Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613  2614   2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623  » »»

р. 45-46. Д. ffe.
   ШЕРВАШЙДЗЕ (Чачба), Александр Константинович (12(24).XII.1867 - после
1958, во Фраяции] - театральный художник, абхазец  по  нац.,  работал  в
России, Грузии и за границей. Занимался в Моск. уч-ще живописи, ваяния и
зодчества. С 1893 по 1906 жил в Париже,  где  обучался  в  мастерских  у
Жюлена  и   Кормона.   С   1907   работал   в   т-рах   Петербурга   как
декоратор-исполнитель и  художник-постановщик.  Самостоятельные  работы:
"Тристан и Изольда" Вагнера (1909), "Миранда" Казанли (1910), "Чудо роз"
Шенка (1914), "Талисман" Дриго (1909) - все  в  Ма-риинском  т-ре;  "Шут
Тантрис"  Хардта  (1910),  "Гамлет"  (1912);  "Завтрак  у  предводителя"
Тургенева (1913), "Тот, кто получает  пощечины"  Л.  Андреева  (1917)  -
Александрийский т-р; "Благочестивая Марта"  Тирсо  де  Молины  (1911)  -
Старинный театр и др. В 1918 организовал  Сухумское  артистич.  об-во  и
совместно с Н. И. Бутковской открыл театр. курсы,  на  к-рых  занималась
абхазская молод„жь. Здесь была пост.  инсценировка  абхаз,  нар.-героич.
песни "Раненный в сердце" по сценарному плану Ш. С 1922 жил во  Франции,
работал как художник-исполнитель в антрепризе С. П. Дягилева. Осуществил
декорации  к  балету  "Шота  Руставели"  Онеггера,  Арсана  и  Черепнина
(Монте-Карло, 1946), спектаклям "Женитьба"  Гоголя,  "Месяц  в  деревне"
Тургенева (Театр Марэ в Брюсселе, 1922) и др. М. П.
   ШЕРВУД (Sherwood), Роберт Эммет (4. IV. 1896 -  14.XI.1955)  -  амер.
драматург. Окончил Гарвардский ун-т (1918). Лит. деятельность начал  как
журналист. В первой пьесе  -  "Дорога  в  Рим"  (1927,  т-р  "Плейхаус",
Нью-Йорк)-антивоенной комедии, сатирически изображающей пгоход Ганнибала
на Рим, Ш. начал разрабатывать основную тему своего творчества -  борьбу
за мир. В  развитии  этой  темы  драматург  проходит  разл.  стадии:  от
пацифизма до  признания  войны  против  агрессора.  Др.  важнейшая  тема
драматургии Ш.- разочарование в совр.  цивилизации.  Но  Ш.  не  считает
необходимым революц. преобразования, его протест часто  принимает  форму
либеральной усмешки, или пессимизма.
   Пьесы:  "Муж  королевы"  (1928,  т-р  "Плейхаус",  Нью-Йорк),   "Мост
Ватерлоо" (1930, т-р "Фултон", там же), "Свидание  в  Вене"  (1931,  т-р
"Мартин Бек", там же), "Окаменелый лес" (1935, т-р Бродх„рст,  там  же),
"Акрополис" (в США пьеса не была  пост.;  1933,  т-р  "Лирик",  Лондон).
Пулицеровской  пр.  награждены  пьесы:  "Радость  идиота"   (1936,   т-р
"Шуберт", Нью-Йорк) о приближении 2-й  мировой  войны;  "Эб  Линкольн  в
Иллинойсе" (1938, т-р "Плимут, там же) - историч. драма об А. Линкольне,
"Не будет ночи" (1940, т-р "-Алвинг", там же). После  войны  Ш.  написал
пьесы "Трудная дорога" (1945, т-р  "Плимут",  там  же),  "Мисс  Свобода"
(1949, т-р "Импириал", там же), "Маленькая война в горах Миррей"  (1957,
т-р Э. Барримор,' там же).
   Ш. писал в разных жанрах, но в основном  разрабатывал  жанр  комедии,
психологич. драмы и мелодрамы. Особым успехом пользовались его  комедии,
отличавшиеся блестящим диалогом и неожиданными ситуациями. В комедиях Ш.
выступали известные амер. акт„ры А. Лант и Л.  Фонтанн.  Ш.  был  членом
Т-ра  драматургов  (Playwright's  Company)  -  организации,  выступавшей
против коммерч. т-ра. В 1937-  1940-президент  амер.  Лиги  драматургов.
Работал в кино как сценарист.
   Лит.: Gassner J., The theatre in our times, N. Y.,  1954;  Krutch  J.
W., The American drama since 1918, L., 1957;  Лоусон  Д.  Г.,  Теория  и
практика создания пьесы и киносценария, М., 1960. /f. Г.
   ШЕРЕМЕТЕВ, Николай Петрович [28.VI(9.VII) 1751- 2(14).1.1809], граф,-
владелец  крупнейшего  крепостного   театра.   Образование   получил   в
Лейденском  ун-те.  В  1769-73  знакомился  с  театр.   жизнью   Англии,
Голландии, Швейцарии,  брал  уроки  музыки  у  парижского  виолончелиста
Ивара. По возвращении из-за границы получил в наследство от отца - П. Б.
Шереметева - крепостной т-р в Кускове (близ Москвы)  и  организовал  при
т-ре обучение крепостных  сценич.  иск-ву.  В  качестве  педагогов  были
приглашены видные моек. акт„ры - П. А. Плавильщиков, Я. Е.  Шушерин,  С.
Н. Сандунов, И. Ф. Лапин. Число крепостных акт„ров при  Ш.  доходило  до
95. Среди них были П. И. Жемчугова (ставшая впоследствии женой  Ш.),  Т.
В. Шлыкова-Гранатова и др. В т-ре Ш. ставились оперы,  балеты,  комедии,
водевили.  Спектакли  т-ра  в  Кускове  поражали  современников   своими
масштабами, великолепием и необычностью. В конце 18 в. Ш.  перев„л  свой
т-р из Кускова в др. подмосковное имение-Останкино.
   Лит.: Дынник Т., Крепостной театр. М.-Л., 1933;
   Елизарова Н., Театры Шереметевых, М., 1944. В. Вир.
   Ш‚РЕР (Shearer), Мойра (р. 17.1.1926)  -  англ.  артистка  балета.  В
1936-39 занималась в школе Н. Г. Легата в Лондоне, затем была принята  в
школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1941 - в труппе "Интернейшонал балле",  в  1942
вернулась в школу  "Сэдлерс-Уэллс".  В  1946,  исполнив  партию  Авроры,
заняла  положение  одной  из  ведущих  танцовщиц  труппы  "Сэдлерс-Уэллс
балле". В 1951 оставила балет и перешла в  драматич.  т-р,  снималась  в
кино. Танец Ш. отличался музыкальностью, л„гкостью я. поэтичностью.
   Партии: Жизель, Одетта-Одиллия; Балерина ("Симфонические вариации" на
муз. Франка), Сванильда ("Коппелия"), Золушка; графиня  Китти  ("Сирены"
Бернерса), Жена ("Дон Жуан" на муз. Штрауса), Коломбина  ("Карнавал")  и
др.
   Лит.: Fisher Н., Moira Shearer, L., 1952 ("Dancers of today"  series,
ј 2). Ham P
   ШЕРИДАН (Sheridan), Маргарет (15.X.1889 - 16.IV.1958) - ирл. артистка
оперы (лирико-драматич. сопрано). Пению училась в Лондонской Королевской
муз.  академии,  совершенствовалась  в  Риме  у  А.  Мар-тино.  В   1919
дебютировала в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", с этого же года  пела  в
Италии (гл. обр. в т-ре "Ла Скалам), где и снискала  мировую  славу  как
выдающийся  интерпретатор  опер  Верди.  Участвовала   во   мн.   пост.,
осуществлявшихся А. Тосканини в т-ре "Л а  Скала":  "Турандот",  "Джанни
Скикки" Пуччини, "Вали" Каталани. Композитор  Пуччини  подготовил  с  Ш.
партию Манон в опере "Манон Леско" и считал е„  лучшей  исполнительницей
партии Чио-Чио-сан. Ш. пела в США, в Лондоне.  Оставила  сцену  в  1939.
Была выдающейся представительницей итал. вок. школы.  Обладала-  голосом
т„плого  и   лучистого   тона,   исполнение   е„   отличалось   душевной
взволнованностью.
   Лучшие партии: Мими, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот"), Маддалена ("Андре
Шенье" Джордано), Ирис (о. п. Маска-ньи).
   Выступала с знаменитым итал. тенором А. Пертиле. Вс. Т.
   ШЕРИДАН (Sheridan), Ричард Бринсли (30. X. 1751,  Дублин,-7.VII.1816,
Лондон) - англ. драматург, театр. деятель.  Сын  акт„ра  Т.  Шеридана  и
писательницы Ф.  Шеридан.  Окончил  аристократич.  школу  Харроу,  затем
учился в юридич. учебном заведении Темпл. В 1773  женился  на  известной

Страницы: «« « 2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613  2614   2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия