Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611  2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621  » »»

Хоршема,-8.У11.1822, близ Ливорно) - англ.  поэт  и  драматург.  Род.  в
богатой  аристократии.  семье.  Учился  в  Итоне  (1804-10)  и  Оксфорде
(18101811),  откуда  был  исключ„н  за  издание   брошюры"Необ-ходимость
атеизма". Стоял на позициях утопич. социализма, был близок к У. Годвину,
известному писателю и политич.  деятелю,  на  дочери  к-рого  был  женат
вторым   браком.   Самоубийство   первой   жены   и   травля,   поднятая
реакционерами, вынудили его в 1818 навсегда покинуть Англию и поселиться
в Италии. Здесь tu. сблизился с Дж. Байроном. В Италии были написаны все
дра-матургич. произведения Ш. В лирич. стихотворной драме "Освобожд„нный
Проме-тей" (1820) он  ставит  вопрос  о  совершенствовании  человеческой
личности,  рисует   гу-манистич.   идеалы   общества   будущего.Трагедия
"Ченчи"(1820)- одно из лучших произведений романтич. драматургии, в  ней
автор развивает тираноборч. и  богоборч.  идеи,  призывает  к  активному
сопротивлению  злу.  Этой  же  теме  посв.  драма  "Эллада"   (1821-22),
написанная под влиянием восстания в Греции. Влияние Шекспира сказалось в
незаконченной трагедии "Карл I" (1822) - о событиях английской революции
17 в. Для сценич.  воплощения  предназначалась  лишь  трагедия  "Ченчи".
(Роль Беатриче была написана для актрисы т-ра  "Друри-Лейн"  Э.  0'Нил).
Однако при жизни Ш. пьеса  не  была  пост.  Впервые  пост.  в  1886  как
закрытый клубный спектакль "Об-ва Шелли"  (Излингтон),  затем  в  1922-в
"Ныо тиэтр" и в 1959 - в т-ре "Олд Вик". В 1920 в Т-ре Корша пост. К. А.
Марджановым (Беатриче - Юренева). С 20-х гг.  ставилась  в  др.  странах
(Франция, Чехословакия, Италия).
   Соч.: The poetical works, v. l-3, Boston - Cambr., 1855; L., 1888 (т.
1-2  -  пьесы);  Complete   poetical   works,   Oxf.,   1953;   в   рус.
пер.-Избранное, М., 1962; Собр. соч. в пер. К.  Д.  Бальмонта,  т.  1-3,
СПБ, 1903-19U7.
   Лит.: Мору а А., Ариэль, пер. с франц., М.-Л.,  1925;  Неупокоева  И.
Г., Революционный романтизм Шелли, М., 1959; К i  n  g  -H  e  l  e  D.,
Shelley..., N. Y., 1960;
   Wagner W.. Shelley's "The Cenci", Rostock, 1903 (Diss.); A v e l i  n
g E. and A v e l i n g E. M., Shelley's socialism, Manchester, 1947. fQ
 f{
   Ш‚НБЕРГ  (Schonberg),  Арнольд  (13.IX.1874-  13.VII.1951)  -  австр.
композитор и теоретик музыки.  Один  из  виднейших  представителей  муз.
экспрессионизма,  основоположник  атональной   музыки.   Учился   музыке
самостоятельно, пользовался консультациями А. Цемлинского. С 1895  играл
в венском оркестре "Полигимния", руководил рабочими хорами в предместьях
Вены; в 1901-03 жил в Берлине, где был капельмейстером варьете  "П„стрый
театр" Э.  фон  Воль-цогена.  В  1933  (после  установления  фашистского
режима) Ш. покинул Германию и после краткого пребывания во Франции уехал
в США. Творч. путь  композитора  характеризуется  сложной  эволюцией.  В
своих  ранних  произв.  он  следовал  традициям  нем.  музыки  конца  19
в.-И.Брамса и гл. обр.  Р.  Вагнера.  Среди  сценич.  произв.  Ш.  этого
периода - монодрама "Ожидание" на текст М. Паппенхейм (соч. 1909,  пост.
1924,  Прага)  -  типичная   экспрессионистская   "драма   крика"   (das
Schreidrama), в к-рой передаются переживания человека в  минуту  высшего
напряжения душевных сил. Этот же характер носит драма "Счастливая  рука"
на собств. текст (соч. 1913, пост. 1924, т-р "Фолькс-опер", Вена). Здесь
созданы  условные  образы-маски,  драма  не  имеет  конкретного   сюжета
(человек стремится к возвышенным целям, но не может  преодолеть  в  себе
стихийное  подсознательное  начало);  особую   роль   приобретает   хор,
комментирующий действие.
   В этот период творчество Ш. сближается  с  иск-вом  нем.-австрийского
экспрессионизма. Вокруг Ш. объединяются его единомышленники и ученики  -
композиторы А. Берг, А. Веберн и др., архитектор  А.  Лоз,  писатель  Э.
Фриделль,  певица  Э.  Хайм,  художник  О.  Кокошка  и   др.   Связь   с
экспрессионизмом, его стилистикой содействовала отказу Ш.  от  тональной
организации  муз.  материала.  Он  выработал  двенадцатитоновую  систему
композиции, впервые применив е„ (частично) в сюите для мелодич. чтения с
инструментальным   ансамблем   "Лунный   Пьеро"    на    стихи    франц.
поэта-импрессиониста А. Жиро (1912). (В последние годы жизни Ш. признал,
что созданная им система не является универсальной).
   Ш.  принадлежит  одноактная  опера  "С  сегодня  на  завтра"   (1930,
Франкфурт-на-Майне) и ряд произв., не предназначенных для  сцены,  среди
них оратория "Лестница Иакова" (1922, неоконч.). В 1932 Ш. написал драму
"Библейский путь", ставшую основой для неоконч. оперы "Моисей  и  Аарон"
(два акта, 1954, концертное исполнение, Гамбург; пост. 1957, Цюрих). Это
произв.  заняло  центр,  место  в  творчестве  Ш.  "Моисей  и  Аарон"  -
философская  драма,  отразившая   тра-гич.   противоречия   современного
композитору времени. Нравственные проблемы выражены в образах библейской
легенды. Драматургич. форма оперы статична, близка оратории.
   Если в 20-е и 30-е гг. творчество Ш. противостояло иск-ву его старших
и  младших  современников  (К.  Дебюсси,  Р.  Штраус,  М.   Равель,   И.
Стравинский), то позднее его контакты с современной музыкой стали  более
очевидными. Оперы Ш., несмотря на их сложность, с конца 50-х гг.  начали
привлекать внимание т-ров разных стран. Потряс„нный гибелью  варшавского
гетто, уничтоженного фашистами, композитор создал "Свидетеля из Варшавы"
(1947) - рассказ чтеца с оркестром и  мужским  хором.  Здесь  композитор
отказывается от присущего  ему  субъективизма.  В  сво„м  творчестве  Ш.
протестовал против  бесчеловечных  законов  бурж.  государства  и  бурж.
морали.  Но  доминирующей  темой   оставалось   для   него   трагическое
одиночество художника в чуждом и враждебном ему мирэ.
   Ш.  в„л  педагогич.  работу  (в  1901-03  и  1911-15-  в   берлинской
консерватории Штерна; в 1910 руководил курсами композиции в Венской муз.
академии; с 1917 в„л в Вене семинар по композиции; с  1925  -  профессор
класса композиции в берлинской Прусской академии иск-в); в 1933  фашисты
изгнали  Ш.  из  академии  как  "неарийца";  в   1936-44   -   профессор
Калифорнийского ун-та. Автор муз.-теоретич. работ. В 1912  гастролировал
в Петербурге как дириж„р.
   Лит.: Соллертинский И., Арнольд  Ш„нберг,  Л.,  [1934];  Adorno  Th.,
Philosophie der neuen Musik, Tubingen,  1949;  W  o  r  n  e  r  K.  H.,
Gotteswort und Magie. Die Oper  "Moses  und  Aaron"  von  A.  Schonberg,
Hdlb-, 1959;
   Rufer I., Das Werk A. Schonbergs, Kassel, 1959.
   Ш‚НЕМАН (Schonemann), Иоганн Фридрих (21.Х. 1704-16.III.1782) -  нем.
акт„р, антрепрен„р, театр.  деятель.  В  1725  вступил  в  странствующую
труппу Ф„рстера. Здесь ставились гл. обр. фарсы, в к-рых  Ш.  выдвинулся
как блестящий исполнитель ролей Арлекина и Гансвурста. В 1730-40 работал
в труп-пе Ф.К. Нейбер. С большим успехом  играл  роли  ко-мич.  слуг,  а

Страницы: «« « 2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611  2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия