Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 » »» эпохи, поисками выразительных костюмов, помогающих созданию сценич. образа. Оформила спектакли: "Евгений Онегин" (1948, 1957), "Лебединое озеро" (1948, 1957); "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958), "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (совм. с Тиминым, 1959), "Баядерка" Минкуса (1960), "Овод" Спадавеккиа (1961), "Тропою грома" Караева (1964) и др. Лит.: Соктоева И., Живопись советской Бурятии, Улан-Удэ, 1965. Вал. Н. ШЕСТАЕОВСКАЯ, Юлия Степановна [19(31'). V. 1871-12.VII.1939] - укр. сов. актриса. После окончания гимназии работала учительницей в нар. школе. В 1888 вступила в труппу М. Старицкого. В труппе М. Кропивницкого (1892-97) и в театр. коллективах под руководством Д. Гайдамаки исполняла гл. роли: Олеся, Домаха ("Олеся", "Сумасброд" Кропивницкого), Маруся ("Ой, не ходи, Грицю...", "Маруся Богуславка" Старицкого), Харитина ("Наймичка" Карпенко-Карого). В сов. т-ре развивала лучшие традиции укр. реа-листич. т-ра. Работала в Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко и др. т-рах. Играла роли Няни ("Анна Каренина"), Старой женщины ("Оптимистическая трагедия"). Ш. обладала большим сценич. обаянием, темпераментом. Е„ игре была присуща бытовая достоверность, искренность в передаче чувств. Лит.: Мар'яненко ?. О., Сцена, актори, рол?, К., 1964, "Киевское слово", 1895, 25 июня, ј 2675, с. 3; "Русское слово", 1897, 15 января, ј 14, с. 3; "Театр" К. 1938, ј с. 46. Е. Хл. "ШЕСТ‚РКА". ("Les Six") - тзорч. содружество франц. композиторов. Получило назв. в 1920 по аналогии с рус. "пят„ркой" (так называли во Франции "Могучую кучку"). "Ш." объединила А. Онеггера, Ф. Пуленка, Д. Мийо, Ж. Орика, Ж. Тайфер, Л. Дю-рея. Идейный вдохновитель "Ш." - поэт, режисс„р Ж. Кокто. "Ш." не имела единой художеств. программы, участников е„ сближала оппозиция к романтизму и импрессионизму, воздействие идей Э. Сати и И. Ф. Стравинского, а также поиски новых принципов композиции. Членами содружества был создан балет "Новобрачные на Эйфелевой башне" (1921, "Шведский балет", Париж). После 20-х гг. композиторы "Ш." стали искать самостоят, пути творчества, и их содружество распалось. Лит.: Шесть (Новая французская музыка). Сб. статей Игоря Глебова, С. Гинзбурга, Дариуса Мило, Л., 1926; ДюменилБ Р., Современные французские композиторы группы "Шести", пер. с франц.. Л., 1964; Шнеер-с о н Г.. Французская музыка XX века, М., 1964. Ал М Ш‚ФЕР, Александр Николаевич [ЗО.У?П(??.?Х). 1866 - г. смерти неизв. ] - рус. композитор, дириж„р, педагог. В 1886 окончил Петерб. консерваторию. В 1898-1902 был дириж„ром частной Панаевской оперы, с 1902 - оперы Нар. дома (Петербург). Автор опер - "Цыганы" (1901, Нар. дом); одноактного балета "Остров фантазии" (1910, Мариинский т-р, Петербург). Дирижировал операми: "Цыганы" собств. соч. (1901), "Орлеанская дева" (1902), "Мазепа" (1906) Чайковского, "Роберт-Дьявол" Мейербера (1906) и др. в опере Нар. дома (Петербург). Л. Ив. Ш‚ХТЕР, Борис Сем„нович [8(20). 1.1900-16. XII. 1961] - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Член Коммунистич. партии с 1940. Окончил Одесскую (1921, класс композиции) и Моск. (1929, класс Н. Я. Мясковского) консерватории. Автор опер-"1905 год" (совм. с А.А.Давиденко, 1935, радио, Москва; 2-я ред. 1955), "Юсуп и Ахмет" (совм. с А. Кулиевым, 1942, Туркменский т-р оперы и балета, Ашхабад), "Пушкин в изгнании", или "Пушкин и Мария Раевская" по мотивам романов П. А. Новикова "Пушкин в Михайловском" и "Пушкин на Юге" (концертное исполнение, 1958, Дом культуры Моск. ун-та; 1959, Свердловский т-р оперы и балета); музыки к драматич. спектаклям, популярных песен, симф. и др. соч. В 1934-41 - доцент Моск. консерватории. Лит.: Белый В., Памяти Бориса Шехтера, "Муз. жизнь, 1962, JM 1. В. Делъ. ШИКАН‚ДЕР (Schikaneder), Эмануэль (наст. имя и фам.- Иоганн Йозеф Шиккенедер; Schicke-neder) (l.IX.1751-21.IX.1812) - нем. акт„р, певец, режисс„р, либреттист, театр. деятель. С 1773 - акт„р бродячих трупп, с 1778 - директор одной из них (в 1780-81-в Зальцбурге). В 1784-86 выступал в Вене, с 1789 возглавил "Фрейхаустеатр" в Видене (предместье Вены); в 1801-06 - один из руководителей т-ра "АН дер Вин" (Вена), где в 1805 состоялась премьера оперы "Фиделио" Бетховена. В 1807-09 - руководитель т-ра в Брюнне (Брно). Автор текста оперы Моцарта "Волшебная флейта", в первой пост. (1791, "Фрейхаустеатр") исполнял роль Папагено. Ал. М. ШИЛЛЕР (Schiller), Леон (14.III.1887-25.III. 1954) - польский режисс„р и театр. деятель. Получил муз. образование. Режисс„рскую деятельность начал в 1917 в "Т-ре Польски", в Варшаве. В 1922 выступал в т-ре "Редута". С начала творч. деятельности Ш. стремился создавать монументальные поэтич. спектакли, был последователем А. Мицкевича и С. Выспянского. Однако его первые работы носили несколько эстетский характер (стилизованный ми-стериальный спектакль "Пастораль", 1922). В 1924-26 (совм. с В. Хожицей и А. Зель-веровичем) возглавил передовой демократический Т-р им. В. Богуславского в Варшаве. Острую социальную борьбу отразили спектакли "Роза" Жеромского (1926) и "Божественная комедия" Красиньского (1926), осуществл„нные Ш. в этом театре. После закрытия театра властями Ш. переш„л в "Т-р Польски", где ставил произведения польской и мировой классич. драматургии. Спектакли Ш. "Самуэль Зборовский" (1927) и "Кордиан" (1930) Словацкого, "Болеслав Смелый" (1929) и "Освобождение" (1935) Выспянского, "Юлий Цезарь" Шекспира (1928) проникнуты бунтарской революц. романтикой. Выдающимся достижением Ш. на пути утверждения героич. монументального т-ра явилась пост. "Дзядов" Мицкевича (1932, Львов). Протестом против социальной несправедливости бурж. мира были проникнуты спектакли: "Тр„хгрошовая опера" Брехта (1929), "Цианкали" Вольфа (1930, Городской т-р, Лодзь), "Рычи, Китай!" Третьякова (1932, "Т-р Бельки", Львов). Во время 2-й мировой войны (с 1941) Ш. был заключ„н в концлагерь Освенцим, в 1944 перевед„н в лагерь Мурнау, освобожд„н сов. войсками. Идейно-эстетич. программа Ш.- борьба за новаторский, героико-поэтич., социально насыщенный т-р- нашла выражение в его стремлении утвердить в новой Польше нар.-демократич. театр. иск-во. .Он руководил т-рами: Войска Польского в Лодзи (1945-49; пост. спектакль "Краковцы и горцы" Богуславского, 1946) и "Т-ром Польски" в Варшаве (с 1949; "На дне", 1949, "Бронепоезд 14-69", 1952, и др. спектакли). С 1933 в„л педагогич. Страницы: «« « 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |