Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2596   2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604  2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614  » »»

же завязалась дружба Щ. и Щепкина, к-рому поэт посв. сво„  стихотворение
"Заворожи  меш,  волхве"  (1844).  Первым  драматич..  произв.  Ш.  была
трагедия "Никита Гайдай",  написанная  на  рус.  яз.  (1841),  к-рую  он
переделал в драму "Невеста" (сохранился отрывок  из  "Никиты  Гайдая"  и
"Песня караульного у тюрьмы" из "Невесты"). Это произведение, написанное
преимущественно стихами, посв. освободительной  войне  укр.  народа  под
рук. Богдана Хмельницкого (1648 - 54). Действие "Невесты"  (мелодрама  в
прозе) происходит в конце 50-х гг. 17 в.
   В 1842 Ш. начал и в  1843  закончил  историко-быто-вую  драму  "Назар
Стодоля" (на рус. яз.). В 1844 автор перев„л е„  на  укр.  яз.  (вариант
этот был напечатан уже после смерти  Ш.  в  журн.  "Основа",  Петербург,
1862). Действие драмы  происходит  в  17  веке  в  казацкой  слободе  на
Украине. В основе драматич. конфликта - столкновение казацкой верхушки и
рядовых казаков, борющихся  против  насилия.  "Назар  Стодоля"  -  пьеса
большой жизненной правды и художественной простоты, яркой сценичности. В
ней переплетаются сати-рич., юмористич.  и  героико-романтич.  элементы.
Пьеса отличается богатством психологич. нюансов, дина-мпч.  характерами.
Эта драма сыграла большую роль в истории укр.  драматургии  и  т-ра  как
образец  реали-стич.  изображения  жизни  народа.  Рядом   с   "Наталкой
Полтавкой" она была самой  популярной  пьесой  в  репертуаре  украинских
т-ров 2-й половины 19 - начала 20 вв.
   Сохранились сведения о том, что первое представление "Назара Стодоли"
на  укр.  яз.   состоялось   в   1844-45   на   сцене   домашнего   т-ра
Медико-хирургич. академии в Петербурге. Спенич. история пьесы началась 5
мая 1864 в Львовском укр. т-ре об-ва "Руська бесща", (реж. Е. Бачинский;
Назар Стодоля -  Бачинский,  Гнат  Карый  -  Бучацкий,  Хома  Кичатый  -
Юрчакевич, Галя - Бачинская и др.). На  рус.  яз.  пьеса  была  показана
впервые в 1872 в Рус. т-ре В. Сура в Одессе, в пост. и  при  участии  М.
Кропивницкого. В 1877- в моек. Малом т-ре (в бенефис  Г.  Н.  Федотовой,
исполнявшей роль  Гали,  Назар  Стодоля  -  Решимов,  Гпат  Карый  -  П.
Садовский, Стеха - Н. Никулина и др.)  Пьеса  постоянно  ставилась  укр.
труппами в 80-90-е гг. 19 в. и нач. 20 в. В  спектаклях  участвовали  М.
Кропивницкий (Хома Кичатый), М. Заньковецкая (Галя), Н. Садовский (Назар
Стодоля),  П.  Саксаганский  (Гнат  Карый),  А.   Затыркевич-Кар-пинская
(Стеха) и др.
   В сов. т-ре пост. пьесы Ш. были осуществлены в харьковском  Т-ре  им.
Т. Г. Шевченко (1939; Назар Стодоля - Сердюк, Галя - Чистякова  и  др.),
Т-ре им. И. Франко (1951, пост. А. Бучмы  и  Л.  Дубовика,  художник  А.
Петрицкий, Назар Стодоля - Сергиенко, Гнат Карый - Добровольский, Галя -
Ужвий и др.). К. Данькевич написал по пьесе Ш. одноим. оперу (1960).
   Возвращаясь из ссылки в 1857, Ш. остановился на нек-рое время в  Ниж.
Новгороде. Здесь  он  посещал  спектакли  местного  т-ра  и  выступил  в
"Нижегородских  губернских  ведомостях"  с   рецензией   "Бенефис   г-жи
Пиуновой, января 21, 1858 года", в к-рой  советовал  акт„рам  брать  для
пост.  пьесы  высокого  идеология.  и  художеств.  качества,  добиваться
жизненной правды,'достоверности в  отражении  колорита  эпохи,  обычаев,
костюмов и т. п. В этом же т-ре Ш. смотрел спектакли с участием Щепкина.
После возвращения в Петербург Ш. снова окунулся в театр. жизнь  столицы.
В 1858 он познакомился с негритянским трагиком А.  Олдриджем  и  написал
его портрет. Взгляды Шевченко на театр. иск-во  нашли  отражение  в  его
письмах  и  дневнике.  Ш.  был  приверженцем   реформы,   осуществл„нной
Щепкиным, последовательно выступал за утверждение реализма на сцене.
   Поэтич. творчеству Ш. присущ глубокий внутр. драматизм.  Поэтому  его
поэмы были инсценированы ещ„ при жизни поэта. Поэма "Катерина"  легла  в
основу оперетты Г.  и  С.  Карпенко  (1860),  мелодрамы  П.  Свенцицкого
(1862). Большую сценич. историю имеют  инсц.  Кропивницкого  "Невольник"
(1872)  и  "Тытаривна"  (1892),  а  также  "Мать-наймичка"  Того-бочного
(1900), "Жертва" Барвинок (1900), "Катерина" Пухальского (1903). В  сов.
время большим событием в театр. жизни Украины была инсценировка п  пост.
Л. Курбасом спектакля по  поэме  Ш.  "Гайдамаки"вТ-ре  им.  Т.  Шевченко
(1920)'ивт-ре  "Березиль"  (1924).  В  Одесском  т-ре  им.   Октябрьской
революции  -  пост.  В.  Василько  (1961).  В  1964  Винницкий  т-р  им.
Н.Садовского показал премьер у "Марина" За руд ного по  мотивам  произв.
Ш., а Николаевский т-р - инсценировку "Ведьма"  Андриевич.  В  юбилейные
годы - 1939, 1961 и 1964-  был  пост.  ряд  пьес,  посв.  Ш.:  "Тарасова
юность" Сухо дольского (1938, Каменец-Подольский театр), "Судьба  поэта"
Голованив-ского (1939, Т-р им. И.  Франко),  "Тарас  Шевченко"  Ко-стюка
(1939, Черниговский т-р), "Слово правды" Костю-ка (2-я часть  тетралогии
"Думы мои...", 1955,Киевский ТЮЗ). "Петербургская осень" Ильченко (1954,
Т-р имени И. Франко), "Пророк" Кочерги (соч. 1948, пост. 1961,  Т-р  им.
И.Франко), "Сердце поэта"  Левченко  (1961,  Волынский  т-р),  "Встреча"
Михася (1964, Сумскип т-р им. М. Щепкина), "Петербургские ночи" Малахова
и Шкневско-го (1964, Одесский т-р  им.  Октябрьской  революции),  "Оковы
порвите" Левченко (1966, Терно польский т-р).
   Произведения Ш. нашли путь и на оперную сцену. Первыми  операми  были
"Катерина" Аркаса (1899, Москва, труппа М. Кропивницкого), "Пан  сотник"
Козаченко (соч. 1902, пост. 1911,  Киевский  т-р  Н.  Садовского,  1912,
Мариинский т-р). В 1940 на сцене  Киевского  т-ра  оперы  и  балета  им.
Шевченко  были  показаны:  опера  "Шевченко"  Иориша  и  балет   "Лилея"
Данькевича.  В  1944  там  же  состоялась  премьера   оперы   "Наймичка"
Вериковского, в 1960 в Харьковском т-ре оперы и балета им. Н. В. Лысенко
пост. опера "Назар Сто доля" Данькевича, в 1964 в Т-ре  оперы  и  балета
им. Шевченко - опера "Тарас Шевченко" Майбороды.
   Соч.: Повне з?брання твор?в у  шести  томах.  К.,  1963-64  (т.  3  -
драматические произведения, т. 5 - дневник, т. 6- письма); Собр. соч.  в
5 томах, М., 1965 (т. 3-драматические  произведения,  т.  5  -  дневник,
письма).
   Лит.: Р у л ? н П.. Шевченко ? К. Б. П?унова, "Украна", 1925, Хэ 1-2,
с. 126-35; Рул?н П., До сцен?чно ?стор? "Назара  Стодол?",  там  же,  с.
154-56; Борщагов-ський О., Йосипенко М., Шевченко  ?  театр.  К.,  1941;
Йосипенко М., Т. Шевченко и  русский  театр  его  времени,  в  его  кн.:
Великая дружба..., К., 1961, с. 42-73;
   Шубравський В.Е., Драматург?я Т.  Г.  Шевченка,  2  вид.,  К.,  1961;
Волошин Т.О., Шевченко ? Щепк?н, К., 1964; К у л ? н и ч I. М.,  Поет  ?
траг?к, К., 1964. р, И,
   ШЕВЧЕНКО, Фаина Васильевна [p.5(17).IV.1893]- рус. сов.  актриса.Нар.
арТс СССР (1948). В 1909 принята сотрудницей в Моск. Худо-' жеств.  т-р,
в 1911 поступила в школу т-ра. С 1914-актриса МХТ.  Ш.-яркая,  гл.  обр.
комедийная,  актриса.  Блистательное  владение  рус.  речью,   глубокий,
богатый по тембру голос, выигрышные внешние данные способствовали успеху

Страницы: «« « 2596   2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604  2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия