|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 » »» "Карл Смелый и союзники" (1896). К драматургии обращался писатель, поэт
К. Шпитлер, написавший драмы "Парламентарий" (1889), "Скупой" (1892).
В 19 в. происходило дальнейшее развитие нар. т-ра. Ставились
фестшпили, сюжеты к-рых были основаны на событиях отечеств, истории,
нар. легендах и преданиях. Как правило, они были написаны на одном из
швейц. диалектов, ставились в дни торжественных праздников (победа
швейц. кантонов над иноземными завоевателями, объединение кантонов,
основание городов и т. п.). В пост. фестшпилей участвовали только
любители. Наиболее значит, представления состоялись в 1886 (500-летие
битвы при Земпахе), 1891 (600-летие основания г. Берна).
В годы господства гитлеризма в Германии выделялось творчество
драматургов X. Мюлештейна ("Безбожники", 1932, Базель), Я. Бюрера ("А
другого пути нет?", 1933), защищавших прогрессивные идеи.
Только после 2-й мировой войны возникли благоприятные условия для
развития Ш. т. и д. В сер. 40-х гг. 20 в. начали творч. деятельность
крупнейшие совр. швейц. драматурги M. Фриш-"И вот они вновь поют"
(1945), "Китайская стена" (1946), "Когда закончилась втшна" (1949),
"Бидерман и поджигатели" (1958), "Андорра" (1961) и Ф. Дюрренматт - "Так
написано" (1947), "Визит пожилой дамы" (1956), "Физики" (1960), "Метеор"
(1966) и др. В драматургии Фриша и Дюр-ренматта, близкой по художеств.
при„мам зап.-ев-роп. "интеллектуальной драме", или "драме идей", острая
антибурж. направленность сочетается с настроениями гуманистич.
скептицизма.
Драматурги В. М. Диггельман, О. Штайгер, У. Троллер, М. Шмид
обращаются к важным проблемам современности. Нек-рая часть совр.
драматургов - Д. Векслер, К. Мангольд, У. Енни, В. Шмидлер - следуют
зап.-европ. авангардистским течениям.
Наряду со столицей Швейцарии Берном крупным театр. центром является
Цюрих. В этом городе работает "Шаушпильхауз" - ведущий швейц. т-р (осн.
в 1908 под назв. "Пфауэнтеатер"), в течение мн. лет (1938-61)
возглавлявшийся видным режисс„ром О. Вельтерлином. Под его руководством
были впервые пост. мн. пьесы Б. Брехта и др. драматургов-антифашистов.
Драм. т-ры работают также в Люцерне, Базеле.
Среди, видных театр. деятелей - О. Эберле, Т. Отто, Л. Линдтберг, X.
Гнеков, В. Босхард.
Лит.: Schweizer Theatergeschichte, Zurich, 1914; Ehe r-1 e 0.,
Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Lang P., Das
Schweizer Drama 1914-1944, в кн.:
Jahrbuch der Gesellschaft fur schweizerische Theaterkultur, XIV,
Elgg., 1944; S с h о о p G., Das Zurcher Schauspielhaus im zweiten
Weltkrieg, Z., 1957. Г. Е.
Музыкальный театр. История оперного творчества и муз. т-ра в
Швейцарии начинается позднее, чем в центр, странах Европы. В 18 в. в
Люцерне было исполнено неск. зингшпилей Ф. Мейера фон Шауэнзе,
включавших элементы швейц. народной музыки ("Посольство с Парнаса",
1746, "Празднество мира", 1751, "Брут", 1753, "Потерянный кошел„к
скупца", 1754, и др). Мн. композиторы, уроженцы Швейцарии, не находили
возможности для деятельности в своей стране и уезжали в Германию или
Францию. Первые оперные спектакли в Цюрихе состоялись в 1788. Оперная
труппа Кобервейна из Страсбурга выступила здесь с оперой "Король Теодор
в Венеции" Паизиелло (в концертном исполнении). В конце 18 в. были пост.
"Армида" Сальери и "Кора" Наумана. В 1820-е гг. ряд опер написал Ф.
Шнидер фон Вартензе ("Эстел-ла", 1825, "Фортунат", 1827), затем И.
Грейт, А. Мюллер ("Бегство в Швейцарию", 1841, Цюрих), Г. Г„ц
("Укрощение строптивой", 1874).
Регулярные оперные спектакли начались в Цюрихе с 1834. В начале 50-х
гг. история Цюрихского т-ра связана с именем Р. Вагнера, дирижировавшего
в т-ре в сезон 1850-51, а р 1852 под его управлением была пост. опера
"Летучий голландец" (показанная затем в Лозанне и Женеве). С тех пор
оперы Вагнера заняли прочное место в репертуаре Цюрихского т-ра. С конца
50-х гг. 19 в. в Цюрихе ставятся оперы Верди, с конца 19-7 нач. 20
вв.-оперы Сметаны, Леонкавалло, Масканьи, Сен-Санса, Р. Штрауса.
В 1834 открылся Муниципальный т-р в Базеле. Основу репертуара долгое
время составляли оперы итал. композите ров. В 1887 был пост. ряд опер
Моцарта, в 1892 - "Тристан и Изольда" Вагнера. В 20 в. в репертуаре
базельской оперной труппы значит, место заняли произв. Пуччини, Р.
Штрауса ("Арабелла", под упр. автора, 1934), ставились оперы Г. Губера
("Симплициус", 1912, "Дары моря", 1918).
В конце 19-20 вв. на сцене Цюрихского т-ра поставлены оперы швейц.
композиторов: "Весна мира" (1894), "Кудрун" (1896) Г. Губера,
"Ильзебилль" Ф. К лозе (1903), "Ратклиф" (1916), "Приключения Казано вы"
(1925) Ф. Андре, оперы О. Ш„ка (от раннего зингшпиля "Эрвин и Эльмира",
1916, до "Пентесплеи", 1927, и "Замка Дюранд", 1943), И. Г. Давида, П.
Мориса и др. В 20-30-е гг. здесь были пост.: "Юдифь" (1927), "Амфион"
(1933) Онег-гера (швейцарца по происхождению), "Сердце" Пфитц-нера
(1931), "Воццек" А. Берга (1932), "Леди Макбет Мценского уезда"
Шостаковича (1935), "Матис-жи-вописец" Хиндемита (1938). В 1941 здесь
была пост. "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, в 1945 впервые в Европе
исп. "Порги и Бесс" Гершвина. В 1957 состоялась премьера оперы Ш„нберга
"Моисей и Аарон". Т-р пост. оперы швейцарских композиторов: "Волшебный
остров" Г. Зутермейстера (1942), "Волшебный напиток" Ф. Мартена и др.
Среди пост. Муниципального т-ра 1950: "Питер Граймс", "Поругание
Лукреции", "Опера нищих" Бриттена и др.
В т-ре работали: дириж„ры - Ф. Абт, Г. фон Бю-лов и др.; реж.- Э.
Ройкер и др. В 1947-56 т-ром руководил Г. Циммерман.
Оперные спектакли ставятся гастрольными труппами и в др. городах
Швейцарии. В Гор. муниципальном т-ре Берна наряду с драматич.
спектаклями идут оперы и оперетты (гл. дириж„р т-ра - Н. Эшбахер). В
Санкт-Галлене оперные спектакли ставились с 1803, в Люцерне -с 1839
(здесь пост. ряд швейцарских опер, в т. ч. "Завещание" В. Верли, 1934),
в Лозанне - с 1871, в Женеве - с 1879 ("Гранд т-р", где в 1958 была
пост. опера "Месье Жабо" Р. Вюатаза).
На развитие швейцарской оперы оказали влияние нар.
празднества-фестшпили (Festspiel), связанные с традициями нар. хоровой
музыки и ведущие сво„ начало с 1886. Эти празднества происходили на
открытом воздухе с участием нар. масс и были приурочены к особо
торжеств, датам (1891, торжество в честь семисотлетия города Берна с
музыкой К. Мунцигера, и др.).
Совр. оперное творчество Швейцарии представлено именами: Ф. Мартен
("Буря", 1956), В. Буркхард ("Ч„рный паук", 1949), Г. Зутермейстер, Р.
Страницы: «« « 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |