Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2580   2581   2582   2583   2584   2585   2586   2587   2588  2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598  » »»

   Ш. перев„л пьесы "Загмук" Глебова, "Вильгельм Телль" Шиллера,  "Город
ветров" Киршона, "Великий государь" Соловь„ва, "Женитьба" Гоголя  и  др.
Гос. пр. СССР, 1949, за пьесы "Арсен", "Герой  Крцаниси",  "Имеретинские
ночи".
   Соч.: (на груз. яз.): Пьесы, Тб., 1948 и 1951; на рус. яз.  -"Арсен",
в кн: Сб. пьес груз. сов. драматургов, Тб., 1951.
   Лит.: Барамидзе А.,  Радиан  и  Ш.,  Жген-ти  Б.,  История  грузишлюй
литературы, Тб., 1958; на груз. яз.-  Ч  и  л  а  я  С.,  Пути  развития
грузинской советской литературы, Тб., 1954; Ц и ц  и  ш  в  и  л  и  Г.,
Грузинская советская драматургия, ч. 1, Тб., 1962. Д. Д.
   ШАНЯВСКИЙ  (Szaniawski),  Ежи  (р.  10.II.1886)-  польский  писатель,
драматург. Учился в Швейцарии.  Лит.  деятельность  начал  в  1912.  Как
драматург дебютировал в 1917  сатирич.  пьесой  "Негр"  ("Т-р  Польски",
Варшава). Пьесы Ш. ставились в крупнейших т-рах Польши.  В  этих  пьесах
драматург  стремится  раскрыть  особенности   человеческой   психологии,
разоблачить шаблонные,  общепринятые  суждения.  О  ложной  и  подлинной
поэзии  трактует  пьеса  "Бумажный  любовник"  (1920,  т-р   "Багателя",
Краков); относительность понятий добра и зла, правды  и  лжи  утверждают
пьесы "Моряк" (1925, "Т-р Народовы", Варшава), "Мост" (1933, там же);  о
скрытом стремлении человека к возвышенному рассказывают пьесы - "Девушка
из леса" (1939, т-р "Атенеум", Варшава), "Летающий  отрок"  (соч.  1949,
1958, "Т-р Польски") и др. В пьесе "Два театра" (1956,  "Т-р  Повшехны",
Краков)  Ш.  пытается  определить  задачи   т-ра,   реалистич.   иск-ва.
Поэтичность драматургии Ш., е„  психологизм,  мягкая  ирония,  мастерски
разработанный диалог были близки творч.  принципам  т-ра  "Редута",  где
пост. в 1920-33 мн. пьесы Ш. В спектаклях участвовали:  Ю.  Остэрва,  С.
Ярач, М. Френкель и  др.  крупнейшие  акт„ры  Польши.  Драмы  Ш.  широко
ставятся т-рами Польской Нар. Республики, они переведены на  мн.  европ.
яз. Ш.- автор мемуаров "Сблизи театра" ("W poblizu teatru").
   Соч.: Dramaty zebrane, t. l-3, Kr., 1958; W poblizu  teatru,  Warsz.,
1956; Luczniczka, "Dialog", 1959, ј  12,  s.  5-18;  в  рус.  пер.  -Два
театра, в сб.: Современные польские пьесы, М.. 1965.
   Лит.: "Teatr", 1955, ј 5, s. 4-6, "Tworczosc", 1955, ј 2. s.  192-95.
Р. В.
   ШАОСЙНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА -см. Юэцзюй.
   ШАПИТО  (франц.  chapiteau  -  капитель,  колпак)-  вид  передвижного
циркового помещения. Обычная конструкция Ш. представляет  собой  систему
высоких  центр,  мачт  и  боковых  стоек,  на  к-рые  с  помощью   разл.
стандартных частей и креплений натягивается брезентовый шат„р. В  центре
Ш.- манеж, вокруг- места для зрителей. Сборка и разборка Ш. производится
в минимально короткий срок. Прообразом Ш. в нач.  40-х  гг.  19  в.  был
летний цирк Елисейских полей в Париже.  Первый  цирк  Ш.  в  России  был
устроен  в  Москве,  в  Нескучном  саду.  Большое   распространение   (в
усовершенствованном виде) Ш. получили в Америке и странах Центр.  Европы
(цирки Барнума, бр. Ринглин, Сарразани, Кроне). С конца 50-х гг.  20  в.
входят в практику  новые  конструкции  Ш.,  в  к-рых  брезентовый  шат„р
держится на системе  л„гких  опор  и  приспособлений  из  дюралюминиевых
материалов (цирк Буша,  Германия).  В  СССР  Ш.  используют  передвижные
цирки. Стационарные Ш. по-строеды в Куйбышеве, Воронеже, Ялте и  др.  А.
Шн.
   ШАПЛРН (Chapelain), Жан (4.XII.1595-22.11. 1674) - франц. поэт,  лит.
критик. Один из первых теоретиков классицизма во Франции.  Способствовал
утверждению   правила    тр„х    единств    в    драматургии,    впервые
сформулированного   Ж.   С.   Скалигером,   кано-нич.    формы    франц.
классицистской трагедии. Ш. был автором окончательной редакции отзыва  о
трагедии "Спд" Корнеля, озаглавленного "Мнение  Французской  академии  о
трагикомедии  "Сид""  (1638);  в  этом  отзыве  трагедия  осуждалась  за
отступление  от  правил  классицизма.  Ш.  пользовался  особым  доверием
кардинала Рпшель„ и  в  течение  долгого  времени  оказывал  влияние  на
литературно-театр. жизнь страны.
   Лит.: В о u r g- о ? n A., Les maitres de la critique au XII  siecle.
P., 1889: В r a y R., La formation de la doctrine classique  en  France,
P., 1927.
   ШАПОВАЛЕНКО, Николай  Николаевич  (1887-  1957)  -  сов.  писатель  и
драматург. Автор историч. пьес, гл. обр. мелодрам: "1881 год" (1924, Т-р
им. МГСПС), "Георгий Гапон" (1925,  Т-р  им.  МГСПС  и  т-р  "Берез?ль",
Киев), "Чернь" (1927,  Т-р  им.  МГСПС)  о  Парижской  Коммуне.  Успехом
пользовалась пьеса Ш. "Альбина Мегурская", посв. жизни ссыльных польских
повстанцев (1929, Москва, Т-р ям. Сафонова).
   Др. пьесы: "Смерть Петра I" (1925,  Т-р  Госнардома.  Ленинград),  "В
наши дни" (1926, Т-р им. МГСПС), "В дальней  фактории"  (1932,  Т-р  им.
Сафонова),  "Христофор  Колумб"  (1938,  Крымгостеатр  юного   зрителя),
"Радищев" (1951, Саратовский ТЮЗ), "Доктор Воронов" (1955, Архангельский
т-р).
   Соч.: 1881 год, М., 1925; Смерть Петра ?, М., 1925;
   Христофор Колумб, М., 1937; Пьесы, М., 1960.
   Лит.: О с н о с Ю., Советская историческая драматургия, М., 1947.  И.
Лев.
   ШАПОРИН,  Юрий  (Георгий)  Александрович  [27.  Х  (8.XI).   1887   -
9.XII.1966] - рус. сов.  композитор.  Нар.  арт.  СССР  (1954).  Окончил
Петерб. консерваторию в  1918  (класс  композиции  Н.  А.  Соколова).  В
1919-34 - зав. муз. частью и дирижер Большого драм. т-ра  и  Т-ра  драмы
им. Пушкина в Ленинграде. С 1939 преподавал  в  Моск.  консерватории  (с
1940 - профессор). Определяющее место  в  творчестве  Ш.  занимают  рус.
историч. сюжеты. Опера "Декабристы" (1953,  Большой  т-р)-монументальная
герои-ко-патриотич. драма высокого гражданского пафоса, в к-рой  история
сближается с современностью. Новаторство оперы -в создании коллективного
образа  декабристов.  Это  потребовало  обращения  к   новым   средствам
выразительности - синтезу разл. элементов - героич., лирико-драматич.  и
нар.-жанрового.
   Автор музыки к драм.  спектаклям:  "Много  шума  из  ничего"  (1919),
"Разбойники" (1919), "Король Лир" (1920); "Блоха"
   Замятина по Лескову (1926), "Любовь  Яровая"  (f927)-все  в  Ленингр.
Большом драм. т-ре; "Штурм Перекопа" Мокина и Трахтенберга  (,1927,  Т-р
оперы и балета им. Кирова);
   "Бронепоезд 14-69" (1927, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина); фильмам  и
др. соч., в том числе-ораторий: "На поле Куликовом", "Сказание  о  битве
за русскую землю", "Доколе коршуну кружить".
   Гос. пр. СССР (1941, 1946,  1952).  Чл.  Сов.  комитета  защиты  мира
(1955).

Страницы: «« « 2580   2581   2582   2583   2584   2585   2586   2587   2588  2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия