Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 » »» Либерман ("Леонора 40-45", 1952, "Пенелопа", 1954, "Школа ж„н", 1955), X. Хауг ("Орфей", 1954, Париж, "Зеркало Агриппины", 1954), А. Шиблер, Р. Обусье ("Амфитрион", 1951, Берлин). Оперное творчество этих композиторов тесно связано с муз. жизнью Германии и Франции. Лит.: R u e g g R., Die ersten 50 Jahre des Zuricher Stadttheater (1834-1884)" Z., 1925; W eis s F., DHS Basier Stadttheater, Basel, ['1934]; G у s i F., R. Wagner und die Schweiz, Frauenfeld-Lpz., 1929; Merlan W., Basels Musikleben im 19. Jahrhundert, Basel, 1920; В е с k e r G., La musique en Suisse..., Gen., 1923; С h e r b u l u i e z A. E., Die Schweiz in der deutschen Musikgeschichte, Lpz., 1932, E b e r l e 0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Schweizer Musikbuch. Hrsg. von W. Schul), Bd 1-2, Z., 1939; Schuh W., Schweizer Musik der Gegenwart. Kritiken, Essays, Ansprachen, Z., 1948; К о l l e r E., F. J. L. Meyer von Schauensee, sein Leben und seine Werke, Frauenfeld-Lpz., 1922; Theater im Zurich. 125 Jahre Stadttheater, Z., 1959; Refardt E., Musik in der Schweiz, Bern, 1952. Ал. М. ШВЕЙЦЕР (Schweitzer), Антон (6.VI.1735-23.XL 1787) - нем. композитор. Учился музыке в Байр„пте. Работал придворным капельмейстером в Хильдбург-хаузене, руководил оперной труппой в Веймаре п Готе. Ш.- автор зингшпилей, среди к-рых особенно известен "Деревенский кузнец" (1772, Веймар; 1774, Гота; 1777, Франкфурт-на-Майне - разл. варианты), опер-"Алкеста" (1773, Веймар), "Розамунда" (1781, Мангейм), монодрамы "Поликсена" (1793, Веймар), музыки к мелодраме "Пигмалион" Руссо (1772, Веймар) и др. соч. Ал. M. ШВ‚МБЕРГЕР, Виктор Александрович [р. 10 (22).1.1892] - рус. сов. драматург и режисс„р т-ра кукол. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1947). Учился в студии Е. Б. Вахтангова. Акт„рскую деятельность начал в 1919 в Киеве, в передвижном т-ре "Памяти жертв Революции". Ш.- один из организаторов "Театра детской книги" (впоследствии 1-й Моск. т-р кукол, 1930-33), худ. рук. Моск. обл. т-ра кукол (1933-41). В 1945-56 - худ. рук. т-ра кукол во Фрунзе. Деятельность Ш. способствовала росту проф. мастерства актеров и созданию репертуара для т-ра кукол. Пьесы и инсценировки: "Горицвет" (1922), "Белый пудель" по А. И. Куприну (1934), "Бери Баар" по О. Уайльду (1936), "Медведь и девочка" (1944), "Охотник Таласа" (совм. с К. Эшмамбетовым, 1946), "Голубой ястреб" (1949), "Похищение Гульбары" (1950). Пост.: "Еж и Петрушка" Зака (1930, Т-р детской книги, Москва), "Ревизор" (1935, Моск. обл. т-р кукол), "Охотник Таласа" (Т-р кукол, Фрунзе, 1946), "Похищение Гульбары" (1950, там же). Соч.: Театр кукол, М., 1934; Как научиться управлять куклой. Л., 1936 (совм. с В. М. Пот„мкиной); Спектакль театра кукол, М., 1937; Пьесы, Фрунзе, 1958. Д. Бр. ШВЕРУБОВИЧ, Вадим Васильевич [р. 28.VII (10.VIII).1901 ]-рус. сов. театр. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). С 1920 работал в постановочной части Моск. Художеств, т-ра. В 1922-24 - зам. заведующего, а в 1932-59 - зав. постановочной частью этого т-ра (в 1926-30 - зав. постановочной частью б. Александрийского т-ра, в 1930-32 - Студии Малого т-ра). С 1946 вед„т преподавательскую работу. Руководитель постановочного ф-та Школы-студии МХАТа. Соч.: Режисс„р и оформление спектакля, М., 1955, 2 изд., 1965; Режисс„рский коммент. и оформление спектакля в книгах: Горький М., "Враги", М-, 1937; В и p т а Н., "Земля", М.-Л., 1938; Трен„в К., "Любовь Яровая" М.-Л., 1940; В с. Иванов, "Бронепоезд 14-69, М.-Л." 1940. С. Г. ШЕБАЛИН, Виссарион Яковлевич [29.V(11.VI). 1902-28. V. 1963] - рус. сов. композитор, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. РСФСР (1947). Был депутатом Верх. Совета РСФСР 2-го созыва. Д-р искусствоведения. Окончил Моск. консерваторию (1928, класс композиции Н. Я. Мясковского). Ш.автор 5 симфоний, произв. для камерного ансамбля, вок. и хоровых. Музыка Ш. отличается законченностью и ясностью музыкального языка, нац. своеобразием. Наиболее крупное соч. Ш. для т-ра-комическая опера "Укрощение строптивой" (1957, Большой т-р). Опера отличается динамичностью развития действия, мелодич. яркостью, мастерством вок. ансамблей, изяществом оркестровки. Написана она в традиц. жанре комич. оперы; в ней перемежаются ариоз-ные формы и "сухой" речитатив, широко используется при„м лейтмотивности. Др. соч. Ш. для т-ра - опера "Солнце над степью" (1958, Москва, Ансамбль сов. оперы В ТО) о гражданской войне на Дону; муз. комедия "Жених из' посольства" (1942, Свердл. т-р муз. комедии). Ш. сделал новую редакцию и оркестроку оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка", а также оркестровал его же незаконч. оперу "Саламбо", дописал 2-й акт в опере "Запорожец за Дунаем", создал новую ред. этой оперы, дописал нек-рые вок. партии и оркестровое сопровождение в опере "Воевода" Чайковского, восстановил по авторским эскизам отдельные фрагменты из "Лебединого озера" и "Ундины" Чайковского. Ш. писал музыку ко мн. спектаклям, в т. ч.: "Командарм 2" Сельвинского (1929), "Баня" Маяковского (1930), "Последний решительный" Вишневского (1931), "Дама с камелиями" Дюма-сына (1934)-все в Т-ре им. Мейерхольда; "Лестница славы" Скриба (1936), "Мария Стюарт" (1941) - обе в Т-ре Революции; "Любовь Яровая" (1936); "Стакан воды" Скриба (1936), "Каменный гость", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь" Пушкина (1937) - все в Т-ре-студии под рук. Завадского; "Гамлет" (1958, Т-р им. Вахтангова), "Мастерица варить кашу" Чернышевского (1952, ЦТСА), "Веер леди Уиндермиер" Уайльда (1959, Малый т-р, Москва) и др. Автор музыки к фильмам. С 1928 в„л педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1935 - профессор, в 1942-48 - директор). Лауреат Гос. пр. СССР (1943, 1947). Лит.: История русской советской музыки, т. 4, ч. l. M., 1963; Б э л з а П., В. Шебалин, М.-Л., 1945; Протопопов В л., О музыке В. Шебалина, "Сов. музыка", 1958, 11. В. Делъ. Ш‚БЕРГ (Sjoberg), Альф (р. 21.VI.1903) - швед. режисс„р. В 1925 окончил школу при Королевском драм. т-ре (Стокгольм), на сцене к-рого дебютировал в качестве акт„ра. С 1930 - режисс„р этого т-ра. Ученик и последователь У. Муландера, Ш. развивал принципы эпич. зрелища, в к-ром глубокое исследование внутр. мира героев сочетается с напряж„нным драматизмом. Центр, проблема творчества Ш.- человек и история, личность и противоборствующие поли-тич. силы. Спектаклям Ш. присущи яркая театральность, красочность, ритмич. экспрессия. В 30-е гг. пост. антифашистские спектакли, проникнутые идеями социализма: "Святое семейство" Вернлунда (1934), "Наша честь, наше могущество" Грига (1937), Страницы: «« « 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |