Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 » »» Хоршема,-8.У11.1822, близ Ливорно) - англ. поэт и драматург. Род. в богатой аристократии. семье. Учился в Итоне (1804-10) и Оксфорде (18101811), откуда был исключ„н за издание брошюры"Необ-ходимость атеизма". Стоял на позициях утопич. социализма, был близок к У. Годвину, известному писателю и политич. деятелю, на дочери к-рого был женат вторым браком. Самоубийство первой жены и травля, поднятая реакционерами, вынудили его в 1818 навсегда покинуть Англию и поселиться в Италии. Здесь tu. сблизился с Дж. Байроном. В Италии были написаны все дра-матургич. произведения Ш. В лирич. стихотворной драме "Освобожд„нный Проме-тей" (1820) он ставит вопрос о совершенствовании человеческой личности, рисует гу-манистич. идеалы общества будущего.Трагедия "Ченчи"(1820)- одно из лучших произведений романтич. драматургии, в ней автор развивает тираноборч. и богоборч. идеи, призывает к активному сопротивлению злу. Этой же теме посв. драма "Эллада" (1821-22), написанная под влиянием восстания в Греции. Влияние Шекспира сказалось в незаконченной трагедии "Карл I" (1822) - о событиях английской революции 17 в. Для сценич. воплощения предназначалась лишь трагедия "Ченчи". (Роль Беатриче была написана для актрисы т-ра "Друри-Лейн" Э. 0'Нил). Однако при жизни Ш. пьеса не была пост. Впервые пост. в 1886 как закрытый клубный спектакль "Об-ва Шелли" (Излингтон), затем в 1922-в "Ныо тиэтр" и в 1959 - в т-ре "Олд Вик". В 1920 в Т-ре Корша пост. К. А. Марджановым (Беатриче - Юренева). С 20-х гг. ставилась в др. странах (Франция, Чехословакия, Италия). Соч.: The poetical works, v. l-3, Boston - Cambr., 1855; L., 1888 (т. 1-2 - пьесы); Complete poetical works, Oxf., 1953; в рус. пер.-Избранное, М., 1962; Собр. соч. в пер. К. Д. Бальмонта, т. 1-3, СПБ, 1903-19U7. Лит.: Мору а А., Ариэль, пер. с франц., М.-Л., 1925; Неупокоева И. Г., Революционный романтизм Шелли, М., 1959; К i n g -H e l e D., Shelley..., N. Y., 1960; Wagner W.. Shelley's "The Cenci", Rostock, 1903 (Diss.); A v e l i n g E. and A v e l i n g E. M., Shelley's socialism, Manchester, 1947. fQ f{ Ш‚НБЕРГ (Schonberg), Арнольд (13.IX.1874- 13.VII.1951) - австр. композитор и теоретик музыки. Один из виднейших представителей муз. экспрессионизма, основоположник атональной музыки. Учился музыке самостоятельно, пользовался консультациями А. Цемлинского. С 1895 играл в венском оркестре "Полигимния", руководил рабочими хорами в предместьях Вены; в 1901-03 жил в Берлине, где был капельмейстером варьете "П„стрый театр" Э. фон Воль-цогена. В 1933 (после установления фашистского режима) Ш. покинул Германию и после краткого пребывания во Франции уехал в США. Творч. путь композитора характеризуется сложной эволюцией. В своих ранних произв. он следовал традициям нем. музыки конца 19 в.-И.Брамса и гл. обр. Р. Вагнера. Среди сценич. произв. Ш. этого периода - монодрама "Ожидание" на текст М. Паппенхейм (соч. 1909, пост. 1924, Прага) - типичная экспрессионистская "драма крика" (das Schreidrama), в к-рой передаются переживания человека в минуту высшего напряжения душевных сил. Этот же характер носит драма "Счастливая рука" на собств. текст (соч. 1913, пост. 1924, т-р "Фолькс-опер", Вена). Здесь созданы условные образы-маски, драма не имеет конкретного сюжета (человек стремится к возвышенным целям, но не может преодолеть в себе стихийное подсознательное начало); особую роль приобретает хор, комментирующий действие. В этот период творчество Ш. сближается с иск-вом нем.-австрийского экспрессионизма. Вокруг Ш. объединяются его единомышленники и ученики - композиторы А. Берг, А. Веберн и др., архитектор А. Лоз, писатель Э. Фриделль, певица Э. Хайм, художник О. Кокошка и др. Связь с экспрессионизмом, его стилистикой содействовала отказу Ш. от тональной организации муз. материала. Он выработал двенадцатитоновую систему композиции, впервые применив е„ (частично) в сюите для мелодич. чтения с инструментальным ансамблем "Лунный Пьеро" на стихи франц. поэта-импрессиониста А. Жиро (1912). (В последние годы жизни Ш. признал, что созданная им система не является универсальной). Ш. принадлежит одноактная опера "С сегодня на завтра" (1930, Франкфурт-на-Майне) и ряд произв., не предназначенных для сцены, среди них оратория "Лестница Иакова" (1922, неоконч.). В 1932 Ш. написал драму "Библейский путь", ставшую основой для неоконч. оперы "Моисей и Аарон" (два акта, 1954, концертное исполнение, Гамбург; пост. 1957, Цюрих). Это произв. заняло центр, место в творчестве Ш. "Моисей и Аарон" - философская драма, отразившая тра-гич. противоречия современного композитору времени. Нравственные проблемы выражены в образах библейской легенды. Драматургич. форма оперы статична, близка оратории. Если в 20-е и 30-е гг. творчество Ш. противостояло иск-ву его старших и младших современников (К. Дебюсси, Р. Штраус, М. Равель, И. Стравинский), то позднее его контакты с современной музыкой стали более очевидными. Оперы Ш., несмотря на их сложность, с конца 50-х гг. начали привлекать внимание т-ров разных стран. Потряс„нный гибелью варшавского гетто, уничтоженного фашистами, композитор создал "Свидетеля из Варшавы" (1947) - рассказ чтеца с оркестром и мужским хором. Здесь композитор отказывается от присущего ему субъективизма. В сво„м творчестве Ш. протестовал против бесчеловечных законов бурж. государства и бурж. морали. Но доминирующей темой оставалось для него трагическое одиночество художника в чуждом и враждебном ему мирэ. Ш. в„л педагогич. работу (в 1901-03 и 1911-15- в берлинской консерватории Штерна; в 1910 руководил курсами композиции в Венской муз. академии; с 1917 в„л в Вене семинар по композиции; с 1925 - профессор класса композиции в берлинской Прусской академии иск-в); в 1933 фашисты изгнали Ш. из академии как "неарийца"; в 1936-44 - профессор Калифорнийского ун-та. Автор муз.-теоретич. работ. В 1912 гастролировал в Петербурге как дириж„р. Лит.: Соллертинский И., Арнольд Ш„нберг, Л., [1934]; Adorno Th., Philosophie der neuen Musik, Tubingen, 1949; W o r n e r K. H., Gotteswort und Magie. Die Oper "Moses und Aaron" von A. Schonberg, Hdlb-, 1959; Rufer I., Das Werk A. Schonbergs, Kassel, 1959. Ш‚НЕМАН (Schonemann), Иоганн Фридрих (21.Х. 1704-16.III.1782) - нем. акт„р, антрепрен„р, театр. деятель. В 1725 вступил в странствующую труппу Ф„рстера. Здесь ставились гл. обр. фарсы, в к-рых Ш. выдвинулся как блестящий исполнитель ролей Арлекина и Гансвурста. В 1730-40 работал в труп-пе Ф.К. Нейбер. С большим успехом играл роли ко-мич. слуг, а Страницы: «« « 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |