Театральное искусство Кабардино-Балкарии" (1961). E. Ж.
   ШОРШТЕЙН, Константин Осипович (г. рожд. не-изв.-  ум.  1922)  -  рус.
акт„р и  режисс„р.  Учился  на  юридич.  ф-те  Киевского  ун-та.  Творч.
деятельность начал в 1900 в Киеве. Работал во многих антрепризах.  После
революции - в т-рах Туркестана (труппа 3. А. Малиновской -  Товарищество
драм. артистов). В 1918 принял участие в создании  первого  в  Ср.  Азии
"Советского т-ра" в Ташкенте и  был  его  худ.  рук.  В  1919  возглавил
Гарнизонный т-р в Ташкенте. В  годы  гражд.  войны  руководил  фронтовой
труппой, обслуживавшей агитпоезда Закаспийского фронта.  Оказал  большую
творч. помощь деятелям молодого узб. сов. театра.
   Ш.- акт„р  реалистич.  школы,  играл  трагедийные  и  героич.  роли:.
Отелло, Гамлет; царь Эдип  (о.  п.  Софокла),  Вильгельм  Телль  (о.  п.
Шиллера),  Уриэль  Акоста  (о.  п.  Гуцкова),  Освальд  и  др.  Пост.  в
"Советском т-ре" (1918-19): "Ткачи"  Гауптмана,  "Женитьба",  "Ревизор";
"Отцы  и  дети"  по  Тургеневу,  "Вильгельм  Телль"  Шиллера,  "Мещане";
"Королевский брадобрей" Луначарского.
   Лит.: Дьяченко В.  П.,  Первый  гос.  рус.  драм.  т-р  в  Ср.  Азии,
Общественные науки в Узбекистане", 1965, ј 9, с. 43-46.
   ШОССОН  (Chausson),  Эрнест  (21.1.1855-10.  VI.   1899)   -   франц.
композитор. Учился у Ж. M а  сено  в  Парижской  консерватории  и  у  С.
Франка. Написал оперы-"Елена", "Король Артус" (1903, т-р "Де ла Мон-не",
Брюссель), лирич. сцены "Жанна д'Арк" (1882);  музыку  к  драмам  "Буря"
Шекспира (1888) и "Легенда о св. Цецилии" Бушора (1892, обе в Париже).
   Лит.: В a r r i с e l l i J.- P. and W e i  n  s  t  e  i  n  L.,  E.
Chausson, the comnoser's  life  and  works,  L.,  1950;  то  же,  Horman
(Oklahoma), 1955, 1958. Ал. M.
   ШОСТАКОВИЧ, Дмитрий Дмитриевич [р. 12(25).  IX.  1906]  -  рус.  сов.
композитор, пианист, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. СССР  (1954).
Чл. Коммунистич. партии с 1960. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов и
Верховного   Совета   СССР   6-7-го   созывов.   Окончил   Ленинградскую
консерваторию (классы: фп.- Л. В. Николаева, 1923; композиции  -  М.  О.
Штейнберга,  1925).  Для  творчества  Ш.,  одного  из  самых  выдающихся
композиторов   современности,   характерно   вдохновенное    новаторское
воплощение важнейших  социально-исторических  явлений  действительности,
больших трагических коллизий и антагонистических противоречий  (война  и
мир,  человеконенавистничество  и   гуманизм,   реакция   и   прогресс),
противопоставление мощи света  и  добра  силам  мрака  и  зла.  Наиболее
активно  композитор  работает  в  области  крупных  инструмент,  жанров,
сим-фонич.   и   камерных   (13   симфоний,   5   концертов,   множество
камерно-инструмент. и др. произв.). Наряду с этим Ш. обращался  к  разл.
формам театр. музыки и проявил себя  как  мастер  муз.  драматургии.  Ш.
написал 2 оперы, 3 балета,  оперетту,  музыку  ко  мн.  театр.  пост.  и
фильмам.
   В опере "Нос" (1930, Ленингр. Малый оперный т-р;
   1964,  Флоренция;  1965,  Прага)  по  о.  п.  Гоголя  Ш.  исходил  из
тенденций, намеченных Мусоргским в "Женитьбе"!  а  также  из  условности
т-ра масок  и  нек-рых  элементов  оперного  стиля  И.  Ф.  Страгинского
("Мавра"). Ш. стремился создать  эксцентричную,  вес„лую,  обличительную
оперу, в к-рой слово, музыка и действие были бы  слиты  воедино.  Отсюда
инструментально-речитативный склад вок.  партий,  едкая  колючесть  муз.
языка,  обилие   политональных   наложений   и   ато-нальных   разделов,
стремительность сценич. развития. В  1932  Ш.  закончил  одно  из  своих
центр,  произв.-  оперу  "Леди  Макбет   Мценского   уездау   ("Катерина
Измайлова", 1934, Муз. т-р им. Немировича-Данченко) по  Н.  С.  Лескову,
пост. во мн. оперных т-рах мира. Композитор переосмыслил повесть, придал
сюжету социально-обличительную направленность.  Он  обострил  негативные
стороны обстановки, окружающей Катерину, тем самым подчеркнув,  что  его
героиня является жертвой эпохи и среды. Ш. поднял личную драму  Катерины
до  социальной  трагедии.  Отсюда  и  жанр  оперы  -  "трагедия-сатира".
Партитуре  оперы  свойственно  сквозное  симф.  развитие.  Вок.   партии
характеризуются психодогич. напряж„нностью. В этом глубоко  новаторском,
самобытном произв. Ш. перекрещиваются традиции Мусоргского,  Чайковского
(борьба  личности  за   счастье   в   условиях   социального   гн„та   и
несправедливости), ощущается воздействие смелой ломки штампов,  присущей
операм Прокофьева. В результате односторонней, субъективистской критики,
к-рой подверглось творчество Ш. в сер. 1930-х гг., опера  была  снята  с
репертуара. С 1963 она вновь пошла на сценах  мн.  сов.  т-ров  в  новой
авторской редакции (в 1967- фильм-опера).
   Балетам Ш. свойственна дивертясментность. Балет "Золотой век"  (1930,
Т-р  оперы  и  балета   им.   Кирова)   написан   на   основе   бытового
танц.-песенного материала;  "Болт"  (1931,  там  же)  -  остро  сатирич.
произв. на производственную тематику; "Светлый ручей" (1935,  там  же  и

Страницы: «« « 2625   2626   2627   2628   2629   2630   2631   2632   2633  2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642   2643  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия