|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 » »» ревностным защитником реакц. политики Меттерниха, призывал бюргеров к
примирению с феодальными нем. порядками, проповедовал католицизм. В
журнале "Атеней" (1798-1800) Ш. опубликовал "Фрагменты", в к-рых,
опираясь на идеалистич. философию И. Г. Фихте, изложил эстетич. принципы
"иенского романтизма". Ш. утверждал субъективизм творчества, выдвинул
принцип романтич. иронии, стремления к прекрасному, бесконечному.
Интерес Ш. к т-ру проявился в его эстетич. статьях о драме и комедии. Он
обосновал принципы совр. философской трагедии, к-рую противопоставил
античной трагедии. В статье "Об эстетической ценности греческой комедии"
Ш. утверждал принципы абстрактной комедии ("чистой радости"), резко
критиковал совр. ему мещанскую драму А. Иффланда и А. Коцебу,
противопоставляя ей романтич. драму. Единственная трагедия Ш. "Аларкос"
(1802) написана под влиянием Кальдерона.
Эстетич. теории бр. Ш. оказали влияние на европейский романтич. театр
19 в. Бесспорной заслугой их является утверждение в Германии драматургии
Шекспира.
Лит.: Литературная теория немецкого романтизма. Л., [1934], с.
169-210; Brandt О., A. W. Schlegel. Der Romantiker und die Politik,
Stuttg,- B., 1919; G e n e e R., A. W. Schlegel und Shakespeare, B.,
1903; Wiese B., F. Schlegel, B., 1927. г. Гур.
ШЛЕПЯНОВ, Илья Юльевич [27.Х (9.XI). 1900- 21.XII. 1951] - рус. сов.
режисс„р и театр. художник. Засл. арт. РСФСР (1933). Учился в Гос.
высших режисс„рских мастерских (ГВЫРМ; окончил в 1925). Одновременно
оформлял спектакли в Т-ре им. В. Э. Мейерхольда: "Д. E." Подгаецкого
(1924), "Учитель Бубус" Файко и "Мандат" Эрдмана (1925). Под рук.
Мейерхольда Ш. разработал для этих спектаклей многообразные при„мы
сценич. оформления (подвижные щиты, трансформирующие сценич. площадку,
движущиеся концентрич. круги-кольца сцены, сочетающиеся с системой
щитов, и др.). В 1926-28 Ш.- гл. художник Бакинского рабочего т-ра.
Затем (до 1937) - режисс„р и гл. художник моек. Т-ра Революции; оформил
здесь спектакли:
"Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932) и "После бала" (1934)
Погодина, "Ромео и Джульетта" (1935) и др. Для работ Ш. этого периода
характерны конструктивно-архитектурный принцип оформления, применение
фотомонтажа, отказ от живописных плоскостных декораций. В пост. и
оформлении "Улицы радости" Зархи (1932, Т-р Революции) Ш. воспроизв„л
конкретную атмосферу лондонского захолустья, разоблачал
консервативно-мещанский уклад жизни бурж. Англии.
С конца 30-х гг. занимался в осн. режисс„рской работой. В 1938-39 - в
Ленингр. Малом т-ре оперы и балета (пост. "Кола Брюньон" Кабалевского,
"Помпадуры" Пащенко). В 1940-44 руководил Т-ром Ленсовета и Т-ром Сатиры
в Москве. С 1944- гл. режисс„р Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова.
Наряду с пост. классики ("Травиата", 1944, "Евгений Онегин", 1945,
"Борис Годунов", 1949), Ш. ставил здесь также произв. сов. оперного
репертуара:
"Дуэнья" Прокофьева (1946), "Семья Тараса" Кабалевского (1950; Гос.
пр. СССР, 1951) и др. Деятельность Ш. Б этом т-ре (проходившая в
содружестве с дириж„ром Б. Э. Хайкиным) отличают поиски монументальной
формы, композиционная ч„ткость и естественность массовых сцен,
стремление добиться от певцов исполнения, свободного от натуралистич.
штампов и бытовых деталей. Большое внимание Ш. уделял изобразительной
стороне спектаклей (работал с художниками В. В. Дмитриевым, С. Б.
Вирсалад-зе, А. И. Константиновским и др.). Значит, событием муз.-театр.
жизни был пост. Ш. в Т-ре им. Кирова героико-патриотич. спектакля
"Орлеанская дева" Чайковского (1945; Гос. пр. СССР, 1946).
Лгит.: Гвоздев А. А., Театр имени Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л.,
1927; Марголин С., Художник театра за XV лет, М., 1933;
Богданов-Березовский В., Ленингр. гос. акад. ордена Ленина театр оперы и
балета им. С. М. Кирова, Л.- М., 1959. М. П.
ШЛЕТЫНЬСКИЙ (Szletynski), Хенрык (р. 27.11. 1903) - польский акт„р,
режисс„р, педагог. Член ПОРП с 1949. В 1923 окончил акт„рский ф-т
Варшавской консерватории. Ученик Ю. Остэрвы, С. Высоцкой и А.
Зельверовича. Акт„рскую деятельность начал в "Т-ре Розмаитости"
(Варшава) под рук. Л. Соль-ского, затем играл в т-рах гг. Калиша,
Вильно, Львова. Одновременно в 1926 окончил историч. и филологич. ф-ты
Варшавского ун-та. С 1930 - акт„р "Т-ра Атенеум" (Варшава), был также
лит. руководителем этого т-ра. После установления в стране нар. власти в
1945 Ш. организовал и возглавил драматич. студию в Лодзи - первое
послевоенное театр. учебное заведение в Польше. В 1945-48 - акт„р и
режисс„р Т-ра Войска Польского (Лодзь), в 1948-49 и 1956-59 т-ров
"Польски" и "Камеральны" (Варшава), в 1949-56 т-ров гг. Вроцлава,
Кракова и "Т-ра Повшехны" в Варшаве, с 1959 работает в "Т-ре Народовы"
(Варшава).
Роли: Порфирий ("Преступление и наказание" по Достоевскому), пан
Иовяльский (о. п. Фредро), Энгстранд ("Привидения"), Журден ("Мещанин во
дворянстве"), Вурм ("Коварство и любовь"). Грабен ("Балладина"
Словацкого), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Журналист ("Свадьба"
Выспяньского), Серебряков ("Дядя Ваня") и др.
Пост.: "Разбойники" (1933); "Преступление и наказание" по
Достоевскому (1934), "Егор Булычев и другие" (1935);
"Враг народа" Ибсена (1935), "Чужой реб„нок" Шкваркина, "Роза"
Жеромского, "Антигона" Софокла (все в 1936), "Женитьба" (1937), "Отелло"
(1948); "Остров мира" Петрова (1949; первая пост. в Польше), "Фантазий"
Словацкого (1954), "Таланты и поклонники" (1959); "Борис Годунов"
(1963), "Ричард II" Шекспира (1964) и др.
С 1952 препода„т в Академии иск-в (Варшава, Краков), Высшей театр.
школе (Варшава), с 1952- профессор. Ш.- автор работ, посв. проблемам
совр. новаторского т-ра, сценич. речи, учению Станиславского и др. В
1959-61 и 1963-65 возглавлял Союз польских артистов т-ра и кино, в
1958-64 - член Варшавского комитета ПОРП, в 1959-65 - член Гл. правления
Международной федерации акт„ров (ФИА).
Соч.: Problematyka badan nad teatrem novoczesnym i wspolczesnym,
"Materialy do studiow i dyskusji z zakresu teorii i historii sztuki,
krytyki artystycznej...,", Warsz., 1955, .ј 3-4; Szkola dramatyczna W.
Boguslawskiego, Warsz., 1954; Przedmowa do wydania polskiego, в кн.:
Stanislawski K., Etyka, Kr., 1951; Problemy wymowy scenicznej, в кн.:
Kultura mowy scenicznej, Warsz., 1961; Szkice o teatrze rosyiskim,
[Warsz.], 1947. Л. Мал.
"ШЛОСПАРК-ТЕАТР" (Schlosspark-Theater) - нем. театр. Находится в Зап.
Берлине. Основан как летний театр в 1838 в пригороде города, в районе
Страницы: «« « 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |