Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650  2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658   2659   2660  » »»

зрелости и  мастерства.  Он  создал  выдающиеся  образы:  Платон,  Тарас
Голота, Галушка, Хмельницкий (Платон Кречет", 1934, "Правда",  1937,  "В
степях Украины", 1940, "Богдан Хмельницкий", 1939,  Корнейчука),  Филипп
II ("Дон  Карлос"  Шиллера,  1936),  Годунов  ("Борис  Годунов",  1937),
Бенедикт ("Много шума из ничего", 1940), Буйко ("Профессор Буйко"  Баша,
1949), Городничий (1952).
   Художник глубокой мысли, обладавший особым даром  перевоплощения,  Ш.
создавал сценич. образы, достигающие высокой реалистич. выразительности.
Акт„р тонко передавал стиль и идею пьесы, находил свежие, сочные  краски
для обрисовки каждого  сценич.  персонажа,  раскрывая  тончайшие  нюансы
духовного   мира   своих   героев,   достигал   простоты,   л„гкости   и
естественности исполнения. Был известен  как  мастер  художеств.  слова.
Снимался в кино. За исполнение ролей  маршала  Василевского  (в  фильмах
"Третий  удар",  "Сталинградская  битва")  и   Романюка   (в   спектакле
"Калиновая роща" Корнейчука) удостоен Гос. пр. СССР в 1950 и 1951.
   В 1940 организовал Нар. т-р при Киевском ун-те. Лит.: Серп1л1н Л., Ю.
В. Шумський. Народний артист СССР, К., 1950;  К  p  у  т  i  I.,  Ю.  В.
Шумський, К., 1955; Йосипенко Н. К.. Юрий Васильевич Шум-ский.  Народный
артист СССР, К., 1960. р. ?,
   ШУМСКИЙ, Яков Данилович (г. рожд. неизв.- ум.  1812)  -  рус.  акт„р.
Соратник Ф. Г. Волкова, Ш. в конце 40-х гг. 18  в.  принимал  деятельное
участие в создании т-ра  в  Ярославле.  В  февр.  1752  в  числе  лучших
"комедиантов" был привез„н в Петербург;  зачислен  в  придворную  труппу
(май  1752).  В  1756  вош„л  в  осн.  состав  первого  русского   проф.
постоянного публичного театра.  Пользовался  огромной  любовью  публики,
ценившей непосредственность его исполнения. Обладая  большим  самобытным
комедийным  дарованием,  Ш.  смело  преодолевал  на   придворной   сцене
условности  классицизма."...  E  го  талант  был  чистый  инстинкт  или,
пожалуй,  вдохновение",  -  писал  С.  Т.Аксаков  ("Я.  Е.  Шуше  рин  и
современные ему театральные знаменитости" в кн.: Собр. соч., т. 2, 1955,
с.  388).  Простая  и  правдивая  игра  Ш.,  отмеченная   ярким   комич.
темпераментом, была основана на традициях рус. нар. т-ра. Ш, играл  роли
комич. слуг. Д. И. Фонвизин восторг.кен-но отзывался об  его  исполнении
роли слуги, выдающего себя за модного фран та-дворянина в пьесе  "Генрих
и  Пернилла"  Гольбер-га  (1760).  Одобрение   автора   получило   также
исполнение Ш. роли преданного, честного  слуги  Василия  в  пьесе  "Мот,
любовью  исправленный"  Лукина.  Лучшая  роль  Ш.-   Созий   в   комедии
"Амфитрион" Мольера(1761).
   С успехом играл роли "...молодых повес и  весельча  ков  из  простого
звания" (там же) и роли комич. старух (в 18 в. роли старух играли обычно
комедийные  акт„ры);  был  первым   исполнителем   роли   Ере-меевны   в
"Недоросле" Фон' визина (1782). В 1785 Ш. ушел на  пенсию,  выступал  на
сцене эпизодически. В„л педагогич. и режисс„рскую  работу  (в  60-х  гг.
руководил спектаклями в Шляхет-ном .корпусе).
   Др.  роли:  Эктор  ("Игрок"  Реньяра),  Скопин  ("Скопи-новы  обманы"
Мольера, 1757), Валентин ("Менехмы, или Близнецы" Реньяра, 1763).
   Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков,  М.,
1958, с. 352; Г у реви ч Л., Ис тория русского театрального быта, М.-Л.,
1939, с. 108-10;
   Всеволодский-Герн-г p о с  с  В.,  Первые  постановки  "Бригадира"  и
"Недоросля", в кн.: История русского театра, под ред. В. В. Каллаша и Н.
Е. Эфроса, т. l. M., 1914, с. 361. JO. Гл.
   "ШУРАЛ‚" ("А л и-Б а ты р")-балет Ф. з. Яруллина, либр. А. Файзи и Л.
В. Якобсона (по мотивам тат. нар. сказок и  поэм  Г.  Тукая).  Пост,  12
марта  1945,  Тат.  т-р  оперы  и  балета  им.   М.   Джалиля,   Казань.
Инструментовка Ф. Ви-тачека  (Батыр  -  Ахтямов,  Сюимбике  -  Гацулина,
Шу-рале - Романюк;  балетм.  Жуков  и  Тагиров,  дириж„р  Аухадеев,'худ.
Сперанский). 2-я редакция. 1950, Т-р оперы  и  балета  им.  Кирова  (под
назв. "Али-Батыр"). Инструментовка Власова  и  Фере  (Батыр  -  Макаров,
Сюимб-ике-  Дудинская,  Шурале  -  Бельский;  балетм.  Якобсон,  дириж„р
Фельдт, худ. Птушко, Мильчин,  Ванно).  1955,  Большой  т-р  (под  назв.
"Шурале"; Батыр -Кондратов, Девушка-Птица - Плисецкая, Шурале - Левашов;
балетм. Якобсон, дириж„р Дугашев, худ. Мильчин). Пост. в т-рах  оперы  и
балета др. городов: Одесса, Рига, Саранск, Саратов (1952), Тарту (1954),
Улан-Удэ (1955), Киев и Алма-Ата (1956),  Горький  (1957),  Челябинск  и
Магнитогорск (1959), Вильнюс и Ташкент (1961), Душанбе (1963) и  др.  За
рубежом: Болгария (1956), Монголия (1958), Польша (1961) и др.
   Лит.: "Шурале" (Али-Батыр), Л., 1953; "Шурале" (Батыр), Л., 1955.  Г.
Ш.
   ШУТ (в театр е)- комич. персонаж в  старинных  ярмарочно-площадных  и
балаганных  представлениях.  Участник  представлений  школьно-церковного
т-ра, литургич. драм, мираклей (гл.  обр.  комич.  интермедий).  Получил
распространение в драматургии 16- 18 вв. (Англия, Франция  и  др.).  Гл.
функция Ш. - развлекать  героев  пьес,  выходцев  из  высокопоставленных
кругов. Исполнители  ролей  Ш.  носили  п„стрые,  яркие  костюмы,  часто
увешанные колокольчиками и  бубенцами.  Эмблемой  Ш.  является  кукла  с
погремушками, к-рую он держит в  руках.  Ш.-  одно  из  действующих  лиц
произведений У. Шекспира (в история, хрониках), а также П. Кальдерона  и
др. авторов.
   ШУТОВА, Ливия Васильевна (р. 30.XII.1925)- рус.  сов.  актриса.  Нар.
арт. РСФСР (1965). Чл. Коммунистич.  партии  с  1962.  В  1947  окончила
драма-тич. студию при Саратовском т-ре им. К. Маркса  и  стала  актрисой
этого т-ра. Сценич.  обаяние,  мягкость,  изящество  отличают  дарование
актрисы. Вначале играла роли девочек-подростков, становящихся  волевыми,
решительными   девушками,-   Машенька   (о.   п.'Афиногенова),   Аннушка
("Обыкновенный человек" Леонова). Впоследствии лучшими ролями  Ш.  были:
Люся  Ведерникова  ("Годы  странствий"  Арбузова),  Нина   ("Маскарад"),
Комиссар  ("Оптимистическая  трагедия"),  Павла   ("Зыковы"   Горького),
Клеопатра ("Антонин и Клеопатра" Шекспира), Мария  Стюарт;  Нила  Сннжко
("Барабанщица" Салынского).
   Среди  др.  ролей:  Нора;  Сопя  ("Дядя  Ваня"),  Тося   ("Соперницы"
Бондаревой), Маша ("Живой труп"), Хильда  ("Юстина"  Вуолийоки),  Вавка,
Настя ("Маленькая студентка", "Третья  патетическая"  Погодина),  Лариса
("Бесприданница"), Кэрол ("Орфей  спускается  в  ад"  Уильямса),  Анечка
("Океан" Штейна), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Анна ("Камешки на ладони"
Салынского), Эпифания ("Миллионерша" Шоу), Джой ("Жаркое лето в Берлине"
по Кьюзек).
   Лит.: Сахарова И-, От успеха -- к творчеству (творческий  портрет  Л.
Шутовой), "Театр", 1958, ј 9;
   Габаева Е-, Героике навстречу, "Театр. жизнь", 1966, ј 5. E. X.

Страницы: «« « 2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650  2651   2652   2653   2654   2655   2656   2657   2658   2659   2660  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия