Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609  2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618   2619  » »»

соответствующими аксессуарами. Костюмы  в  основном  были  современными,
хотя иногда применялись и условно исторические костюмы. Главное место  в
спектаклях принадлежало акт„ру. Ш. писал  свои  пьесы  для  определ„нных
акт„ров, учитывая их внешние данные и сценпч. способности (в тексте пьес
встречаются  указания  на  рост"  цвет  волос  и   др.).   Несмотря   на
ограниченное  количество  ремарок  в  пьесах  Ш.,  они  содержат   много
конкретных режисс„рских указаний, определяют сценич. поведение  акт„ров.
Непрерывность  действия  в  спектакле  эпохи  Ш.  вызвала   разнообразие
эпизодов, необходимость  держать  внимание  зрителей  в  напряжении.  Ш.
перемежает патетич. сцены  комедийными,  переносит  действие  из  одного
места в  другое,  вводит  новых  действ,  лиц.  Почти  каждая  пьеса  Ш.
содержит,. помимо основного действия, поединки, песни, танцы, музыку. Ш.
использовал комплекс всех средств  сценического  воздействия,  доступных
т-ру его времени. Для исполнения его пьес необходимо высокое  мастерство
сценич. речи.  Для  пост.  их  требовалось  умение  произносить  поэтич.
монологи,  пользуясь  средствами  внешней  выразительности  -   мимикой,
жестами и др.
   Пьесы Ш. постепенно вошли  в  репертуар  мирового  т-ра.  Их  сценич.
судьба тесно связана со всей историей т-ра.  Закрытие  т-ров  пуританами
прервало сценич. традиции т-ра эпохи Ш. До 1642 они ставились, как и при
жизни  Ш.  Когда  после  20-летнего  перерыва   т-ры   в   Англии   были
восстановлены, пьесы Ш. подвергались переделкам,  их  приспосабливали  к
новым вкусам зрителя. Дж. Драйден и У. Давенант  переписывали  пьесы  Ш.
почти целиком, меняя текст, характеры, условия действия,  сохраняя  лишь
драматургическую канву, вносили поправки и в фабулу пьес, напр. Н.  Тейт
переделал финал "Короля Лира":
   Эдгар восстанавливает Лира  на  троне  и  женится  на  Корделии.  Эта
переделка,  сохранявшаяся  на  англ.  сцене  до  1832,  основывалась  на
стремлении подчинить пьесы Ш. просветительской морали - поражение зла  и
победа добродетели. Так переделывались в 18 в. и  др.  произведения.  Д.
Гаррик возродил Ш. на англ. сцене (сер. 18 в.). Переделки пьес Ш. в духе
классицизма появляются во Франции (Ж. Дюси,  П.  Летурн„р).  В  Германии
благодаря  удачным  переводам  Виланда  и  критике  Г.  Э.  Лессинга  Ш.
приобретает  большую  популярность;  писатели  эпохи  "бури  п  натиска"
объявляют творчество Ш. высшим образцом драматич. поэзии. В конце  18  -
нач. 19 вв. на сцене англ. т-ров пост. трагедий Ш. создают Дж.  Кембл  и
С. Сиддонс, играющие  Ш.  в  возвышенно-героич.  манере.  Новый  этап  в
сценич. истории драматургии Ш. начинается в  эпоху  романтизма.  Э.  Кин
прида„т  исполнению  ролей  Ричарда  III,  Шейлока   и   Лира   огромную
страстность. Начинается восстановление подлинных текстов Ш.,  акт„ры  У.
Макреди и др. отказываются от  переделок.  Ч.  Кин  вносит  историзм  во
внешнее  оформление  пост.  Ш.  Но  внимание  к  постановочной   стороне
спектакля опять приводит  к  изменению  текста  Ш.,  к-рый  подвергается
переработкам для создания постоянных декораций к  пяти  актам  (на  акты
пьесы Ш. делятся ещ„ со 2-й пол. 17 в.). Это вызывает перестановку сцен,
значит, сокращение текста. Эти переделки вносятся даже в спектакли  т-ра
"Лицеум" (Лондон), где Г. Ирвинг пост.  почти  все  пьесы  Ш.  Увлечение
постановочными эффектами достигает кульминации в пост. Г. Бирбома Три. В
19 в. т-ры европ.  стран  вс„  шире  ставят  произведения  Ш.,  ив  этих
спектаклях раскрывается дарование мн. акт„ров и реж.  В  Германии  -  К.
Иммерман, Л.  Дев-риент  КФранции-Ф. Ж. Тальма Сара Бернар,  Ж.  Муне-Сюлли  основали  нац.  школы
интерпретации Ш., сохранившие элементы  декламац.  стиля  классицистской
трагедии. В Италии выдающиеся сценические воплощения трагических  героев
Ш. создали Т. Сальвини,  Э.  Рос-си,  Э.  Дузе.  В  США  выдвинулись  А.
Олдридж, Э. Бутс, в Австрии - И. Кайнц. На рубеже 19-20 вв. в  Англии  в
пьесах Ш. выступали Б. Салливен, Э. Фо-сит, Д. Форбс-Робертсон и  др.  В
России наиболее прославленными исполнителями ролей в пьесах Ш. был П. С.
Мочалов, В. А. Каратыгин, А. П. Ленский, А. И. Южин,  трагики-гастрол„ры
М. В. Дальский, М. Т. Иванов-Козелъский, П. В. Самойлов, бр. Аделъ-гейм,
Н. П. Россов и др.
   Нач. 20 в. отмечено изменением принципов сценич. воплощения пьес  Ш.,
связанным прежде всего с режиссурой Мейнингенского театра, где Л. Кронек
впервые отказался от спектаклей, строившихся  исключительно  на  ведущих
акт„рах, и добился единства  всего  ансамбля.  В  Англии  реж.  У.  Поэл
выдвинул требование сохранения полного  текста  пьес  Ш.,  отказался  от
перестановок  сцен.  В  созданном  им   Елизаветинском   сценич.   об-ве
осуществил пост. пьес Ш. на сцене, устройство к-рой приближалось к сцене
т-ра эпохи Шекспира X.  Гренвилл-Баркер  выдвинул  принцип  освобождения
сцены от излишних декораций  и  заменил  декламационно-ораторский  стиль
исполнения  Ш.  совр.  психологически  углубл„нной  игрой.   Психологич.
правдоподобия  и  историч.  достоверности  добивались  в   шекспировских
спектаклях МХТ К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко,  напротив
М. Рейн-хардт, Э. Г. Крэг  выдвигали  принцип  условно-симво-лич.  пост.
пьес  Ш.  Многообразные  искания  в  т-ре  нач.  20  в.  продолжались  в
спектаклях, пост. после 1-й мировой войны.  В  Англии,  где  сохраняется
система акт„ров-"зв„зд", в пост. пьес Ш. гл. внимание  сосредоточено  на
акт„рском исполнении. Широкую  известность  получили  создатели  образов
Ш.-А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Э. Эванс, С. Торндайк и  др.  В  50-60-х  гг.
наряду с отдельными блестящими исполнителями - Л. Оливье, М. Редгрев, Р.
Ричардсон, В. Ли, М. Эванс, П. Эшкрофт, П. Скофилд и др. -  утверждается
и  принцип  ансамблевого  исполнения  спектакля,  что  стало   возможным
благодаря  организации  репертуарных  т-ров:  "Олд  Вик"   (с   1963   -
Национальный т-р), Шекспировский мемориальный т-р (с 1961 -  Королевский
шекспировский  т-р).  Англ.  режисс„ры  П.  Брук  и  П.  Холл  пост.   в
Королевском  шекспировском  т-ре   значит,   спектакли.   Среди   лучших
спектаклей 60-х гг.-  "Король  Лир"  (1963,  реж.  П.  Брук;  Лир  -  П.
Скофилд), "Отелло" (1964, Отелло - Л. Оливье).  В  США  выдвинулись  Дж.
Барримор, О. Уэллес, К. Корнелл и др. После 2-й мировой войны ряд  пост.
Ш. осуществили во Франции Ж. Л. Барро, Ж. Вилар.
   Новаторские  тенденции  в  пост.  пьес  Ш.  отч„тливо  проявились   в
спектаклях сов. т-ров, сочетавших монументальность с психологич. правдой
и романтич. страстностью:  спектакли  "Ромео  и  Джульетта"  (1935,  Т-р
Революции, реж. А. Д. Попов, худ. Шлепянов;
   Джульетта - Бабанора), "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. Радлов; Отелло
- Остужев), "Король Лир" (1935, Моск. еврейский т-р, реж.  Радлов,  худ.
Тышлер;
   Лир  -  Михоэлс,  Шут  -  Зускин)   утвердили   постановочный   стиль
шекспировских трагедий, сохранившийся на сов. сцене  и  все  последующие
годы. Пост. комедий Ш.:  "Двенадцатая  ночь"  (1933,  MX  AT  2-й,  реж.

Страницы: «« « 2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609  2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618   2619  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия