Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598   2599   2600  2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609   2610  » »»

"Скифы", "Альзира" и др.
   Были построены театр. здания в Шатлене (близ Женевы, 1786), в Лозанне
(1781), в Женеве (1782 и 1789).
   Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, призывавшего  организовывать  народные
зрелища, в Веве устраивались театрализованные "праздники виноградарей".
   С сер. 19  в.  приобретают  известность  драматург  M.  Монье,  автор
"Комедий марионеток" (1871),  направленных  против  европ.  монархов,  а
также Ж. Мю-лозер ("Правильная линия", 1854,  "Суп  с  капустой",  1869,
"Мадам Лили", 1875), В. Россель (драма "Да-вель", 1848, посв. нац. герою
18 в.), А. Рибо ("Юлия Альпинула", 1893).
   В 1879 в Женеве был открыт "Гран театр", построенный по образцу  т-ра
"Гранд-Опера" в Париже (здание сгорело в 1951).
   В конце 19 - нач. 20 вв. появляются (впервые на франц. яз.) фестшпили
- "праздничные действа" - "Невшатель Швейцарский" Ф. Годе (1898), "Народ
в Во" А. Варнери (1903). Влияние  символизма,  начавшего  развиваться  в
Швейцарии  в  конце  19  в.,  сказалось  в   творчестве   Ж.   Виолетта,
выступившего со стихотворными арлекинадами и фарсами  "Жестокая  любовь"
(1903), "В сумерках", "Господин Изабелла" (оба в 1905).
   Наиболее видный деятель Ш. т. и  д.  1-й  четв.  20  в.-  Р.  Моракс.
Последователь  M.  Метерлинка,  он  написал  поэтич.  драмы  "Генриетта"
(1908), "Алиенор" (1910), в к-рых  сильны  символистские  мотивы,  драмы
"Телль" (1914), "Царь  Давид"  и  "Юдифь",  основанные  на  исто-рич.  и
библейском материале, и др. В 1908 Моракс вместе с братом и композитором
Г. Доре организовал т-р "Жора" (Мезьер, близ Лозанны), в к-ром ставились
гл. обр. его пьесы (в т. ч.  "Мудонская  красавица",  1931,  с  муз.  А.
Онеггера).
   В 1915-22 в Женеве работал франц. режисс„р  Ж.  Питоев,  к-рый  пост.
здесь спектакли, составившие в дальнейшем основу репертуара его труппы в
Париже. '
   Распростран„нными жанрами  Ш.  т.  и  д.  1-й  пол.  20  в.  являются
стилизованные мистерии, а также
   "праздничные действа", аллегорич. оратории -  "Мистерия  об  Аврааме"
(1916, пост. в старинной церкви Пулли), "Вильгельм Бешеный" (1916,  "Т-р
комедии", Женева), Ф. Шаванна, "Поющая  слава"  (1922),  "Мора"  (1926),
"Город на заре" (1941) Г. Рейнольда, "Жертва" Ж. Ж. Гайара (1942) и  др.
Начиная  с  30-40-х  гг.  большой  известностью  пользуется   творчество
драматурга  А.  Жери;  его  лучшая  пьеса  -   "Шестой   этаж"   (1937),
перевед„нная и пост. во мн. странах, в т. ч. в СССР.
   Среди швейц. драматургов: Л. Понсе  ("Разделение  наций",  1939),  В.
Томи ("Битвы", 1940), Л. Брасле ("Книга жизни", 1932, "Видение в  пути",
1933, "Битва до рассвета", 1938), Л. Голи ("Соломенная  свадьба",  1956,
"Капитан Карагез", 1960).
   В 50-е гг. в Лозанне открылись т-ры: "Пти-Шен" {в 1953),  "Боль„"  (в
1954), ежегодно проводятся  Меж-дунар.  фестиваль  (в  июне),  Фестиваль
итал. оперы (октябрь).
   С 1935 изда„тся журнал "Театральный месяц".
   Лит.: Stadier E.,Nef A., Zweihundert Jahre Ber-лег Theater 1700-1953,
Bern, 1954. C.B. П.
   Театр и драматургия  на  нем.  яз.  Драматургия  в  Швейцарии  начала
развиваться  в  эпоху  позднего  средневековья  на   основе   церковного
богослужения. В эпоху Возрождения на швейц. драматургию большое  влияние
оказало "открытие" античной драматургии, прежде всего - рим. комедии.
   Духовные драмы вначале ставились на лат., а с 13 в.  и  на  нем.  яз.
Театр.  представления  устраивались  во  время  пасхальных   празднеств,
масленицы, позднее - на рождество, а также по случаю  разл.  торжеств  и
погребений.  В  1250  на  площади  маленького   городка   Ааргау   пост.
"Пасхальная игра о Мури" на нем. яз. о смерти и, воскресении Христа.
   На рубеже 15-16 вв., в эпоху религиозных распрей, религиозно-политич.
сатиры, пьесы с библейскими  и  античными  сюжетами  использовались  как
средство борьбы между католиками и протестантами. Большинство этих  пьес
написано простым языком, понятным для зрителей из народа.
   Наиболее известный  драматург  16  в.-  П.  Генген-бах,  автор  пьесы
"Старый швейцарец" (1514), в к-рой осуждается швейц. молод„жь,  служащая
ради обогащения в иностр. войсках. Большую известность  приобрела  также
его пьеса "Десять возрастов" (1515, Базель), обличающая  ложь  и  обман.
Генгенбаху принадлежит и пьеса "Пожиратели мертвецов" (1521  или  1522),
направленная против пороков духовенства.
   Пьесы видного драматурга Н. Мануэля  "О  папе  и  его  пасторах",  "О
разнице между папой и Христом"  (1523,  Берн)  проникнуты  ненавистью  к
церковникам. Нар. лукавство, юмор характерны для его пьесы  "Коробейник"
(1525) о мелком плуте, к-рый пытается обмануть крестьян.
   В 1512 пост. в Альтдорфе первая швейц. светская  пьеса  на  нем.  яз.
"Игра о Телле", приписываемая В. Компару, герой  к-рой  Вильгельм  Телль
призывает народ к восстанию против фогтов и тиранов.  В  1514  в  Цюрихе
пост. пьеса "О старых и молодых швейцарцах", приписываемая  Б.  Шпроссу.
Это первая швейц. драма на нем. яз., сюжет  к-рой  основан  на  событиях
современности. Цюрихский драматург Я. Руф использовал  пьесу  Шпросса  в
работе над своей пьесой "Кузен  Генрих,  или  О  благополучии  и  упадке
Швейцарии"  (1539).  Среди  известных  швейц.  драматургов  16  в.-   Г.
Буллингер, автор пьесы "Лукреция и  Брут"  (1526,  Базель),  призывавшей
бороться с тиранами, 3. Блец, написавший фарс "Маркольф" (1546) о хитром
и ловком крестьянине, к-рый побеждает в споре с цар„м  Соломоном.  Одним
из лучших драматургов, работавших в жанре комедии, был Т. Штиммер, автор
"Сатирических сцен из жизни молодож„нов" (ок. 1580).
   В 17 в.  протестантское  духовенство  запретило  пост.  спектаклей  в
Цюрихе и др. городах. В  связи  с  религиозными  войнами  драматургия  и
театр. иск-во пришли в упадок. Среди немногих драм. произв.  17  в.-  "О
борьбе горациев  и  куриациев..."  И.  Веттера  (1654),  "Пьеса  о  тр„х
королях" И. П. Шпихтига (1654), "Печальные мысли христианской  души  под
именем Гугиофиле о страшных страданиях и смерти Христа" (1678, г. Цуг).
   В 18 в. получило распространение любительское театр.  иск-во.  Жители
деревень и городов разыгрывали пьесы  о  смерти  и  воскресении  Христа,
ставили "Пьесу о тр„х королях", "Антихрист и страшный  суд"  Ф.  Севера.
Большим успехом пользовались пьесы на библейские сюжеты Г. Рица.
   В 1801 был создан проф. т-р  в  Санкт-Галлене.  Во  2-й  пол.  19  в.
крупным явлением швейц. драматургии было творчество  И.  В.  Видмана,  в
пьесах к-рого  утверждались  демократич.  идеи:  "Ифигения  в  Дельфах",
"Эразм Роттердамский" (обе в 1865), "Арнольд  Бре-шианский"  (1867).  На
рубеже 19-20  вв.  известностью  пользовался  драматург  А.  Отт,  автор
историч. драм и трагедий: "Агнесса Бернауэр" (1889), "Розамунда" (1892),

Страницы: «« « 2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598   2599   2600  2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609   2610  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия