|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 » »» 1920 уехал во Францию, где выступал в арм. драм. труппе, снимался в
кино. Б. А.
ШАХАТУНЯН. Вагаршак (1843-1892)-арм. акт„р. Образование получил в
Моск. лазаревском ин-те, где с 1858 принимал участие в любительских
спектаклях. Ш.- один из основоположников нового арм. проф. т-ра в
Тифлисе (1863). В 1865, 1867 был руководителем и режисс„ром арм. труппы
в Александ-рополе. Ш.- трагедийный и комедийный акт„р. Роли: Аршак
второй (о. п. Галфаяна), Самвел,
Арташес (о. п. и "Арташес и Сатеник" Экимяна), Дарачичанян ("Далал
Каго" Пугиняна) и др. Б. Д.
ШАХ‚Т, Борис Александрович (23.V.1899-5.X. 1950) - сов. эстрадный и
цирковой режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1939). Окончил моек. коммерческое
училище (1917). Учился на курсах оперы, драмы и балета А. Г. Шора.
Режисс„рскую деятельность начал в "Синей блузе" (1924-27), работал в
Ленпнгр. т-ре Сатиры и в Мюзик-холле (1927-29). С 1929 работал в системе
эстрадных и цирковых предприятий (Центр, управление гос. цирков, Гос.
объединение музыки, эстрады, цирка - ГОМЭЦ). В 1939-48 (с небольшим
перерывом) был режисс„ром и худ. рук. Моск. цирка. Ш. пост. много
эстрадных и цирковых номеров, он первый на сов. арене создал жанр
парадов-прологов как органической части циркового представления. Вместе
с Ю. С. Юрским Ш. осуществил ряд сюжетных цирковых постановок
("Молод„жная программа", Ленингр. и Моск. цирки и др.). Ш. проявил себя
как организатор и постановщик больших массовых номеров в смотрах сов.
художеств. самодеятельности.
Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963, с. 263-66 и 363; А р о н
о в С., Мастер смелых экспериментов, "Советская эстрада и цирк", 1965,
J\I 12, с. 26. А. Шн.
ШАХИГЬЯН (Sahighian), Ион (16.IX.1897-12.111. 1965)-рум. режисс„р.
Засл. деят. иск-в СРР. В 1919-22 учился в Бухарестской консерватории. В
1919 начал творч. деятельность как акт„р. В 1923 впервые выступил как
режисс„р. Осуществил постановку пьесы "Эдип-царь" Софокла на открытом
воздухе (Бухарест). Позднее работал в Нац. т-ре, т-ре "Комедия", в
антрепризе Буландры, в оперных т-рах, оперетте. В 1944-52 - гл. режисс„р
Нац. т-ра, в 1952 - гл. реж. Т-ра им. Ноттары. С 1952 - профессор Ин-та
искусства т-ра и кино им. И. Л. Ка-раджале.
Пост.: "Отелло", "Ричард III", "Двенадцатая ночь", "Сон в летнюю
ночь", "Разбойники", "Дон Карлос"; "Пигмалион", "Дом, где разбиваются
сердца" Шоу, "За горизонтом" 0'Нила, "Источник Бландузии" Александри,
"Закат солнца", "Хаджи Тудосе" Делавранчи, "Влайку-Воде" Давиды,
"Человек из Читала" Давидоглу и др.
ШАХИДЙ, Зпядулло Мукадасович fp. 21.IV(4.V). 1914] - тадж. сов.
композитор. Нар. арт. Тадж. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 2-5-го созывов. В 1957 окончил Моск.
консерваторию. В 1939-52 - худ. рук. Ансамбля песни и танца Тадж.
филармонии.
Автор оперы "Комде и Мадан" (1960, Тадж. т-р оперы и балета,
Душанбе); муз. комедий - "Розия" (соавтор С. А. Баласанян, 1942, там
же), "Сыну пора жениться" (соавтор Ю. Г. Тер-Осипов, соч. 1958),
"Девушка из Душанбе" (соч. 1966); музыки к драматич. спектаклям и др.
соч. А. Ив.
ШАХЛАМЯН, Нерсес Герасимович (1860- 2. V. 1904) -' арм. артист оперы
(тенор). Муз. образование получил в Петерб. консерватории (класс Ю. Ф.
Пла-тоновой). В 1889-92 совершенствовался в Италии. Впервые выступил в
Королевском оперном т-ре на острове Мальта, исполнив партию Манрико в
опере "Трубадур". С 1892 - солист Марнинского т-ра (Петербург). Выступал
как концертный певец в Петербурге, в городах Крыма и Кавказа, исполняя
произв. зап.-европ. и рус. классиков, а также арм. нар. песни. Работал
как хормейстер. М. Мур.
ШАХМУРАДЯН, Арменак Саркисович (1878- 14.IX.1939) - арм. артист оперы
(тенор). Учился в Эчмиадзинской духовной семинарии у Комитаса. Окончил
парижскую Консерваторию (1910), брал уроки пения у П. Виардо-Гарсиа.
Дебютировал в Париже в партии Фауста (1910) в т-ре "Гранд-Опера", где
пел в течение двух лет. В дальнейшем выступал как концертный певец,
исполняя с большим успехом арии из опер, песни (особенно арм. народные)
и романсы. С 1914 жил в США.
Ш.- один из выдающихся представителей школы Комитаса, к-рая соединяет
европ. вок. технику с традициями нар.-несенного арм. иск-ва. М. Мур.
ШАХНАЗАРЯН, Тамара Константиновна [р.4(17).!. 1901 J - арм. сов.
артистка оперы (меццо-сопрано), педагог. Засл. арт. Арм. ССР (1939) и
засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В
1931 окончила вок. ф-т Ереванской консерватории (класс Е. А. К
агаровой). В 1932-48 - солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова.
Ш.первая исполнительница партии Алмаст (о. п. Спендпарова) на арм.
сцене.
Партии: Русская боярышня ("Храбрый Назар" Степа-няна), мать Саро,
мать Ануш ('Ануш" Тиграняна), Нано ("Даиси" Палиашвили), Полина
("Пиковая дама"), Аксинья ("Тихий Дон"), Сузукп ("Чио-Чио-сан), Зибель
("Фауст"), Мерседес ("Кармен"), Маллика ("Лакме") и др.
С 1935 вед„т педагогич. работу, с 1961 - профессор Ереванской
консерватории. Автор методпч. работ. А. Ив.
ШАХОВСКАЯ (наст. фам.-Р ж е п и ш е в с к а я), Галина Александровна
[р.7(20).II.1908] - рус. сов. балетмейстер и режисс„р. Засл. деят. иск-в
РСФСР (1960). В 1929 окончила Моск. хореографич. техникум им.
Луначарского, в 1930 - акт„рско-режис-с„рское отделение ГЭКТЕМАСа.
Балетмейстерскую деятельность начала будучи студенткой техникума. В
1936-47 работала балетмейстером и танцовщицей на эстраде. С 1940 -
балетмейстер, а в 1942-65 - гл. балетмейстер Моск. т-ра оперетты. Наряду
с клас-сич. танцами ставит акробатич., характерные, гротесковые танцы.
Пост. танцы в опереттах: "Взаимная любовь" Каца (1940), "Марица"
Кальмана (1943), "Летучая мышь" И. Штрауса (1946), "Вольный ветер"
(1947) и "Белая акация" (1955) Дунаевского, "Трембита" (1949) и "Цирк
зажигает огни" (1960) Милютина, "Самое заветное" Соловь„ва-Седого
(1952), "Москва, Черемушки" Шостаковича (1959), "100 чертей и одна
девушка" Хренникова (1963), "Моя прекрасная леди" Лоу (1964).
Выступает и как режисс„р, пост. совм. с В. А. Канделаки- "Только
мечта" (1959), "Летучая мышь" (1962); совм. с С. Л. Штейном - "Поцелуй
Чаниты" Милютина (1957), "Ночь в Венеции" Штрауса (1964, Одесский т-р
муз. комедии); ставит танцы и в драматпч. спектаклях - "Маскарад" и др.,
а также в кинофильмах. В 1930-36 вела педагогич. работу (Ин-т
кинематографии, Москва, и др.). М.Лифш.
Страницы: «« « 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |