Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2593   2594   2595   2596   2597   2598   2599   2600   2601  2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611  » »»

"Карл Смелый и союзники" (1896). К драматургии обращался писатель,  поэт
К. Шпитлер, написавший драмы "Парламентарий" (1889), "Скупой" (1892).
   В  19  в.  происходило  дальнейшее  развитие  нар.  т-ра.   Ставились
фестшпили, сюжеты к-рых были основаны  на  событиях  отечеств,  истории,
нар. легендах и преданиях. Как правило, они были написаны  на  одном  из
швейц. диалектов,  ставились  в  дни  торжественных  праздников  (победа
швейц. кантонов  над  иноземными  завоевателями,  объединение  кантонов,
основание городов и  т.  п.).  В  пост.  фестшпилей  участвовали  только
любители. Наиболее значит, представления состоялись  в  1886  (500-летие
битвы при Земпахе), 1891 (600-летие основания г. Берна).
   В  годы  господства  гитлеризма  в  Германии  выделялось   творчество
драматургов X. Мюлештейна ("Безбожники", 1932, Базель),  Я.  Бюрера  ("А
другого пути нет?", 1933), защищавших прогрессивные идеи.
   Только после 2-й мировой войны  возникли  благоприятные  условия  для
развития Ш. т. и д. В сер. 40-х гг. 20  в.  начали  творч.  деятельность
крупнейшие совр. швейц.  драматурги  M.  Фриш-"И  вот  они  вновь  поют"
(1945), "Китайская стена"  (1946),  "Когда  закончилась  втшна"  (1949),
"Бидерман и поджигатели" (1958), "Андорра" (1961) и Ф. Дюрренматт - "Так
написано" (1947), "Визит пожилой дамы" (1956), "Физики" (1960), "Метеор"
(1966) и др. В драматургии Фриша и Дюр-ренматта, близкой  по  художеств.
при„мам зап.-ев-роп. "интеллектуальной драме", или "драме идей",  острая
антибурж.   направленность   сочетается   с   настроениями   гуманистич.
скептицизма.
   Драматурги  В.  М.  Диггельман,  О.  Штайгер,  У.  Троллер,  М.  Шмид
обращаются  к  важным  проблемам  современности.  Нек-рая  часть   совр.
драматургов - Д. Векслер, К. Мангольд, У. Енни,  В.  Шмидлер  -  следуют
зап.-европ. авангардистским течениям.
   Наряду со столицей Швейцарии Берном крупным театр.  центром  является
Цюрих. В этом городе работает "Шаушпильхауз" - ведущий швейц. т-р  (осн.
в  1908  под  назв.  "Пфауэнтеатер"),  в  течение  мн.   лет   (1938-61)
возглавлявшийся видным режисс„ром О. Вельтерлином. Под его  руководством
были впервые пост. мн. пьесы Б. Брехта и  др.  драматургов-антифашистов.
Драм. т-ры работают также в Люцерне, Базеле.
   Среди, видных театр. деятелей - О. Эберле, Т. Отто, Л. Линдтберг,  X.
Гнеков, В. Босхард.
   Лит.: Schweizer  Theatergeschichte,  Zurich,  1914;  Ehe  r-1  e  0.,
Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929;  Lang  P.,  Das
Schweizer Drama 1914-1944, в кн.:
   Jahrbuch der  Gesellschaft  fur  schweizerische  Theaterkultur,  XIV,
Elgg., 1944; S с h о о p  G.,  Das  Zurcher  Schauspielhaus  im  zweiten
Weltkrieg, Z., 1957. Г. Е.
   Музыкальный  театр.  История  оперного  творчества  и  муз.  т-ра   в
Швейцарии начинается позднее, чем в центр, странах Европы.  В  18  в.  в
Люцерне  было  исполнено  неск.  зингшпилей  Ф.  Мейера   фон   Шауэнзе,
включавших элементы швейц.  народной  музыки  ("Посольство  с  Парнаса",
1746,  "Празднество  мира",  1751,  "Брут",  1753,  "Потерянный  кошел„к
скупца", 1754, и др). Мн. композиторы, уроженцы Швейцарии,  не  находили
возможности для деятельности в своей стране и  уезжали  в  Германию  или
Францию. Первые оперные спектакли в Цюрихе состоялись  в  1788.  Оперная
труппа Кобервейна из Страсбурга выступила здесь с оперой "Король  Теодор
в Венеции" Паизиелло (в концертном исполнении). В конце 18 в. были пост.
"Армида" Сальери и "Кора" Наумана. В 1820-е  гг.  ряд  опер  написал  Ф.
Шнидер фон Вартензе  ("Эстел-ла",  1825,  "Фортунат",  1827),  затем  И.
Грейт,  А.  Мюллер  ("Бегство  в  Швейцарию",  1841,  Цюрих),   Г.   Г„ц
("Укрощение строптивой", 1874).
   Регулярные оперные спектакли начались в Цюрихе с 1834. В начале  50-х
гг. история Цюрихского т-ра связана с именем Р. Вагнера, дирижировавшего
в т-ре в сезон 1850-51, а р 1852 под его управлением  была  пост.  опера
"Летучий голландец" (показанная затем в Лозанне и  Женеве).  С  тех  пор
оперы Вагнера заняли прочное место в репертуаре Цюрихского т-ра. С конца
50-х гг. 19 в. в Цюрихе ставятся оперы  Верди,  с  конца  19-7  нач.  20
вв.-оперы Сметаны, Леонкавалло, Масканьи, Сен-Санса, Р. Штрауса.
   В 1834 открылся Муниципальный т-р в Базеле. Основу репертуара  долгое
время составляли оперы итал. композите ров. В 1887 был  пост.  ряд  опер
Моцарта, в 1892 - "Тристан и Изольда" Вагнера.  В  20  в.  в  репертуаре
базельской оперной труппы  значит,  место  заняли  произв.  Пуччини,  Р.
Штрауса ("Арабелла", под упр. автора, 1934), ставились оперы  Г.  Губера
("Симплициус", 1912, "Дары моря", 1918).
   В конце 19-20 вв. на сцене Цюрихского т-ра  поставлены  оперы  швейц.
композиторов:  "Весна  мира"  (1894),   "Кудрун"   (1896)   Г.   Губера,
"Ильзебилль" Ф. К лозе (1903), "Ратклиф" (1916), "Приключения Казано вы"
(1925) Ф. Андре, оперы О. Ш„ка (от раннего зингшпиля "Эрвин и  Эльмира",
1916, до "Пентесплеи", 1927, и "Замка Дюранд", 1943), И. Г.  Давида,  П.
Мориса и др. В 20-30-е гг. здесь были пост.:  "Юдифь"  (1927),  "Амфион"
(1933)  Онег-гера  (швейцарца  по  происхождению),  "Сердце"  Пфитц-нера
(1931),  "Воццек"  А.  Берга  (1932),  "Леди  Макбет  Мценского   уезда"
Шостаковича (1935), "Матис-жи-вописец" Хиндемита (1938).  В  1941  здесь
была пост. "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, в  1945  впервые  в  Европе
исп. "Порги и Бесс" Гершвина. В 1957 состоялась премьера оперы  Ш„нберга
"Моисей и Аарон". Т-р пост. оперы швейцарских  композиторов:  "Волшебный
остров" Г. Зутермейстера (1942), "Волшебный напиток" Ф.  Мартена  и  др.
Среди  пост.  Муниципального  т-ра  1950:  "Питер  Граймс",   "Поругание
Лукреции", "Опера нищих" Бриттена и др.
   В т-ре работали: дириж„ры - Ф. Абт, Г. фон Бю-лов  и  др.;  реж.-  Э.
Ройкер и др. В 1947-56 т-ром руководил Г. Циммерман.
   Оперные спектакли ставятся гастрольными  труппами  и  в  др.  городах
Швейцарии.  В  Гор.  муниципальном  т-ре  Берна   наряду   с   драматич.
спектаклями идут оперы и оперетты (гл. дириж„р т-ра  -  Н.  Эшбахер).  В
Санкт-Галлене оперные спектакли ставились с  1803,  в  Люцерне  -с  1839
(здесь пост. ряд швейцарских опер, в т. ч. "Завещание" В. Верли,  1934),
в Лозанне - с 1871, в Женеве - с 1879 ("Гранд  т-р",  где  в  1958  была
пост. опера "Месье Жабо" Р. Вюатаза).
   На    развитие    швейцарской    оперы    оказали    влияние     нар.
празднества-фестшпили (Festspiel), связанные с традициями  нар.  хоровой
музыки и ведущие сво„ начало с  1886.  Эти  празднества  происходили  на
открытом воздухе  с  участием  нар.  масс  и  были  приурочены  к  особо
торжеств, датам (1891, торжество в честь  семисотлетия  города  Берна  с
музыкой К. Мунцигера, и др.).
   Совр. оперное творчество Швейцарии представлено  именами:  Ф.  Мартен
("Буря", 1956), В. Буркхард ("Ч„рный паук", 1949), Г.  Зутермейстер,  Р.

Страницы: «« « 2593   2594   2595   2596   2597   2598   2599   2600   2601  2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия