Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2624   2625   2626   2627   2628   2629   2630   2631   2632  2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642  » »»

им.  Пушкина  (реж.  Б.  И.  Равенских),  Ростовский-на-Дону  театр  им.
Горького (реж. Э. М. Бебутов). Драматпч. вариант "Поднятой целины" ш„л и
за рубежом, в Нем. т-ре им. Рейнхардта (ГДР,  1959),  в  т-ре  в  Лангей
(Япония, 1965) и др.
   В муз. т-ре опера "Поднятая целина" (муз. Дзержинского) впервые пост.
в 1937 в Большом т-ре и Ленингр. Малом оперном т-ре. На  сюжет  рассказа
Ш. "Судьба  человека"  написана  одноим.  опера  Дзержинского,  пост.  в
Большом т-ре, в Ленингр. т-ре оперы и  балета  им.  Кирова  (1961)  и  в
Киевском  т-ре  оперы  и  балета  (1962).  Инсценирован  роман  Ш.  "Они
сражались за Родину", пост. под назв. "Полк ид„т" в Ташкентском т-ре им.
Горького (1965) и Т-ре им. Моссовета.
   Произв. Ш.  были  экранизированы;  романы  "Тихий  Дон"  и  "Поднятая
целина" дважды.
   Лит.: Л у к и н Ю., Михаил Шолохов, М., 1962;  Б  и  -л  инки  с  Я.,
Верность правде, "Вопросы литературы", 1955,  ј  4;  "Поднятая  целина".
Опера И. Дзержинского, Сб. статей, Л.-М., 1937; Большой театр  СССР,  М"
1952. ff. Мор.
   ШОЛЬТИ(8оШ),Дь„рдь(р.   21.X.1912)   -   венг.    дириж„р.    Окончив
Будапештскую консерваторию (класс  проф.  Э.  Донаньи  и  3.  Кодая).  В
1930-39 был дириж„ром Венг. оперного т-ра в Будапеште, затем эмигрировал
в   Швейцарию.   В   1947   -   дириж„р   Мюнхенского,    с    1951    -
Франкфуртского-на-Майне оперных т-ров. Выступал дириж„ром  на  междунар.
фестивалях в Зальцбурге (1951) и Эдинбурге (1952). А. Ив.
   ШОЛЬЦ        (Scholtz),        Фридрих        (Ф„дор        Ефимович)
[5.X.1787-15(27).X.1830]рус.  композитор  и  дириж„р.  По  происхождению
немец. Работал  капельмейстером  в  т-рах  Силезии,  Курляндии.  В  1811
приехал в Петербург и стал капельмейстером оркестра Придворной  капеллы.
В 1815 переехал в Москву. С 1820 до конца жизни был  дириж„ром  Большого
т-ра. Написал мн. балетов, интермедий-дивертисментов и опер-водевилей.
   Ряд произв. Ш. написал совм. с А. Н. Всрстовским и А.  А.  Алябьевым:
увертюра  к  прологу   "Торжество   муз"   М.   А.   Дмитриева   (1825),
опера-водевиль "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1824,  т-р
на Моховой); совм. с Алябьевым, Верстовским и Виельгорским - "Проситель"
(1824, т-р на Моховой и Петерб. т-р); совм. с Алябьевым,  Верстовским  и
Л. В. Маурером - "Муж и жена" (1830, Большой т-р); совм. с Алябьевым, И.
И. Геништой и Маурером - "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (1845, там
же) и др.
   С 1815 занимался педагогич. работой.
   Лит.: Погожев В., Столетие организации имп. московских театров  (Опыт
исторического  обзора),  вып.  1,  кн.  2,  СПБ,  1908;  Одоевский   В.,
Музыкально-литературное наследие. М.,  1956;  Гозенпуд  А.,  Музыкальный
театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959. А. Ив.
   ШОМЛАИ (Somlay),  Артур  (28.II.J883-11.XI.1951)--венг.  акт„р.  Нар.
арт. ВНР (1951). Окончив театр. студию  при  т-ре  "Вигсинхаз"  в  1900,
начал выступать  на  периферии.  В  1905  вернулся  в  т-р  "Вигсинхаз".
Впоследствии играл во мн. т-рах Будапешта. Исполнял роли Гамлета, короля
Лира, характерные роли в отечеств. драматургии  -  Тиборц  и  бан  Петур
("Банк-бан" Катоны), судья Шари (о. п. Морица) и  др.  Гражданственность
иск-ва Ш., его высокое реалистич. мастерство с особой силой проявились в
годы после освобождения страны от фашистской оккупации (1945). Ш. создал
свои лучшие сценические образы - Егор Булычев, Президент  ("Коварство  и
любовь").  С  1945  работал  в  Нац.  т-ре  (Будапешт).  Ш.-   один   из
основоположников  нового  социалистич.   т-ра,   активный   общественный
деятель. Был первым председателем Союза венг. акт„ров. Пр. Кошута  (1948
и 1951).
   Лит.: Benedek Andras, Somlay Artur, в кн.:
   Nagy magyar seineszek, Bdp., 1957. А. Гер.
   "ШОПЕНИАНА" ("Сильфиды")-балет на муз.  Ф.  Шопена,  либретто  М.  М.
Фокина. Пост. 10 февр.  1907,  Мариинский  т-р,  .Петербург  (ноктюрн  -
Булгаков и Уракова, вальс - Павлова и Обухов,  мазурка  -  Седова  и  П.
Гердт, тарантелла - Фокина и Ширяев, балетм. Фокин,  декорации  сборные,
оркестровка А. К. Глазунова).
   На  сов.  сцене:  4  февр.  1923,  Петроград,  Т-р  оперы  и   балета
(исполнители  -  Билль,  Большакова,  Трояновская,  Пономар„в;   дириж„р
Дранишников,  декорации  сборные).  Возобновление,  1932,  Большой  т-р,
Москва  (исполнители  -  Абрамова,  Васильева,  С.  Мессерер,  Ермолаев;
балетм. Чекрыгин, дириж„р Файер, худ. Коровин). Пост. в  т-рах  оперы  и
балета др. городов: Самара  (1931),  Куйбышев  (1935),  Тбилиси  (1942),
Минск (1952), Донецк (1954), Вильнюс (1955), Одесса (1957), Рига (1958),
Львов, Душанбе (1959), Ташкент,  Улан-Удэ  (I960),  Новосибирск  (1961),
Алма-Ата (1962) и др. За рубежом: под назв. "Сильфиды",  принятом  затем
для большинства зарубежных  пост.:  Париж,  т-р  Шатле  (1909,  "Русские
сезоны"), Нью-Йорк (1911, 1916, 1940), Копенгаген (1925), Лондон  (1932,
1946), Монте-Карло (1936) и др.
   Лит.: Слонимский Ю.,  Египетские  ночи...  Шо-пениана...  Карнавал...
[Л.], 1935, с. 24-32;  Фокин  М.,  Против  течения,  Л.-  М-,  1962,  с.
161-220. Г. Ш.
   "ШОПКА" (польск. Szopka, букв. - вертеп) -  одна  из  старейших  форм
польск.   нар.   т-ра   кукол.   Получила   распространение   в   период
средневековья. "Ш." зародилась  как  часть  богослужения  зап.  католич.
церкви (в 16 в. возник  обычай  ставить  в  рождественские  праздники  в
церквах  ясли   с   деревянными   фигурками,   изображавшими   персонажи
евангельской   легенды   о   рождении   Христа).   Представления    "Ш."
разыгрывались в двухъярусном ящике;  действовали  стержневые  куклы  "на
потыках"  (на  палочках),  к-рых  кукольники   передвигали   посредством
прикрепл„нной  снизу  проволоки  по  щелям  пола  ящика.  Рождественские
представления вначале носили религиозно-мистериальный характер. В  16-17
вв. в них были введены бытовые и сатирич. мотивы. Евангельские  эпизоды,
разыгрываемые  в  верхнем  ярусе  "Ш."  ("рай"),  перемежались  бытовыми
интермедиями, исполнявшимися в нижнем  ярусе  ("ад").  Среди  персонажей
интермедий - польск. собрат Петрушки -  Копленяк.  Изготовление  макетов
"Ш.",  отражавших  богатство  нац.  архитектуры,   историч.   памятников
старинных  городов,  стало  традиционным  в  польск.  нар.-иск-ве  ("Ш."
краковского каменщика  Эзенэкера  19  в.).  Представления  "Ш."  оказали
влияние на зарождение  в  16-17  вв.  кукольных  спектаклей  на  Украине
(вертеп) и в Белоруссии (батлейка).
   При„мы "Ш." широко используются в польск. сатирич. т-ре кукол в 20 в.
Куклы "на потыках", воспроизводившие младенца Христа и царя Ирода, стали
изображать  совр.  польских  политич.  деятелей,   артистов,   писателей
(сатирич. обозрения краковского т-ра миниатюр "Зел„ный балник",  осн.  в

Страницы: «« « 2624   2625   2626   2627   2628   2629   2630   2631   2632  2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия