Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616  2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626  » »»

эпохи, поисками  выразительных  костюмов,  помогающих  созданию  сценич.
образа.
   Оформила спектакли: "Евгений Онегин" (1948, 1957), "Лебединое  озеро"
(1948, 1957); "Во  имя  любви"  Батуева  и  Майзеля  (1958),  "Красавица
Ангара" Книппера и Ямпилова (совм. с Тиминым, 1959), "Баядерка"  Минкуса
(1960), "Овод" Спадавеккиа (1961), "Тропою грома" Караева (1964) и др.
   Лит.: Соктоева И., Живопись советской Бурятии, Улан-Удэ,  1965.  Вал.
Н.
   ШЕСТАЕОВСКАЯ, Юлия Степановна [19(31'). V. 1871-12.VII.1939]  -  укр.
сов. актриса. После окончания  гимназии  работала  учительницей  в  нар.
школе. В 1888 вступила в труппу М. Старицкого. В труппе М. Кропивницкого
(1892-97) и в театр. коллективах под руководством Д. Гайдамаки исполняла
гл. роли: Олеся, Домаха  ("Олеся",  "Сумасброд"  Кропивницкого),  Маруся
("Ой, не ходи,  Грицю...",  "Маруся  Богуславка"  Старицкого),  Харитина
("Наймичка" Карпенко-Карого).
   В сов. т-ре развивала лучшие традиции укр. реа-листич. т-ра. Работала
в Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко и др. т-рах.  Играла  роли  Няни
("Анна Каренина"), Старой женщины ("Оптимистическая трагедия").
   Ш. обладала большим сценич. обаянием,  темпераментом.  Е„  игре  была
присуща бытовая достоверность, искренность в передаче чувств.
   Лит.: Мар'яненко ?. О., Сцена,  актори,  рол?,  К.,  1964,  "Киевское
слово", 1895, 25 июня, ј 2675, с. 3;
   "Русское слово", 1897, 15 января, ј 14, с. 3; "Театр" К. 1938,  ј  с.
46. Е. Хл.
   "ШЕСТ‚РКА". ("Les Six") -  тзорч.  содружество  франц.  композиторов.
Получило назв. в 1920 по аналогии с рус.  "пят„ркой"  (так  называли  во
Франции "Могучую кучку"). "Ш." объединила А. Онеггера,  Ф.  Пуленка,  Д.
Мийо, Ж. Орика, Ж. Тайфер, Л. Дю-рея. Идейный вдохновитель "Ш." -  поэт,
режисс„р Ж. Кокто. "Ш." не имела единой художеств. программы, участников
е„ сближала оппозиция к романтизму и импрессионизму, воздействие идей Э.
Сати и И. Ф. Стравинского, а также поиски  новых  принципов  композиции.
Членами содружества был создан балет "Новобрачные  на  Эйфелевой  башне"
(1921, "Шведский балет", Париж). После 20-х гг. композиторы  "Ш."  стали
искать самостоят, пути творчества, и их содружество распалось.
   Лит.: Шесть (Новая французская музыка). Сб. статей Игоря Глебова,  С.
Гинзбурга, Дариуса Мило, Л., 1926;
   ДюменилБ Р., Современные французские композиторы группы "Шести", пер.
с франц.. Л., 1964; Шнеер-с о н Г..  Французская  музыка  XX  века,  М.,
1964. Ал М
   Ш‚ФЕР, Александр Николаевич [ЗО.У?П(??.?Х). 1866 - г. смерти неизв. ]
-  рус.  композитор,  дириж„р,   педагог.   В   1886   окончил   Петерб.
консерваторию. В 1898-1902 был дириж„ром  частной  Панаевской  оперы,  с
1902 - оперы Нар. дома (Петербург). Автор опер -  "Цыганы"  (1901,  Нар.
дом);  одноактного  балета  "Остров  фантазии"  (1910,  Мариинский  т-р,
Петербург).  Дирижировал  операми:   "Цыганы"   собств.   соч.   (1901),
"Орлеанская дева" (1902), "Мазепа" (1906)  Чайковского,  "Роберт-Дьявол"
Мейербера (1906) и др. в опере Нар. дома (Петербург). Л. Ив.
   Ш‚ХТЕР,  Борис  Сем„нович  [8(20).  1.1900-16.  XII.  1961]  -   сов.
композитор. Засл. деят.  иск-в  Туркм.  ССР  (1944).  Член  Коммунистич.
партии с 1940. Окончил Одесскую (1921, класс композиции) и Моск.  (1929,
класс Н. Я. Мясковского) консерватории. Автор опер-"1905 год"  (совм.  с
А.А.Давиденко, 1935, радио, Москва;  2-я  ред.  1955),  "Юсуп  и  Ахмет"
(совм. с А. Кулиевым, 1942, Туркменский т-р оперы  и  балета,  Ашхабад),
"Пушкин в изгнании", или "Пушкин и Мария Раевская" по мотивам романов П.
А. Новикова "Пушкин  в  Михайловском"  и  "Пушкин  на  Юге"  (концертное
исполнение, 1958, Дом культуры Моск. ун-та; 1959, Свердловский т-р оперы
и балета); музыки к драматич. спектаклям, популярных песен, симф. и  др.
соч. В 1934-41 - доцент Моск. консерватории.
   Лит.: Белый В., Памяти Бориса Шехтера, "Муз. жизнь, 1962,  JM  1.  В.
Делъ.
   ШИКАН‚ДЕР (Schikaneder), Эмануэль (наст. имя  и  фам.-  Иоганн  Йозеф
Шиккенедер; Schicke-neder) (l.IX.1751-21.IX.1812) - нем.  акт„р,  певец,
режисс„р, либреттист, театр. деятель. С 1773 - акт„р бродячих  трупп,  с
1778 - директор  одной  из  них  (в  1780-81-в  Зальцбурге).  В  1784-86
выступал в Вене, с 1789 возглавил "Фрейхаустеатр" в  Видене  (предместье
Вены); в 1801-06 - один из руководителей т-ра "АН дер Вин" (Вена), где в
1805  состоялась  премьера  оперы  "Фиделио"  Бетховена.  В  1807-09   -
руководитель т-ра в Брюнне (Брно). Автор текста оперы Моцарта "Волшебная
флейта", в первой пост. (1791, "Фрейхаустеатр") исполнял роль  Папагено.
Ал. М.
   ШИЛЛЕР  (Schiller),  Леон  (14.III.1887-25.III.  1954)   -   польский
режисс„р  и  театр.  деятель.  Получил  муз.  образование.  Режисс„рскую
деятельность начал в 1917 в "Т-ре Польски", в Варшаве. В 1922 выступал в
т-ре "Редута". С  начала  творч.  деятельности  Ш.  стремился  создавать
монументальные поэтич. спектакли, был последователем А. Мицкевича  и  С.
Выспянского.  Однако  его  первые  работы  носили  несколько   эстетский
характер (стилизованный ми-стериальный спектакль "Пастораль",  1922).  В
1924-26 (совм. с В. Хожицей и  А.  Зель-веровичем)  возглавил  передовой
демократический Т-р им. В. Богуславского в  Варшаве.  Острую  социальную
борьбу отразили  спектакли  "Роза"  Жеромского  (1926)  и  "Божественная
комедия" Красиньского (1926), осуществл„нные Ш.  в  этом  театре.  После
закрытия  театра  властями  Ш.  переш„л  в  "Т-р  Польски",  где  ставил
произведения польской  и  мировой  классич.  драматургии.  Спектакли  Ш.
"Самуэль Зборовский" (1927) и  "Кордиан"  (1930)  Словацкого,  "Болеслав
Смелый"  (1929)  и  "Освобождение"  (1935)  Выспянского,  "Юлий  Цезарь"
Шекспира (1928) проникнуты бунтарской  революц.  романтикой.  Выдающимся
достижением Ш. на пути утверждения героич. монументального т-ра  явилась
пост. "Дзядов" Мицкевича
   (1932, Львов). Протестом  против  социальной  несправедливости  бурж.
мира были проникнуты спектакли:
   "Тр„хгрошовая  опера"  Брехта  (1929),   "Цианкали"   Вольфа   (1930,
Городской т-р, Лодзь), "Рычи, Китай!" Третьякова  (1932,  "Т-р  Бельки",
Львов). Во время 2-й мировой войны (с 1941) Ш. был заключ„н в концлагерь
Освенцим, в 1944 перевед„н в лагерь Мурнау, освобожд„н сов. войсками.
   Идейно-эстетич. программа Ш.- борьба за новаторский, героико-поэтич.,
социально насыщенный т-р- нашла выражение в его стремлении  утвердить  в
новой Польше  нар.-демократич.  театр.  иск-во.  .Он  руководил  т-рами:
Войска Польского в Лодзи (1945-49; пост. спектакль  "Краковцы  и  горцы"
Богуславского, 1946) и "Т-ром Польски" в  Варшаве  (с  1949;  "На  дне",
1949, "Бронепоезд 14-69", 1952, и др. спектакли). С 1933 в„л  педагогич.

Страницы: «« « 2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616  2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия