Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627  2628   2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637  » »»

ревностным защитником реакц. политики Меттерниха,  призывал  бюргеров  к
примирению с феодальными  нем.  порядками,  проповедовал  католицизм.  В
журнале  "Атеней"  (1798-1800)  Ш.  опубликовал  "Фрагменты",  в  к-рых,
опираясь на идеалистич. философию И. Г. Фихте, изложил эстетич. принципы
"иенского романтизма". Ш. утверждал  субъективизм  творчества,  выдвинул
принцип  романтич.  иронии,  стремления  к  прекрасному,   бесконечному.
Интерес Ш. к т-ру проявился в его эстетич. статьях о драме и комедии. Он
обосновал принципы совр.  философской  трагедии,  к-рую  противопоставил
античной трагедии. В статье "Об эстетической ценности греческой комедии"
Ш. утверждал принципы  абстрактной  комедии  ("чистой  радости"),  резко
критиковал  совр.  ему  мещанскую  драму  А.  Иффланда  и   А.   Коцебу,
противопоставляя ей романтич. драму. Единственная трагедия Ш.  "Аларкос"
(1802) написана под влиянием Кальдерона.
   Эстетич. теории бр. Ш. оказали влияние на европейский романтич. театр
19 в. Бесспорной заслугой их является утверждение в Германии драматургии
Шекспира.
   Лит.:  Литературная  теория  немецкого  романтизма.  Л.,  [1934],  с.
169-210; Brandt О., A. W. Schlegel.  Der  Romantiker  und  die  Politik,
Stuttg,- B., 1919; G e n e e R., A. W.  Schlegel  und  Shakespeare,  B.,
1903; Wiese B., F. Schlegel, B., 1927. г. Гур.
   ШЛЕПЯНОВ, Илья Юльевич [27.Х (9.XI). 1900- 21.XII. 1951] - рус.  сов.
режисс„р и театр. художник. Засл.  арт.  РСФСР  (1933).  Учился  в  Гос.
высших режисс„рских мастерских (ГВЫРМ;  окончил  в  1925).  Одновременно
оформлял спектакли в Т-ре им. В. Э.  Мейерхольда:  "Д.  E."  Подгаецкого
(1924), "Учитель Бубус"  Файко  и  "Мандат"  Эрдмана  (1925).  Под  рук.
Мейерхольда Ш.  разработал  для  этих  спектаклей  многообразные  при„мы
сценич. оформления (подвижные щиты, трансформирующие  сценич.  площадку,
движущиеся  концентрич.  круги-кольца  сцены,  сочетающиеся  с  системой
щитов, и др.). В 1926-28 Ш.-  гл.  художник  Бакинского  рабочего  т-ра.
Затем (до 1937) - режисс„р и гл. художник моек. Т-ра Революции;  оформил
здесь спектакли:
   "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг"  (1932)  и  "После  бала"  (1934)
Погодина, "Ромео и Джульетта" (1935) и др. Для работ  Ш.  этого  периода
характерны конструктивно-архитектурный  принцип  оформления,  применение
фотомонтажа, отказ  от  живописных  плоскостных  декораций.  В  пост.  и
оформлении "Улицы радости" Зархи (1932, Т-р  Революции)  Ш.  воспроизв„л
конкретную     атмосферу     лондонского     захолустья,      разоблачал
консервативно-мещанский уклад жизни бурж. Англии.
   С конца 30-х гг. занимался в осн. режисс„рской работой. В 1938-39 - в
Ленингр. Малом т-ре оперы и балета (пост. "Кола  Брюньон"  Кабалевского,
"Помпадуры" Пащенко). В 1940-44 руководил Т-ром Ленсовета и Т-ром Сатиры
в Москве. С 1944- гл. режисс„р Ленингр. т-ра оперы и балета им.  Кирова.
Наряду с пост.  классики  ("Травиата",  1944,  "Евгений  Онегин",  1945,
"Борис Годунов", 1949), Ш. ставил  здесь  также  произв.  сов.  оперного
репертуара:
   "Дуэнья" Прокофьева (1946), "Семья Тараса" Кабалевского  (1950;  Гос.
пр. СССР, 1951) и  др.  Деятельность  Ш.  Б  этом  т-ре  (проходившая  в
содружестве с дириж„ром Б. Э. Хайкиным) отличают  поиски  монументальной
формы,  композиционная  ч„ткость   и   естественность   массовых   сцен,
стремление добиться от певцов исполнения,  свободного  от  натуралистич.
штампов и бытовых деталей. Большое внимание  Ш.  уделял  изобразительной
стороне спектаклей (работал  с  художниками  В.  В.  Дмитриевым,  С.  Б.
Вирсалад-зе, А. И. Константиновским и др.). Значит, событием муз.-театр.
жизни был пост.  Ш.  в  Т-ре  им.  Кирова  героико-патриотич.  спектакля
"Орлеанская дева" Чайковского (1945; Гос. пр. СССР, 1946).
   Лгит.: Гвоздев А. А., Театр имени Вс.  Мейерхольда  (1920-1926),  Л.,
1927;  Марголин   С.,   Художник   театра   за   XV   лет,   М.,   1933;
Богданов-Березовский В., Ленингр. гос. акад. ордена Ленина театр оперы и
балета им. С. М. Кирова, Л.- М., 1959. М. П.
   ШЛЕТЫНЬСКИЙ (Szletynski), Хенрык (р. 27.11. 1903) -  польский  акт„р,
режисс„р, педагог. Член ПОРП  с  1949.  В  1923  окончил  акт„рский  ф-т
Варшавской  консерватории.  Ученик  Ю.  Остэрвы,  С.   Высоцкой   и   А.
Зельверовича.  Акт„рскую  деятельность  начал   в   "Т-ре   Розмаитости"
(Варшава) под рук. Л.  Соль-ского,  затем  играл  в  т-рах  гг.  Калиша,
Вильно, Львова. Одновременно в 1926 окончил историч. и  филологич.  ф-ты
Варшавского ун-та. С 1930 - акт„р "Т-ра Атенеум"  (Варшава),  был  также
лит. руководителем этого т-ра. После установления в стране нар. власти в
1945 Ш. организовал и  возглавил  драматич.  студию  в  Лодзи  -  первое
послевоенное театр. учебное заведение в Польше.  В  1945-48  -  акт„р  и
режисс„р Т-ра Войска  Польского  (Лодзь),  в  1948-49  и  1956-59  т-ров
"Польски" и  "Камеральны"  (Варшава),  в  1949-56  т-ров  гг.  Вроцлава,
Кракова и "Т-ра Повшехны" в Варшаве, с 1959 работает в  "Т-ре  Народовы"
(Варшава).
   Роли: Порфирий ("Преступление  и  наказание"  по  Достоевскому),  пан
Иовяльский (о. п. Фредро), Энгстранд ("Привидения"), Журден ("Мещанин во
дворянстве"),  Вурм  ("Коварство   и   любовь").   Грабен   ("Балладина"
Словацкого),  Мальволио  ("Двенадцатая  ночь"),   Журналист   ("Свадьба"
Выспяньского), Серебряков ("Дядя Ваня") и др.
   Пост.:   "Разбойники"   (1933);   "Преступление   и   наказание"   по
Достоевскому (1934), "Егор Булычев и другие" (1935);
   "Враг  народа"  Ибсена  (1935),  "Чужой  реб„нок"  Шкваркина,  "Роза"
Жеромского, "Антигона" Софокла (все в 1936), "Женитьба" (1937), "Отелло"
(1948); "Остров мира" Петрова (1949; первая пост. в Польше),  "Фантазий"
Словацкого  (1954),  "Таланты  и  поклонники"  (1959);  "Борис  Годунов"
(1963), "Ричард II" Шекспира (1964) и др.
   С 1952 препода„т в Академии иск-в (Варшава,  Краков),  Высшей  театр.
школе (Варшава), с 1952- профессор. Ш.-  автор  работ,  посв.  проблемам
совр. новаторского т-ра, сценич. речи, учению  Станиславского  и  др.  В
1959-61 и 1963-65 возглавлял Союз  польских  артистов  т-ра  и  кино,  в
1958-64 - член Варшавского комитета ПОРП, в 1959-65 - член Гл. правления
Международной федерации акт„ров (ФИА).
   Соч.: Problematyka badan  nad  teatrem  novoczesnym  i  wspolczesnym,
"Materialy do studiow i dyskusji z zakresu  teorii  i  historii  sztuki,
krytyki artystycznej...,", Warsz., 1955, .ј 3-4; Szkola  dramatyczna  W.
Boguslawskiego, Warsz., 1954; Przedmowa do wydania polskiego, в кн.:
   Stanislawski K., Etyka, Kr., 1951; Problemy wymowy scenicznej, в кн.:
Kultura mowy scenicznej,  Warsz.,  1961;  Szkice  o  teatrze  rosyiskim,
[Warsz.], 1947. Л. Мал.
   "ШЛОСПАРК-ТЕАТР" (Schlosspark-Theater) - нем. театр. Находится в Зап.
Берлине. Основан как летний театр в 1838 в пригороде  города,  в  районе

Страницы: «« « 2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627  2628   2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия