Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 » »» соответствующими аксессуарами. Костюмы в основном были современными, хотя иногда применялись и условно исторические костюмы. Главное место в спектаклях принадлежало акт„ру. Ш. писал свои пьесы для определ„нных акт„ров, учитывая их внешние данные и сценпч. способности (в тексте пьес встречаются указания на рост" цвет волос и др.). Несмотря на ограниченное количество ремарок в пьесах Ш., они содержат много конкретных режисс„рских указаний, определяют сценич. поведение акт„ров. Непрерывность действия в спектакле эпохи Ш. вызвала разнообразие эпизодов, необходимость держать внимание зрителей в напряжении. Ш. перемежает патетич. сцены комедийными, переносит действие из одного места в другое, вводит новых действ, лиц. Почти каждая пьеса Ш. содержит,. помимо основного действия, поединки, песни, танцы, музыку. Ш. использовал комплекс всех средств сценического воздействия, доступных т-ру его времени. Для исполнения его пьес необходимо высокое мастерство сценич. речи. Для пост. их требовалось умение произносить поэтич. монологи, пользуясь средствами внешней выразительности - мимикой, жестами и др. Пьесы Ш. постепенно вошли в репертуар мирового т-ра. Их сценич. судьба тесно связана со всей историей т-ра. Закрытие т-ров пуританами прервало сценич. традиции т-ра эпохи Ш. До 1642 они ставились, как и при жизни Ш. Когда после 20-летнего перерыва т-ры в Англии были восстановлены, пьесы Ш. подвергались переделкам, их приспосабливали к новым вкусам зрителя. Дж. Драйден и У. Давенант переписывали пьесы Ш. почти целиком, меняя текст, характеры, условия действия, сохраняя лишь драматургическую канву, вносили поправки и в фабулу пьес, напр. Н. Тейт переделал финал "Короля Лира": Эдгар восстанавливает Лира на троне и женится на Корделии. Эта переделка, сохранявшаяся на англ. сцене до 1832, основывалась на стремлении подчинить пьесы Ш. просветительской морали - поражение зла и победа добродетели. Так переделывались в 18 в. и др. произведения. Д. Гаррик возродил Ш. на англ. сцене (сер. 18 в.). Переделки пьес Ш. в духе классицизма появляются во Франции (Ж. Дюси, П. Летурн„р). В Германии благодаря удачным переводам Виланда и критике Г. Э. Лессинга Ш. приобретает большую популярность; писатели эпохи "бури п натиска" объявляют творчество Ш. высшим образцом драматич. поэзии. В конце 18 - нач. 19 вв. на сцене англ. т-ров пост. трагедий Ш. создают Дж. Кембл и С. Сиддонс, играющие Ш. в возвышенно-героич. манере. Новый этап в сценич. истории драматургии Ш. начинается в эпоху романтизма. Э. Кин прида„т исполнению ролей Ричарда III, Шейлока и Лира огромную страстность. Начинается восстановление подлинных текстов Ш., акт„ры У. Макреди и др. отказываются от переделок. Ч. Кин вносит историзм во внешнее оформление пост. Ш. Но внимание к постановочной стороне спектакля опять приводит к изменению текста Ш., к-рый подвергается переработкам для создания постоянных декораций к пяти актам (на акты пьесы Ш. делятся ещ„ со 2-й пол. 17 в.). Это вызывает перестановку сцен, значит, сокращение текста. Эти переделки вносятся даже в спектакли т-ра "Лицеум" (Лондон), где Г. Ирвинг пост. почти все пьесы Ш. Увлечение постановочными эффектами достигает кульминации в пост. Г. Бирбома Три. В 19 в. т-ры европ. стран вс„ шире ставят произведения Ш., ив этих спектаклях раскрывается дарование мн. акт„ров и реж. В Германии - К. Иммерман, Л. Дев-риент КФранции-Ф. Ж. Тальма Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли основали нац. школы интерпретации Ш., сохранившие элементы декламац. стиля классицистской трагедии. В Италии выдающиеся сценические воплощения трагических героев Ш. создали Т. Сальвини, Э. Рос-си, Э. Дузе. В США выдвинулись А. Олдридж, Э. Бутс, в Австрии - И. Кайнц. На рубеже 19-20 вв. в Англии в пьесах Ш. выступали Б. Салливен, Э. Фо-сит, Д. Форбс-Робертсон и др. В России наиболее прославленными исполнителями ролей в пьесах Ш. был П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, А. П. Ленский, А. И. Южин, трагики-гастрол„ры М. В. Дальский, М. Т. Иванов-Козелъский, П. В. Самойлов, бр. Аделъ-гейм, Н. П. Россов и др. Нач. 20 в. отмечено изменением принципов сценич. воплощения пьес Ш., связанным прежде всего с режиссурой Мейнингенского театра, где Л. Кронек впервые отказался от спектаклей, строившихся исключительно на ведущих акт„рах, и добился единства всего ансамбля. В Англии реж. У. Поэл выдвинул требование сохранения полного текста пьес Ш., отказался от перестановок сцен. В созданном им Елизаветинском сценич. об-ве осуществил пост. пьес Ш. на сцене, устройство к-рой приближалось к сцене т-ра эпохи Шекспира X. Гренвилл-Баркер выдвинул принцип освобождения сцены от излишних декораций и заменил декламационно-ораторский стиль исполнения Ш. совр. психологически углубл„нной игрой. Психологич. правдоподобия и историч. достоверности добивались в шекспировских спектаклях МХТ К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, напротив М. Рейн-хардт, Э. Г. Крэг выдвигали принцип условно-симво-лич. пост. пьес Ш. Многообразные искания в т-ре нач. 20 в. продолжались в спектаклях, пост. после 1-й мировой войны. В Англии, где сохраняется система акт„ров-"зв„зд", в пост. пьес Ш. гл. внимание сосредоточено на акт„рском исполнении. Широкую известность получили создатели образов Ш.-А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Э. Эванс, С. Торндайк и др. В 50-60-х гг. наряду с отдельными блестящими исполнителями - Л. Оливье, М. Редгрев, Р. Ричардсон, В. Ли, М. Эванс, П. Эшкрофт, П. Скофилд и др. - утверждается и принцип ансамблевого исполнения спектакля, что стало возможным благодаря организации репертуарных т-ров: "Олд Вик" (с 1963 - Национальный т-р), Шекспировский мемориальный т-р (с 1961 - Королевский шекспировский т-р). Англ. режисс„ры П. Брук и П. Холл пост. в Королевском шекспировском т-ре значит, спектакли. Среди лучших спектаклей 60-х гг.- "Король Лир" (1963, реж. П. Брук; Лир - П. Скофилд), "Отелло" (1964, Отелло - Л. Оливье). В США выдвинулись Дж. Барримор, О. Уэллес, К. Корнелл и др. После 2-й мировой войны ряд пост. Ш. осуществили во Франции Ж. Л. Барро, Ж. Вилар. Новаторские тенденции в пост. пьес Ш. отч„тливо проявились в спектаклях сов. т-ров, сочетавших монументальность с психологич. правдой и романтич. страстностью: спектакли "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции, реж. А. Д. Попов, худ. Шлепянов; Джульетта - Бабанора), "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. Радлов; Отелло - Остужев), "Король Лир" (1935, Моск. еврейский т-р, реж. Радлов, худ. Тышлер; Лир - Михоэлс, Шут - Зускин) утвердили постановочный стиль шекспировских трагедий, сохранившийся на сов. сцене и все последующие годы. Пост. комедий Ш.: "Двенадцатая ночь" (1933, MX AT 2-й, реж. Страницы: «« « 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |