Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605  2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615  » »»

актрисы в  характерных  ролях.  Е„  сценич.  образам  присущи  сочность,
колоритная живописность, бытовая достоверность и  сатирическая  острота,
темперамент. Большое внимание  актриса  уделяет  внешней  характерности.
Иногда обращается к гротеску.
   Роли: Васка ("Унтиловск" Леонова),  Марселина  ("Безумный  день,  или
Женитьба Фигаро" Бомарше), Дунька ("Любовь Яровая"),  Дьячиха  ("Ведьма"
Чехова), Матр„на, Кабаниха ("Горячее сердце",  "Гроза"),  Василиса  ("На
дне"),  Гурмыжская;  Фурнач„ва  ("Смерть  Пазухина"  Салтыкова-Щедрина);
Глафира  Фирсовна   ("Последняя   жертва";   Гос.   пр.   СССР,   1946),
Табун-Турковская ("Золотая карета" Леонова), Меланья  ("Егор  Булычев  и
другие").
   Гос. пр. СССР (1943).
   Ш‚ДУЭЛЛ (Shadwell), Томас (1642-19.XI.1692) - англ. драматург. Учился
в Кембридже. С  1689-  поэт-лауреат  и  придворный  историограф.  Первая
комедия -"Сердитые любовники, или Надоедливые" (1668, т-р "Линкольне Инн
Филдс") - была переделкой "Докучных" Мольера в духе Б. Джонсона. Комедия
имела большой успех. Среди др. произведений: "Уч„ный" (1676),  "Истинная
вдова" (1678), "Шумная ярмарка" (1689). Ш.-представитель  комедии  эпохи
Реставрации.
   Соч.: The dramatic works, v. 1-4, L., 1720; The  complete  works,  v.
1-5, L., 1927.
   Лит.:  Heinemann  С.,  Shadwell-Studien,  Kiel,  1907;   Dobree   В.,
Restoration comedy. 1660-1720 Oxf., 1924, переизд. [L., 1958J. Ю. К.
   Ш‚ЙБЛЕР, Трувор Карлович  [28.11(12.111).  1900-17.III.1960]  -  рус.
сов. композитор, педагог, дириж„р. Засл.  деят.  иск-в  Каб.-Балк.  АССР
(1951) и РСФСР (1957). В 1919-24 учился  в  Петроградской  консерватории
(класс композиции М. О. Штейнберга), в  1938  окончил  режисс„рский  ф-т
ГИТИСа. В 1917- 1939-  концертмейстер  и  дириж„р  т-ров-"Передвижного",
"Пролеткульта" (Петроград), Передвижного коллектива оперы и муз. комедии
Посредрабиса в Омске, драматич. т-ров Томска, Тюмени и  др.  городов.  С
1939   жил   в   Нальчике,   способствовал   развитию   муз.    культуры
Кабардино-Балкарии. В 1947-49 - художеств. руководитель  и  гл.  дириж„р
Каб.-Балк. филармонии (Нальчик).  Автор  муз.  комедии  "Как  е„  зовут"
(1936,  Свердловское  радио),  детского  балета  "Муха-Цокотуха"  (1945,
Соликамск),  музыки  к  драматич.  спектаклям  Каб.-Балк.  драм.   т-ра,
муз.-хо-реографич. поэмы "Нарты"  (1957,  Каб.-Балк.  ансамбль  песни  и
пляски). В„л  педагогическую  работу  с  1926.  Автор  работ  по  музыке
Кабардино-Балкарии. Е. Ж.
   ШЕЙНИН, Лев Романович (25.III.1906-11.V. 1967) - рус. сов.  писатель,
драматург.  Чл.  Коммунистической  партии   с   1927.   Окончил   Высший
лит.-художеств. ин-т им. В. Брюсова и правовое отд. ф-та  обществ,  наук
Моск. ун-та.  В  1923-50  работал  в  органах  прокуратуры,  читал  курс
криминалистики в Юридич. ин-те. Лит. деятельность начал в 1928.  С  1936
выступает и как драматург. Совм. с бр. Тур написал пьесы: "Очная ставка"
(1936,  Камерный  т-р),  "Генеральный  консул"  (1939,  там  же),   "Дым
отечества" (1942, Центр, т-р Красной Армии), "Чрезвычайный закон" (1944,
Моск.  т-р  Сатиры),  "Поединок"  (1944,  Моск.   т-р   им.   Ленинского
комсомола), "Губернатор провинции" (1947, там же).
   Ш. принадлежат пьесы: "Роковое наследство" (1949, Т-р им. Моссовета),
"В середине века" (1951, Т-р им. Вахтангова), "Заморские  гости"  (1954,
Моск. т-р транспорта), "Внук короля" (1961), "Игра без правил" (1963)  -
оба в Центр, т-ре Советской Армии,  "Волки  в  городе"  (1965),  "Тяжкое
обвинение"  (1966,  MX  AT).  Пьесы  Ш.  отличаются  острыми   сюжетными
поворотами.  Они  посв.  гл.  обр.  борьбе  с  преступностью,   проблеме
перевоспитания случайно "оступившихся" людей. В центре  пьес  Ш.-  образ
сов. человека. Многие его  пьесы  посв.  разоблачению  бурж.  идеологии,
бурж. образа жизни. Выступал также как сценарист  ("Встреча  на  Эльбе",
совм. с бр. Тур; Гос. пр. СССР, 1950; и др.). И. В.
   Ш‚К (Schoeck), Отмар (1.IX.1886-8.III.1957) -  швейц.  композитор.  В
1905-07 учился в Цюрихской консерватории. Ш.- один из крупнейших и самых
известных  швейц.  композиторов;  прославился  гл.   обр.   как   мастер
песни-романса.
   Оперы: "Дон Ранудо" (1919, Цюрих), "Пснтесилея" (1927,  Дрезден;  2-я
ред. 1928, Цюрих), "Венера"  (1922,  Цюрих),  "Массимилла  Дони"  (1937,
Дрезден), "Замок Дюранд" (1943, Берлин). Ал. М.
   ШЕКЙНСКАЯ, Барат Габиб кызы [р. 15 (28).  VI.  1914]  -  азерб.  сов.
актриса, Нар. арт. Азерб. ССР  (1947).  Окончила  в  1929  Кировабадский
педаго-гич. техникум, где участвовала в драмкружке. В 1929-35 -  ведущая
актриса Кировабадского, а с 1936 - Бакинского азерб. т-ра.
   Роли: Сона, Ягут, Гюльтекин, Франгиз ("В 1905 году", "Яшар", "Айдын",
"Октай Эль Оглы"  Джабарлы),  Хумар  ("Шейх  Санан"  Джавида),  Хураман,
Ширин, Мейрибан ("Вагиф", "Фархад и Ширин",  "Ханлар"  Вургуна),  Гюляр,
Зарифа ("Счастливцы", "Невеста" Рахмана) и др. В переводной  драматургии
- Кручинина ("Без вины виноватые"),  Ануш  ("Дядя  Багдасар"  Пароняна),
Майя ("Платон Кречет") и др. В  шекспировских  спектаклях  -  Джульетта,
Корде-лия,  Виола  ("Ромео  и  Джульетта",  "Король  Лир",  "Двенадцатая
ночь"), Дездемона. Снимается в кино. К. Kac,
   ШЕКСПИР         (Shakespeare),          Уильям          (23.IV.1564,'
Стратфорд-он-Эйвон,23.1V.1616, там же) - англ. драматург. Происходил  из
семьи   торговца   и   ремесленника.   Детство   и   юность   пров„л   в
Стратфорде-он-Эйвон, где учился в грамматич. школе. В 1582 женился на А.
Хэсуэй. Вскоре Ш. покинул родной город. Точных сведений о его жизни  нет
до 1592, когда о н„м впервые упоминается как об акт„ре  и  драматурге  в
соч. Р. Грина. Считается вероятным, что уже в конце  80-х  гг.  Ш.  стал
проф. акт„ром, а с 1590 выступал и в качестве драматурга. В 1594 вступил
в   труппу    Слу-ги    лорда-камергера",    был    одним    из    шести
пайщиков-основателей этой труппы. С 1599  становится  совладельцем  т-ра
"Глобус". Ш. играл на сцене до 1603 (после этой даты  упоминаний  о  его
участии в спектаклях нет), но драматургич. деятельность  продолжал  и  в
последующие годы. Ок. 1610 Ш. вернулся в Стратфорд, но связи  с  труппой
не терял  и  продолжал  писать  для  не„  пьесы  до  1613,  после  чего,
по-видимому,   из-за   плохого   состояния   здоровья   прекратил   лит.
деятельность.
   Ш.  начал  драматургич.  деятельность  в  обстановке  нац.   подъ„ма,
вызванного войной с Испанией и разгромом "Непобедимой армады" Филиппа II
(1588). К концу 16 в. культура гуманизма прочно  утвердилась  в  Англии,
оказывая влияние на всю духовную жизнь, в т. ч. на театр. Поприще для Ш.
было   подготовлено   деятельностью   драматургов-гуманистов,   т.    н.
"университетских умов",К. Марло, Р. Грина, Т. Кида  п  др.  драматургов,
создавших вольную и  широкую  форму  англ.  драмы,  вмещавшую  историч.,

Страницы: «« « 2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605  2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия