Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607  2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617  » »»

Комедии Ш. проникнуты духом праздничности (нек-рые из них  написаны  для
брачных  торжеств).  Всем  своим  строем  они  связаны   со   старинными
праздничными обрядами - майскими играми, рождественскими, масленичными и
пасхальными праздниками, с их  карнавальными  элементами  -  ряжением  и
вес„лыми обманами. Рядом с  благородными  молодыми  героями  в  комедиях
действуют комич. персонажи, к-рые у Ш. разделяются на две группы. Одна -
горожане  и   крестьяне,   надел„нные   комедийными   чертами,   чудаки,
простофили. Ш.  изображает  их  с  добродушным  юмором  и  лишь  изредка
обращается  к  сатире  для  осуждения  ханжества  пуритан  (Мальволио  -
"Двенадцатая ночь") и корыстолюбия ростовщиков (Шейлок  -  "Венецианский
купец"; образ Шейлока, однако, сложен и многогранен, как показал Пушкин,
отметивший  разносторонний  характер  этого  персонажа:  Шейлок   "скуп,
сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен"). Другая группа  -  комики  по
призванию и профессии - шуты (Лаунс и Спид - "Два веронца",  Ланселот  -
"Венецианский купец",  Оселок  -  "Как  вам  это  понравится",  Фесте  -
"Двенадцатая ночь"). Наследники древней  профессии  придворных  шутов  и
ярмарочных потешников, эти  персонажи  сочетают  глубокий  нар.  юмор  с
изощр„нной   гуманистич.   иронией.   Они   -    вес„лые    комментаторы
происходящего, забавные острословы, выражающие в своих насмешках здравый
смысл. Комедии Ш. сочетают авантюрные мотивы с лирикой и всеми оттенками
юмора.   Они   глубоко   жизнеутверждающи   по   духу,    свободны    от
морализаторства, проникнуты высокой  гуманностью,  оптимистич.  верой  в
торжество благородных начал жизни. Духом оптимизма проникнута и трагедия
"Ро-мео и Джульетта." (1595), в к-рой  любовь  юных  героев  вступает  в
конфликт с враждой семей. Несмотря на гибель  героев,  торжествует  идея
мира и  дружбы.  Но  постепенно  оптимизм  Ш.  уступает  место  мрачному
мироощущению,  вызванному  тревожной  общественно-политич.   обстановкой
Англии конца 16 в., разочарованием в надеждах на  осуществление  идеалов
гуманизма,  осознанием  противоречий,   вызванных   утверждением   бурж.
отношений.  В  этой  общественной  атмосфере  Ш.  создал   произведения,
отвечавшие на запросы  времени,  обобщившие  многовековой  трагич.  опыт
человечества. В эпоху начавшегося перехода от феодализма  к  капитализму
остро встали кардинальные вопросы  жизни,  общественной  нравственности,
психологии отдельной личности,  и  Ш.  с  большой  художественной  силой
отразил это в своих величественных трагедиях. Уже в "Юлии Цезаре" (1599)
сказалось новое отношение Ш. к проблеме абсолютистского  государства;  в
образе Юлия Цезаря он осудил монархический деспотизм, показав  вместе  с
тем, что народ ещ„ дал„к от высоких общественных идеалов.
   Трагич. мировосприятие  доминирует  в  третий  период  творчества  Ш.
(1600-08). Он созда„т в это время  свои  шедевры  -  трагедии:  "Гамлет"
(1601),  "Отелло))  (1604),  "Король  Лир))  (1605),  "Макбет))  (1606),
"Антоний  и  Клеопатрам  (1607),  "Кориолан"  (1607),  "Тимон  Афинский"
(1608). Их содержание выражено самим Ш. в  словах  Глостера  из  "Короля
Лира": "Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь".
В ранних пьесах,  написанных  до  1600,  Ш.  изображал  трагическое  как
проявление  внешнего   зла,   обрушивающегося   на   людей;   источником
трагического являются злодейства честолюбивых и коварных людей. В "Ромео
и Джульетте"  трагическое  ещ„  коренится  во  внешних  обстоятельствах,
чистые и невинные герои  становятся  жертвами  недоразумения.  В  зрелых
трагедиях Ш. трагическое имеет объективные основания в среде, окружающей
героев, но вместе с тем источником высокого трагизма оказывается  внутр.
противоречивость самих людей. Гамлет долго колеблется; Отелло, напротив,
слишком торопится; Лир подда„тся гневу; Макбет становится жертвой своего
честолюбия; Антоний и Клеопатра не могут  вполне  отдаться  ни  политич.
интересам, ни своему личному чувству; мужественного Кориолана губят  его
гордость и презрение к народу;
   Тимон становится жертвой  собственной  щедрости.  В  трагич.  судьбах
героев Ш. отражаются глубочайшие  противоречия  самой  жизни.  Раскрытие
объективных причин трагического  сочетается  у  Ш.  с  проникновением  в
тайники человеческого сознания. Правда чувств его героев  подтверждается
опытом духовной жизни мн. поколений. Герои Ш.- люди могучих  характеров,
они  выражают  титанизм,   свойственный   выдающимся   личностям   эпохи
Возрождения.  Но  в  то  же  время  персонажам  Ш.  уже  не  свойственна
цельность;  сохраняя  героич.  величие,  они   исполнены   противоречий.
Активность - основа характера героев трагедий Ш. Они стремятся подчинить
мир своей воле, они гибнут,  но  уходят  из  жизни  несломленными.  Хотя
обстановка действия трагедий Ш. всегда жизненно конкретна,  конфликты  в
них отличанэтся  космич.  широтой,  ибо  герои  ощущают  связь  со  всем
мирозданием. В мир жизненных  конфликтов  вторгаются  сверхъестественные
силы (призрак в "Гамлете", ведьмы и  призраки  в  "Макбете",  тень  Юлия
Цезаря  в  "Юлии   Цезаре").   Трагическое   у   Ш.   окружено   ореолом
таинственности. Отсюда - возможность  разноречивых  толкований  трагедий
Ш.,     многообразие     их     тем.     "Гамлет"     включает     темы:
государственно-политическую   -   узурпация   власти,   нравственное   и
наследственное  право  мести,  верность  в  любви  и  дружбе,  право  на
убийство, разлад мысли и действия. Все эти темы раскрываются в поступках
и мыслях персонажей, связанных единой цепью  обстоятельств,  влекущих  к
гибели  основных  участников  трагедии.  Над  этими  темами  возвышается
проблема характера героя, то бездеятельного, то активного, страдающего и
мужающего в жизненной борьбе и  безвременно  гибнущего  как  раз  тогда,
когда он созрел до понимания жизни и своей  цели.  В  "Отелло"  злоба  и
зависть Яго по отношению к благородному мавру отражает борьбу эгоизма  и
корысти против гуманных стремлений. Два человеческих характера, овеянных
авантюрным духом эпохи, выражают е„ двойственность, борьбу зла и  добра.
Но- сам  главный  герой  трагически  противоречив:  в  н„м  сталкиваются
первобытные инстинкты и культура, цивилизация; страсть и разум;  доверие
к  людям  и  ревность.  Стремясь  достичь  высшей  человечности,  Отелло
совершает  величайшую  бесчеловечность.   В   "Короле   Лире"   проблема
государственного единства сталкивается с проблемой распада  общества  на
борющихся между собой индивидов. Индивидуализм подрывает  основы  семьи,
индивидуальное своеволие превращает жизнь в войну каждого  против  всех.
Предвосхищая тему, характерную для зрелого бурж. общества, Ш. показывает
губительность   эгоизма.   В   его   трагедии   патриархальное   начало,
унаследованное от  прошлого,  таит  не  только  благо,  но  и  зло,  ибо
своеволие Лира - тоже  одно  из  следствий  патриархальности;  с  другой
стороны, личное начало не всегда зло, ибо оно может проявиться  в  таком
благородном характере, как Корделия. Вс„ смешалось в этом мире,  и  люди
мечутся, гонимые своими страстями, неуклонно приближаясь к гибели. Герои
трагедий Ш. виновны и  невиновны,  они  сами  куют  свою  судьбу;  жизнь
искушает их на  каждом  шагу.  Таким  искушением  является  для  Макбета

Страницы: «« « 2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607  2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия