|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 » »» актрисы в характерных ролях. Е„ сценич. образам присущи сочность,
колоритная живописность, бытовая достоверность и сатирическая острота,
темперамент. Большое внимание актриса уделяет внешней характерности.
Иногда обращается к гротеску.
Роли: Васка ("Унтиловск" Леонова), Марселина ("Безумный день, или
Женитьба Фигаро" Бомарше), Дунька ("Любовь Яровая"), Дьячиха ("Ведьма"
Чехова), Матр„на, Кабаниха ("Горячее сердце", "Гроза"), Василиса ("На
дне"), Гурмыжская; Фурнач„ва ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина);
Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"; Гос. пр. СССР, 1946),
Табун-Турковская ("Золотая карета" Леонова), Меланья ("Егор Булычев и
другие").
Гос. пр. СССР (1943).
Ш‚ДУЭЛЛ (Shadwell), Томас (1642-19.XI.1692) - англ. драматург. Учился
в Кембридже. С 1689- поэт-лауреат и придворный историограф. Первая
комедия -"Сердитые любовники, или Надоедливые" (1668, т-р "Линкольне Инн
Филдс") - была переделкой "Докучных" Мольера в духе Б. Джонсона. Комедия
имела большой успех. Среди др. произведений: "Уч„ный" (1676), "Истинная
вдова" (1678), "Шумная ярмарка" (1689). Ш.-представитель комедии эпохи
Реставрации.
Соч.: The dramatic works, v. 1-4, L., 1720; The complete works, v.
1-5, L., 1927.
Лит.: Heinemann С., Shadwell-Studien, Kiel, 1907; Dobree В.,
Restoration comedy. 1660-1720 Oxf., 1924, переизд. [L., 1958J. Ю. К.
Ш‚ЙБЛЕР, Трувор Карлович [28.11(12.111). 1900-17.III.1960] - рус.
сов. композитор, педагог, дириж„р. Засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР
(1951) и РСФСР (1957). В 1919-24 учился в Петроградской консерватории
(класс композиции М. О. Штейнберга), в 1938 окончил режисс„рский ф-т
ГИТИСа. В 1917- 1939- концертмейстер и дириж„р т-ров-"Передвижного",
"Пролеткульта" (Петроград), Передвижного коллектива оперы и муз. комедии
Посредрабиса в Омске, драматич. т-ров Томска, Тюмени и др. городов. С
1939 жил в Нальчике, способствовал развитию муз. культуры
Кабардино-Балкарии. В 1947-49 - художеств. руководитель и гл. дириж„р
Каб.-Балк. филармонии (Нальчик). Автор муз. комедии "Как е„ зовут"
(1936, Свердловское радио), детского балета "Муха-Цокотуха" (1945,
Соликамск), музыки к драматич. спектаклям Каб.-Балк. драм. т-ра,
муз.-хо-реографич. поэмы "Нарты" (1957, Каб.-Балк. ансамбль песни и
пляски). В„л педагогическую работу с 1926. Автор работ по музыке
Кабардино-Балкарии. Е. Ж.
ШЕЙНИН, Лев Романович (25.III.1906-11.V. 1967) - рус. сов. писатель,
драматург. Чл. Коммунистической партии с 1927. Окончил Высший
лит.-художеств. ин-т им. В. Брюсова и правовое отд. ф-та обществ, наук
Моск. ун-та. В 1923-50 работал в органах прокуратуры, читал курс
криминалистики в Юридич. ин-те. Лит. деятельность начал в 1928. С 1936
выступает и как драматург. Совм. с бр. Тур написал пьесы: "Очная ставка"
(1936, Камерный т-р), "Генеральный консул" (1939, там же), "Дым
отечества" (1942, Центр, т-р Красной Армии), "Чрезвычайный закон" (1944,
Моск. т-р Сатиры), "Поединок" (1944, Моск. т-р им. Ленинского
комсомола), "Губернатор провинции" (1947, там же).
Ш. принадлежат пьесы: "Роковое наследство" (1949, Т-р им. Моссовета),
"В середине века" (1951, Т-р им. Вахтангова), "Заморские гости" (1954,
Моск. т-р транспорта), "Внук короля" (1961), "Игра без правил" (1963) -
оба в Центр, т-ре Советской Армии, "Волки в городе" (1965), "Тяжкое
обвинение" (1966, MX AT). Пьесы Ш. отличаются острыми сюжетными
поворотами. Они посв. гл. обр. борьбе с преступностью, проблеме
перевоспитания случайно "оступившихся" людей. В центре пьес Ш.- образ
сов. человека. Многие его пьесы посв. разоблачению бурж. идеологии,
бурж. образа жизни. Выступал также как сценарист ("Встреча на Эльбе",
совм. с бр. Тур; Гос. пр. СССР, 1950; и др.). И. В.
Ш‚К (Schoeck), Отмар (1.IX.1886-8.III.1957) - швейц. композитор. В
1905-07 учился в Цюрихской консерватории. Ш.- один из крупнейших и самых
известных швейц. композиторов; прославился гл. обр. как мастер
песни-романса.
Оперы: "Дон Ранудо" (1919, Цюрих), "Пснтесилея" (1927, Дрезден; 2-я
ред. 1928, Цюрих), "Венера" (1922, Цюрих), "Массимилла Дони" (1937,
Дрезден), "Замок Дюранд" (1943, Берлин). Ал. М.
ШЕКЙНСКАЯ, Барат Габиб кызы [р. 15 (28). VI. 1914] - азерб. сов.
актриса, Нар. арт. Азерб. ССР (1947). Окончила в 1929 Кировабадский
педаго-гич. техникум, где участвовала в драмкружке. В 1929-35 - ведущая
актриса Кировабадского, а с 1936 - Бакинского азерб. т-ра.
Роли: Сона, Ягут, Гюльтекин, Франгиз ("В 1905 году", "Яшар", "Айдын",
"Октай Эль Оглы" Джабарлы), Хумар ("Шейх Санан" Джавида), Хураман,
Ширин, Мейрибан ("Вагиф", "Фархад и Ширин", "Ханлар" Вургуна), Гюляр,
Зарифа ("Счастливцы", "Невеста" Рахмана) и др. В переводной драматургии
- Кручинина ("Без вины виноватые"), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна),
Майя ("Платон Кречет") и др. В шекспировских спектаклях - Джульетта,
Корде-лия, Виола ("Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Двенадцатая
ночь"), Дездемона. Снимается в кино. К. Kac,
ШЕКСПИР (Shakespeare), Уильям (23.IV.1564,'
Стратфорд-он-Эйвон,23.1V.1616, там же) - англ. драматург. Происходил из
семьи торговца и ремесленника. Детство и юность пров„л в
Стратфорде-он-Эйвон, где учился в грамматич. школе. В 1582 женился на А.
Хэсуэй. Вскоре Ш. покинул родной город. Точных сведений о его жизни нет
до 1592, когда о н„м впервые упоминается как об акт„ре и драматурге в
соч. Р. Грина. Считается вероятным, что уже в конце 80-х гг. Ш. стал
проф. акт„ром, а с 1590 выступал и в качестве драматурга. В 1594 вступил
в труппу Слу-ги лорда-камергера", был одним из шести
пайщиков-основателей этой труппы. С 1599 становится совладельцем т-ра
"Глобус". Ш. играл на сцене до 1603 (после этой даты упоминаний о его
участии в спектаклях нет), но драматургич. деятельность продолжал и в
последующие годы. Ок. 1610 Ш. вернулся в Стратфорд, но связи с труппой
не терял и продолжал писать для не„ пьесы до 1613, после чего,
по-видимому, из-за плохого состояния здоровья прекратил лит.
деятельность.
Ш. начал драматургич. деятельность в обстановке нац. подъ„ма,
вызванного войной с Испанией и разгромом "Непобедимой армады" Филиппа II
(1588). К концу 16 в. культура гуманизма прочно утвердилась в Англии,
оказывая влияние на всю духовную жизнь, в т. ч. на театр. Поприще для Ш.
было подготовлено деятельностью драматургов-гуманистов, т. н.
"университетских умов",К. Марло, Р. Грина, Т. Кида п др. драматургов,
создавших вольную и широкую форму англ. драмы, вмещавшую историч.,
Страницы: «« « 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |