|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 » »» р. 45-46. Д. ffe.
ШЕРВАШЙДЗЕ (Чачба), Александр Константинович (12(24).XII.1867 - после
1958, во Фраяции] - театральный художник, абхазец по нац., работал в
России, Грузии и за границей. Занимался в Моск. уч-ще живописи, ваяния и
зодчества. С 1893 по 1906 жил в Париже, где обучался в мастерских у
Жюлена и Кормона. С 1907 работал в т-рах Петербурга как
декоратор-исполнитель и художник-постановщик. Самостоятельные работы:
"Тристан и Изольда" Вагнера (1909), "Миранда" Казанли (1910), "Чудо роз"
Шенка (1914), "Талисман" Дриго (1909) - все в Ма-риинском т-ре; "Шут
Тантрис" Хардта (1910), "Гамлет" (1912); "Завтрак у предводителя"
Тургенева (1913), "Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева (1917) -
Александрийский т-р; "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины (1911) -
Старинный театр и др. В 1918 организовал Сухумское артистич. об-во и
совместно с Н. И. Бутковской открыл театр. курсы, на к-рых занималась
абхазская молод„жь. Здесь была пост. инсценировка абхаз, нар.-героич.
песни "Раненный в сердце" по сценарному плану Ш. С 1922 жил во Франции,
работал как художник-исполнитель в антрепризе С. П. Дягилева. Осуществил
декорации к балету "Шота Руставели" Онеггера, Арсана и Черепнина
(Монте-Карло, 1946), спектаклям "Женитьба" Гоголя, "Месяц в деревне"
Тургенева (Театр Марэ в Брюсселе, 1922) и др. М. П.
ШЕРВУД (Sherwood), Роберт Эммет (4. IV. 1896 - 14.XI.1955) - амер.
драматург. Окончил Гарвардский ун-т (1918). Лит. деятельность начал как
журналист. В первой пьесе - "Дорога в Рим" (1927, т-р "Плейхаус",
Нью-Йорк)-антивоенной комедии, сатирически изображающей пгоход Ганнибала
на Рим, Ш. начал разрабатывать основную тему своего творчества - борьбу
за мир. В развитии этой темы драматург проходит разл. стадии: от
пацифизма до признания войны против агрессора. Др. важнейшая тема
драматургии Ш.- разочарование в совр. цивилизации. Но Ш. не считает
необходимым революц. преобразования, его протест часто принимает форму
либеральной усмешки, или пессимизма.
Пьесы: "Муж королевы" (1928, т-р "Плейхаус", Нью-Йорк), "Мост
Ватерлоо" (1930, т-р "Фултон", там же), "Свидание в Вене" (1931, т-р
"Мартин Бек", там же), "Окаменелый лес" (1935, т-р Бродх„рст, там же),
"Акрополис" (в США пьеса не была пост.; 1933, т-р "Лирик", Лондон).
Пулицеровской пр. награждены пьесы: "Радость идиота" (1936, т-р
"Шуберт", Нью-Йорк) о приближении 2-й мировой войны; "Эб Линкольн в
Иллинойсе" (1938, т-р "Плимут, там же) - историч. драма об А. Линкольне,
"Не будет ночи" (1940, т-р "-Алвинг", там же). После войны Ш. написал
пьесы "Трудная дорога" (1945, т-р "Плимут", там же), "Мисс Свобода"
(1949, т-р "Импириал", там же), "Маленькая война в горах Миррей" (1957,
т-р Э. Барримор,' там же).
Ш. писал в разных жанрах, но в основном разрабатывал жанр комедии,
психологич. драмы и мелодрамы. Особым успехом пользовались его комедии,
отличавшиеся блестящим диалогом и неожиданными ситуациями. В комедиях Ш.
выступали известные амер. акт„ры А. Лант и Л. Фонтанн. Ш. был членом
Т-ра драматургов (Playwright's Company) - организации, выступавшей
против коммерч. т-ра. В 1937- 1940-президент амер. Лиги драматургов.
Работал в кино как сценарист.
Лит.: Gassner J., The theatre in our times, N. Y., 1954; Krutch J.
W., The American drama since 1918, L., 1957; Лоусон Д. Г., Теория и
практика создания пьесы и киносценария, М., 1960. /f. Г.
ШЕРЕМЕТЕВ, Николай Петрович [28.VI(9.VII) 1751- 2(14).1.1809], граф,-
владелец крупнейшего крепостного театра. Образование получил в
Лейденском ун-те. В 1769-73 знакомился с театр. жизнью Англии,
Голландии, Швейцарии, брал уроки музыки у парижского виолончелиста
Ивара. По возвращении из-за границы получил в наследство от отца - П. Б.
Шереметева - крепостной т-р в Кускове (близ Москвы) и организовал при
т-ре обучение крепостных сценич. иск-ву. В качестве педагогов были
приглашены видные моек. акт„ры - П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин, С.
Н. Сандунов, И. Ф. Лапин. Число крепостных акт„ров при Ш. доходило до
95. Среди них были П. И. Жемчугова (ставшая впоследствии женой Ш.), Т.
В. Шлыкова-Гранатова и др. В т-ре Ш. ставились оперы, балеты, комедии,
водевили. Спектакли т-ра в Кускове поражали современников своими
масштабами, великолепием и необычностью. В конце 18 в. Ш. перев„л свой
т-р из Кускова в др. подмосковное имение-Останкино.
Лит.: Дынник Т., Крепостной театр. М.-Л., 1933;
Елизарова Н., Театры Шереметевых, М., 1944. В. Вир.
Ш‚РЕР (Shearer), Мойра (р. 17.1.1926) - англ. артистка балета. В
1936-39 занималась в школе Н. Г. Легата в Лондоне, затем была принята в
школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1941 - в труппе "Интернейшонал балле", в 1942
вернулась в школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1946, исполнив партию Авроры,
заняла положение одной из ведущих танцовщиц труппы "Сэдлерс-Уэллс
балле". В 1951 оставила балет и перешла в драматич. т-р, снималась в
кино. Танец Ш. отличался музыкальностью, л„гкостью я. поэтичностью.
Партии: Жизель, Одетта-Одиллия; Балерина ("Симфонические вариации" на
муз. Франка), Сванильда ("Коппелия"), Золушка; графиня Китти ("Сирены"
Бернерса), Жена ("Дон Жуан" на муз. Штрауса), Коломбина ("Карнавал") и
др.
Лит.: Fisher Н., Moira Shearer, L., 1952 ("Dancers of today" series,
ј 2). Ham P
ШЕРИДАН (Sheridan), Маргарет (15.X.1889 - 16.IV.1958) - ирл. артистка
оперы (лирико-драматич. сопрано). Пению училась в Лондонской Королевской
муз. академии, совершенствовалась в Риме у А. Мар-тино. В 1919
дебютировала в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", с этого же года пела в
Италии (гл. обр. в т-ре "Ла Скалам), где и снискала мировую славу как
выдающийся интерпретатор опер Верди. Участвовала во мн. пост.,
осуществлявшихся А. Тосканини в т-ре "Л а Скала": "Турандот", "Джанни
Скикки" Пуччини, "Вали" Каталани. Композитор Пуччини подготовил с Ш.
партию Манон в опере "Манон Леско" и считал е„ лучшей исполнительницей
партии Чио-Чио-сан. Ш. пела в США, в Лондоне. Оставила сцену в 1939.
Была выдающейся представительницей итал. вок. школы. Обладала- голосом
т„плого и лучистого тона, исполнение е„ отличалось душевной
взволнованностью.
Лучшие партии: Мими, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот"), Маддалена ("Андре
Шенье" Джордано), Ирис (о. п. Маска-ньи).
Выступала с знаменитым итал. тенором А. Пертиле. Вс. Т.
ШЕРИДАН (Sheridan), Ричард Бринсли (30. X. 1751, Дублин,-7.VII.1816,
Лондон) - англ. драматург, театр. деятель. Сын акт„ра Т. Шеридана и
писательницы Ф. Шеридан. Окончил аристократич. школу Харроу, затем
учился в юридич. учебном заведении Темпл. В 1773 женился на известной
Страницы: «« « 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |