Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 » »» восстание, на вооруж„нную борьбу против угнетателей ("если все испробованы средства, тогда разящий оста„тся меч"), Ш. вместе с тем настаивает, чтобы средства нар. борьбы были достойны е„ благородных целей. Нек-рые критики видят в гуманистич. морализме Ш. наивную ограниченность, филистерские предрассудки и этим объясняют художеств. недостаток его драм - риторичность, нарочитую идеализацию персонажей, служащих "рупорами" авторских идей, иллюстративную искусственность отдельных эпизодов, вс„ то, что К. Маркс и Ф. Энгельс назвали "шиллеризацией". Но проповедническая страстность поэзии Ш., е„ наивная и в то же время благородная целеустремл„нность, утверждение абсолютных законов человечности, необходимости деятельной доброты, свободы и правды в обществ. жизни, в отношениях между отдельными людьми создали бессмертное обаяние т-ра Ш. и побудили Белинского назвать Ш. благородным адвокатом человечества. Поэтому драмы Ш. занимали большое место в репертуаре первых сов. т-ров в годы гражд. войны, в эпоху становления сов. иск-ва. Развитие драматургии Ш. от "Разбойников" до "Вильгельма Телля" определялось развитием его философских взглядов, общественно-исто рич. мировоззрения. На творчестве Ш. отразились опыт франц. революции, результаты войн и политич. кризисов, разрушение просветительских иллюзий, угасание мятежных настроений сентименталистов и романтиков. В своей первой юношеской драме он показал одинокого смятенного героя, запутавшегося в неразрешимых противоречиях и потерпевшего неизбежное поражение, а в последней драме он славит победу нар. восстания, героя, побеждающего в содружестве с народом. В творчестве Ш. проявлялись наивные идеа-листич. мотивы, он испытывал приступы отчаяния, но всегда оставался верен принципам гуманизма. Сценическая история пьес Ш. Среди известных исполнителей пьес Ш. в Германии: "Р а з б о й-н и к и" - Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк, А.Матковский, Л. Бар-най (Карл); А. В. Иффланд, Л.Девриент, Э. Поссарт, II. Веге-нер (Франц). "Коварство и любовь" - Л. Барнай, М. Девриент (Президент); Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк, Э. Дев-риент, А. Зонненталь (Фердинанд); Иффланд (Вурм). "Дон К a p л о с" -И. Ф. Брокман, М. Девриент, К. Фихт-нер (Дон Карлос); Э. Девриент, А. Зонненталь, А. Матков-ский, А. Моисеи (маркиз Поза); А. В. Иффланд, А. Басерман (Филипп). "М ария Стюарт" - Ягеман, С. Шредер (Елизавета); Флекк, Ф. А. Унцельман, Ш. Вольтер (Мария). "Вильгельм Т е л л ь" - Л. Барнай, А. Моисеи (Вильгельм Телль). В России: "Разбойники" - П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Роб. Адельгейм, П. В. Самойлов, М. В. Дальский (Карл); П. С. Мочалов, М. Т. Иванов-Ко-зельский, Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский (Франц). "К о-варство и любов ь" - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Р. Б. Апполонский, М. В. Дальский, Ф. П. Горев, Н. П. Россов, Ю. М. Юрьев, К. С. Станиславский, А. А. Остужев (Фердинанд), Е. С. Сем„нова, Г. Н. Федотова (леди Мильфорд); М. И. Велизарский (Луиза), М. С. Щепкин (Вурм), П. С. Мочалов, М. С. Щепкин (Миллер). "Дон К а р л о с" - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, М. В. Дальский (Дон Карлос); А. П. Ленский (Филипп), А. И. Южин, М. М. Петипа (маркиз Поза). "М ария С т ю а р т" - Г. Н. Федотова (Елизавета), М. Н. Ермолова (Мария). "Орлеанская д е в а" - М. Н. Ермолова (Иоанна). Наиболее значит, постановки пьес Ш. на советской сцене: "Разбойники" - Большой драматический т-р, Петроград (1919,Карл - Максимов, Франц - Монахов), Малый т-р (1929, Карл - Остужев, Франц - Рыбников), Т-р им. Руставели (под назв. "Ин Тиранос", 1933, Карл - Хорава, Франц - Васадзе); "Дон Карлос" - Большой драматич. т-р (1919, Филипп - Монахов, Дон Карлос - Максимов, маркиз Поза - Юрьев); "Коварство и любовь" - пьеса особенно много ставится в нац. республиках - Армении, Грузии, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Эстонии и др.; "Мария Стюарт" - Ленингр. Новый т-р (1938, Мария - Будрейко), Моск. т-р Ленсовета (1940, Мария -По-ловикова), Моск. т-р Революции (1941, Елизавета-Гли-зер, Мария-Супротивная), Театр им. Марджанишвили (1955, Елизавета - Такайшвили, Мария - Анджапаридзе), Художеств. т-р Латв. ССР (1956, Мария - Берзинь), МХАТ (1957, Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова). На сюжеты пьес Ш. написаны оперы: "Луиза Миллер" (в основу положена пьеса "Коварство и любовь") Дж. Верди (1849, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Дон Карлос" Дж. Верди (1867, "Гранд-Опера", Париж), "Орлеанская дева" П. И. Чайковского (1881, Мариинский т-р, Петербург), "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1829, Париж). Соч.: Gesammelte Werke, B d 1-8, В., 1954-55; Samtliche Werke, Hist.krit. Ausgabe. Hrsg. 0. Gunther, G. Witkowski, Bd 1-20, Lpz., 1910-1911; Полное собр. соч. в переводах русских писателей. Ред. Н. Гербель, 7 изд., т. 1-3, СПБ, 1893; Собр. соч., под ред. С. Венгерова, т. 1- 4, СПБ, 1901-1902; Собр. соч., под ред. Ф. П. Шиллера, т. 1-8, М.-Л., 1936-1950; Собр. соч., под ред. Н. Н. Виль-монта и Р. М. Самарина, т. 1-7, М-,1955-57; Избр. произв. т. 1-2, M., 1959. Лит.:' Бахтин Н., Библиографич. очерк русской лит-ры о Ш., в кн. Шиллер Ф., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1902; Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер, М., 1955; Лозинская Л. Я., Фридрих Шиллер, М., 1960; Wiese B. von. Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Hamb., 1948; Der Dramatiker F. Schiller und sein Verhaltnis zur Buhne, Munster, 1955; L o t a r P., Friedrich Schiller, Stuttg., 1959. JJee. K. ШЙЛЛЕР-ТЕАТР(8спШег-Тпеа1ег)- нем. театр. Находится в Зап. Берлине. Открыт в 1894 на средства акционерного об-ва. В наблюдательный совет об-ва входили представители прогрессивной интеллигенции (режисс„р М. Грубе, писатели Г. Зудерман и О. Ней-ман-Хофер, директор Нац. галереи М. Иордан). Они стремились создать художественно-просветительский т-р для широкой публики с репертуаром из произведений нац. и мировой классики и лучших совр. драм. "Ш.-т." открылся в помещении бывшего "Вальнер-театра" (в 1902 был открыт его филиал). В 1907 об-во, получив часть средств от районного магистрата, открыло второй "Ш.-т." в р-не Шарлоттенбурга. Директором двух т-ров и филиала был Р. Л„венфельд. Благодаря системе абонементов часть билетов продавалась по удешевл„нным ценам. С целью приобщить широкую публику к классич. лит-ре устраивались поэтич. вечера, перед началом спектакля читались лекции о пьесе, в театр. программах подробно анализировался творческий путь автора и его драматич. произведение. Театр включил в репертуар мало известные пьесы нем. драматургов (Г. Сакса), осуществил пост. пьес прогрессивных нем. авторов 19 в. ("Коса и меч" Гуцкова, "Журналисты" Фрейтага), скандинавских драматургов. Однако в репертуаре т-ра уже в первые сезоны были также и незначительные комедии и фарсы. Страницы: «« « 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |