Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2623   2624   2625   2626   2627   2628   2629   2630   2631  2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641  » »»

совр. ему жизни. Художеств,  при„мы  Ш.-  внешняя  обыденность  диалога,
скрывающего внутр. подтекст,  бытовые  сцены,  содержащие  второй  план,
трагизм ситуаций, переходящий в бурлеск и фарс. Ш. утверждает, что жизнь
- комедия,  к-рую  разыгрывают  люди-марионетки.  В  драмах  Ш.  находят
выражение бессилие и обреч„нность мелких буржуа империа-листич. Австрии,
их страх  перед  жизнью,  стремление  уйти  от  не„  в  мир  "красоты  и
наслаждений". Наиболее известные драмы  Ш.:  "Сказка"  (1894),  "Зел„ный
попугай"  (1899),  "Хоровод"  (1900),   "Покрывало   Беатрисы"   (1901),
"Анатоль"  (1903),  "Крик  жизни"  (1906),  "Сестры"  (1919).  Пьесы  Ш.
пользовались успехом на рубеже 19-20 вв. Шли в "Бургтеатре",  берлинском
Нем. т-ре и др.
   Соч.: Gesammelte Werke, Fr. /M., 1950;  в  рус.  пер.-  Полное  собр.
соч., т. 1-8, М-, 1903-10.
   Лит.: Specht R., Arthur Schnitzler, der Dichter und  sein  Werk,  B.,
1922; Korner J., Schnitzlers Gestalten und Probleme, W., 1921. Л. Л об.
   ШОВИРЕ (Chauvire), Ивет (р. 22. IV. 1917) - франц. артистка балета. В
1927-31 училась в балетной  школе  при  т-ре  "Гранд-Опера".  С  1941  -
ведущая танцовщица этого т-ра. В  1946  -  в  труппе  "Балет  Елисейских
полей"; в 1947-49 - вновь в т-ре
   "Гранд-Опера". Выступала в Милане в т-ре "Ла Скала",  в  Нью-Йорке  с
труппой "Русский балет Монте-Карло", в Лондоне - "Фестивал балле" и  др.
Ш.- выдающаяся представительница франц. школы классич. танца.  Блестящее
мастерство и тонкая артистичность, изящество, строгое  чувство  стиля  и
филигранная отделка деталей - эти общие черты франц.  школы  получили  в
творчестве Ш. глубоко индивидуальное воплощение.  Утонч„нное  иск-во  Ш.
насыщено острым драматизмом, энергией и  волей.  Бесстрашие  е„  хрупких
героинь составляет  драматич.  контраст  малодушию,  душевной  усталости
сопутствующих ей героев. Лучшая из партий Ш.-  Тень  в  балете-аллегории
"Видения"  Core  -  образ  вечной  спутницы,  заставляющей  идти  впер„д
изнемогающего в борьбе человека. В этой партии,  как  и  в  др.  партиях
совр.  репертуара   (балеты   "Икар"   Шифера,   "Наутеос"   Леле),   Ш.
демонстрирует пластику интенсивную и вместе  с  тем  изысканную.  Лучшая
партия классич. репертуара - Жизель.
   Лит.: Guillot de Rode F., Ivette Chauvire. P., 1950; L i d o v a  I.,
Y'vette Chauvire, в кн.: Dancers and critics, L., 1950. В. Г.
   ШОКОЛАД, Ш о к  о  л  a  (Chocolat;  наст.  имя  -  Рафаэль  Падилья,
Padilla;1868-1917) - клоун. С 1884 работал  с  клоуном  Тони  и  Грэсом,
эпизодически -  с  Медраном,  Пьерантони,  Даниэльсом.  Прославился  как
долголетний  партн„р  клоуна  Фути-та.  Расставшись  с  ним  (1910),  Ш.
выступал со своим сыном  (по  сцене  -  Евгений  Гримальди  Таблет),  но
успехом уже не пользовался. Умер в нищете. А. Шн.
   ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ [псевд.; наст. имя и фам.- Шолом  Нохумович  Рабинович;
18.11 (2. III). 1859 - 13. V. 1916]-  евр.  писатель.  Систематич.  лит.
работу начал в 1883.  Писатель-прозаик,  Ш.-А.  был  также  драматургом.
Наиболее примечательны его одноактные пьесы - "Мазлтов"  ("Поздравляем",
1889),  "Агенты"  (1905),   "Люди"   (1908),   "Ойлем-габе"   ("Царствие
небесное",  1915)  и  многоактные  пьесы   "АН   ойцер"   ("Клад",   или
"Кладоискатели", 1907, опубл.  в  1927  под  назв.  "Золотоискатель")  и
"Крупный выигрыш" (1915; на сцене шла в ред. Добрушина  под  назв.  "200
тысяч"). Драматургич. элементы характерны и для прозаич. произв.  Ш.-А.,
поэтому  многие  его  произведения   были   инсценированы.   Лучшие   из
них"Человек воздуха" Добрушина (по повести в письмах "Менахем-Мендл")  и
"Тевье-молочник"   Добрушина   и   Ойслендера   (по   циклу    рассказов
"Тевье-молочник"). Инсценировались также романы и повести Ш.-А.:
   "Сендер-Бланк"    (1887),    "Иоселе-Соловей"    (1889),     "Мотеле"
("Мальчик-Мотл", 1907), "Блуждающие зв„зды" (1909-10) и др.
   Классик евр. лит-ры, Ш.-А. писал об угнетении евр. нар. масс, живущих
в "черте оседлости", об их обнищании, бесправии.  Особенно  близка  была
ему  тема  "маленького  человека",  его  трагич.  судьба.  Создав  образ
Менахема-Мендла -  чудака  и  фантаз„ра,  смешного  и  жалкого  в  сво„м
стремлении разбогатеть,
   Ш.-А.   противопоставил   ему   образ   Тевье-молочника-   труженика,
воплощающего гуманизм народа, его веру в светлое будущее. Присущие Ш.-А.
юмор, к-рый Горький назвал "печальным и сердечным",  и  глубокий  лиризм
особенно отч„тливо  проявились  в  рассказе  "Мальчик-Мотл".  Творчество
Ш.-А. проникнуто глубоким  и  страстным  осуждением  социального  строя,
основанного на эксплуатации  человека  человеком,  любовью  к  трудовому
народу, верой в его творч. силы.
   С пост. произв. Ш.-А. связаны лучшие спектакли евр. т-ров  в  Москве,
Минске, Харькове, Киеве,  Одессе.  Пьесы  и  инсц.  Ш.-А.  ставились  за
рубежом (США, Израиль и др.). В произв. Ш.-А. создали сценические образы
выдающиеся мастера советской сцены - С. М. Михоэлс, В. Л. Зускин и  др.,
в дореволюц.  т-ре  -  Э.  Р.  Каминская,  Л.  Желязо,  М.  Меерсон,  Р.
Заславский и др. Произв. Ш.-А. широко исполняются на эстраде.
   С о ч. на рус. яз.: Собр. соч.  в  6  тт.,  т.  1-6,  M.,  1961-Лит.:
"Советиш" - Литературный альманах, ј 12, М., 1941 (на евр. яз.); Д о б p
у ш и н И., Драматургия классиков,  М.,  1948  (на  евр.  яз.);  Парус".
Литературно-художественный альманах, Рига, 1959, ј 1,с. 220-28. А. Шн.
   ШОЛОХОВ, Михаил Александрович  [р.  11(24).  V.  1905]  -  рус.  сов.
писатель и общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Член ЦК
КПСС (1961). Деп. Верх. Совета СССР 1-7-го созывов. Академик  (с  1939).
Ленинская пр. (1960), Нобелевская пр.  (1965).Герой  Социалистич.  Труда
(1967).
   Лит. деятельность начал  в  1923  (в  1925  издана  первая  книга  Ш.
"Донские рассказы"). Ш. не выступал как  драматург,  но  почти  все  его
прозаич. произв. обрели сценич. жизнь, послужили основой для драматич. и
муз. спектаклей. Наиболее широко, в различных вариантах  инсценировались
крупнейшие произв. Ш.- роман-эпопея "Тихий Дон" (1928-  1940;  Гос.  пр.
СССР,  1941)  и  роман  "Поднятая   целина"   (1932-59).   "Тихий   Дон"
способствовал  рождению  одной  из  первых  сов.  опер   (муз.   И.   И.
Дзержинского, 1935, Ленингр. Малый  оперный  т-р;  1936,  Большой  т-р),
к-рая широко ставилась в СССР и за рубежом (в ГДР, Болгарии, Нью-Йорке и
др.). Со времени выпуска  романа  "Поднятая  целина"  (1-я  часть)  было
создано 5 инсценировок. Одна из первых  пост.-  спектакль  Театра-студии
под рук. Р. Н. Симонова (1934), затем - Ленингр. т-ра ЛГСПС (1935) и др.
Второй этап сценич. жизни произв. Ш.  наступил  в  50-е  гг.;  спектакли
Дзержинского т-ра и Центр.  т-ра  Сов.  Армии  (оба  в  1957).  Наиболее
значит, пост. 60-х гг., объединяющие 2  тома  романа:  Ленингр.  Большой
драм. т-р им. Горького  (реж.  Г.  А.  Товстоногов;  Давыдов  -  Лавров,
Нагульнов - Луспекаев, Лушка - Доронина, Щукарь - Е. Лебедев), Моск. т-р

Страницы: «« « 2623   2624   2625   2626   2627   2628   2629   2630   2631  2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия