|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 » »» королевская корона. Превосходя короля мужеством и бранными подвигами,
Макбет хочет увенчать свои достоинства высшей властью. Ради этого он
ид„т на убийство, но, достигнув своей цели, убеждается в том, что навеки
лишил себя покоя и благ, доступных людям, не подпавших под власть
честолюбия. Герои трагедий Ш. не могут сойти с избранного ими пути:
Макбет до конца сражается за власть, не дающую ему ни радости, ни
удовлетворения, и погибает, проклинаемый всеми. Страсть Антония и
Клеопатры темна" изменчива; каждый из них, даже любя другого, сохраняет
заботу о своих политич. интересах. В борьбе, к-рая раздирает мир, они
жертвуют своим чувством, чтобы укрепить власть, и только перед лицом
смерти признают, что самым прекрасным в жизни была их любовь. В
"Ко-риолане" проблема личности и народа, героя и толпы имеет два решения
- для Кориолана и для плебеев. Это - трагедия выдающейся личности,
оторвавшейся от народа, и трагедия народа, не нашедшего себе достойных
руководителей. В "Тимоне Афинском" Ш. показывает, что гос-во в целом и
отдельные люди не умеют ценить тех, кто оказывает им услуги. Только
золото и власть имеют значение для людей; порок, облеч„нный властью,
пользуется всеобщим поч„том, а золота заставляет людей преклоняться
перед ничтожествами. Везде царит хищничество, все грабят друг друга, и
человек - жалкая песчинка в несправедливом мире. Но мир не беспросветен,
в н„м встречается подлинная человечность. Ценность жизни-в прозрениях
истины, достигаемой мучительным пут„м, в доброте, если даже за не„
возда„тся страданием.
Даже комедии, созданные Ш. в этот период, окрашены в мрачные тона.
"Конец - делу венец" (КЮЗ), "Мера за меру" (1602) и "Троил и Кресспда"
(1602) часто определяются как "мрачные комедии". Это - проблемные драмы,
глубокие по социальным идеям. В комедии "Конец - делу венец"
оспаривается неравенство, утверждается гуманистич. идея ценности
человека не по происхождению и положению, а по истинным достоинствам ума
и сердца. В пьесе "Мера за меру" ставится проблема законности и
человечности, обнажается несправедливость и бездушие абстрактных
законов, не считающихся с живыми людьми, осуждается лицемерие
властителей, карающих других за проступки, к-рые они охотно прощают
самим себе. В пьесе "Троил и Крессида" - сложный комплекс тем: причины
войн, основы силы государства, права отдельной личности, значение чести.
Пьеса доказывает, что лучшие ценности жизни гибнут, жестокость и
бессмысленность утверждаются повсеместно. Произведения, созданные Ш. в
этот период, выражают сущность противоречий, основные трагич. ситуации
эпохи; драматург ставил сложнейшие философские проблемы, облекал свои
мысли в дивную поэтич. форму, в драмы, отличающиеся огромной
действенностью, создавал характеры, сочетающие типичное с
индивидуальным. Даже в самых мрачных трагедиях Ш. выражены любовь к
человеку, вера в него, восхищение его силой"изумление перед
неисчерпаемыми возможностями духовного развития людей. Это определило
возможность нового перелома в творчестве драматурга.
Четв„ртый период деятельности Ш. (1609-13) отмечен возрождением
жизнеутверждающих мотивов. Пьесы этого периода содержат драматич. и даже
трагич. ситуации, но самые острые конфликты получают благополучную
развязку (за исключением пьесы-хроники "Генрих VIII", 1613, к-рая, по
мнению нек-рых исследователей, написана в соавторстве с Дж. Флет-чером).
Изменение в умонастроении Ш. отражается и в трансформации формы его
драматургии. В эти годы Ш. обращается к жанру романтич. драмы или
трагикомедии и созда„т пьесы: "Перикл" (1608, авторство Ш., возможно,
лишь частичное), "Цимбелин" (1610), "Зимняя сказка" (1611), "Буря"
(1612). Романтич., авантюрные сюжеты этих пьес лишены жизненной
достоверности, действие их во многом имеет сим-волич. характер, что
особенно характерно для "Бури". Герои утрачивают психологич. глубину,
присущую трагедиям Ш., идеи раскрываются через драматич. мотивы,
образную систему поэтич. речи героев. Темы предшествующих произведений
получают в этих пьесах новое осмысление. В "Цимбелине" показан распад
семьи и деспотизм, в "Зимней сказке" - ревность и измена. В "Буре"
да„тся идейный итог мировоззрения Ш. Просперо - маг и уч„ный, воплощает
идею торжества науки и добра над хищничеством, стяжательством и
коварством. Подчинение дурных животных инстинктов разуму человека
выражено в укрощении Калибана, в освобождении духа (Ариель). "Буря" -
аллегория грядущего торжества лучших начал жизни, носит характер утопии
и выражает непреклонную веру Ш. в идеалы гуманизма.
Творчество Ш.- вершина всей европ. драмы Позднего Возрождения. Оно
включает элементы ренессан-сного классицизма (влияние Сенеки в "Ричарде
III", подражание Плавту в "Комедии ошибок"), романтич. направленность
(все комедии от "Двух веронцев" до "Двенадцатой ночи"), фантастику ("Сон
в летнюю ночь", "Буря"), элементы пасторали ("Как вам это понравиться",
"Зимняя сказка"). Основу художеств. метода Ш. составляет поэтич.
реализм. Стремлением к жизненной правде проникнуты все его произведения.
В романтике, фантастике сквозь символы и аллегории, через условности и
невероятные происшествия Ш. выражает богатство жизни. Реализм Ш. дал„к
от натурализма (хотя отдельные натуралистич. элементы подчас встречаются
в его пьесах), произведения его выражают высшую правду жизни и е„ самые
прекрасные, возвышенные и наиболее трагич. моменты. Вместе с тем Ш. не
боялся ни прозаичности, ни грубости.
Язык произв. Ш. отличается огромным лексич. богатством (насчитывает
св. 15 тыс. слов). Поэтич. речь персонажей изобилует риторич. фигурами и
поэтич. метафорами. Ш. мастерски строит монологи, к-рые превращаются в
своеобразные арии (диалог в стихах подобен дуэту) и ораторские речи. Ш.
использует в своих пьесах формы лирики, распростран„нные в лит-ре
16 в.: сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, к-рым в
основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Он
прида„т, с одной стороны, величественность и поэтич. возвышенность речам
персонажей, а с другой - позволяет сохранять живость интонаций
повседневной речи.
Драматургия Ш., выросшая на подмостках общедоступного нар. т-ра,
вобрала в себя особенности сце- нич. техники того времени. Пьесы Ш.
написаны для открытой сцены без занавеса и декораций, в них используется
ограниченный реквизит, определяющий основные признаки места и времени
действия. Поэтому в речах персонажей содержатся все сведения,
необходимые для того, чтобы зрители представили себе, когда и где
происходит данная сцена. Каждый эпизод пьесы сопровождается приходом и
уходом акт„ров со сцены. Переход от одного эпизода к другому сочетается
с выходом на подмостки новых действующих лиц. Имена персонажей зрители
узнавали из речей акт„ров, их положение обозначалось костюмом и
Страницы: «« « 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |