Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 » »» сов. артист балета, педагог. балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1921). Окончил балетное отделение Петерб. театр. уч-ща; занимался у Л. И. Иванова, М. И. Петипа, П. А. Гердта, П. К. Карсавина. В 1877-81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского т-ра. В 1885, по окончании уч-ща, был принят в балетную труппу Мариинского т-ра. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатич. технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада" Минкуса. Акт„рское дарование Ш. проявилось в партиях "злодеев" и в комедийных партиях: фея - Карабос ("Спящая красавица"), Абдерахман ("Раймонда"), Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада" Дриго) и др. С 1896 Ш. фактически был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Пост. балет Армсгей-мера "На перепутье" (1904). В 1902 возглавил гастроли группы рус. танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом. Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета - создание класса характерного танца. В 1905 Ш. был уволен из т-ра, что вызвало протест балетной труппы Мариинского т-ра. Вернулся в т-р только после Октябрьской революции. С 1918 в„л класс характерного танца в Ленингр. хореографич. уч-ще (имя Ш. присвоено учебному т-ру этого уч-ща). Написал совм. с А. В. Лопуховым и А. И. Бочаровым книгу "Основы характерного танца" (1939). Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории' русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 309-10; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX в.. Л.- М., 1963, с. 437-41. В. Кр. ШИУКАШВЙЛИ, Нико Иванович (1870-1938) - груз. драматург. Лит. деятельность начал в 1887. Для его первой пьесы "Засохший лист" (1892) и для последующих пьес - "Дружба" (1908), "Уродство" (1910), "Светлячок" (1912) - характерен уход от обществ. проблематики, любовные и бытовые сюжеты. Пьесы Ш. входили в репертуар груз. т-ров в годы реакции (1907-12). После установления Сов. власти в Грузии Ш. делает попытку отобразить современность в комедии "Американский дядюшка" (1926, Т-р им. Руставели). В репертуар сов. т-ров вошла его пьеса "Дурачок" (в новом варианте, 1938, Т-р им. Руставели), отображающая революц. события в годы реакции. Драматургии Ш. присущи мелодраматич. эффекты, образность языка и живость диалога, яркость характеров персонажей. Стремясь возродить импровизационный т-р нар. масок, Ш. написал пьесу "Берикаоба". С 1922 в„л педагогич. работу в драм. студиях, преподавал сценич. речь. Соч. (на груз. яз.): Пьесы, Тб., 1953; Дикция и художественная речь, Тб., 1926. Лит. (на груз. яз.): Дадиани Ш., Нико Шиукаш-вили, в его кн.: Статьи, кн. 2, Тб., 1954. Д.ДШЙФМАН (Szyfman), Арнольд Станислав Зыгмунт (23.XI.1882-11.1.1967) - польский режисс„р, театр. деятель, литератор. После окончания гимназии в Кракове (1901) учился в Ягеллонском ун-те (Краков), где в 1906 получил степень доктора философии. В том же i -"ду написал комедию "Фифи" (пост. в Краковском т-ре) и основал в Кракове т-р малых форм "Фиглики" ("Шутки"). В 1908 был инициатором создания и затем руководителем первого в Варшаве лит. кабаре "Мо-мус". С 1909 стремился организовать в Варшаве новый совр. т-р. В 1913 основал "Театр Польски", был директором этого т-ра (с перерывами в 1915-18, 1939-45, 1949-55), с 1957 - поч„тным директором этого т-ра. Одновременно с руководством "Т-ром Польски" был директором т-ров - "Малы" (Варшава, 1918-39), Городского (Лодзь, 1925-27), "Камераль-ны" (Варшава, 1949). Руководил "Т-ром Вельки" (с перерывами) в 1915-18, 1939-45. С 1950 руководил восстановлением этого т-ра, разрушенного во время войны (открыт в 1965). Постановкой пьесы "Иридион Красиньского, к-рой открылся "Т-р Польски" в Варшаве (1913), Ш. выдвинулся в число крупнейших польских режисс„ров. В спектаклях, осуществл„нных на этой сцене,- "Пигмалион" (1914), "Гамлет" (1922 и 1947), "Небожественная комедия" Красиньского (1920), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1931), "Орестея" Эсхила (1947) - отч„тливо проявились особенности творческого метода Ш.: бережное отношение к лит. первоисточнику, поиски точной формы сценич. воплощения, выражающей внутр. строй пьесы, гармонич. сочетание всех компонентов спектакля. При вс„м своеобразии режисс„рских работ Ш., для всех них характерно стремление режисс„ра "никогда не покидать почвы действительности, логики и правды жизни и театра". В руководимых им коллективах и прежде всего в "Т-ре Польски" Ш. объединил лучших польских акт„ров. Автор трудов о т-ре и воспоминаний. В 1918 пост. "Дамы и гусары" Фредро в Моск. драматич. т-ре Суходольских. Соч.: Moja tulaczka wojenna, Warsz., 1960; 55 lat w teatrze, Warsz., 1961; Labirynt teatru, Warsz., 1964. Лит.: Lorentowicz Jan, Teatr Polski w Warszawie. 1913-1938, Warsz., 1938; Teatr Polski. 1913-Г948, Warsz., 1948. Б. Рос. ШИФРЙН, Ниссон Абрамович [16(28).VI.1892 - 3.IV.1961] - рус. сов. театр. художник. Нар. художник РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил киевский Коммерческий ин-т (1916,. экономич. отделение). Одновременно учился в Киеве в художественной студии А.А. Мурашко (1912-15), затем в студии А. А. Экстер (1918- 1919). В 1919 начал работать художником-постановщиком. Оформил спектакли "Зел„ный остров" Лекока (Т-р муз. комедии, Киев), "200 ООО" Шолом-Алейхема и "Бог мести" Ш. Аша (1920, Евр. т-р, там же), "Мнимый больной" и "Жорж Данден" Мольера (1921, Рус. драм. т-р, там же), "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера (1928, т-р "Березиль", Харьков) и др. С 1922 работал преим. в Москве: в Гос. т-ре для детей ("Гайавата" по Лонгфелло, 1923), Т-ре имени МГСПС ("Саранча" Ланского, 1926, "Штиль" Билль-Белоцерков-ского, 1927), Педагогич. т-ре для детей ("Приключения синьора Кихады" по Сервантесу, 1926,"Ч„рный Яр" Афиногенова, 1928), Т-ре рабочих ребят ("Токмаков переулок" Смирновой, 1931, "Улица радости" Н. Зархи, 1932) и других. Художник изобретательно использовал многообразные виды композиции сценического пространства, смену фрагментов оформления, вращение круга сцены, фактуру материалов и пр. Для декораций этого периода характерно обнажение сценич. конструкции, подч„ркнутая условность при„мов. В лучших декорациях конца 20-нач. 30-х гг. Ш. достиг реалистич. сценич. образности. Творч. встреча с режиссурой МХАТ (оформление спектаклей "Хлеб" Киршона, 1931, "Страх" Афиногенова, 1931, позднее "Разлом", 1950,- в МХАТе, "Сорочинской ярмарки" Мусоргского в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко, 1932) способствовала преодолению конструктивистской Страницы: «« « 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |