Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 » »» "Человек без души" (1938), "Победа во тьме" (1940) Лагер-квиста, "Анна Софи Хедвиг" Абелля (1939). Полемич. осмыслением традиц. трактовок отличается работа Ш. над произв. классич. скандинавской драматургии: "Юхан Ульфшерна" Хедберга (1932), "Аморпна" (1951), "Драгоценности королевы" (1957) Альмквиста, "Йун Габриэль Боркман" (1947), "Бранд" (1950) Ибсена, "Карл XII" (1940), "Фрекен Юлия" (1949), "Эрик XIV" (1950), "Мастер Улоф", "Отец" (1959) Стриндберга. Ш. стремится к созданию лаконичного, но „мкого образа эпохи, среды, к скульптурно чеканной пластичности сцен. Среди лучших спектаклей также: "Преступление и наказание" по Достоевскому (1941), "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1944), "Мухи" Сартра (1945), "Приговор„нный к смерти" Дагермана (1947), "Философский камень" Лагерквиста (1948), "Тартюф" (1949), "Ревизор" (1959); "Швейк во второй мировой войне" (1963), "Мамаша Кураж и е„ дети" (1965) Брехта. Ш.- один из крупнейших швед. кинорежисс„ров. Поч„тный доктор философии Лундского ун-та. Лит.: В e i } e r A., Teaterrecensioner 1925-1949, Stockh., 1954; Theatre in Sweden. .Special issue of "World Theatre", v. 4, J\ 2, Brux., [1955]; Eriksson G., Alf Sjoberg, Stockh., 1966 (в печати). ШЕБУЕВ, Георгий Александрович [наст. фам.- Г у б л e p; р. 21.11(5.111). 1891 ] - рус. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1957). Окончил юрпдич. ф-т Казанского ун-та (1913). С 1910 начал играть в любительских спектаклях. С сезона 1913/14 - на проф. сцене. Большая часть творч. жизни Ш. связана с Самарой (ныне - г. Куйбышев; 1913-14, 1920-23, 1935-63); работал также в Пензе, Перми, Киеве, Одессе, Свердловске, Воронеже, Севастополе и др. городах. Характерный акт„р (комедийный и драматический), Ш. выступал и в героико-романтич. репертуаре. В его исполнении психологически тонкая и точная индивидуализация образа сочетается с глубоким обобщением, типизацией, черты мягкого юмора с острой сатиричностью. Свои лучшие работы Ш. создал в пьесах Островского, Чехова, Горького; нек-рые роли он играл в течение почти всей своей творч. жизни (Протасов - "Дети Солнца", Карандышев). Обладая природной музыкальностью, Щ. выступал также в оперетте и на эстраде. Оставил сцену в 1963. Автор театр. статей и рецензий. Роли: Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Барон ("На дне"), Цыганов ("Варвары"), Сем„н Рак ("Воздушный пирог/ Ромашова), Братишка ("Шторм" Билль-Белоцерковского), Фрезер ("Потоп" Бергера), Болинброк ("Стакан воды" Скриба), Чацкий, Арбенин; в оперетте - Гаспар ("Корневильские колокола" Планкета), граф Данило ("Вес„лая вдова" Легара) и ДР. Соч.: Акт„рское счастье. Воспоминания, Куйбышев, 1964. Лит.: Финк Л., В гриме и без грима, Куйбышев 1965. с. 8-29. А. Шн. ШЕВАЛДЫШЕВА, Софья Николаевна [наст. фам.- Ефимова; р. 25. VII (6. VIII). 1897] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). В 1926 окончила театр. ф-т ВХУТЕИНа (ученица Ф. Ф. Федоровского и А. В. Лентулова). В 1927-28- художник МХАТа 2-го, в 1929-33 - "Синей блузы". Уже в первой значит, работе Ш.- оформлении спектакля "Разлом" (1931, Т-р им. Я. Купалы)-проявились черты, характерные для всего последующего творчества художницы: ч„ткость и лаконичность композиции, использование архитектурных форм и сценич. пространства, поэтичность, красочность декораций. Ш. была гл. художником Моск. цирка (1935-37), Моск. драм. т-ра (1946-57). Оформила спектакли: "Седов" Подольского (1938, Госцен-тюз), "Комедия ошибок" Шекспира (1939, Моск. т-р им. Баумана), "Испанцы" Лермонтова и "Чапаев" по Фурманову (1942, Астраханский ТЮЗ), "Депутат Балтики" Рахманова (1946), "Нищий и принц" Михалкова ("Том Кенти", 1949). "Синий фарфор" Григулиса (1949), "Канун грозы" Маляревского (1951), "Не называя фамилий" Минко (1953), "Коварство и любовь" (1955); "Господин покойник" Нушича (1956), "Все мои сыновья" Миллера (1957) - все в Моск. драм. т-ре; "Месяц в деревне" Тургенева (19,45, Волгоградский т-р) и др. Лит.: Выставка эскизов декораций, костюмов и этюдов художницы С. Н. Шевалдышевой, М., 1958 (Каталог). М. Лифш. ШЕВАЛЬЕ (Chevalier), Морис (р. 12.IX.1888) - {ранц. эстрадный певец, шансонье акт„р т-ра и кино. ыл особенно популярен в конце 20-х и в 30-е гг. в Европе и США. После 2-й мировой войны с большим успехом возобновил артистич. деятельность, Соч.: Autobiographie, P., 1956. Лит.: F а г g u e L., Music-hall, P., 1948; С a r l e s R. Maurice Chevalier, pret. de Pagnol, P., 1950. Л. Б. П. ШЕВЕЛ‚В (наст. фам.- Шевелюхин), Николай Артемьевич [1869 или 6(18). XII. 1874-12. XII. 4929] - рус. артист оперы (баритон). В конце 1880-х гг. поступил в хор, организованный знатоком рус. нар. песен Т. И. Филипповым, и затем на его средства обучался пению в Милане у Синьоретти [1889 (?)- 1896 ]. В 1896-1903 - солист Моск. частной рус. оперы, затем оперной антрепризы Гвиди [1906(?)-08, Петербург], моек. Оперного т-ра Зимина (1908-13 и 1922-24). С 1913 пел на провинц. сценах (в т. ч. в Сибири и на Урале, гастролировал в Москве); в 1919-22 - солист Тифлисского оперного т-ра (с 1937 - Т-р оперы и балета им. Палиашвили) и профессор консерватории в Тифлисе. Гастролировал за рубежом (Зап. Европа, Сев. и Юж. Америка, Китай, Япония). Ш. обладал выдающимися вок. данными-мощным, свободно льющимся голосом редкой красоты, отличной дикцией. Партии: Купец Калашников (о. п. А. Рубинштейна), Демон, Онегин, Мазепа; Князь ("Чародейка" Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка"), Грязной ("Царская невеста",первый исполнитель), Валентин ("Фауст"), Жермон; Амонасро ("Аида"), Эскамильо ("Кармен"), Генрих VIII (о. п. Сен-Санса), Вольфрам, Ганс Сакс ("Тангейзер" и "Мейстерзингеры" Вагнера) и др. В. Бр. ШЕВЧЕНКО, Тарас Григорьевич [25. II (9.III). 1814, с. Моринцы Звенигородского уезда Киевской губ.,- 26. II (10. III). 1861, Петербург] - укр. поэт, художник. Основоположник новой укр. лит-ры и укр. лит. языка, революц. демократ. Первое знакомство Ш. с театр. нск-вом относится к сер. 30-х гг. В 1836 он принимал участие в реконструктивных работах по внутр. оформлению Большого т-ра в Петербурге. В годы обучения в Академии художеств (1838-43) посещал драматич. и оперные спектакли в т-рах Петербурга, вращался в кругу известных акт„ров и драматургов (Я. Г. Брянский, В. А. Каратыгин, В. В. Самойлов, А. А. Шаховской и др.). Близким другом Ш. был певец и композитор С. С. Гулак-Артемовский. Тогда Страницы: «« « 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |