Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617  2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627  » »»

работу по воспитанию режисс„ров и акт„ров,  в  1946  организовал  театр.
школу в Лодзи, с 1951 руководил отделом т-ра Гос. ин-та иск-в в Варшаве,
созданным по его инициативе, редактировал журнал "Театральный  дневник",
был председателем  Союза  польских  артистов  т-ра  и  кино.  Ш.-  автор
многочисл. статей и рецензий по вопросам т-ра и кино.
   Лит.: "Teatr", 1954, ј 10; "Pamietnik teatralny", 1955.  ј  3-4  (оба
журнала посвящены памяти Л. Шиллера);
   "Театр", 1950, ј 4, с. 91-100; 1962, ј 7, с. 160-62.
   ШИЛЛЕР  (Schiller),  Фридрих  (10.XI.1759,  Map-бах,-  9.  V.   1805,
Веймар)- нем. поэт, драматург и теоретик иск-ва. Род. в  семье  офицера.
Был  принудительно  зачислен  в  закрытое  военное  уч-ще,   при   дворе
вюртембергского герцога Карла Евгения. Несмотря на жестокий  казарменный
режим училища, пристально следил за обществ, и лит. жизнью, читал Г.  Э.
Лессинга, Шекспира,  Г„те,  Ж.  Ж.  Руссо,  увлеч„нно  воспринимал  идеи
движения "Бури и натиска" ("Штурм унд дранг"). Ранние стихи Ш.  выражали
пылкое свободолюбие,  ненависть  к  феодальному  беззаконию,  к  тирании
властей, отвращение к трусливому филистерству, симпатии к угнет„нным.  В
уч-ще Ш. написал  свою  первую  драму  "Разбойники"  (1780)  по  мотивам
новеллы  К.  Шубарта.  В  ней  воплотились  социэльно-этич.   идеалы   и
художеств. принципы "Бури и натиска". Смертельная вражда кровных братьев
(популярная тема  в  драматургии  штюрмеров)  олицетворяла  столкновение
благородного свободолюбия с корыстным  властолюбием.  Достоинства  Карла
делают его главар„м шайки разбойников, но эти же  достоинства  вынуждают
его покинуть шайку, добровольно сдаться  властям,  т.  к.  "злом  нельзя
исправить зло". Пьеса имела характерные для движения  "Бури  и  натиска"
черты: противопоставление естественных страстей бездушной рассудочности,
культ   неограниченной   свободы   личности,   отказ   от   нормативных,
дисциплинарных ограничений и от примирения  с  действительностью.  Пьеса
первоначально была издана анонимно, пост. в 1782 в Мангеймском  т-ре  за
пределами   Вюртемберга.   Каждый   спектакль   превращался   в   бурную
манифестацию. Интеллигенция, молод„жь шумно приветствовали поэта, реакц.
журналы  резко  осуждали  пьесу.  Герцог  приказал  арестовать  Ш.   (за
самовольную отлучку за границу) и особым  приказом  воспретил  "сочинять
комедии и подобную чепуху". Осенью 1782 Ш.  бежал  из  Вюртемберга  [2-е
изд. "Разбойников" вышло с именем автора  и  девизом  In  tyrannos!  (На
тиранов!)]. Наступили годы лишений и скитаний, мучительных разочарований
и упорных поисков смысла жизни и творчества. К этому времени относится и
первая  тео-ретич.  работа  Ш.,  посв.  сценич.  иск-ву,-"О  современном
немецком  театре"  (1782).  В  духе  просветит.  традиций  Ш.  писал   о
назначении т-ра, к-рый "...развертывает перед нами разнообразное зрелище
страданий человеческих. Он ...вознаграждает... приобретением мужества  и
опытности" (Собр.  соч.,  т.  6,  M.,  1957,  с.  20).  В  1783  Ш.  жил
преимущественно в Мангейме, состоял в штате Мангеймского т-ра.  Историч.
драму "Заговор  Фиеско  в  Генуе"  (1784,  Мангеймский  т-р)  Ш.  назвал
"республиканской трагедией". Герой пьесы, честолюбивый, умный аристократ
возглавляет нар. восстание и сам узурпирует власть. Драматург  оспаривал
штюрмерский индивидуализм и воплощал в этом произв. свои представления о
внутр. закономерностях  любой  политич.  борьбы,  неизбежно  выдвигающей
расч„тливых властолюбцев. Ш.  карает  героя,  изменившего  идеалам  нар.
свободы (Фиеско  убивает  республиканец  Веррина),  но  завершает  пьесу
примирение республиканцев со старым герцогом.  В  спектакле  Ш.  изменил
конец-Фиеско не погибал, а раскаивался в  своих  честолюбивых  замыслах.
Пьеса "Заговор Фиеско" имела  меньший  успех,  чем  "Разбойники".  Ш.  в
письме к Рейнвальду 5 .мая 1784с  горечью  писал,  что  "республиканская
свобода здесь звук без всякого значения, пустое слово". Знаменателен был
успех его новой драмы "Коварство  и  любовь"  (1784,  Мангеймский  т-р).
Коварство бездушных честолюбцев, придворных карьеристов разрушает любовь
молодого аристократа  и  девушки  из  плебейской  семьи.  Нем.  Ромео  и
Джульетту  убивает  не  слепая  ненависть  родовой  вражды,  не  трагич.
сцепление случайностей,  как  героев  Шекспира,  а  хитроумные  расч„ты,
целеустремл„нная  интрига,  власть  сословных   предрассудков,   т.   е.
конкретная действительность  нем.  феодального  захолустья.  Традиционно
штюрмерское     противопоставление     благородной      чувствительности
бесчеловечному  рассудку  стало  в  этой  пьесе  -  "...первой  немецкой
политически тенденциозной драме" (см. Ф.  Энгельс,  в'кн.:  Маркс  К.  и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30,  с.  333)  -  общественно-исто  рич.  и
художеств. правдой. Это подч„ркивается эпизодом, в к-ром  рассказывается
о продаже солдат в иностр. армии,  об  одном  из  гнусных  обычаев  нем.
абсолютизма. С 1783 вМангейме Ш. начал издавать журн. "Рейнская  Талия".
В первом номере были опубликованы сцены новой драмы  Ш.  Дон  Карлос"  и
текст речи "Театр. как нравственное учреждение", в  к-рой  Ш.  стремился
сочетать    просветительные    идеалы     иск-ва     с     штюрмер-скими
сентименталистскими   представлениями   о    стихийной    иррациональной
чувственной природе художеств. творчества. В том же году Ш.  переехал  в
Лейпциг, затем в Дрезден. Работа над пьесой  "Дон  Карлос"  продолжалась
более 4 лет и  в  окончат,  варианте  пьеса  стала  поэтич.  и  политич.
трагедией (1787, Гамбургский, Мангеймский  т-ры).  Это  -  первая  пьеса
Ш.,написанная в стихах. Ш. отказывается от штюрмер-ской свободы языка  и
композиции. Поиски более строгой драматургич. формы выражают искания  Ш.
объективных гармонич. обществ, идеалов. Мятежный  субъективизм  "Бури  и
натиска", отвергающий законы морали, обществ, обязательства  и  эстетич.
нормы, уступает осознанию ответственности индивидуума  перед  обществом,
необходимости  прочных  нравственных  принципов.  Образ   маркиза   Позы
олицетворяет бескорыстное, самозабвенное  служение  идеалам  гражданской
свободы,   человечности.   В   пьесе   реалистически   раскрыты   внутр.
противоречия  сложных,  пластически  изображенных  персонажей.  Показана
несостоятельность просветительских иллюзий, невозможность перевоспитания
тиранов,  жесткая  сила  великодержавной  власти,  подавляющей  гуманный
порыв, даже если он возникает в душе самого монарха. В конце 80-х гг. Ш.
испытывал  идейно-творческий  кризис,  сомневался  в  смысле  и  задачах
иск-ва. Считая,  что  лит-ра  и  т-р  должны  служить  человечеству,  Ш.
отвергал штюрмерский нигилизм, требования абсолютной  свободы  страстей,
неограниченного творческого самовыражения. Но он не  соглашался  с  тем,
что иск-во должно быть только вспомогательной  силой,  только  средством
распространения философских теорий, пропагандой нравственных законов. Он
пристально исследовал собственное творчество ("Письма  о  Дон  Карлосе",
1788), изучал историю, философию. Особое внимание Ш. привлекало античное
иск-во. Он обращался к античным традициям, стремясь по-новому  осмыслить
художеств. наследство тех эпох, когда все виды  иск-ва  и  поэзии  имели
решающее значение для обществ, жизни.Ш.приш„л к  убеждению,  что  только

Страницы: «« « 2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617  2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия