|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 » »» эпохи, поисками выразительных костюмов, помогающих созданию сценич.
образа.
Оформила спектакли: "Евгений Онегин" (1948, 1957), "Лебединое озеро"
(1948, 1957); "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958), "Красавица
Ангара" Книппера и Ямпилова (совм. с Тиминым, 1959), "Баядерка" Минкуса
(1960), "Овод" Спадавеккиа (1961), "Тропою грома" Караева (1964) и др.
Лит.: Соктоева И., Живопись советской Бурятии, Улан-Удэ, 1965. Вал.
Н.
ШЕСТАЕОВСКАЯ, Юлия Степановна [19(31'). V. 1871-12.VII.1939] - укр.
сов. актриса. После окончания гимназии работала учительницей в нар.
школе. В 1888 вступила в труппу М. Старицкого. В труппе М. Кропивницкого
(1892-97) и в театр. коллективах под руководством Д. Гайдамаки исполняла
гл. роли: Олеся, Домаха ("Олеся", "Сумасброд" Кропивницкого), Маруся
("Ой, не ходи, Грицю...", "Маруся Богуславка" Старицкого), Харитина
("Наймичка" Карпенко-Карого).
В сов. т-ре развивала лучшие традиции укр. реа-листич. т-ра. Работала
в Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко и др. т-рах. Играла роли Няни
("Анна Каренина"), Старой женщины ("Оптимистическая трагедия").
Ш. обладала большим сценич. обаянием, темпераментом. Е„ игре была
присуща бытовая достоверность, искренность в передаче чувств.
Лит.: Мар'яненко ?. О., Сцена, актори, рол?, К., 1964, "Киевское
слово", 1895, 25 июня, ј 2675, с. 3;
"Русское слово", 1897, 15 января, ј 14, с. 3; "Театр" К. 1938, ј с.
46. Е. Хл.
"ШЕСТ‚РКА". ("Les Six") - тзорч. содружество франц. композиторов.
Получило назв. в 1920 по аналогии с рус. "пят„ркой" (так называли во
Франции "Могучую кучку"). "Ш." объединила А. Онеггера, Ф. Пуленка, Д.
Мийо, Ж. Орика, Ж. Тайфер, Л. Дю-рея. Идейный вдохновитель "Ш." - поэт,
режисс„р Ж. Кокто. "Ш." не имела единой художеств. программы, участников
е„ сближала оппозиция к романтизму и импрессионизму, воздействие идей Э.
Сати и И. Ф. Стравинского, а также поиски новых принципов композиции.
Членами содружества был создан балет "Новобрачные на Эйфелевой башне"
(1921, "Шведский балет", Париж). После 20-х гг. композиторы "Ш." стали
искать самостоят, пути творчества, и их содружество распалось.
Лит.: Шесть (Новая французская музыка). Сб. статей Игоря Глебова, С.
Гинзбурга, Дариуса Мило, Л., 1926;
ДюменилБ Р., Современные французские композиторы группы "Шести", пер.
с франц.. Л., 1964; Шнеер-с о н Г.. Французская музыка XX века, М.,
1964. Ал М
Ш‚ФЕР, Александр Николаевич [ЗО.У?П(??.?Х). 1866 - г. смерти неизв. ]
- рус. композитор, дириж„р, педагог. В 1886 окончил Петерб.
консерваторию. В 1898-1902 был дириж„ром частной Панаевской оперы, с
1902 - оперы Нар. дома (Петербург). Автор опер - "Цыганы" (1901, Нар.
дом); одноактного балета "Остров фантазии" (1910, Мариинский т-р,
Петербург). Дирижировал операми: "Цыганы" собств. соч. (1901),
"Орлеанская дева" (1902), "Мазепа" (1906) Чайковского, "Роберт-Дьявол"
Мейербера (1906) и др. в опере Нар. дома (Петербург). Л. Ив.
Ш‚ХТЕР, Борис Сем„нович [8(20). 1.1900-16. XII. 1961] - сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Член Коммунистич.
партии с 1940. Окончил Одесскую (1921, класс композиции) и Моск. (1929,
класс Н. Я. Мясковского) консерватории. Автор опер-"1905 год" (совм. с
А.А.Давиденко, 1935, радио, Москва; 2-я ред. 1955), "Юсуп и Ахмет"
(совм. с А. Кулиевым, 1942, Туркменский т-р оперы и балета, Ашхабад),
"Пушкин в изгнании", или "Пушкин и Мария Раевская" по мотивам романов П.
А. Новикова "Пушкин в Михайловском" и "Пушкин на Юге" (концертное
исполнение, 1958, Дом культуры Моск. ун-та; 1959, Свердловский т-р оперы
и балета); музыки к драматич. спектаклям, популярных песен, симф. и др.
соч. В 1934-41 - доцент Моск. консерватории.
Лит.: Белый В., Памяти Бориса Шехтера, "Муз. жизнь, 1962, JM 1. В.
Делъ.
ШИКАН‚ДЕР (Schikaneder), Эмануэль (наст. имя и фам.- Иоганн Йозеф
Шиккенедер; Schicke-neder) (l.IX.1751-21.IX.1812) - нем. акт„р, певец,
режисс„р, либреттист, театр. деятель. С 1773 - акт„р бродячих трупп, с
1778 - директор одной из них (в 1780-81-в Зальцбурге). В 1784-86
выступал в Вене, с 1789 возглавил "Фрейхаустеатр" в Видене (предместье
Вены); в 1801-06 - один из руководителей т-ра "АН дер Вин" (Вена), где в
1805 состоялась премьера оперы "Фиделио" Бетховена. В 1807-09 -
руководитель т-ра в Брюнне (Брно). Автор текста оперы Моцарта "Волшебная
флейта", в первой пост. (1791, "Фрейхаустеатр") исполнял роль Папагено.
Ал. М.
ШИЛЛЕР (Schiller), Леон (14.III.1887-25.III. 1954) - польский
режисс„р и театр. деятель. Получил муз. образование. Режисс„рскую
деятельность начал в 1917 в "Т-ре Польски", в Варшаве. В 1922 выступал в
т-ре "Редута". С начала творч. деятельности Ш. стремился создавать
монументальные поэтич. спектакли, был последователем А. Мицкевича и С.
Выспянского. Однако его первые работы носили несколько эстетский
характер (стилизованный ми-стериальный спектакль "Пастораль", 1922). В
1924-26 (совм. с В. Хожицей и А. Зель-веровичем) возглавил передовой
демократический Т-р им. В. Богуславского в Варшаве. Острую социальную
борьбу отразили спектакли "Роза" Жеромского (1926) и "Божественная
комедия" Красиньского (1926), осуществл„нные Ш. в этом театре. После
закрытия театра властями Ш. переш„л в "Т-р Польски", где ставил
произведения польской и мировой классич. драматургии. Спектакли Ш.
"Самуэль Зборовский" (1927) и "Кордиан" (1930) Словацкого, "Болеслав
Смелый" (1929) и "Освобождение" (1935) Выспянского, "Юлий Цезарь"
Шекспира (1928) проникнуты бунтарской революц. романтикой. Выдающимся
достижением Ш. на пути утверждения героич. монументального т-ра явилась
пост. "Дзядов" Мицкевича
(1932, Львов). Протестом против социальной несправедливости бурж.
мира были проникнуты спектакли:
"Тр„хгрошовая опера" Брехта (1929), "Цианкали" Вольфа (1930,
Городской т-р, Лодзь), "Рычи, Китай!" Третьякова (1932, "Т-р Бельки",
Львов). Во время 2-й мировой войны (с 1941) Ш. был заключ„н в концлагерь
Освенцим, в 1944 перевед„н в лагерь Мурнау, освобожд„н сов. войсками.
Идейно-эстетич. программа Ш.- борьба за новаторский, героико-поэтич.,
социально насыщенный т-р- нашла выражение в его стремлении утвердить в
новой Польше нар.-демократич. театр. иск-во. .Он руководил т-рами:
Войска Польского в Лодзи (1945-49; пост. спектакль "Краковцы и горцы"
Богуславского, 1946) и "Т-ром Польски" в Варшаве (с 1949; "На дне",
1949, "Бронепоезд 14-69", 1952, и др. спектакли). С 1933 в„л педагогич.
Страницы: «« « 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |