Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618  2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627   2628  » »»

слияние идейных, нравственных и эстетич. ценностей  прида„т  бессмертную
силу художеств. произведениям. В 1788 Ш. перев„л "Ифигению в  Авлиде"  и
"Финикиянок" Еврипида. В 1789 стал профессором истории в Иенском  ун-те.
События  франц.  бурж.  революции  1789-94  воспринял  как   исторически
необходимые  следствия   всего   предшествующего   развития   феодальной
государственности. Радовался крушению монархии, гордился  тем,  что  его
"Разбойники" имели успех в революц. Париже. В 1792 Конвент  присвоил  Ш.
звание "почетного гражданина французской Республики".  Однако  отношение
Ш. к событиям, происходившим во  Франции,  к  новым  обществ.-исто  рич.
проблемам, возникавшим из противоречивого развития бурж. революции, было
сложным. Ш. судил  о  политических  событиях  не  только  как  моралист,
поборник абсолютных вечных законов гуманизма, но и как  философ-историк;
он раньше  мн.  современников  увидел  бесплодность  террора,  к-рый  из
средства  революц.  борьбы  становился  самоцелью  и  расчищал  пути  не
революции,  а  реакции.  В  1795  Ш.  предсказал   наступление   военной
диктатуры. События  во  Франции,  окончившиеся  коронованием  Наполеона,
общественно-политич.  несостоятельность  нем.   феодальных   государств,
бедствия народа, войны и нищета обостряли  идейно-творч.  кризис  поэта.
Стараясь найти ответы на вопросы о смысле истории и смысле  человеческой
жизни, он усиленно изучал  философию  И.  Канта,  разрабатывал  эстетич.
теории, особенно много занимался теорией  драмы  и  сценич.  иск-ва  ("О
причине  удовольствия,  доставляемого   трагическими   предметами",   "О
трагическом  искусстве",  1792,  "Письма  об  эстетическом  воспитании",
1795). Ш. считал  построение  истинной  свободы  "самым  совершенным  из
произведений искусства" (Собр. соч.,т. 6. М.,  1957,  с.  253).  Однако,
подобно  своему  герою  маркизу  Позе,   он   понимал   неосуществимость
гуманнстич.  общественных  идеалов  и  поэтому  утверждал  необходимость
эстетич. воспитания. В иск-ве и поэзии Ш. видел единственную возможность
к  осуществлению  идеалов  свободы,   разума,   человечности.   Исследуя
конкретно-исто-рич. развитие иск-ва, Ш. подч„ркивал его общечеловеческую
непреходящую ценность,  утверждая  решающее  обществ,  и  воспитательное
значение иск-ва, отвергал требования прямой "моральной  целесообразности
в эстетических предметах" так же как классицистские ограничения пределов
"дозволенного" в иск-ве.
   В  1794  Ш.  начал  издавать  лит.  журнал  "Оры"  (Ногеп),  в  к-ром
сотрудничал Г„те. Дружба с Г„те, начавшаяся в эти годы  и  усиливавшаяся
после переезда в Веймар (1799), стала знаменательной страницей в истории
нем. и мировой культуры. Ш. преклонялся перед  Г„те,  но,  вопреки  ему,
считал необходимым  идеализировать  действительность  в  иск-ве  во  имя
эстетич.  воспитания  человечества.  Творч.  метод   Г„те,   идущий   от
конкретного  индивидуального   опыта   к   художеств.   обобщениям,   Ш.
противопоставлял методу поэтич. дедукции, ведущей от умозрительной общей
идеи к конкретному индивидуальному образу ("О наивной и  сентиментальной
поэзии", 1795). Более десяти лет  Ш.  не  писал  драм.  Это  было  время
теоре-тич. исследований, философской лирики, баллад, которые Г„те назвал
"маленькими драмами", и резкой полемики  против  романтиков.  Но  вскоре
наступает  новый  период  интенсивного  и  многообразного   драматургич.
творчества. В 1798-99 была написана  трилогия  "Валленштейн"  -  "Лагерь
Валленштейна" (1798), "Пикколомини" (1799), "Смерть Валленштейна" (1799)
- все три пост.  в  Веймарском  т-ре,  в  1800-  "Мария  Стюарт"  (1800,
Веймарский  т-р),  в  1800-01-  "Орлеанская  дева"  (1801,  там  же),  в
1804-"Вильгельм Теллъ" (1804, Веймарский т-р). Начатая в 1804  исто-рич.
драма о смутном времени в России "Дмитрий" осталась незаконченной.  Этим
драмам, при всей разнородности их сюжетов, идей, исто рич. и нац.  фона,
присущи общие черты: крупные масштабы философской и социально-исто  рич.
проблематики,   последовательное   драматич.   построение,    реалистич.
правдоподобие в изображении характеров, обществ, и личных отношений. При
этом Ш. свободно  обращается  с  исто-рич.  фактами,  группируя  и  даже
видоизменяя их в соответствии с внутр. необходимостью драм. сюжета. Язык
этих пьес более строгий, сдержанный. Герой трилогии "Валленштейн" - исто
рич. лицо Альбрехт Валленштейн, главнокомандующий  австр.  императорских
армий в годы Тридцатилетней войны. Одар„нный полководец, умный, трезвый,
опытный  политик  оказывается  бессильным  и  гибнет,   когда   пытается
противоборствовать историч. необходимости. Для достижения цели, к-рую он
считает  благом  государства,   честолюбец   применяет   безнравственные
средства - ложь, предательство, и его покидают самые преданные друзья.
   Мария  Стюарт,  бывшая  королева  Шотландии,  повинная  в  убийствах,
кровавых  усобицах,  осуждена  на  смерть  своей  счастливой  соперницей
королевой Англии Елизаветой. Казнь Марии  неизбежна  потому,  что  этого
требуют интересы британского государства, народ встревожен заговором  е„
сторонников, угрозон новых войн и смут. Но страдания обреч„нной женщины,
е„ жизнелюбие, смелость,  мечты  о  свободе  очищают  виновную  героиню,
придают  ей  обаяние,  вызывают  сочувствие.  Напротив,  победившая   е„
Елизавета  -  олицетворение  торжествующей  государственной   власти   -
предста„т лицемерной, бесчеловечно жестокой.
   Героиня  "Орлеанской  девы"  -   скромная   пастушка   Жанна   д'Арк,
победоносная воительница за свободу родины, гибнет потому, что, полюбив,
она нарушила роковой обет (Ш.  существенно  видоизменяет  и  легенду,  и
историю; его героиня погибает не на костре, а в бою, в решающий миг  она
спасает короля и умирает победительницей). Коллизия "Мессинской невесты"
развивается по строгим законам "трагедии рока" с хорем, соблюдением тр„х
единств. Это - единственный у Ш. опыт классицистской драматургии.
   Вильгельм  Телль  -  один  из  персонажей   швейцарского   фольклора,
становится в драме Ш. нац. героем. В  драме  сочетаются  нар.  предания,
летописная история и непосредственное отражение политич.  современности.
Вильгельм Телль - вольный охотник, добрый богатырь,  защитник  слабых  -
сперва действует в одиночку, следуя  только  ;своей  совести.  Но  затем
множество разных действующих лиц объединяется одной общей необходимостью
борьбы  против  угнетения.  Решающее  значение  в   этой   пьесе   имеют
декоративный  фон,  муз.  сопровождение,   реалистич.   детали   бытовой
обстановки (предусмотрены подробными ремарками). Эти  и  др.  реалистич.
черты драматич. поэтики Ш. закономерно связаны  с  тем,  что  впервые  в
истории мирового т-ра героем драмы стал народ, не как безликая масса,  а
в живом сочетании индивидуальных характеров  и  судеб.  Драма  и  прежде
всего центр. образ Вильгельма Телля олицетворяют существенно  новое  для
Ш. и для всей европ. лит-ры представление о решающем историч. значении и
нравственном величии нар.масс. Ш.  вдохновенно  поэтизирует  вооруженную
борьбу народа за гражданские права и человеческое достоинство.  В  сцене
разрушения крепости Цвингури для современников было очевидным  драматич.
прославление  разрушителей  Бастилии.  Но,  утверждая  право  народа  на

Страницы: «« « 2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616   2617   2618  2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627   2628  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия