|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 » »» "Скифы", "Альзира" и др.
Были построены театр. здания в Шатлене (близ Женевы, 1786), в Лозанне
(1781), в Женеве (1782 и 1789).
Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, призывавшего организовывать народные
зрелища, в Веве устраивались театрализованные "праздники виноградарей".
С сер. 19 в. приобретают известность драматург M. Монье, автор
"Комедий марионеток" (1871), направленных против европ. монархов, а
также Ж. Мю-лозер ("Правильная линия", 1854, "Суп с капустой", 1869,
"Мадам Лили", 1875), В. Россель (драма "Да-вель", 1848, посв. нац. герою
18 в.), А. Рибо ("Юлия Альпинула", 1893).
В 1879 в Женеве был открыт "Гран театр", построенный по образцу т-ра
"Гранд-Опера" в Париже (здание сгорело в 1951).
В конце 19 - нач. 20 вв. появляются (впервые на франц. яз.) фестшпили
- "праздничные действа" - "Невшатель Швейцарский" Ф. Годе (1898), "Народ
в Во" А. Варнери (1903). Влияние символизма, начавшего развиваться в
Швейцарии в конце 19 в., сказалось в творчестве Ж. Виолетта,
выступившего со стихотворными арлекинадами и фарсами "Жестокая любовь"
(1903), "В сумерках", "Господин Изабелла" (оба в 1905).
Наиболее видный деятель Ш. т. и д. 1-й четв. 20 в.- Р. Моракс.
Последователь M. Метерлинка, он написал поэтич. драмы "Генриетта"
(1908), "Алиенор" (1910), в к-рых сильны символистские мотивы, драмы
"Телль" (1914), "Царь Давид" и "Юдифь", основанные на исто-рич. и
библейском материале, и др. В 1908 Моракс вместе с братом и композитором
Г. Доре организовал т-р "Жора" (Мезьер, близ Лозанны), в к-ром ставились
гл. обр. его пьесы (в т. ч. "Мудонская красавица", 1931, с муз. А.
Онеггера).
В 1915-22 в Женеве работал франц. режисс„р Ж. Питоев, к-рый пост.
здесь спектакли, составившие в дальнейшем основу репертуара его труппы в
Париже. '
Распростран„нными жанрами Ш. т. и д. 1-й пол. 20 в. являются
стилизованные мистерии, а также
"праздничные действа", аллегорич. оратории - "Мистерия об Аврааме"
(1916, пост. в старинной церкви Пулли), "Вильгельм Бешеный" (1916, "Т-р
комедии", Женева), Ф. Шаванна, "Поющая слава" (1922), "Мора" (1926),
"Город на заре" (1941) Г. Рейнольда, "Жертва" Ж. Ж. Гайара (1942) и др.
Начиная с 30-40-х гг. большой известностью пользуется творчество
драматурга А. Жери; его лучшая пьеса - "Шестой этаж" (1937),
перевед„нная и пост. во мн. странах, в т. ч. в СССР.
Среди швейц. драматургов: Л. Понсе ("Разделение наций", 1939), В.
Томи ("Битвы", 1940), Л. Брасле ("Книга жизни", 1932, "Видение в пути",
1933, "Битва до рассвета", 1938), Л. Голи ("Соломенная свадьба", 1956,
"Капитан Карагез", 1960).
В 50-е гг. в Лозанне открылись т-ры: "Пти-Шен" {в 1953), "Боль„" (в
1954), ежегодно проводятся Меж-дунар. фестиваль (в июне), Фестиваль
итал. оперы (октябрь).
С 1935 изда„тся журнал "Театральный месяц".
Лит.: Stadier E.,Nef A., Zweihundert Jahre Ber-лег Theater 1700-1953,
Bern, 1954. C.B. П.
Театр и драматургия на нем. яз. Драматургия в Швейцарии начала
развиваться в эпоху позднего средневековья на основе церковного
богослужения. В эпоху Возрождения на швейц. драматургию большое влияние
оказало "открытие" античной драматургии, прежде всего - рим. комедии.
Духовные драмы вначале ставились на лат., а с 13 в. и на нем. яз.
Театр. представления устраивались во время пасхальных празднеств,
масленицы, позднее - на рождество, а также по случаю разл. торжеств и
погребений. В 1250 на площади маленького городка Ааргау пост.
"Пасхальная игра о Мури" на нем. яз. о смерти и, воскресении Христа.
На рубеже 15-16 вв., в эпоху религиозных распрей, религиозно-политич.
сатиры, пьесы с библейскими и античными сюжетами использовались как
средство борьбы между католиками и протестантами. Большинство этих пьес
написано простым языком, понятным для зрителей из народа.
Наиболее известный драматург 16 в.- П. Генген-бах, автор пьесы
"Старый швейцарец" (1514), в к-рой осуждается швейц. молод„жь, служащая
ради обогащения в иностр. войсках. Большую известность приобрела также
его пьеса "Десять возрастов" (1515, Базель), обличающая ложь и обман.
Генгенбаху принадлежит и пьеса "Пожиратели мертвецов" (1521 или 1522),
направленная против пороков духовенства.
Пьесы видного драматурга Н. Мануэля "О папе и его пасторах", "О
разнице между папой и Христом" (1523, Берн) проникнуты ненавистью к
церковникам. Нар. лукавство, юмор характерны для его пьесы "Коробейник"
(1525) о мелком плуте, к-рый пытается обмануть крестьян.
В 1512 пост. в Альтдорфе первая швейц. светская пьеса на нем. яз.
"Игра о Телле", приписываемая В. Компару, герой к-рой Вильгельм Телль
призывает народ к восстанию против фогтов и тиранов. В 1514 в Цюрихе
пост. пьеса "О старых и молодых швейцарцах", приписываемая Б. Шпроссу.
Это первая швейц. драма на нем. яз., сюжет к-рой основан на событиях
современности. Цюрихский драматург Я. Руф использовал пьесу Шпросса в
работе над своей пьесой "Кузен Генрих, или О благополучии и упадке
Швейцарии" (1539). Среди известных швейц. драматургов 16 в.- Г.
Буллингер, автор пьесы "Лукреция и Брут" (1526, Базель), призывавшей
бороться с тиранами, 3. Блец, написавший фарс "Маркольф" (1546) о хитром
и ловком крестьянине, к-рый побеждает в споре с цар„м Соломоном. Одним
из лучших драматургов, работавших в жанре комедии, был Т. Штиммер, автор
"Сатирических сцен из жизни молодож„нов" (ок. 1580).
В 17 в. протестантское духовенство запретило пост. спектаклей в
Цюрихе и др. городах. В связи с религиозными войнами драматургия и
театр. иск-во пришли в упадок. Среди немногих драм. произв. 17 в.- "О
борьбе горациев и куриациев..." И. Веттера (1654), "Пьеса о тр„х
королях" И. П. Шпихтига (1654), "Печальные мысли христианской души под
именем Гугиофиле о страшных страданиях и смерти Христа" (1678, г. Цуг).
В 18 в. получило распространение любительское театр. иск-во. Жители
деревень и городов разыгрывали пьесы о смерти и воскресении Христа,
ставили "Пьесу о тр„х королях", "Антихрист и страшный суд" Ф. Севера.
Большим успехом пользовались пьесы на библейские сюжеты Г. Рица.
В 1801 был создан проф. т-р в Санкт-Галлене. Во 2-й пол. 19 в.
крупным явлением швейц. драматургии было творчество И. В. Видмана, в
пьесах к-рого утверждались демократич. идеи: "Ифигения в Дельфах",
"Эразм Роттердамский" (обе в 1865), "Арнольд Бре-шианский" (1867). На
рубеже 19-20 вв. известностью пользовался драматург А. Отт, автор
историч. драм и трагедий: "Агнесса Бернауэр" (1889), "Розамунда" (1892),
Страницы: «« « 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |