Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608  2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618  » »»

королевская корона. Превосходя короля мужеством  и  бранными  подвигами,
Макбет хочет увенчать свои достоинства высшей  властью.  Ради  этого  он
ид„т на убийство, но, достигнув своей цели, убеждается в том, что навеки
лишил себя покоя и  благ,  доступных  людям,  не  подпавших  под  власть
честолюбия. Герои трагедий Ш. не могут  сойти  с  избранного  ими  пути:
Макбет до конца сражается за  власть,  не  дающую  ему  ни  радости,  ни
удовлетворения,  и  погибает,  проклинаемый  всеми.  Страсть  Антония  и
Клеопатры темна" изменчива; каждый из них, даже любя другого,  сохраняет
заботу о своих политич. интересах. В борьбе, к-рая  раздирает  мир,  они
жертвуют своим чувством, чтобы укрепить власть,  и  только  перед  лицом
смерти признают,  что  самым  прекрасным  в  жизни  была  их  любовь.  В
"Ко-риолане" проблема личности и народа, героя и толпы имеет два решения
- для Кориолана и для  плебеев.  Это  -  трагедия  выдающейся  личности,
оторвавшейся от народа, и трагедия народа, не нашедшего  себе  достойных
руководителей. В "Тимоне Афинском" Ш. показывает, что гос-во в  целом  и
отдельные люди не умеют ценить тех,  кто  оказывает  им  услуги.  Только
золото и власть имеют значение для  людей;  порок,  облеч„нный  властью,
пользуется всеобщим поч„том,  а  золота  заставляет  людей  преклоняться
перед ничтожествами. Везде царит хищничество, все грабят друг  друга,  и
человек - жалкая песчинка в несправедливом мире. Но мир не беспросветен,
в н„м встречается подлинная человечность.  Ценность  жизни-в  прозрениях
истины, достигаемой мучительным пут„м,  в  доброте,  если  даже  за  не„
возда„тся страданием.
   Даже комедии, созданные Ш. в этот период, окрашены  в  мрачные  тона.
"Конец - делу венец" (КЮЗ), "Мера за меру" (1602) и "Троил  и  Кресспда"
(1602) часто определяются как "мрачные комедии". Это - проблемные драмы,
глубокие  по  социальным  идеям.  В  комедии  "Конец   -   делу   венец"
оспаривается  неравенство,  утверждается   гуманистич.   идея   ценности
человека не по происхождению и положению, а по истинным достоинствам ума
и сердца.  В  пьесе  "Мера  за  меру"  ставится  проблема  законности  и
человечности,  обнажается  несправедливость   и   бездушие   абстрактных
законов,  не  считающихся  с   живыми   людьми,   осуждается   лицемерие
властителей, карающих других за  проступки,  к-рые  они  охотно  прощают
самим себе. В пьесе "Троил и Крессида" - сложный комплекс  тем:  причины
войн, основы силы государства, права отдельной личности, значение чести.
Пьеса  доказывает,  что  лучшие  ценности  жизни  гибнут,  жестокость  и
бессмысленность утверждаются повсеместно. Произведения, созданные  Ш.  в
этот период, выражают сущность противоречий, основные  трагич.  ситуации
эпохи; драматург ставил сложнейшие философские  проблемы,  облекал  свои
мысли  в  дивную  поэтич.  форму,   в   драмы,   отличающиеся   огромной
действенностью,    создавал    характеры,    сочетающие    типичное    с
индивидуальным. Даже в самых мрачных  трагедиях  Ш.  выражены  любовь  к
человеку,  вера   в   него,   восхищение   его   силой"изумление   перед
неисчерпаемыми возможностями духовного развития  людей.  Это  определило
возможность нового перелома в творчестве драматурга.
   Четв„ртый  период  деятельности  Ш.  (1609-13)  отмечен  возрождением
жизнеутверждающих мотивов. Пьесы этого периода содержат драматич. и даже
трагич. ситуации,  но  самые  острые  конфликты  получают  благополучную
развязку (за исключением пьесы-хроники "Генрих VIII",  1613,  к-рая,  по
мнению нек-рых исследователей, написана в соавторстве с Дж. Флет-чером).
Изменение в умонастроении Ш. отражается  и  в  трансформации  формы  его
драматургии. В эти годы  Ш.  обращается  к  жанру  романтич.  драмы  или
трагикомедии и созда„т пьесы: "Перикл" (1608,  авторство  Ш.,  возможно,
лишь частичное),  "Цимбелин"  (1610),  "Зимняя  сказка"  (1611),  "Буря"
(1612).  Романтич.,  авантюрные  сюжеты  этих  пьес   лишены   жизненной
достоверности, действие их во  многом  имеет  сим-волич.  характер,  что
особенно характерно для "Бури". Герои  утрачивают  психологич.  глубину,
присущую  трагедиям  Ш.,  идеи  раскрываются  через  драматич.   мотивы,
образную систему поэтич. речи героев. Темы  предшествующих  произведений
получают в этих пьесах новое осмысление. В  "Цимбелине"  показан  распад
семьи и деспотизм, в "Зимней сказке"  -  ревность  и  измена.  В  "Буре"
да„тся идейный итог мировоззрения Ш. Просперо - маг и уч„ный,  воплощает
идею  торжества  науки  и  добра  над  хищничеством,  стяжательством   и
коварством.  Подчинение  дурных  животных  инстинктов  разуму   человека
выражено в укрощении Калибана, в освобождении духа  (Ариель).  "Буря"  -
аллегория грядущего торжества лучших начал жизни, носит характер  утопии
и выражает непреклонную веру Ш. в идеалы гуманизма.
   Творчество Ш.- вершина всей европ. драмы  Позднего  Возрождения.  Оно
включает элементы ренессан-сного классицизма (влияние Сенеки в  "Ричарде
III", подражание Плавту в "Комедии  ошибок"),  романтич.  направленность
(все комедии от "Двух веронцев" до "Двенадцатой ночи"), фантастику ("Сон
в летнюю ночь", "Буря"), элементы пасторали ("Как вам это  понравиться",
"Зимняя  сказка").  Основу  художеств.  метода  Ш.  составляет   поэтич.
реализм. Стремлением к жизненной правде проникнуты все его произведения.
В романтике, фантастике сквозь символы и аллегории, через  условности  и
невероятные происшествия Ш. выражает богатство жизни. Реализм  Ш.  дал„к
от натурализма (хотя отдельные натуралистич. элементы подчас встречаются
в его пьесах), произведения его выражают высшую правду жизни и е„  самые
прекрасные, возвышенные и наиболее трагич. моменты. Вместе с тем  Ш.  не
боялся ни прозаичности, ни грубости.
   Язык произв. Ш. отличается огромным лексич.  богатством  (насчитывает
св. 15 тыс. слов). Поэтич. речь персонажей изобилует риторич. фигурами и
поэтич. метафорами. Ш. мастерски строит монологи, к-рые  превращаются  в
своеобразные арии (диалог в стихах подобен дуэту) и ораторские речи.  Ш.
использует в своих пьесах формы лирики, распростран„нные в лит-ре
   16 в.: сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др.  Белый  стих,  к-рым  в
основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью.  Он
прида„т, с одной стороны, величественность и поэтич. возвышенность речам
персонажей,  а  с  другой  -  позволяет  сохранять   живость   интонаций
повседневной речи.
   Драматургия Ш., выросшая  на  подмостках  общедоступного  нар.  т-ра,
вобрала в себя особенности сце- нич.  техники  того  времени.  Пьесы  Ш.
написаны для открытой сцены без занавеса и декораций, в них используется
ограниченный реквизит, определяющий основные признаки  места  и  времени
действия.  Поэтому  в  речах   персонажей   содержатся   все   сведения,
необходимые для того,  чтобы  зрители  представили  себе,  когда  и  где
происходит данная сцена. Каждый эпизод пьесы сопровождается  приходом  и
уходом акт„ров со сцены. Переход от одного эпизода к другому  сочетается
с выходом на подмостки новых действующих лиц. Имена  персонажей  зрители
узнавали  из  речей  акт„ров,  их  положение  обозначалось  костюмом   и

Страницы: «« « 2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608  2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия