|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 » »» совр. ему жизни. Художеств, при„мы Ш.- внешняя обыденность диалога,
скрывающего внутр. подтекст, бытовые сцены, содержащие второй план,
трагизм ситуаций, переходящий в бурлеск и фарс. Ш. утверждает, что жизнь
- комедия, к-рую разыгрывают люди-марионетки. В драмах Ш. находят
выражение бессилие и обреч„нность мелких буржуа империа-листич. Австрии,
их страх перед жизнью, стремление уйти от не„ в мир "красоты и
наслаждений". Наиболее известные драмы Ш.: "Сказка" (1894), "Зел„ный
попугай" (1899), "Хоровод" (1900), "Покрывало Беатрисы" (1901),
"Анатоль" (1903), "Крик жизни" (1906), "Сестры" (1919). Пьесы Ш.
пользовались успехом на рубеже 19-20 вв. Шли в "Бургтеатре", берлинском
Нем. т-ре и др.
Соч.: Gesammelte Werke, Fr. /M., 1950; в рус. пер.- Полное собр.
соч., т. 1-8, М-, 1903-10.
Лит.: Specht R., Arthur Schnitzler, der Dichter und sein Werk, B.,
1922; Korner J., Schnitzlers Gestalten und Probleme, W., 1921. Л. Л об.
ШОВИРЕ (Chauvire), Ивет (р. 22. IV. 1917) - франц. артистка балета. В
1927-31 училась в балетной школе при т-ре "Гранд-Опера". С 1941 -
ведущая танцовщица этого т-ра. В 1946 - в труппе "Балет Елисейских
полей"; в 1947-49 - вновь в т-ре
"Гранд-Опера". Выступала в Милане в т-ре "Ла Скала", в Нью-Йорке с
труппой "Русский балет Монте-Карло", в Лондоне - "Фестивал балле" и др.
Ш.- выдающаяся представительница франц. школы классич. танца. Блестящее
мастерство и тонкая артистичность, изящество, строгое чувство стиля и
филигранная отделка деталей - эти общие черты франц. школы получили в
творчестве Ш. глубоко индивидуальное воплощение. Утонч„нное иск-во Ш.
насыщено острым драматизмом, энергией и волей. Бесстрашие е„ хрупких
героинь составляет драматич. контраст малодушию, душевной усталости
сопутствующих ей героев. Лучшая из партий Ш.- Тень в балете-аллегории
"Видения" Core - образ вечной спутницы, заставляющей идти впер„д
изнемогающего в борьбе человека. В этой партии, как и в др. партиях
совр. репертуара (балеты "Икар" Шифера, "Наутеос" Леле), Ш.
демонстрирует пластику интенсивную и вместе с тем изысканную. Лучшая
партия классич. репертуара - Жизель.
Лит.: Guillot de Rode F., Ivette Chauvire. P., 1950; L i d o v a I.,
Y'vette Chauvire, в кн.: Dancers and critics, L., 1950. В. Г.
ШОКОЛАД, Ш о к о л a (Chocolat; наст. имя - Рафаэль Падилья,
Padilla;1868-1917) - клоун. С 1884 работал с клоуном Тони и Грэсом,
эпизодически - с Медраном, Пьерантони, Даниэльсом. Прославился как
долголетний партн„р клоуна Фути-та. Расставшись с ним (1910), Ш.
выступал со своим сыном (по сцене - Евгений Гримальди Таблет), но
успехом уже не пользовался. Умер в нищете. А. Шн.
ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ [псевд.; наст. имя и фам.- Шолом Нохумович Рабинович;
18.11 (2. III). 1859 - 13. V. 1916]- евр. писатель. Систематич. лит.
работу начал в 1883. Писатель-прозаик, Ш.-А. был также драматургом.
Наиболее примечательны его одноактные пьесы - "Мазлтов" ("Поздравляем",
1889), "Агенты" (1905), "Люди" (1908), "Ойлем-габе" ("Царствие
небесное", 1915) и многоактные пьесы "АН ойцер" ("Клад", или
"Кладоискатели", 1907, опубл. в 1927 под назв. "Золотоискатель") и
"Крупный выигрыш" (1915; на сцене шла в ред. Добрушина под назв. "200
тысяч"). Драматургич. элементы характерны и для прозаич. произв. Ш.-А.,
поэтому многие его произведения были инсценированы. Лучшие из
них"Человек воздуха" Добрушина (по повести в письмах "Менахем-Мендл") и
"Тевье-молочник" Добрушина и Ойслендера (по циклу рассказов
"Тевье-молочник"). Инсценировались также романы и повести Ш.-А.:
"Сендер-Бланк" (1887), "Иоселе-Соловей" (1889), "Мотеле"
("Мальчик-Мотл", 1907), "Блуждающие зв„зды" (1909-10) и др.
Классик евр. лит-ры, Ш.-А. писал об угнетении евр. нар. масс, живущих
в "черте оседлости", об их обнищании, бесправии. Особенно близка была
ему тема "маленького человека", его трагич. судьба. Создав образ
Менахема-Мендла - чудака и фантаз„ра, смешного и жалкого в сво„м
стремлении разбогатеть,
Ш.-А. противопоставил ему образ Тевье-молочника- труженика,
воплощающего гуманизм народа, его веру в светлое будущее. Присущие Ш.-А.
юмор, к-рый Горький назвал "печальным и сердечным", и глубокий лиризм
особенно отч„тливо проявились в рассказе "Мальчик-Мотл". Творчество
Ш.-А. проникнуто глубоким и страстным осуждением социального строя,
основанного на эксплуатации человека человеком, любовью к трудовому
народу, верой в его творч. силы.
С пост. произв. Ш.-А. связаны лучшие спектакли евр. т-ров в Москве,
Минске, Харькове, Киеве, Одессе. Пьесы и инсц. Ш.-А. ставились за
рубежом (США, Израиль и др.). В произв. Ш.-А. создали сценические образы
выдающиеся мастера советской сцены - С. М. Михоэлс, В. Л. Зускин и др.,
в дореволюц. т-ре - Э. Р. Каминская, Л. Желязо, М. Меерсон, Р.
Заславский и др. Произв. Ш.-А. широко исполняются на эстраде.
С о ч. на рус. яз.: Собр. соч. в 6 тт., т. 1-6, M., 1961-Лит.:
"Советиш" - Литературный альманах, ј 12, М., 1941 (на евр. яз.); Д о б p
у ш и н И., Драматургия классиков, М., 1948 (на евр. яз.); Парус".
Литературно-художественный альманах, Рига, 1959, ј 1,с. 220-28. А. Шн.
ШОЛОХОВ, Михаил Александрович [р. 11(24). V. 1905] - рус. сов.
писатель и общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Член ЦК
КПСС (1961). Деп. Верх. Совета СССР 1-7-го созывов. Академик (с 1939).
Ленинская пр. (1960), Нобелевская пр. (1965).Герой Социалистич. Труда
(1967).
Лит. деятельность начал в 1923 (в 1925 издана первая книга Ш.
"Донские рассказы"). Ш. не выступал как драматург, но почти все его
прозаич. произв. обрели сценич. жизнь, послужили основой для драматич. и
муз. спектаклей. Наиболее широко, в различных вариантах инсценировались
крупнейшие произв. Ш.- роман-эпопея "Тихий Дон" (1928- 1940; Гос. пр.
СССР, 1941) и роман "Поднятая целина" (1932-59). "Тихий Дон"
способствовал рождению одной из первых сов. опер (муз. И. И.
Дзержинского, 1935, Ленингр. Малый оперный т-р; 1936, Большой т-р),
к-рая широко ставилась в СССР и за рубежом (в ГДР, Болгарии, Нью-Йорке и
др.). Со времени выпуска романа "Поднятая целина" (1-я часть) было
создано 5 инсценировок. Одна из первых пост.- спектакль Театра-студии
под рук. Р. Н. Симонова (1934), затем - Ленингр. т-ра ЛГСПС (1935) и др.
Второй этап сценич. жизни произв. Ш. наступил в 50-е гг.; спектакли
Дзержинского т-ра и Центр. т-ра Сов. Армии (оба в 1957). Наиболее
значит, пост. 60-х гг., объединяющие 2 тома романа: Ленингр. Большой
драм. т-р им. Горького (реж. Г. А. Товстоногов; Давыдов - Лавров,
Нагульнов - Луспекаев, Лушка - Доронина, Щукарь - Е. Лебедев), Моск. т-р
Страницы: «« « 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |