Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598  2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608  » »»

и др.  В  т-ре  выступали  выдающиеся  швед.  вокалисты,  гастролировали
зап.-европ. певцы, балетные  труппы  (в  т.  ч.  труппа  М.  М.  Фокина,
1913-14, 1917). При т-ре существовала оперная  школа  (в  1942  слита  с
оперным классом Стокгольмской консерватории), работает балетная школа  и
музей  танца.  Среди  руководителей  т-ра  -  композитор  X.   Нордквист
(1884-92), реж. Г. Лагербьельке (1823-27) и X. Андре (1939-49), певец  и
вок. педагог К. Ю. Форселль (1924-39), певец Ю. Берглунд (с 1949) и др.
   Лит.: Gustaf Ill's Opera (utg. H. Nublom), Stockh., 1923:  Det  hande
pa Operan  1939-1949,  Stockh.,  1951;  The  Royal  Opera  Stockholm.  A
presentation of the Royal Swedish Opera and its history, Stockh.,  1960.
См. также лит. при ст. Шведский театр (раздел Музыкальный театр). Вл. О.
   ШВЕДСКИЙ  ТЕАТР.  Зачатки  театр.  действия,   судя   по   памятникам
древнескандинавской поэзии, содержались в выступлениях скальдов на пирах
викингов. Ч„тко выраженные элементы  театрализации  были  присущи  языч.
религиозным обрядам. В конце 12 в. дат. летописец Саксон Грамматик писал
о театр.  представлении  во  время  обряда  зимнего  жертвоприношения  в
Упсале. После введения католичества в  церквах  разыгрывались  мистерии,
миракли,  литургические  драмы.  С  началом  Реформации  (16  в.)  стали
организовываться многочисл. школьные и студенч. труппы, к-рые  наряду  с
пьесами швед. авторов - М. Астероферуса, Ю. Мессениуса, Я.  Кро-нандера,
ставили произв. Еврипида, Теренция и др.  античных  драматургов.  Группа
студентов Упсаль-ского ун-та создала в  1682  труппу,  явившуюся  первым
швед. проф. т-ром. В 1686-91 этот  т-р  выступал  в  Стокгольме;  ставил
переработанные франц. класси-цистские трагедии. В 1757 церковные  власти
запретили театральные представления в школах и университетах.
   В 17-18 вв. в столице гастролировали  нем.,  франц.,  нтал.  и  голл.
труппы, стремившиеся устранять местных конкурентов. Однако представители
либерального дворянства призывали к созданию нац. т-ра. В 1737  комедией
"Шведский франт" К. Гюллен-борга открылась "Корол.евская шведская сцена"
в Стокгольме. Эта  труппа  вскоре  распалась,  не  выдержав  конкуренции
франц.  и  итал.  гастрол„ров,   выступавших   в   дворцовых   т-рах   в
Дротнингхольме (1766) и Грипсхольме ,(1781). Большого развития достиг Ш.
т. в 18 в. во время царствования короля  Густава  Tit,  рассматривавшего
театр. иск-во как идеологич.  оружие  для  утверждения  великодержавного
абсолютизма и  прославления  особы  короля.  В  1787  в  Стокгольме  был
основав. Королевский'драматический театр. ставивший пышные  спектакли  в
духе франц. классицизма. С нач. 19 в. этот т-р постепенно перестал  быть
сугубо  придворным.  Здесь  ставились  пьесы  Шекспира,  Шиллера,  швед.
драматургов-романтиков-  Ю.  Стагнелиуса,  Б.  Бескова,  X.  Вийкандера,
сформировалось творчество крупных акт„ров-реалистов - Л.  Юртсберга,  Э.
Х„гквист,  а  также  акт„ров,  создавших   отечеств,   романтич.   школу
акт„рского иск-ва:
   Э. Свартс, Н. Алъмл„ф, Г. Дальквист, Ф. Вестердаль и др. Одновременно
организовывались  т-ры  в  провинции,  гл.  обр.   передвижные   труппы,
периодически  выступавшие  в  крупных  городах.  Наиболее  видными  были
антрепризы Э. Сванберга,  П.  Ю.  Деланна,  С.  Торслова.  В  1842  была
нарушена монополия Королевского драм.  т-ра.  В  Стокгольме  возник  ряд
частных т-ров, среди к-рых наиболее значительным стал  Новый  т-р  (осн.
1842). Романтич. тенденции преобладали в Ш. т. вплоть до 80-х гг. 19 в.
   В  конце  19-нач.  20  вв.  Ш.  т.  приобр„л  общеевроп.  известность
благодаря  творчеству  И.   А.   Стриндберга.   Теоретич.   высказывания
Стриндберга о т-ре и драматургии, изложенные им в  предисловии  к  драме
"Фрекен  Юлия"  (изд.  1888)  и  в  статье  "О  современной  драме  и  о
современном театре" (1889), сыграли большую роль в развитии  направления
натурализма  в  зал.-евро  п.   театр.   иск-ве.   В   1907   был   осн.
экспериментальный "Интимный театр" (Стокгольм), где  под  рук.  реж.  А.
Фалька ставились драмы Стриндберга. Однако пост.  пьес  Стриндберга,  Г.
Ибсена, Б. Бь„рнсона и  др.  совр.  сканд.  драматургов  были  явлениями
эпизодическими в Ш. т. Дарования  ведущих  акт„ров  -  Н.  Персонне,  Э.
Вассер, К. В. Э.  Хилъберга,  У.  Торслова,  X.  Муландера,  А.  Пальме,
Ю.Хокансон, А. де Валя и др.  раскрывались  преим.  в  произв.  классич.
драматургии  (Шекспир,  Шиллер,  Мольер,  Хольберг).  К  нач.  20  в.  в
Стокгольме  работало  7  частных  т-ров,  из  к-рых  лишь  Шведский  т-р
стремился к художеств. исканиям; постоянные труппы работали в Г„теборге,
Мальм„, Хельсингборге.
   Расцвет Ш. т., рост его влияния  на  духовную  жизнь  страны  начался
после 1-й мировой войны. Он был связан  с  деятельностью  режисс„ров  П.
Линдберга и У.  Муландера,  их  монументальными,  исполненными  высокого
гражданского пафоса пост. Эсхила,  Софокла,  Шекспира  и  в  особенности
Стриндберга,  П.  Лагеркви-ста   и   Я.   Бергмана.   Большое   значение
представляли попытки  Линдберга  претворить  в  жизнь  идею  "массового,
нар.т-ра", близкого демократич.  зрителю.  Среди  лучших  акт„ров  этого
времени - И. Экман,  И.  Хедквист,  Т.  Тейе,  П.  Линдстед-Бруниус,  И.
Тидблад, Л. Хан-сон, М. Экстрем, Э. Эклунд, В. Ш„стр„м. В 30-е гг. 20 в.
репертуар Драм. т-ра (Стокгольм), Г„теборг-ского  и  др.  ведущих  т-ров
обогатился пьесами швед.  и  зарубежных  драматургов  (Р.  Вернлунн,  С.
Сивертс, В. Муберг, X. Гревениус, Н. Григ, К. Абелль, Ф. Вольф, К. Чапек
и др.), посв. актуальным поли-тич. и социальным проблемам, направленными
против угрозы фашизма и  войны.  Многообразные  идейно-эстетич.  поиски,
смелое экспериментаторство определялись деятельностью режисс„ров  Л.  Л.
Лестадиуса, Р. Карстена, Т.  Хаммарена,  К.  Стр„ма.  Ведущая  тенденция
швед.  театр.  культуры  этого  времени  -  стремление  к  выразительной
зрелищности   и   глубокая   интеллектуально-психологич.    насыщенность
спектакля. В 40-е гг., наряду с утверждением высокой  граждейственности,
поисками совр. выразительности, усилилось тяготение  к  формотворчеству,
некритич. следование модернистским экспериментам.
   Наиболее значит, деятели совр.  Ш.  т.-  режисс„ры  А.  Ш„берг  и  И.
Бергман.  Творчество  Ш„берга,  связанное  с  Драм.   т-ром,   исполнено
социальной направленности, жизнеутверждения. И.  Бергман,  работавший  в
т-рах Хельсингборга, Мальм„,  Г„теборга  (в  60-е  гг.-  директор  Драм.
т-ра), созда„т глубокие по философской направленности  спектакли.  Среди
др. видных режисс„ров - С. Малъмквист, И. Ентеле, У. Гам-лин, Б. Экерут.
Ведущие акт„ры совр. Ш. т.- И. Тулин, Б. Андерсон, Г. Фрид, А. Бь„рк, Э.
Э. Дальбек, Г. М. Волъгрен, М. Сюдов,  Д.  Эк,  Г.  Бь„рнстранд,  К.  У.
Хеннинг, X. Л„венадлер, У. Пальме, Я. Кулле, И. Кристенсон, П. Оскарсон.
В 1966 в Стокгольме работало 18 т-ров, среди них: Драм.  т-р.  Городской
т-р. В репертуаре швед. т-ров - произведения Шекспира,  Чехова,  Брехта,
Стриндберга, Бергмана, Лагерквиста,  совр.  швед.  и  западноевропейских
драматургов.
   При Королевском драм. т-ре  и  Городском  т-ре  (Ге-теборг)  работают

Страницы: «« « 2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598  2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия