Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618   2619  2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627   2628   2629  » »»

восстание,  на  вооруж„нную  борьбу  против   угнетателей   ("если   все
испробованы средства, тогда разящий оста„тся  меч"),  Ш.  вместе  с  тем
настаивает, чтобы средства нар.  борьбы  были  достойны  е„  благородных
целей.  Нек-рые  критики  видят  в  гуманистич.  морализме  Ш.   наивную
ограниченность, филистерские предрассудки и  этим  объясняют  художеств.
недостаток его драм - риторичность,  нарочитую  идеализацию  персонажей,
служащих  "рупорами"  авторских  идей,  иллюстративную   искусственность
отдельных  эпизодов,  вс„  то,  что  К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс   назвали
"шиллеризацией". Но проповедническая страстность поэзии Ш., е„ наивная и
в то же время  благородная  целеустремл„нность,  утверждение  абсолютных
законов человечности, необходимости деятельной доброты, свободы и правды
в  обществ.  жизни,  в  отношениях  между  отдельными   людьми   создали
бессмертное обаяние т-ра Ш. и побудили Белинского назвать Ш. благородным
адвокатом человечества.  Поэтому  драмы  Ш.  занимали  большое  место  в
репертуаре первых сов. т-ров в годы гражд. войны,  в  эпоху  становления
сов. иск-ва.
   Развитие  драматургии  Ш.  от  "Разбойников"  до  "Вильгельма  Телля"
определялось развитием его философских взглядов,  общественно-исто  рич.
мировоззрения.  На  творчестве  Ш.  отразились  опыт  франц.  революции,
результаты  войн  и  политич.  кризисов,   разрушение   просветительских
иллюзий, угасание мятежных настроений сентименталистов и  романтиков.  В
своей первой юношеской драме  он  показал  одинокого  смятенного  героя,
запутавшегося в неразрешимых  противоречиях  и  потерпевшего  неизбежное
поражение, а в последней драме он славит победу нар.  восстания,  героя,
побеждающего в  содружестве  с  народом.  В  творчестве  Ш.  проявлялись
наивные идеа-листич. мотивы, он испытывал приступы отчаяния,  но  всегда
оставался верен принципам гуманизма.
   Сценическая история пьес Ш. Среди известных исполнителей  пьес  Ш.  в
Германии: "Р а з б о й-н и к и" - Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк,  А.Матковский,
Л. Бар-най (Карл); А. В. Иффланд, Л.Девриент, Э. Поссарт,  II.  Веге-нер
(Франц). "Коварство и любовь" - Л. Барнай, М. Девриент  (Президент);  Г.
Бек, И. Ф. Ф. Флекк, Э. Дев-риент, А.  Зонненталь  (Фердинанд);  Иффланд
(Вурм). "Дон К a p л о с" -И. Ф. Брокман, М. Девриент, К. Фихт-нер  (Дон
Карлос); Э. Девриент, А. Зонненталь, А. Матков-ский, А.  Моисеи  (маркиз
Поза); А. В. Иффланд, А. Басерман (Филипп). "М ария Стюарт" - Ягеман, С.
Шредер  (Елизавета);  Флекк,  Ф.  А.  Унцельман,  Ш.  Вольтер   (Мария).
"Вильгельм Т е л л ь" - Л. Барнай, А. Моисеи (Вильгельм Телль).
   В  России:  "Разбойники"  -  П.  С.  Мочалов,  Н.  X.  Рыбаков,  Роб.
Адельгейм, П. В. Самойлов, М. В. Дальский (Карл); П. С. Мочалов,  М.  Т.
Иванов-Ко-зельский, Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский (Франц). "К  о-варство
и любов ь" - В. А. Каратыгин, П.  С.  Мочалов,  Н.  X.  Рыбаков,  Р.  Б.
Апполонский, М. В. Дальский, Ф. П. Горев, Н. П. Россов, Ю. М. Юрьев,  К.
С. Станиславский, А. А. Остужев  (Фердинанд),  Е.  С.  Сем„нова,  Г.  Н.
Федотова (леди Мильфорд);  М.  И.  Велизарский  (Луиза),  М.  С.  Щепкин
(Вурм), П. С. Мочалов, М. С. Щепкин (Миллер). "Дон К а р л о с" - В.  А.
Каратыгин, П. С. Мочалов, М. В. Дальский (Дон  Карлос);  А.  П.  Ленский
(Филипп), А. И. Южин, М. М. Петипа (маркиз Поза). "М ария С т ю а р т" -
Г. Н. Федотова (Елизавета), М. Н. Ермолова (Мария). "Орлеанская д е в а"
- М. Н. Ермолова (Иоанна).
   Наиболее значит, постановки пьес Ш. на советской сцене:  "Разбойники"
- Большой драматический т-р, Петроград (1919,Карл -  Максимов,  Франц  -
Монахов), Малый т-р (1929, Карл - Остужев, Франц -  Рыбников),  Т-р  им.
Руставели (под  назв.  "Ин  Тиранос",  1933,  Карл  -  Хорава,  Франц  -
Васадзе); "Дон Карлос" - Большой драматич. т-р (1919, Филипп -  Монахов,
Дон Карлос - Максимов, маркиз Поза -  Юрьев);  "Коварство  и  любовь"  -
пьеса особенно много ставится в  нац.  республиках  -  Армении,  Грузии,
Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Эстонии и  др.;  "Мария  Стюарт"  -
Ленингр. Новый т-р (1938, Мария - Будрейко), Моск. т-р Ленсовета  (1940,
Мария  -По-ловикова),  Моск.  т-р  Революции  (1941,  Елизавета-Гли-зер,
Мария-Супротивная),  Театр  им.   Марджанишвили   (1955,   Елизавета   -
Такайшвили, Мария - Анджапаридзе), Художеств. т-р Латв. ССР (1956, Мария
- Берзинь), МХАТ (1957, Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова).
   На сюжеты пьес Ш. написаны оперы: "Луиза Миллер" (в  основу  положена
пьеса "Коварство и любовь") Дж. Верди (1849, т-р "Сан-Карло",  Неаполь),
"Дон Карлос" Дж. Верди (1867, "Гранд-Опера", Париж),  "Орлеанская  дева"
П. И. Чайковского (1881, Мариинский т-р, Петербург),  "Вильгельм  Телль"
Дж. Россини (1829, Париж).
   Соч.: Gesammelte Werke,  B  d  1-8,  В.,  1954-55;  Samtliche  Werke,
Hist.krit. Ausgabe. Hrsg. 0.  Gunther,  G.  Witkowski,  Bd  1-20,  Lpz.,
1910-1911; Полное собр. соч. в  переводах  русских  писателей.  Ред.  Н.
Гербель, 7 изд., т. 1-3, СПБ, 1893; Собр. соч., под ред.  С.  Венгерова,
т. 1- 4, СПБ, 1901-1902; Собр. соч., под ред. Ф.  П.  Шиллера,  т.  1-8,
М.-Л., 1936-1950; Собр.  соч.,  под  ред.  Н.  Н.  Виль-монта  и  Р.  М.
Самарина, т. 1-7, М-,1955-57; Избр. произв. т. 1-2, M., 1959.
   Лит.:' Бахтин Н., Библиографич. очерк русской  лит-ры  о  Ш.,  в  кн.
Шиллер Ф., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1902; Шиллер Ф.  П.,  Фридрих  Шиллер,
М., 1955;
   Лозинская Л. Я., Фридрих Шиллер, М., 1960;
   Wiese B. von. Die deutsche Tragodie von Lessing  bis  Hebbel,  Hamb.,
1948; Der Dramatiker F. Schiller und sein Verhaltnis zur Buhne, Munster,
1955; L o t a r P., Friedrich Schiller, Stuttg., 1959. JJee. K.
   ШЙЛЛЕР-ТЕАТР(8спШег-Тпеа1ег)- нем. театр. Находится в  Зап.  Берлине.
Открыт в 1894 на средства акционерного  об-ва.  В  наблюдательный  совет
об-ва входили представители  прогрессивной  интеллигенции  (режисс„р  М.
Грубе, писатели Г. Зудерман и О. Ней-ман-Хофер, директор Нац. галереи М.
Иордан). Они стремились создать художественно-просветительский  т-р  для
широкой публики с репертуаром из произведений нац. и мировой классики  и
лучших совр. драм. "Ш.-т." открылся в помещении бывшего "Вальнер-театра"
(в 1902 был открыт его филиал). В 1907 об-во, получив часть  средств  от
районного магистрата, открыло  второй  "Ш.-т."  в  р-не  Шарлоттенбурга.
Директором двух т-ров и филиала был  Р.  Л„венфельд.  Благодаря  системе
абонементов часть билетов продавалась по  удешевл„нным  ценам.  С  целью
приобщить широкую публику к классич. лит-ре устраивались поэтич. вечера,
перед началом спектакля читались лекции о  пьесе,  в  театр.  программах
подробно  анализировался  творческий  путь  автора   и   его   драматич.
произведение. Театр  включил  в  репертуар  мало  известные  пьесы  нем.
драматургов (Г. Сакса), осуществил пост. пьес прогрессивных нем. авторов
19 в. ("Коса  и  меч"  Гуцкова,  "Журналисты"  Фрейтага),  скандинавских
драматургов. Однако в репертуаре т-ра уже в первые сезоны были  также  и
незначительные комедии и фарсы.

Страницы: «« « 2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618   2619  2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627   2628   2629  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия