|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2583 2584 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 » »» Жанин Шарра" (позднее "Балет Франции"). До 1959 выступала со своей
труппой во Франции, Англии, Бельгии, Испании и др. странах. Пост. около
20 балетов, исполнив в большинстве из них гл. партии: Королева амазонок
("Бой амазонок" Сем„нова), Иностранка ("Иностранка в Париже" Винера),
Катерина ("Водоросли" Бернара). В 1960 пост. в "Гранд-Опера" балет
"Король Давид" Онеггера. В 1963-64 - в балетной труппе Женевской оперы.
В своих пост. Ш. стремится раскрыть психологию героев, проблемы,
волнующие совр. человека бурж. общества, его душевное смятение,
одиночество, ощущение бессмысленности жизни, неверие в будущее ("Ночь",
"Бой амазонок", "Водоросли", "Тревога в шахте 21" и др.). В этих пост.
Ш. использует совр. хореографические при„мы. Язык е„ танца основан на
деформации линий и движений классического танца, на пластических
групповых построениях, отличается большим разнообразием и
изобретательностью.
Как танцовщица Ш. владеет высокой техникой, исполнение е„ артистично
и эмоционально. С 1948 выступала как балетмейстер в разл. странах
Европы, в Аргентине.
Лит.: Beaumont С., Ballet of today. L., 1954, P. 54-72; Les ballets
de France de Janine 'Charrat aux Champs-Elysees, "Danse et rythmes". P.,
1958 JV" 44 p. 8-9
A. A. B. ШАТЙЛЛО, Иван Брониславович [р. 15(28).XII. 1910] - белорус.
сов. акт„р. Нар. арт. БССР (1953). Чл. Коммунистпч. партии с 1952. В
1928-30 участвовал в театр. самодеятельности. Проф. образование получил
в театр. студни в Минске (1931-32). С 1932 - акт„р 1-го Белорус. гос.
т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы). В 1961 вступил в труппу Минского рус.
драм. т-ра БССР им. М. Горького. Наиболее близки творч. индивидуальности
Ш. роли социальных героев и героико-драматич. Сценич. образы,
создаваемые Ш., проникнуты эмоциональностью, гражданским пафосом.
Характеризуются ч„ткостью, выразительностью внешнего рисунка роли.
Роли: Рыгор ("Партизаны" Крапивы), Микола ("Гибель волка"
Самуйл„нка), Яков ("Последние"), Сергей Горлов ("Фронт"), Сафонов
("Русские люди"), Яким Сорока ("Пав-линка" Купалы), Микола Верес ("Поют
жаворонки" Крапивы), Янка Купала ("Счастье поэта" Витки), Хельмер
("Нора"), Рыбаков ("Кремл„вские куранты"), Воевода ("Смерть воеводы"
Словацкого), Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур), Платон Кречет; Треплев
("Чайка") и др.-в Т-ре им. Я. Купалы; Алексей ("Оптимистическая
трагедия"), Давыдов ("Поднятая целина" по Шолохову), адмирал Часовников
("Океан" Штейна), Паратов ("Бесприданница"), Чепурнон ("Дети солнца") и
др.- в Минском рус. т-ре. Люд Ш
ШАТИРИШВЙЛИ, Котэ (1868-1921) - груз.' актер и режисс„р. Выступил на
тифлисской сцене в 90-х гг. 19 в. Впоследствии стал одним из лучших
исполнителей комических ролей. Одновременно режиссировал в любительских
кружках рабочего т-ра в Тбилиси. С 1909 - режисс„р груз. рабочей труппы
Тбилисского нар. дома.
Роли: Котэ Фантиашвили ("Ханума" Цагарели). Потатам ("Единственный
сын" Гуния), Хлестаков ("Ревизор"), Милов-зоров ("Без вины виноватые") и
др.
Пост.: "Ревизор"; "Соседи" Рамишвили, "Из-за чести" Ширванзаде и др.
Д . Д.
"ШАТЛЕ" (Theatre du Chatelet) - франц. т-р. Здание построено в
1860-62 (арх. Г. Давиу) в Париже на пл. Шатле. Наряду со зрительным
залом Нац. нар. т-ра (ТНП) "Ш." - самое большое театр. помещение столицы
(2600 мест). С конца 19 в. здесь ставились феерии, приключенч. пьесы,
мелодрамы, в к-рых широко использовались разл. сценич. эффекты (морские
бои, скачки ковбоев, столкновение поездов и др.). Здесь устраивались
также концерты, ставились балетные спектакли, оперетты. В 1909 в "Ш."
проходили выступления рус. балета под рук. С. П. Дягиле-}за {"Русские
сезоны за границей"). При т-ре организована шкела танца, имеется собств.
труппа танцовщиц и танцовщиков, для отдельных выступлений приглашаются
артисты балета из "Гранд-Опера".
ШАТОБРИАН (Chateaubriand), Франсуа Рене (4.IX. 1768- 4. VII. 1848) -
франц. писатель. Во время франц. бурж. революции конца 18 в. сражался на
стороне роялистов, в 1793 эмигрировал в Англию. Религиозно-эстетич.
трактат Ш. "Дух христианства" (1802), утверждавший католицизм как
философскую, этич. и эстетич. основу духовной жизни человека, стал
манифестом консервативного романтизма во Франции. Концепция
происхождения иск-ва из като-лич. культа оказала влияние на уч„ных,
работавших над изучением т-ра ср. веков. Повышенная эмоциональность,
интерес к необычному, экзотическому, присущие творчеству Ш., в значит,
степени определили поэтику романтич. драмы. Ш. не отрицал и классицизм;
в его трагедии "Моисей" (1828, принята т-ром "Комеди Франсез", но не
пост.) подч„ркнутая живописность, контрастное построение сценич. образов
сочетались с использованием законов классицизма.
Программные произв. романтизма - повести Ш. "Атала", "Рене", а также
"Последний из Абенсерагов" (1851, т-р "Комеди Франсез") переделывались
для сцены.
Соч.: Genie du christianisme, в его кн.: Oeuvre completes, v. 11-15,
P., 1826-27; Shakespeare ou Shakespeare, в его кн.: Oeuvres completes,
v. 5, P., 1843.
Лит.: МарксК. иЭнгельсФ., Об искусстве, т. 1, M., 1957; История
западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; Haines С. M., Shakespeare en
France, L., 1925, p. 88-96.
ШАТОВ, Александр Павлович (26.VI.1899-3.XI. 1961) - рус. сов. акт„р.
Нар.. арт. РСФСР (1961). Работал в т-рах: студия Малого т-ра (1924-34),
Новый т-р (1934-38), Т-р им. МОСПС (1938-46), Моск. т-р драмы (1946),
Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1947-52), Моск. т-р им. Пушкина
(1954-61).
Роли: Акт„р ("На дне"), Харди ("Русский вопрос"), Его
высокопревосходительство ("Третья молодость" бр. Тур), Жевакин
("Женитьба"), Дурново ("Семья" Попова), Шабель-ский ("Иванов" Чехова),
Абросимов ("Трасса" Дворецкого), M у ров ("Без вины виноватые") и др. Е,
X,
ШАТРЙН, Александр Борисович (р. 3.VIII.1919)- рус. сов. режисс„р.
Засл. арт. РСФСР (1958). В 1939 окончил театр.-муз. уч-ще им. Глазунова
(отделение драм. акт„ров). В 1939-46 служил в Красной Армии, был
акт„ром, затем режисс„ром Ансамбля песни и пляски. В 1951 окончил реж.
ф-т ГИТИСа (педагоги А. Д. Попов и М. О. Кнебель). В 1951-55- режисс„р
Иркутского т-ра, где пост.: "Живой труп" (1951); "Собака на сене" Лопе
де Вега, "Платон Кречет" (оба в 1952); "Мать своих детей" Афиногенова
(1953), "Годы странствий" Арбузова (1954). Ставил также спектакли в
Страницы: «« « 2583 2584 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |