|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 » »» Либерман ("Леонора 40-45", 1952, "Пенелопа", 1954, "Школа ж„н", 1955),
X. Хауг ("Орфей", 1954, Париж, "Зеркало Агриппины", 1954), А. Шиблер, Р.
Обусье ("Амфитрион", 1951, Берлин). Оперное творчество этих композиторов
тесно связано с муз. жизнью Германии и Франции.
Лит.: R u e g g R., Die ersten 50 Jahre des Zuricher Stadttheater
(1834-1884)" Z., 1925; W eis s F., DHS Basier Stadttheater, Basel,
['1934]; G у s i F., R. Wagner und die Schweiz, Frauenfeld-Lpz., 1929;
Merlan W., Basels Musikleben im 19. Jahrhundert, Basel, 1920; В е с k e
r G., La musique en Suisse..., Gen., 1923; С h e r b u l u i e z A. E.,
Die Schweiz in der deutschen Musikgeschichte, Lpz., 1932, E b e r l e
0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Schweizer
Musikbuch. Hrsg. von W. Schul), Bd 1-2, Z., 1939; Schuh W., Schweizer
Musik der Gegenwart. Kritiken, Essays, Ansprachen, Z., 1948; К о l l e r
E., F. J. L. Meyer von Schauensee, sein Leben und seine Werke,
Frauenfeld-Lpz., 1922; Theater im Zurich. 125 Jahre Stadttheater, Z.,
1959; Refardt E., Musik in der Schweiz, Bern, 1952. Ал. М.
ШВЕЙЦЕР (Schweitzer), Антон (6.VI.1735-23.XL 1787) - нем. композитор.
Учился музыке в Байр„пте. Работал придворным капельмейстером в
Хильдбург-хаузене, руководил оперной труппой в Веймаре п Готе. Ш.- автор
зингшпилей, среди к-рых особенно известен "Деревенский кузнец" (1772,
Веймар; 1774, Гота; 1777, Франкфурт-на-Майне - разл. варианты),
опер-"Алкеста" (1773, Веймар), "Розамунда" (1781, Мангейм), монодрамы
"Поликсена" (1793, Веймар), музыки к мелодраме "Пигмалион" Руссо (1772,
Веймар) и др. соч. Ал. M.
ШВ‚МБЕРГЕР, Виктор Александрович [р. 10 (22).1.1892] - рус. сов.
драматург и режисс„р т-ра кукол. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1947).
Учился в студии Е. Б. Вахтангова. Акт„рскую деятельность начал в 1919 в
Киеве, в передвижном т-ре "Памяти жертв Революции". Ш.- один из
организаторов "Театра детской книги" (впоследствии 1-й Моск. т-р кукол,
1930-33), худ. рук. Моск. обл. т-ра кукол (1933-41). В 1945-56 - худ.
рук. т-ра кукол во Фрунзе. Деятельность Ш. способствовала росту проф.
мастерства актеров и созданию репертуара для т-ра кукол.
Пьесы и инсценировки: "Горицвет" (1922), "Белый пудель" по А. И.
Куприну (1934), "Бери Баар" по О. Уайльду (1936), "Медведь и девочка"
(1944), "Охотник Таласа" (совм. с К. Эшмамбетовым, 1946), "Голубой
ястреб" (1949), "Похищение Гульбары" (1950).
Пост.: "Еж и Петрушка" Зака (1930, Т-р детской книги, Москва),
"Ревизор" (1935, Моск. обл. т-р кукол), "Охотник Таласа" (Т-р кукол,
Фрунзе, 1946), "Похищение Гульбары" (1950, там же).
Соч.: Театр кукол, М., 1934; Как научиться управлять куклой. Л., 1936
(совм. с В. М. Пот„мкиной); Спектакль театра кукол, М., 1937; Пьесы,
Фрунзе, 1958. Д. Бр.
ШВЕРУБОВИЧ, Вадим Васильевич [р. 28.VII (10.VIII).1901 ]-рус. сов.
театр. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). С 1920 работал в
постановочной части Моск. Художеств, т-ра. В 1922-24 - зам. заведующего,
а в 1932-59 - зав. постановочной частью этого т-ра (в 1926-30 - зав.
постановочной частью б. Александрийского т-ра, в 1930-32 - Студии Малого
т-ра). С 1946 вед„т преподавательскую работу. Руководитель
постановочного ф-та Школы-студии МХАТа.
Соч.: Режисс„р и оформление спектакля, М., 1955, 2 изд., 1965;
Режисс„рский коммент. и оформление спектакля в книгах: Горький М.,
"Враги", М-, 1937; В и p т а Н., "Земля", М.-Л., 1938; Трен„в К.,
"Любовь Яровая" М.-Л., 1940; В с. Иванов, "Бронепоезд 14-69, М.-Л."
1940. С. Г.
ШЕБАЛИН, Виссарион Яковлевич [29.V(11.VI). 1902-28. V. 1963] - рус.
сов. композитор, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. РСФСР (1947). Был
депутатом Верх. Совета РСФСР 2-го созыва. Д-р искусствоведения. Окончил
Моск. консерваторию (1928, класс композиции Н. Я. Мясковского). Ш.автор
5 симфоний, произв. для камерного ансамбля, вок. и хоровых. Музыка Ш.
отличается законченностью и ясностью музыкального языка, нац.
своеобразием. Наиболее крупное соч. Ш. для т-ра-комическая опера
"Укрощение строптивой" (1957, Большой т-р). Опера отличается
динамичностью развития действия, мелодич. яркостью, мастерством вок.
ансамблей, изяществом оркестровки. Написана она в традиц. жанре комич.
оперы; в ней перемежаются ариоз-ные формы и "сухой" речитатив, широко
используется при„м лейтмотивности. Др. соч. Ш. для т-ра - опера "Солнце
над степью" (1958, Москва, Ансамбль сов. оперы В ТО) о гражданской войне
на Дону; муз. комедия "Жених из' посольства" (1942, Свердл. т-р муз.
комедии). Ш. сделал новую редакцию и оркестроку оперы Мусоргского
"Сорочинская ярмарка", а также оркестровал его же незаконч. оперу
"Саламбо", дописал 2-й акт в опере "Запорожец за Дунаем", создал новую
ред. этой оперы, дописал нек-рые вок. партии и оркестровое сопровождение
в опере "Воевода" Чайковского, восстановил по авторским эскизам
отдельные фрагменты из "Лебединого озера" и "Ундины" Чайковского. Ш.
писал музыку ко мн. спектаклям, в т. ч.: "Командарм 2" Сельвинского
(1929), "Баня" Маяковского (1930), "Последний решительный" Вишневского
(1931), "Дама с камелиями" Дюма-сына (1934)-все в Т-ре им. Мейерхольда;
"Лестница славы" Скриба (1936), "Мария Стюарт" (1941) - обе в Т-ре
Революции;
"Любовь Яровая" (1936); "Стакан воды" Скриба (1936), "Каменный
гость", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь" Пушкина (1937) - все в
Т-ре-студии под рук. Завадского; "Гамлет" (1958, Т-р им. Вахтангова),
"Мастерица варить кашу" Чернышевского (1952, ЦТСА), "Веер леди
Уиндермиер" Уайльда (1959, Малый т-р, Москва) и др. Автор музыки к
фильмам.
С 1928 в„л педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1935 -
профессор, в 1942-48 - директор). Лауреат Гос. пр. СССР (1943, 1947).
Лит.: История русской советской музыки, т. 4, ч. l. M., 1963; Б э л з
а П., В. Шебалин, М.-Л., 1945; Протопопов В л., О музыке В. Шебалина,
"Сов. музыка", 1958, 11. В. Делъ.
Ш‚БЕРГ (Sjoberg), Альф (р. 21.VI.1903) - швед. режисс„р. В 1925
окончил школу при Королевском драм. т-ре (Стокгольм), на сцене к-рого
дебютировал в качестве акт„ра. С 1930 - режисс„р этого т-ра. Ученик и
последователь У. Муландера, Ш. развивал принципы эпич. зрелища, в к-ром
глубокое исследование внутр. мира героев сочетается с напряж„нным
драматизмом. Центр, проблема творчества Ш.- человек и история, личность
и противоборствующие поли-тич. силы. Спектаклям Ш. присущи яркая
театральность, красочность, ритмич. экспрессия. В 30-е гг. пост.
антифашистские спектакли, проникнутые идеями социализма: "Святое
семейство" Вернлунда (1934), "Наша честь, наше могущество" Грига (1937),
Страницы: «« « 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |