|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 » »» восстание, на вооруж„нную борьбу против угнетателей ("если все
испробованы средства, тогда разящий оста„тся меч"), Ш. вместе с тем
настаивает, чтобы средства нар. борьбы были достойны е„ благородных
целей. Нек-рые критики видят в гуманистич. морализме Ш. наивную
ограниченность, филистерские предрассудки и этим объясняют художеств.
недостаток его драм - риторичность, нарочитую идеализацию персонажей,
служащих "рупорами" авторских идей, иллюстративную искусственность
отдельных эпизодов, вс„ то, что К. Маркс и Ф. Энгельс назвали
"шиллеризацией". Но проповедническая страстность поэзии Ш., е„ наивная и
в то же время благородная целеустремл„нность, утверждение абсолютных
законов человечности, необходимости деятельной доброты, свободы и правды
в обществ. жизни, в отношениях между отдельными людьми создали
бессмертное обаяние т-ра Ш. и побудили Белинского назвать Ш. благородным
адвокатом человечества. Поэтому драмы Ш. занимали большое место в
репертуаре первых сов. т-ров в годы гражд. войны, в эпоху становления
сов. иск-ва.
Развитие драматургии Ш. от "Разбойников" до "Вильгельма Телля"
определялось развитием его философских взглядов, общественно-исто рич.
мировоззрения. На творчестве Ш. отразились опыт франц. революции,
результаты войн и политич. кризисов, разрушение просветительских
иллюзий, угасание мятежных настроений сентименталистов и романтиков. В
своей первой юношеской драме он показал одинокого смятенного героя,
запутавшегося в неразрешимых противоречиях и потерпевшего неизбежное
поражение, а в последней драме он славит победу нар. восстания, героя,
побеждающего в содружестве с народом. В творчестве Ш. проявлялись
наивные идеа-листич. мотивы, он испытывал приступы отчаяния, но всегда
оставался верен принципам гуманизма.
Сценическая история пьес Ш. Среди известных исполнителей пьес Ш. в
Германии: "Р а з б о й-н и к и" - Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк, А.Матковский,
Л. Бар-най (Карл); А. В. Иффланд, Л.Девриент, Э. Поссарт, II. Веге-нер
(Франц). "Коварство и любовь" - Л. Барнай, М. Девриент (Президент); Г.
Бек, И. Ф. Ф. Флекк, Э. Дев-риент, А. Зонненталь (Фердинанд); Иффланд
(Вурм). "Дон К a p л о с" -И. Ф. Брокман, М. Девриент, К. Фихт-нер (Дон
Карлос); Э. Девриент, А. Зонненталь, А. Матков-ский, А. Моисеи (маркиз
Поза); А. В. Иффланд, А. Басерман (Филипп). "М ария Стюарт" - Ягеман, С.
Шредер (Елизавета); Флекк, Ф. А. Унцельман, Ш. Вольтер (Мария).
"Вильгельм Т е л л ь" - Л. Барнай, А. Моисеи (Вильгельм Телль).
В России: "Разбойники" - П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Роб.
Адельгейм, П. В. Самойлов, М. В. Дальский (Карл); П. С. Мочалов, М. Т.
Иванов-Ко-зельский, Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский (Франц). "К о-варство
и любов ь" - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Р. Б.
Апполонский, М. В. Дальский, Ф. П. Горев, Н. П. Россов, Ю. М. Юрьев, К.
С. Станиславский, А. А. Остужев (Фердинанд), Е. С. Сем„нова, Г. Н.
Федотова (леди Мильфорд); М. И. Велизарский (Луиза), М. С. Щепкин
(Вурм), П. С. Мочалов, М. С. Щепкин (Миллер). "Дон К а р л о с" - В. А.
Каратыгин, П. С. Мочалов, М. В. Дальский (Дон Карлос); А. П. Ленский
(Филипп), А. И. Южин, М. М. Петипа (маркиз Поза). "М ария С т ю а р т" -
Г. Н. Федотова (Елизавета), М. Н. Ермолова (Мария). "Орлеанская д е в а"
- М. Н. Ермолова (Иоанна).
Наиболее значит, постановки пьес Ш. на советской сцене: "Разбойники"
- Большой драматический т-р, Петроград (1919,Карл - Максимов, Франц -
Монахов), Малый т-р (1929, Карл - Остужев, Франц - Рыбников), Т-р им.
Руставели (под назв. "Ин Тиранос", 1933, Карл - Хорава, Франц -
Васадзе); "Дон Карлос" - Большой драматич. т-р (1919, Филипп - Монахов,
Дон Карлос - Максимов, маркиз Поза - Юрьев); "Коварство и любовь" -
пьеса особенно много ставится в нац. республиках - Армении, Грузии,
Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Эстонии и др.; "Мария Стюарт" -
Ленингр. Новый т-р (1938, Мария - Будрейко), Моск. т-р Ленсовета (1940,
Мария -По-ловикова), Моск. т-р Революции (1941, Елизавета-Гли-зер,
Мария-Супротивная), Театр им. Марджанишвили (1955, Елизавета -
Такайшвили, Мария - Анджапаридзе), Художеств. т-р Латв. ССР (1956, Мария
- Берзинь), МХАТ (1957, Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова).
На сюжеты пьес Ш. написаны оперы: "Луиза Миллер" (в основу положена
пьеса "Коварство и любовь") Дж. Верди (1849, т-р "Сан-Карло", Неаполь),
"Дон Карлос" Дж. Верди (1867, "Гранд-Опера", Париж), "Орлеанская дева"
П. И. Чайковского (1881, Мариинский т-р, Петербург), "Вильгельм Телль"
Дж. Россини (1829, Париж).
Соч.: Gesammelte Werke, B d 1-8, В., 1954-55; Samtliche Werke,
Hist.krit. Ausgabe. Hrsg. 0. Gunther, G. Witkowski, Bd 1-20, Lpz.,
1910-1911; Полное собр. соч. в переводах русских писателей. Ред. Н.
Гербель, 7 изд., т. 1-3, СПБ, 1893; Собр. соч., под ред. С. Венгерова,
т. 1- 4, СПБ, 1901-1902; Собр. соч., под ред. Ф. П. Шиллера, т. 1-8,
М.-Л., 1936-1950; Собр. соч., под ред. Н. Н. Виль-монта и Р. М.
Самарина, т. 1-7, М-,1955-57; Избр. произв. т. 1-2, M., 1959.
Лит.:' Бахтин Н., Библиографич. очерк русской лит-ры о Ш., в кн.
Шиллер Ф., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1902; Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер,
М., 1955;
Лозинская Л. Я., Фридрих Шиллер, М., 1960;
Wiese B. von. Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Hamb.,
1948; Der Dramatiker F. Schiller und sein Verhaltnis zur Buhne, Munster,
1955; L o t a r P., Friedrich Schiller, Stuttg., 1959. JJee. K.
ШЙЛЛЕР-ТЕАТР(8спШег-Тпеа1ег)- нем. театр. Находится в Зап. Берлине.
Открыт в 1894 на средства акционерного об-ва. В наблюдательный совет
об-ва входили представители прогрессивной интеллигенции (режисс„р М.
Грубе, писатели Г. Зудерман и О. Ней-ман-Хофер, директор Нац. галереи М.
Иордан). Они стремились создать художественно-просветительский т-р для
широкой публики с репертуаром из произведений нац. и мировой классики и
лучших совр. драм. "Ш.-т." открылся в помещении бывшего "Вальнер-театра"
(в 1902 был открыт его филиал). В 1907 об-во, получив часть средств от
районного магистрата, открыло второй "Ш.-т." в р-не Шарлоттенбурга.
Директором двух т-ров и филиала был Р. Л„венфельд. Благодаря системе
абонементов часть билетов продавалась по удешевл„нным ценам. С целью
приобщить широкую публику к классич. лит-ре устраивались поэтич. вечера,
перед началом спектакля читались лекции о пьесе, в театр. программах
подробно анализировался творческий путь автора и его драматич.
произведение. Театр включил в репертуар мало известные пьесы нем.
драматургов (Г. Сакса), осуществил пост. пьес прогрессивных нем. авторов
19 в. ("Коса и меч" Гуцкова, "Журналисты" Фрейтага), скандинавских
драматургов. Однако в репертуаре т-ра уже в первые сезоны были также и
незначительные комедии и фарсы.
Страницы: «« « 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |