Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2585   2586   2587   2588   2589   2590   2591   2592   2593  2594   2595   2596   2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603  » »»

1920 уехал во Францию, где выступал в  арм.  драм.  труппе,  снимался  в
кино. Б. А.
   ШАХАТУНЯН. Вагаршак (1843-1892)-арм.  акт„р.  Образование  получил  в
Моск. лазаревском ин-те, где с  1858  принимал  участие  в  любительских
спектаклях. Ш.- один  из  основоположников  нового  арм.  проф.  т-ра  в
Тифлисе (1863). В 1865, 1867 был руководителем и режисс„ром арм.  труппы
в Александ-рополе. Ш.-  трагедийный  и  комедийный  акт„р.  Роли:  Аршак
второй (о. п. Галфаяна), Самвел,
   Арташес (о. п. и "Арташес и Сатеник"  Экимяна),  Дарачичанян  ("Далал
Каго" Пугиняна) и др. Б. Д.
   ШАХ‚Т, Борис Александрович (23.V.1899-5.X. 1950) - сов.  эстрадный  и
цирковой режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1939). Окончил  моек.  коммерческое
училище (1917). Учился на курсах оперы,  драмы  и  балета  А.  Г.  Шора.
Режисс„рскую деятельность начал в "Синей  блузе"  (1924-27),  работал  в
Ленпнгр. т-ре Сатиры и в Мюзик-холле (1927-29). С 1929 работал в системе
эстрадных и цирковых предприятий (Центр, управление  гос.  цирков,  Гос.
объединение музыки, эстрады, цирка -  ГОМЭЦ).  В  1939-48  (с  небольшим
перерывом) был режисс„ром и  худ.  рук.  Моск.  цирка.  Ш.  пост.  много
эстрадных и цирковых номеров,  он  первый  на  сов.  арене  создал  жанр
парадов-прологов как органической части циркового представления.  Вместе
с  Ю.  С.  Юрским  Ш.  осуществил  ряд  сюжетных   цирковых   постановок
("Молод„жная программа", Ленингр. и Моск. цирки и др.). Ш. проявил  себя
как организатор и постановщик больших массовых номеров  в  смотрах  сов.
художеств. самодеятельности.
   Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963, с. 263-66 и 363; А р о н
о в С., Мастер смелых экспериментов, "Советская эстрада и  цирк",  1965,
J\I 12, с. 26. А. Шн.
   ШАХИГЬЯН (Sahighian), Ион  (16.IX.1897-12.111.  1965)-рум.  режисс„р.
Засл. деят. иск-в СРР. В 1919-22 учился в Бухарестской консерватории.  В
1919 начал творч. деятельность как акт„р. В 1923  впервые  выступил  как
режисс„р. Осуществил постановку пьесы "Эдип-царь"  Софокла  на  открытом
воздухе (Бухарест). Позднее работал  в  Нац.  т-ре,  т-ре  "Комедия",  в
антрепризе Буландры, в оперных т-рах, оперетте. В 1944-52 - гл. режисс„р
Нац. т-ра, в 1952 - гл. реж. Т-ра им. Ноттары. С 1952 - профессор  Ин-та
искусства т-ра и кино им. И. Л. Ка-раджале.
   Пост.: "Отелло", "Ричард III",  "Двенадцатая  ночь",  "Сон  в  летнюю
ночь", "Разбойники", "Дон Карлос"; "Пигмалион",  "Дом,  где  разбиваются
сердца" Шоу, "За горизонтом" 0'Нила,  "Источник  Бландузии"  Александри,
"Закат  солнца",  "Хаджи  Тудосе"  Делавранчи,   "Влайку-Воде"   Давиды,
"Человек из Читала" Давидоглу и др.
   ШАХИДЙ, Зпядулло Мукадасович  fp.  21.IV(4.V).  1914]  -  тадж.  сов.
композитор. Нар. арт. Тадж. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с  1950.
Деп. Верх. Совета  Тадж.  ССР  2-5-го  созывов.  В  1957  окончил  Моск.
консерваторию. В 1939-52 -  худ.  рук.  Ансамбля  песни  и  танца  Тадж.
филармонии.
   Автор оперы  "Комде  и  Мадан"  (1960,  Тадж.  т-р  оперы  и  балета,
Душанбе); муз. комедий - "Розия" (соавтор С.  А.  Баласанян,  1942,  там
же), "Сыну  пора  жениться"  (соавтор  Ю.  Г.  Тер-Осипов,  соч.  1958),
"Девушка из Душанбе" (соч. 1966); музыки к драматич.  спектаклям  и  др.
соч. А. Ив.
   ШАХЛАМЯН, Нерсес Герасимович (1860- 2. V. 1904) -' арм. артист  оперы
(тенор). Муз. образование получил в Петерб. консерватории (класс  Ю.  Ф.
Пла-тоновой). В 1889-92 совершенствовался в Италии. Впервые  выступил  в
Королевском оперном т-ре на острове Мальта, исполнив  партию  Манрико  в
опере "Трубадур". С 1892 - солист Марнинского т-ра (Петербург). Выступал
как концертный певец в Петербурге, в городах Крыма и  Кавказа,  исполняя
произв. зап.-европ. и рус. классиков, а также арм. нар.  песни.  Работал
как хормейстер. М. Мур.
   ШАХМУРАДЯН, Арменак Саркисович (1878- 14.IX.1939) - арм. артист оперы
(тенор). Учился в Эчмиадзинской духовной семинарии у  Комитаса.  Окончил
парижскую Консерваторию (1910), брал уроки  пения  у  П.  Виардо-Гарсиа.
Дебютировал в Париже в партии Фауста (1910) в  т-ре  "Гранд-Опера",  где
пел в течение двух лет. В  дальнейшем  выступал  как  концертный  певец,
исполняя с большим успехом арии из опер, песни (особенно арм.  народные)
и романсы. С 1914 жил в США.
   Ш.- один из выдающихся представителей школы Комитаса, к-рая соединяет
европ. вок. технику с традициями нар.-несенного арм. иск-ва. М. Мур.
   ШАХНАЗАРЯН, Тамара Константиновна [р.4(17).!.  1901  J  -  арм.  сов.
артистка оперы (меццо-сопрано), педагог. Засл. арт. Арм.  ССР  (1939)  и
засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич.  партии  с  1949.  В
1931  окончила  вок.  ф-т  Ереванской  консерватории  (класс  Е.  А.   К
агаровой). В 1932-48 - солистка Т-ра оперы  и  балета  им.  Спендиарова.
Ш.первая исполнительница партии  Алмаст  (о.  п.  Спендпарова)  на  арм.
сцене.
   Партии: Русская боярышня ("Храбрый  Назар"  Степа-няна),  мать  Саро,
мать  Ануш  ('Ануш"  Тиграняна),  Нано  ("Даиси"   Палиашвили),   Полина
("Пиковая дама"), Аксинья ("Тихий Дон"), Сузукп  ("Чио-Чио-сан),  Зибель
("Фауст"), Мерседес ("Кармен"), Маллика ("Лакме") и др.
   С 1935  вед„т  педагогич.  работу,  с  1961  -  профессор  Ереванской
консерватории. Автор методпч. работ. А. Ив.
   ШАХОВСКАЯ (наст. фам.-Р ж е п и ш е в с к а я), Галина  Александровна
[р.7(20).II.1908] - рус. сов. балетмейстер и режисс„р. Засл. деят. иск-в
РСФСР  (1960).  В  1929  окончила  Моск.   хореографич.   техникум   им.
Луначарского,  в  1930  -  акт„рско-режис-с„рское  отделение  ГЭКТЕМАСа.
Балетмейстерскую деятельность  начала  будучи  студенткой  техникума.  В
1936-47 работала балетмейстером и  танцовщицей  на  эстраде.  С  1940  -
балетмейстер, а в 1942-65 - гл. балетмейстер Моск. т-ра оперетты. Наряду
с клас-сич. танцами ставит акробатич., характерные, гротесковые танцы.
   Пост. танцы в опереттах:  "Взаимная  любовь"  Каца  (1940),  "Марица"
Кальмана (1943), "Летучая  мышь"  И.  Штрауса  (1946),  "Вольный  ветер"
(1947) и "Белая акация" (1955) Дунаевского, "Трембита"  (1949)  и  "Цирк
зажигает  огни"  (1960)  Милютина,  "Самое  заветное"   Соловь„ва-Седого
(1952), "Москва, Черемушки"  Шостаковича  (1959),  "100  чертей  и  одна
девушка" Хренникова (1963), "Моя прекрасная леди" Лоу (1964).
   Выступает и как режисс„р, пост. совм.  с  В.  А.  Канделаки-  "Только
мечта" (1959), "Летучая мышь" (1962); совм. с С. Л. Штейном  -  "Поцелуй
Чаниты" Милютина (1957), "Ночь в Венеции" Штрауса  (1964,  Одесский  т-р
муз. комедии); ставит танцы и в драматпч. спектаклях - "Маскарад" и др.,
а  также  в  кинофильмах.  В  1930-36  вела  педагогич.   работу   (Ин-т
кинематографии, Москва, и др.). М.Лифш.

Страницы: «« « 2585   2586   2587   2588   2589   2590   2591   2592   2593  2594   2595   2596   2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия