|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 » »» первых откликов в сов. драматургии на восстановление ленинских норм
партийной жизни, и "Между ливнями" (1964; в этом же году в Ленингр. т-ре
драмы им. Пушкина)-пьеса, воссоздающая трагич. события Крон-штадского
мятежа 1921. В пьесе "Между ливнями" создан образ В. И. Ленина,
возглавляющего разгром контрреволюции. В Т-ре им. Маяковского пост.
также комедия Ш. "Весенние скрипки" (1959) и его авторизованный перевод
с чеш. яз. пьесы Кундеры "Поворот ключа".
Ш. принадлежат также пьесы "Пролог" (1953,Моск. т-р им. Ермоловой,
Ленингр. Большой драм. т-р.) о событиях 1905 года, "Вдовец" (1966,
МХАТ), "Аплодисменты" (1967, Т-р им. Моссовета).
Драматургию Ш. отличает яркая публицистичность, стремление к высокой
гражданственности. Пьесы Ш. отмечены напряж„нностью конфликтов,
многогранностью образов.
Пьесы Ш. ставятся во мн. сов. т-рах и за рубежом (Болгария, Румыния,
Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР). В 1965 опубликована книга Ш.
"Повесть о том, как возникают сюжеты".
Ш.- автор сценариев "Балтийцы", "Суд чести" (Гос. пр. СССР, 1949),
"Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы" и др.
Др. пьесы: "Талант" (1934); "Добро пожаловать" (1942, т-р Балтфлота),
"Святая ложь" (1945, Т-р им. Моссовета)- обе совм. с 3. М. Аграненко.
Соч.: Весна двадцать первого, Л.-М., 1940; Пьесы, М., 1951; М., 1953;
Драмы, М., 1966; Аплодисменты, "Театр", 1967, ј 3.
Лит.: Охлопков Н., Об Александре Штейне, в кн.:
Пьесы, М., 1962. Я. В.
ШТЕЙН, Иван Ф„дорович (г. рожд. неизв.- ум. в конце 1830-х гг.) -
деятель рус. и укр. т-ров, антрепрен„р. Один из основоположников
коммерческого театра в провинции, пришедшего на смену крепостному т-ру.
По национальности немец. В нач. 19 в. переехал из Силезии в Россию. В
1804-07 играл в нем. т-рах Петербурга и Москвы. Антрепрен„рскую
деятельность начал, купив 15 крепостных детей и образовав из них первую
труппу, ставившую балетные спектакли; затем Ш. продал крепостных
владельцу Орловского т-ра графу С. М. Каменскому. В 1814 с О. И.
Калиновским держал антрепризу в Харькове. В 1816 в их труппу вступил М.
С. Щепкин. В том же году Ш. построил в Харькове новое театр. здание и
стал с этого времени единоличным антрепрен„ром Харьковского т-ра. Ш.
значительно пополнил и усилил труппу акт„рами вольных и крепостных
т-ров. В 1817 группа ведущих акт„ров т-ра Ш. (М. С. Щепкин, П.Е.Барсов,
И. Ф. Угаров, Т. И. Преженковскаяидр.) покинула Харьков и организовала
т-р в Полтаве. В 1822 (после распада полтавской труппы)болыпинство
акт„ров вновь вернулось к Ш. В 1820-е гг. в антрепризе Ш. работали
акт„ры Л. Ю. Млотковский, Л. И. Млотковская (Острякова), Н. X. Рыбаков,
К. Т. Соленик. Труппа Ш. не имела себе равных в провинции и по
количеству (40 акт„ров и 20 оркестрантов), и по наличию талантливых
акт„ров, и по размаху деятельности. Разделив труппу на две части, Ш.
давал регулярные спектакли одновременно в Харькове и Курске; его т-р
гастролировал в Туле (1823), Одессе (сезон 1827/28), Киеве (1830-34) и
др. городах. В т-ре ставились балеты (в к-рых Ш. участвовал как
исполнитель), мелодрамы, водевили. В то же время в репертуар входили и
произв. Шекспира, Шиллера, Мольера, Фонвизина, пьесы укр. драматурга И.
П. Котляревского ("Наталка-Полтавка", "Москаль-чаровник"). В 1831 Ш.
первым в провинции сумел обойти цензурный запрет и пост. в сво„м т-ре
"Горе от ума" (Киев).
В труппу Ш. входили акт„ры разл. направлений. Наряду с ходульными
эпигонами классицизма здесь была группа акт„ров, поддерживавшая и
развивавшая реалистич. достижения Щепкина.
В 1833 в труппе Ш., игравшей в Курске, произош„л раскол: Л. И.
Млотковская, Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, основав самостоятельную
труппу (возглавленную Л. Ю. Млотковским), остались играть в этом городе,
а Ш. с остатками драм. труппы и балетом выехал в Харьков. С сер. 1830-х
гг. Ш. прекратил свою деятельность.
Лит.: Плетн„в А., У истоков харьковского театра, Харьков, 1960;
Клинчин А., Николай Хрисанфович Рыбаков, М., 1952. д /г.
ШТ‚ЙНБЕРГ, Лев Петрович [3(15).IX.1870-16.1. 1945] - рус. сов.
дириж„р, композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1937). В 1893 окончил
Петерб. консерваторию (класс фп. К. К. фан Арка, затем А. Г.
Рубинштейна; класс композиции Н. А. Римского-Корсакова, Н. Ф. Соловь„ва;
класс гармонии А. К. Лядова). Дириж„рскую деятельность в„л с 1892 в
качестве симф. и оперного дириж„ра. Выступал в Петербурге, Москве и др.
городах. В 1914 гастролировал с труппой С. П. Дягилева в Париже и
Лондоне, дирижировал в Англии операми "Князь Игорь" (с участием Ф. И.
Шаляпина) и "Майская ночь".
После Октябрьской революции работал дириж„ром в оперных т-рах Киева
(до 1924), Харькова (1924-26), Свердловска (1926-27), Баку (1927-28).
Инструментовал оперу "Тарас Бульба" Лысенко и впервые пост. е„ на сцене
(1924, Харьковский т-р оперы и балета). С 1928 -дириж„р Большого т-ра
(Москва). Автор балета "Мирра" (1924, Харьковский т-р оперы и балета).
Ш. способствовал развитию сов. укр. оперного т-ра.
Дирижировал операми: "Иван Сусанин"; "Вакула кузнец" Соловь„ва (обе
1899, Петербург, зал Кононова, силами Товарищества рус. оперных артистов
под рук. О. О. Бест-риха и Л. П. Штейнберга), "Чародейка" Чайковского
(1903, Саратовский оперный т-р), "Хованщина" (1907, Т-р Солодов-никова),
"Пиковая дама" (1924); "Трильби" Юрасовского (1925, Харьковский т-р
оперы и балета), "Орлиный бунт" Пащенко (1926, Свердловский т-р оперы и
балета), "Борис Годунов" (1928, Бакинский оперный т-р); "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера (1929), "Алмаст" Спендиарова (1930), "Турандот"
Пуччини (1931), "Мазепа" (1934), "Демон" (1937), '"Царская невеста"
(1937), "Русалка" (1944) - в Большом т-ре (Москва) и др.
В 1938-41 в„л педагогич. работу в Моск. консерватории (профессор
класса дирижирования).
Лит.: Исаков А., Полвека за пультом, "Театральная неделя", 1940, ј 9.
А. Ив.
ШТ‚ЙНБЕРГ, Максимилиан Осеевич [22.VI (4.VII).1883-6.XII.1946] - рус.
сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934), нар. арт. Узб.
ССР (1944). В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н.
А. Римского-Корсакова. В своих ранних соч. Ш. был близок к стилю своего
учителя и А. К. Глазунова. Затем испытал нек-рое влияние модернизма, что
отразилось на его балете "Метаморфозы" по о. п. Овидия (1914, "Русский
балет Сергея Дягилева", Париж). Ш. написал балеты "Тиль Уленшпигель" по
Ш. де Костеру (соч. 1936) и "Сарай Мульк Ханум" (неоконч.), оперу "Тахир
и Зухра" (1942, неоконч.), кантату памяти А. С. Пушкина и многочисл.
Страницы: «« « 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |