Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2586   2587   2588   2589   2590   2591   2592   2593   2594  2595   2596   2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604  » »»

   ШАХОВСКОЙ,       Александр        Александрович        [24.        IV
(5.V).1777-22.1(3.11).1846], князь,- рус.  писатель,  драматург,  театр.
педагог, режисс„р. Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те.  В  1802
назначен членом Театр. к-та при Дирекции ими. т-ров. В 1803  был  послан
за границу для ознакомления с европ. т-ра-ми (гл. обр. французскими). До
1826 (с небольшими перерывами) руководил петерб. драм. труппой п  театр.
уч-щем. Член Российской академии (1810), лит.  об-ва  "Беседа  любителей
русского словам (1811-16).
   Ш. написал св. 100 драм. произв. (среди нихмн.  вольных  переводов  и
переделок для сцены). В 1810-20-х гг. пьесы Ш. и  особенно  его  комедии
занимали значительное место в  репертуаре  т-ров  Москвы  и  Петербурга.
Первая  комедия  Ш.  "Женская  шутка"  (шла  в  1795  в  Петербурге)  не
сохранилась. Известность ему  принесла  комедия  "Новый  Стерн"  (1805),
полемически     направленная     против      писателей-сентименталистов.
Родоначальник  русского  водевиля,  Ш.  стремился  насытить  этот   жанр
патриотическими идеями, сюжетами и образами,  взятыми  из  рус.  истории
("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов, или Рекрут-стихотворец",  1814),
большое внимание уделял совр. тематике. Так, в водевиле "Крестьяне,  пли
Встреча незваных" (1814) показано изгнание французов из России во  время
войны 1812. В комедии "Урок кокеткам, или Липецкие  воды"  (1815)  автор
дал  картину  рус.  дворянского  об-ва  после  Отечеств,   войны   1812,
сатирически  изобразил  галломанию.  Пустое   и   тщеславное   увлечение
крепостным  т-ром  обрисовал  Ш.  в  трилогии  "Полубарские  затеи,  или
Домашний театр" (1808, роль Тран-жирпна позднее стала  одной  из  лучших
ролей Щепкина), "Чванство Транжирина, или Следствие  полубарских  затей"
(1822), "Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина" (1832). Мотовство
дворянства осмеяно в комедии "Пустодомы" (1819). Однако сатира  Ш.,  его
борьба с франц. влиянием, патриотизм  носили  монархически-охранительный
характер. В своих переводных  водевилях  Ш.  часто  прибегал  к  наивной
русификации, псевдонародностп (против этих  тенденций  выступали  А.  С.
Грибоедов и Н. П. Хмельницкий) .
   В период обществ, подъема конца 10-х-нач.,20-х гг. 19 в.,  связанного
с преддекабристскими настроениями, Ш. сблизился  с  Грибоедовым.  П.  А.
Катениным,  В.  К.  11юхельбекером.  В  1818  совм.  с   Грибоедовым   и
Хмельницким написал комедию  "Своя  семья,  или  Замужняя  невеста"  (Ш.
принадлежит замысел, осн. канва развития  сюжета  и  общая  ред.).  Если
раньше Ш. защищал позиции классицизма, то в  этот  период  он  стремится
приобщиться к новому лит. движению эпохи - романтизму;  он  переделывает
для сцены романы В. Скотта, поэмы Пушкина, пьесы Шекспира. В 20-30-е гг.
Ш.  написал  пьесу  в  стиле  роман-тич.   представлений   тех   лет   -
"романтическое зрелище с воинскими потехами, танцами, играми,  орьбой  и
большим спектаклем" - "Сокол князя Ярослава, или Суженый на белом  коне"
(1823), драму "Дву-мужница" (1830), переделал для сцены  "Пиковую  даму"
Пушкина ("Хризомания", 1836).
   Из п„строго, неравноценного в художеств. отношении лит.  наследия  Ш.
наибольший интерес представляют его комедии.  Ш.  преодолел  однообразие
распростран„нного в то время александрийского стиха,  вв„л  разностопный
ямб, простую "грубую" речь, его стих обладал меткостью, афористичностью.
Достижения Ш. в области языка были развиты Грибоедовым.
   Как  режисс„р  и  театр.  педагог  Ш.  добивался  общей   слаженности
спектакля, стремился пробудить в акт„ре  не  только  ответственность  за
исполнение своей рели, но и  внимание  к  игре  партн„ров.  В  романтич.
"волшебные  представления"  он  широко  вводил  музыку,   танцы,   разл.
зрелищные эффекты.Среди учеников Ш.- Е. С. Сем„нова,  В.  А.  Каратыгин.
Особенно велики заслуги Ш. в деле подготовки акт„ров комедии. В 1811  он
организовал  т.  н.   "Молодую   труппу",   выступавшую   с   комедийным
репертуаром. В  состав  этой  труппы  входили  воспитанники  Ш.-  И.  И.
Сосницкий, Я. Г. Брянский, Е. П. БЬбров, М. И. Валберхова, Л. О. Дюрова,
А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов и др.
   Соч.: Сочинения, СПБ, 1899; Комедии. Стихотворения, Л., 1961  (вступ.
ст. А. Гозенпуда); Водевили, в кн.:
   Русский водевиль,  Л.-  М.,  1959  (вступ.  ст.  В.  В.  Успенского);
Театральные воспоминания, "Репертуар и Пантеон", 1842, ј 5.
   Лит.: Слонимский А. Л.,  Комедии  первой  четверти  XIX  в.,  в  кн.:
История русской литературы, т. 5, М.- Л., 1941. Л. Лит.
   ШАХРАЙ, Владимир  Матвеевич  [р.  21.11(5.111).  1898]  -  рус.  сов.
режисс„р и артист оперы (баритон). Засл. арт. БССР (1944).  Засл.  деят.
иск-в Кирг. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В  1920  окончил
Одесскую консерваторию (класс пения
   Ю. А. Рейдер). В 1920-32  -  солист  оперных  т-ров  Одессы,  Москвы,
Саратова, Баку и Новосибирска. С  1932  -  реж.  оперных  т-ров  Минска,
Горького! др. В 1952--64 - гл. реж. Киргизского театра оперы ц балета.
   Партии: Онегин; Жермон ("Травиата"),  Мизгирь  ("Снегурочка"),  Зурга
("Искатели жемчуга" Бизе), Невер ("Гугеноты" Мейербера), Мазепа  (о.  п.
Чайковского) и др.
   Пост.: "Кастусь  Калиновский"  Лукаса  (1947),  "Черевич-ки"  (1949),
"Демон" (1951) - Белорусский т-р  оперы  и  балета;  "Овод"  Спадавеккиа
(1959), "Долина" д'Альбера (1960) -  Челябинский  т-р  оперы  и  балета;
"Сказки Гофмана"  Оффенбаха  (1962)  -  Т-р  оперы  и  балета  им.  Абая
(Алма-Ата); "Молодые сердца"  Абдраева  (1953),  "Князь  Игорь"  (1954),
"Проданная  неьеста"  (1955);  "Опричник"  Чайковского  (1957),   "Борис
Годунов" (1960); "Джамиля" Раух-вергера (1964), "Сказка о царе  Салтане"
1964) -Кирг. т-р оперы и балета (Фрунзе). Д, Бр
   "ШАХСЕНЕМ"- опера Р. М. Глиэра, либр.  М.  П.  Гальперина.  Пост.  17
марта 1927, Баку (на рус. яз.; дириж„р  Павлов-Арбенин,  реж.  Варламов;
Бахрамбек-Никольский, Шахсенем - Красницкая, Ашиг Гариб - Лопатин).  2-я
ред. либр. М.П. Гальперина и Дж. Джабарлы, пост. на  азерб.  яз.,  1934,
Баку  [дириж„р  Глиэр,  пост.  Просторов,  худ.   Вирса-ладзе,   балетм.
Кононович; Бахрамбек - Никольский, Баги-ров,  Шахсенем-  Мамедова,  Ашик
Гариб - Бюль-Бюль (Ма-медов), Хани.- Ганджинская, Шахвелед - Багиров].
   Я. Гр.
   ШАШКИНА, Джамиля (р, 2.X.1914)-казах, сов. актриса. Нар. арт.  Казах.
ССР (1962). Чл. Коммунис-тич. партии с 1952. В 1935-36 училась в ГИТИСе.
В 1937-38-солистка Т-ра оперы и  балета  им.  Абая.  С  193  работает  в
Карагандинском казах, драм. т-ре. Играет преим. лирич. и драматич. роли.
Выступала в муз. спектаклях.
   Роли: Жибек, Баян ("Кыз-Жибек", "Козы-Корпеш и Баян Слу"  Мусрепова),
Енлик ("Енлик и Кебек"  Ауэзова),  Кру-чинина  ("Без  вины  виноватые"),
Лауренсия ("Овечий  источник"),  Луиза  ("Коварство  и  любовь"),  Марья
Антоновна ("Ревизор"), Шага (о. п. Майлина), Батес ("Светлая любовь"  по

Страницы: «« « 2586   2587   2588   2589   2590   2591   2592   2593   2594  2595   2596   2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия