|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 » »» Хоршема,-8.У11.1822, близ Ливорно) - англ. поэт и драматург. Род. в
богатой аристократии. семье. Учился в Итоне (1804-10) и Оксфорде
(18101811), откуда был исключ„н за издание брошюры"Необ-ходимость
атеизма". Стоял на позициях утопич. социализма, был близок к У. Годвину,
известному писателю и политич. деятелю, на дочери к-рого был женат
вторым браком. Самоубийство первой жены и травля, поднятая
реакционерами, вынудили его в 1818 навсегда покинуть Англию и поселиться
в Италии. Здесь tu. сблизился с Дж. Байроном. В Италии были написаны все
дра-матургич. произведения Ш. В лирич. стихотворной драме "Освобожд„нный
Проме-тей" (1820) он ставит вопрос о совершенствовании человеческой
личности, рисует гу-манистич. идеалы общества будущего.Трагедия
"Ченчи"(1820)- одно из лучших произведений романтич. драматургии, в ней
автор развивает тираноборч. и богоборч. идеи, призывает к активному
сопротивлению злу. Этой же теме посв. драма "Эллада" (1821-22),
написанная под влиянием восстания в Греции. Влияние Шекспира сказалось в
незаконченной трагедии "Карл I" (1822) - о событиях английской революции
17 в. Для сценич. воплощения предназначалась лишь трагедия "Ченчи".
(Роль Беатриче была написана для актрисы т-ра "Друри-Лейн" Э. 0'Нил).
Однако при жизни Ш. пьеса не была пост. Впервые пост. в 1886 как
закрытый клубный спектакль "Об-ва Шелли" (Излингтон), затем в 1922-в
"Ныо тиэтр" и в 1959 - в т-ре "Олд Вик". В 1920 в Т-ре Корша пост. К. А.
Марджановым (Беатриче - Юренева). С 20-х гг. ставилась в др. странах
(Франция, Чехословакия, Италия).
Соч.: The poetical works, v. l-3, Boston - Cambr., 1855; L., 1888 (т.
1-2 - пьесы); Complete poetical works, Oxf., 1953; в рус.
пер.-Избранное, М., 1962; Собр. соч. в пер. К. Д. Бальмонта, т. 1-3,
СПБ, 1903-19U7.
Лит.: Мору а А., Ариэль, пер. с франц., М.-Л., 1925; Неупокоева И.
Г., Революционный романтизм Шелли, М., 1959; К i n g -H e l e D.,
Shelley..., N. Y., 1960;
Wagner W.. Shelley's "The Cenci", Rostock, 1903 (Diss.); A v e l i n
g E. and A v e l i n g E. M., Shelley's socialism, Manchester, 1947. fQ
f{
Ш‚НБЕРГ (Schonberg), Арнольд (13.IX.1874- 13.VII.1951) - австр.
композитор и теоретик музыки. Один из виднейших представителей муз.
экспрессионизма, основоположник атональной музыки. Учился музыке
самостоятельно, пользовался консультациями А. Цемлинского. С 1895 играл
в венском оркестре "Полигимния", руководил рабочими хорами в предместьях
Вены; в 1901-03 жил в Берлине, где был капельмейстером варьете "П„стрый
театр" Э. фон Воль-цогена. В 1933 (после установления фашистского
режима) Ш. покинул Германию и после краткого пребывания во Франции уехал
в США. Творч. путь композитора характеризуется сложной эволюцией. В
своих ранних произв. он следовал традициям нем. музыки конца 19
в.-И.Брамса и гл. обр. Р. Вагнера. Среди сценич. произв. Ш. этого
периода - монодрама "Ожидание" на текст М. Паппенхейм (соч. 1909, пост.
1924, Прага) - типичная экспрессионистская "драма крика" (das
Schreidrama), в к-рой передаются переживания человека в минуту высшего
напряжения душевных сил. Этот же характер носит драма "Счастливая рука"
на собств. текст (соч. 1913, пост. 1924, т-р "Фолькс-опер", Вена). Здесь
созданы условные образы-маски, драма не имеет конкретного сюжета
(человек стремится к возвышенным целям, но не может преодолеть в себе
стихийное подсознательное начало); особую роль приобретает хор,
комментирующий действие.
В этот период творчество Ш. сближается с иск-вом нем.-австрийского
экспрессионизма. Вокруг Ш. объединяются его единомышленники и ученики -
композиторы А. Берг, А. Веберн и др., архитектор А. Лоз, писатель Э.
Фриделль, певица Э. Хайм, художник О. Кокошка и др. Связь с
экспрессионизмом, его стилистикой содействовала отказу Ш. от тональной
организации муз. материала. Он выработал двенадцатитоновую систему
композиции, впервые применив е„ (частично) в сюите для мелодич. чтения с
инструментальным ансамблем "Лунный Пьеро" на стихи франц.
поэта-импрессиониста А. Жиро (1912). (В последние годы жизни Ш. признал,
что созданная им система не является универсальной).
Ш. принадлежит одноактная опера "С сегодня на завтра" (1930,
Франкфурт-на-Майне) и ряд произв., не предназначенных для сцены, среди
них оратория "Лестница Иакова" (1922, неоконч.). В 1932 Ш. написал драму
"Библейский путь", ставшую основой для неоконч. оперы "Моисей и Аарон"
(два акта, 1954, концертное исполнение, Гамбург; пост. 1957, Цюрих). Это
произв. заняло центр, место в творчестве Ш. "Моисей и Аарон" -
философская драма, отразившая тра-гич. противоречия современного
композитору времени. Нравственные проблемы выражены в образах библейской
легенды. Драматургич. форма оперы статична, близка оратории.
Если в 20-е и 30-е гг. творчество Ш. противостояло иск-ву его старших
и младших современников (К. Дебюсси, Р. Штраус, М. Равель, И.
Стравинский), то позднее его контакты с современной музыкой стали более
очевидными. Оперы Ш., несмотря на их сложность, с конца 50-х гг. начали
привлекать внимание т-ров разных стран. Потряс„нный гибелью варшавского
гетто, уничтоженного фашистами, композитор создал "Свидетеля из Варшавы"
(1947) - рассказ чтеца с оркестром и мужским хором. Здесь композитор
отказывается от присущего ему субъективизма. В сво„м творчестве Ш.
протестовал против бесчеловечных законов бурж. государства и бурж.
морали. Но доминирующей темой оставалось для него трагическое
одиночество художника в чуждом и враждебном ему мирэ.
Ш. в„л педагогич. работу (в 1901-03 и 1911-15- в берлинской
консерватории Штерна; в 1910 руководил курсами композиции в Венской муз.
академии; с 1917 в„л в Вене семинар по композиции; с 1925 - профессор
класса композиции в берлинской Прусской академии иск-в); в 1933 фашисты
изгнали Ш. из академии как "неарийца"; в 1936-44 - профессор
Калифорнийского ун-та. Автор муз.-теоретич. работ. В 1912 гастролировал
в Петербурге как дириж„р.
Лит.: Соллертинский И., Арнольд Ш„нберг, Л., [1934]; Adorno Th.,
Philosophie der neuen Musik, Tubingen, 1949; W o r n e r K. H.,
Gotteswort und Magie. Die Oper "Moses und Aaron" von A. Schonberg,
Hdlb-, 1959;
Rufer I., Das Werk A. Schonbergs, Kassel, 1959.
Ш‚НЕМАН (Schonemann), Иоганн Фридрих (21.Х. 1704-16.III.1782) - нем.
акт„р, антрепрен„р, театр. деятель. В 1725 вступил в странствующую
труппу Ф„рстера. Здесь ставились гл. обр. фарсы, в к-рых Ш. выдвинулся
как блестящий исполнитель ролей Арлекина и Гансвурста. В 1730-40 работал
в труп-пе Ф.К. Нейбер. С большим успехом играл роли ко-мич. слуг, а
Страницы: «« « 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |