|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 » »» им. Пушкина (реж. Б. И. Равенских), Ростовский-на-Дону театр им.
Горького (реж. Э. М. Бебутов). Драматпч. вариант "Поднятой целины" ш„л и
за рубежом, в Нем. т-ре им. Рейнхардта (ГДР, 1959), в т-ре в Лангей
(Япония, 1965) и др.
В муз. т-ре опера "Поднятая целина" (муз. Дзержинского) впервые пост.
в 1937 в Большом т-ре и Ленингр. Малом оперном т-ре. На сюжет рассказа
Ш. "Судьба человека" написана одноим. опера Дзержинского, пост. в
Большом т-ре, в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (1961) и в
Киевском т-ре оперы и балета (1962). Инсценирован роман Ш. "Они
сражались за Родину", пост. под назв. "Полк ид„т" в Ташкентском т-ре им.
Горького (1965) и Т-ре им. Моссовета.
Произв. Ш. были экранизированы; романы "Тихий Дон" и "Поднятая
целина" дважды.
Лит.: Л у к и н Ю., Михаил Шолохов, М., 1962; Б и -л инки с Я.,
Верность правде, "Вопросы литературы", 1955, ј 4; "Поднятая целина".
Опера И. Дзержинского, Сб. статей, Л.-М., 1937; Большой театр СССР, М"
1952. ff. Мор.
ШОЛЬТИ(8оШ),Дь„рдь(р. 21.X.1912) - венг. дириж„р. Окончив
Будапештскую консерваторию (класс проф. Э. Донаньи и 3. Кодая). В
1930-39 был дириж„ром Венг. оперного т-ра в Будапеште, затем эмигрировал
в Швейцарию. В 1947 - дириж„р Мюнхенского, с 1951 -
Франкфуртского-на-Майне оперных т-ров. Выступал дириж„ром на междунар.
фестивалях в Зальцбурге (1951) и Эдинбурге (1952). А. Ив.
ШОЛЬЦ (Scholtz), Фридрих (Ф„дор Ефимович)
[5.X.1787-15(27).X.1830]рус. композитор и дириж„р. По происхождению
немец. Работал капельмейстером в т-рах Силезии, Курляндии. В 1811
приехал в Петербург и стал капельмейстером оркестра Придворной капеллы.
В 1815 переехал в Москву. С 1820 до конца жизни был дириж„ром Большого
т-ра. Написал мн. балетов, интермедий-дивертисментов и опер-водевилей.
Ряд произв. Ш. написал совм. с А. Н. Всрстовским и А. А. Алябьевым:
увертюра к прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева (1825),
опера-водевиль "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1824, т-р
на Моховой); совм. с Алябьевым, Верстовским и Виельгорским - "Проситель"
(1824, т-р на Моховой и Петерб. т-р); совм. с Алябьевым, Верстовским и
Л. В. Маурером - "Муж и жена" (1830, Большой т-р); совм. с Алябьевым, И.
И. Геништой и Маурером - "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (1845, там
же) и др.
С 1815 занимался педагогич. работой.
Лит.: Погожев В., Столетие организации имп. московских театров (Опыт
исторического обзора), вып. 1, кн. 2, СПБ, 1908; Одоевский В.,
Музыкально-литературное наследие. М., 1956; Гозенпуд А., Музыкальный
театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959. А. Ив.
ШОМЛАИ (Somlay), Артур (28.II.J883-11.XI.1951)--венг. акт„р. Нар.
арт. ВНР (1951). Окончив театр. студию при т-ре "Вигсинхаз" в 1900,
начал выступать на периферии. В 1905 вернулся в т-р "Вигсинхаз".
Впоследствии играл во мн. т-рах Будапешта. Исполнял роли Гамлета, короля
Лира, характерные роли в отечеств. драматургии - Тиборц и бан Петур
("Банк-бан" Катоны), судья Шари (о. п. Морица) и др. Гражданственность
иск-ва Ш., его высокое реалистич. мастерство с особой силой проявились в
годы после освобождения страны от фашистской оккупации (1945). Ш. создал
свои лучшие сценические образы - Егор Булычев, Президент ("Коварство и
любовь"). С 1945 работал в Нац. т-ре (Будапешт). Ш.- один из
основоположников нового социалистич. т-ра, активный общественный
деятель. Был первым председателем Союза венг. акт„ров. Пр. Кошута (1948
и 1951).
Лит.: Benedek Andras, Somlay Artur, в кн.:
Nagy magyar seineszek, Bdp., 1957. А. Гер.
"ШОПЕНИАНА" ("Сильфиды")-балет на муз. Ф. Шопена, либретто М. М.
Фокина. Пост. 10 февр. 1907, Мариинский т-р, .Петербург (ноктюрн -
Булгаков и Уракова, вальс - Павлова и Обухов, мазурка - Седова и П.
Гердт, тарантелла - Фокина и Ширяев, балетм. Фокин, декорации сборные,
оркестровка А. К. Глазунова).
На сов. сцене: 4 февр. 1923, Петроград, Т-р оперы и балета
(исполнители - Билль, Большакова, Трояновская, Пономар„в; дириж„р
Дранишников, декорации сборные). Возобновление, 1932, Большой т-р,
Москва (исполнители - Абрамова, Васильева, С. Мессерер, Ермолаев;
балетм. Чекрыгин, дириж„р Файер, худ. Коровин). Пост. в т-рах оперы и
балета др. городов: Самара (1931), Куйбышев (1935), Тбилиси (1942),
Минск (1952), Донецк (1954), Вильнюс (1955), Одесса (1957), Рига (1958),
Львов, Душанбе (1959), Ташкент, Улан-Удэ (I960), Новосибирск (1961),
Алма-Ата (1962) и др. За рубежом: под назв. "Сильфиды", принятом затем
для большинства зарубежных пост.: Париж, т-р Шатле (1909, "Русские
сезоны"), Нью-Йорк (1911, 1916, 1940), Копенгаген (1925), Лондон (1932,
1946), Монте-Карло (1936) и др.
Лит.: Слонимский Ю., Египетские ночи... Шо-пениана... Карнавал...
[Л.], 1935, с. 24-32; Фокин М., Против течения, Л.- М-, 1962, с.
161-220. Г. Ш.
"ШОПКА" (польск. Szopka, букв. - вертеп) - одна из старейших форм
польск. нар. т-ра кукол. Получила распространение в период
средневековья. "Ш." зародилась как часть богослужения зап. католич.
церкви (в 16 в. возник обычай ставить в рождественские праздники в
церквах ясли с деревянными фигурками, изображавшими персонажи
евангельской легенды о рождении Христа). Представления "Ш."
разыгрывались в двухъярусном ящике; действовали стержневые куклы "на
потыках" (на палочках), к-рых кукольники передвигали посредством
прикрепл„нной снизу проволоки по щелям пола ящика. Рождественские
представления вначале носили религиозно-мистериальный характер. В 16-17
вв. в них были введены бытовые и сатирич. мотивы. Евангельские эпизоды,
разыгрываемые в верхнем ярусе "Ш." ("рай"), перемежались бытовыми
интермедиями, исполнявшимися в нижнем ярусе ("ад"). Среди персонажей
интермедий - польск. собрат Петрушки - Копленяк. Изготовление макетов
"Ш.", отражавших богатство нац. архитектуры, историч. памятников
старинных городов, стало традиционным в польск. нар.-иск-ве ("Ш."
краковского каменщика Эзенэкера 19 в.). Представления "Ш." оказали
влияние на зарождение в 16-17 вв. кукольных спектаклей на Украине
(вертеп) и в Белоруссии (батлейка).
При„мы "Ш." широко используются в польск. сатирич. т-ре кукол в 20 в.
Куклы "на потыках", воспроизводившие младенца Христа и царя Ирода, стали
изображать совр. польских политич. деятелей, артистов, писателей
(сатирич. обозрения краковского т-ра миниатюр "Зел„ный балник", осн. в
Страницы: «« « 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |