Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641  2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651  » »»

первых откликов в сов.  драматургии  на  восстановление  ленинских  норм
партийной жизни, и "Между ливнями" (1964; в этом же году в Ленингр. т-ре
драмы им. Пушкина)-пьеса, воссоздающая  трагич.  события  Крон-штадского
мятежа 1921.  В  пьесе  "Между  ливнями"  создан  образ  В.  И.  Ленина,
возглавляющего разгром контрреволюции.  В  Т-ре  им.  Маяковского  пост.
также комедия Ш. "Весенние скрипки" (1959) и его авторизованный  перевод
с чеш. яз. пьесы Кундеры "Поворот ключа".
   Ш. принадлежат также пьесы "Пролог" (1953,Моск.  т-р  им.  Ермоловой,
Ленингр. Большой драм. т-р.)  о  событиях  1905  года,  "Вдовец"  (1966,
МХАТ), "Аплодисменты" (1967, Т-р им. Моссовета).
   Драматургию Ш. отличает яркая публицистичность, стремление к  высокой
гражданственности.  Пьесы   Ш.   отмечены   напряж„нностью   конфликтов,
многогранностью образов.
   Пьесы Ш. ставятся во мн. сов. т-рах и за рубежом (Болгария,  Румыния,
Венгрия, Польша,  Чехословакия,  ГДР).  В  1965  опубликована  книга  Ш.
"Повесть о том, как возникают сюжеты".
   Ш.- автор сценариев "Балтийцы", "Суд чести" (Гос.  пр.  СССР,  1949),
"Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы" и др.
   Др. пьесы: "Талант" (1934); "Добро пожаловать" (1942, т-р Балтфлота),
"Святая ложь" (1945, Т-р им. Моссовета)- обе совм. с 3. М. Аграненко.
   Соч.: Весна двадцать первого, Л.-М., 1940; Пьесы, М., 1951; М., 1953;
Драмы, М., 1966; Аплодисменты, "Театр", 1967, ј 3.
   Лит.: Охлопков Н., Об Александре Штейне, в кн.:
   Пьесы, М., 1962. Я. В.
   ШТЕЙН, Иван Ф„дорович (г. рожд. неизв.- ум. в  конце  1830-х  гг.)  -
деятель  рус.  и  укр.  т-ров,  антрепрен„р.  Один  из  основоположников
коммерческого театра в провинции, пришедшего на смену крепостному  т-ру.
По национальности немец. В нач. 19 в. переехал из Силезии  в  Россию.  В
1804-07  играл  в  нем.  т-рах  Петербурга  и  Москвы.   Антрепрен„рскую
деятельность начал, купив 15 крепостных детей и образовав из них  первую
труппу,  ставившую  балетные  спектакли;  затем  Ш.  продал   крепостных
владельцу Орловского т-ра графу  С.  М.  Каменскому.  В  1814  с  О.  И.
Калиновским держал антрепризу в Харькове. В 1816 в их труппу вступил  М.
С. Щепкин. В том же году Ш. построил в Харькове новое  театр.  здание  и
стал с этого времени единоличным  антрепрен„ром  Харьковского  т-ра.  Ш.
значительно пополнил и  усилил  труппу  акт„рами  вольных  и  крепостных
т-ров. В 1817 группа ведущих акт„ров т-ра Ш. (М. С. Щепкин,  П.Е.Барсов,
И. Ф. Угаров, Т. И. Преженковскаяидр.) покинула Харьков  и  организовала
т-р в Полтаве.  В  1822  (после  распада  полтавской  труппы)болыпинство
акт„ров вновь вернулось к Ш. В  1820-е  гг.  в  антрепризе  Ш.  работали
акт„ры Л. Ю. Млотковский, Л. И. Млотковская (Острякова), Н. X.  Рыбаков,
К. Т. Соленик.  Труппа  Ш.  не  имела  себе  равных  в  провинции  и  по
количеству (40 акт„ров и 20  оркестрантов),  и  по  наличию  талантливых
акт„ров, и по размаху деятельности. Разделив труппу  на  две  части,  Ш.
давал регулярные спектакли одновременно в Харькове  и  Курске;  его  т-р
гастролировал в Туле (1823), Одессе (сезон 1827/28), Киеве  (1830-34)  и
др. городах.  В  т-ре  ставились  балеты  (в  к-рых  Ш.  участвовал  как
исполнитель), мелодрамы, водевили. В то же время в репертуар  входили  и
произв. Шекспира, Шиллера, Мольера, Фонвизина, пьесы укр. драматурга  И.
П. Котляревского ("Наталка-Полтавка",  "Москаль-чаровник").  В  1831  Ш.
первым в провинции сумел обойти цензурный запрет и пост.  в  сво„м  т-ре
"Горе от ума" (Киев).
   В труппу Ш. входили акт„ры разл.  направлений.  Наряду  с  ходульными
эпигонами  классицизма  здесь  была  группа  акт„ров,  поддерживавшая  и
развивавшая реалистич. достижения Щепкина.
   В 1833 в труппе Ш.,  игравшей  в  Курске,  произош„л  раскол:  Л.  И.
Млотковская, Н. X.  Рыбаков,  К.  Т.  Соленик,  основав  самостоятельную
труппу (возглавленную Л. Ю. Млотковским), остались играть в этом городе,
а Ш. с остатками драм. труппы и балетом выехал в Харьков. С сер.  1830-х
гг. Ш. прекратил свою деятельность.
   Лит.: Плетн„в А.,  У  истоков  харьковского  театра,  Харьков,  1960;
Клинчин А., Николай Хрисанфович Рыбаков, М., 1952. д /г.
   ШТ‚ЙНБЕРГ,  Лев  Петрович  [3(15).IX.1870-16.1.  1945]  -  рус.  сов.
дириж„р, композитор, педагог. Нар. арт.  СССР  (1937).  В  1893  окончил
Петерб.  консерваторию  (класс  фп.  К.  К.  фан  Арка,  затем   А.   Г.
Рубинштейна; класс композиции Н. А. Римского-Корсакова, Н. Ф. Соловь„ва;
класс гармонии А. К. Лядова). Дириж„рскую  деятельность  в„л  с  1892  в
качестве симф. и оперного дириж„ра. Выступал в Петербурге, Москве и  др.
городах. В 1914 гастролировал с  труппой  С.  П.  Дягилева  в  Париже  и
Лондоне, дирижировал в Англии операми "Князь Игорь" (с  участием  Ф.  И.
Шаляпина) и "Майская ночь".
   После Октябрьской революции работал дириж„ром в оперных  т-рах  Киева
(до 1924), Харькова (1924-26), Свердловска  (1926-27),  Баку  (1927-28).
Инструментовал оперу "Тарас Бульба" Лысенко и впервые пост. е„ на  сцене
(1924, Харьковский т-р оперы и балета). С 1928  -дириж„р  Большого  т-ра
(Москва). Автор балета "Мирра" (1924, Харьковский т-р оперы  и  балета).
Ш. способствовал развитию сов. укр. оперного т-ра.
   Дирижировал операми: "Иван Сусанин"; "Вакула кузнец"  Соловь„ва  (обе
1899, Петербург, зал Кононова, силами Товарищества рус. оперных артистов
под рук. О. О. Бест-риха и Л. П.  Штейнберга),  "Чародейка"  Чайковского
(1903, Саратовский оперный т-р), "Хованщина" (1907, Т-р Солодов-никова),
"Пиковая дама" (1924);  "Трильби"  Юрасовского  (1925,  Харьковский  т-р
оперы и балета), "Орлиный бунт" Пащенко (1926, Свердловский т-р оперы  и
балета), "Борис Годунов" (1928, Бакинский  оперный  т-р);  "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера (1929), "Алмаст" Спендиарова (1930),  "Турандот"
Пуччини (1931), "Мазепа"  (1934),  "Демон"  (1937),  '"Царская  невеста"
(1937), "Русалка" (1944) - в Большом т-ре (Москва) и др.
   В 1938-41 в„л педагогич.  работу  в  Моск.  консерватории  (профессор
класса дирижирования).
   Лит.: Исаков А., Полвека за пультом, "Театральная неделя", 1940, ј 9.
А. Ив.
   ШТ‚ЙНБЕРГ, Максимилиан Осеевич [22.VI (4.VII).1883-6.XII.1946] - рус.
сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934), нар. арт. Узб.
ССР (1944). В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н.
А. Римского-Корсакова. В своих ранних соч. Ш. был близок к стилю  своего
учителя и А. К. Глазунова. Затем испытал нек-рое влияние модернизма, что
отразилось на его балете "Метаморфозы" по о. п. Овидия  (1914,  "Русский
балет Сергея Дягилева", Париж). Ш. написал балеты "Тиль Уленшпигель"  по
Ш. де Костеру (соч. 1936) и "Сарай Мульк Ханум" (неоконч.), оперу "Тахир
и Зухра" (1942, неоконч.), кантату памяти А.  С.  Пушкина  и  многочисл.

Страницы: «« « 2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641  2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия