Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 » »» пол. 19 в. Основаны на традиц. классич. одноактных драмах, испытали влияние европ. драматургии. Возникновение Э. было вызвано обществ енно-политич. развитием страны, ростом нац. самосознания парода. Э. отличаются от классич. образцов инд. драматургии тематикой и сюжетами, в них измен„н характер действующих лиц. Они написаны прозой. С течением времени выработалась определ„нная структура Э., предусматривающая единство цели, цельность характера, единство места, времени и действия. Популярность представлений Э. особенно возросла в годы 2-й мировой войны и в период максимального подъ„ма нац.-освободит, движения (40-е гг.). В эти годы Э. получают сценич. воплощение (до этого обычно предназначались для чтения). С созданием в 1943 Ассоциации народных театров Индии Э. становятся средством пропаганды идеи индо-мусульманского единства, солидарности прогрессивных сил в борьбе против империализма и феодализма. Представления Э. собирали многотысячные аудитории в городах и деревнях Индии. Особенное значение эти постановки имели в деревнях с неграмотным населением. В 60-е гг. Э. становятся одним из самых популярных видов инд. драматургии. Э. пишут драматурги А. Сатхе и Атре (на маратхи), Умачандран, Гухан,' Кришнамурти (на тамили), М. Идашшери, Т. Бхаси, Р. Пиллай (на малаялам), X. А. Аббас и К. Чандар (на урду), К. С. Дуггал и С. С. Секхон (на пенджаби), У. Ашк, С. Г. Эканки Дас, Р. Варма (на хинди) и др. Лит.: Литературы Индии, М., 1958; Новейшая история Индии, М., 1959; Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961; П о т а б енкОС., Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962; Вишневская Н. А., Индийская одноактная драма, М., 1964; на яз. хинди, Натаккар Ашк, Аллахабад, 1954; Бхаратен-ду кала, Калькутта, 1950. Св. П. ЭКАРТЕ (от франц. ecarte - удал„нный) - поза классич. танца, при к-рой тело танцовщика опирается на выпрямленную ногу, другая, тоже прямая, поднята и отведена в сторону. Рука, противоположная опорной ноге, поднята вверх, другая - отведена в сторону. Корпус наклон„н в противоположную сторону от отвед„нной ноги. Тело танцовщика по отношению к зрителю пов„рнуто по диагонали ("отвращено"). При этом тело поворачивается по диагонали так, что отвед„нная в сторону нога может быть направлена на зрителя или от него. Существуют и другие варианты этой основной схемы позы Э. Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., Л.-М-, 1948. А. И. ЭКВИЛИБРИСТИКА (от лат. aequilibris - находящийся в равновесии) - цирковой жанр; иск-во сохранять "баланс" (устойчивое положение, равновесие) на разл. аппаратах (снарядах) и в разных положениях (на двух или па одной ноге, на руках, на голове и т. д.). Номера Э. состоят в исполнении трюков на неустойчивых снарядах (свободная или туго натянутая проволока или канат; неукрепл„нная лестница; шары; поставленные друг на друга стулья; верхний конец шеста, помещ„нный на лоб, плечо партн„ра и т.д.). Э/известна с древнейших врем„н, но особое распространение получила со 2-й пол. 19 в. Как компонент др. цирковых жанров Э. входит почти во все виды акробатики и гимнастики, в индивидуальные и групповые номера (стойки на голове, на руках, на пальцах, на неподвижных или раскачивающихся трапециях под куполом цирка, в номерах конной акробатики, велосипедной езды по кругу манежа), отдельные элементы Э. используют жонгл„ры. А. Шн. ЭКГОФ (Ekhof, Eckhof), Конрад (12????.1720- 16.VI.1778) - нем. акт„р и театр. деятель. Служил писцом. В 1740 дебютировал в роли Ксифареса ("Мит-ридат" Расина) в гамбургской труппе И. Ш„немана. В 1757 порвал с Ш„неманом вследствие творч. разногласий. С 1758 играл в гамбургской антрепризе Г. Коха. С 1764 работал в труппе К. Аккермана, в 1767-68 был акт„ром Гамбургского нац. т-ра, когда здесь работал Г. Э. Лессинг. Э. был любимым акт„ром и единомышленником Лессинга. Позже выступал в труппе А. Зейлера, с 1775 руководил придворным т-ром в Готе. Творчество и многосторонняя театр. деятельность Э. во многом подготовили реформу нем. т-ра, предпринятую его учеником - нем. акт„ром Ф. Л. Шредером. Постепенно отходя от классицистской манеры игры, Э. стал первым интерпретатором просветительской бурж. драмы на нем. сцене. Лучшие роли: Одо-ардо, Маллефонт, Тельгейм ("Эмилия Галотти", "Мисс Сара Сампсон", "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Барнвел ("Лондонский купец" Лилло), Отец семейства (о. п. Дидро). Э. обладал звучным, выразит, голосом, игра его отличалась чертами жизненного правдоподобия, естественностью слова и жеста, высокой сценич. техникой. Э. первым в Германии обратился к разработке теории сценич. мастерства, обобщению опыта акт„рского творчества. Он организовал в Шверине (1753) т. н. Академию ш„немановского об-ва, в к-рой акт„ры читали и обсуждали новые пьесы, их исполнение. Несмотря на кратковрем. существование (13 месяцев), академия способствовала укреплению художеств. и этич. основ просветительского нем. т-ра. Э. выступал как театр. педагог, уделял большое внимание воспитанию молодых акт„ров. Был также критиком, драматургом-переводчиком, историком нем. т-ра. Лит.: Fettin g H. (Hrsg.), Conrad Ekhof. Ein Schauspieler des achtzehnten Jahrhunderts, B., 1954; P i en s G., Conrad Ekhof und die erste deutsche Theater-Akademie, {Dresden, 1956]; Троицкий З., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, M.-Л., 1940. ЭКЕРУТ (Ekeroth), Бенгт (р. 8.II.1920) --швед. акт„р, режисс„р. В 1941 окончил в Стокгольме школу при Королевском драм. т-ре и вступил в труппу Нового т-ра, где работал до 1947. Выступал в т-рах Мальм„ и Г„теборга. В 1953-60 - акт„р и режисс„р Королевского драм. т-ра, с 1960 - Гор. т-ра (Стокгольм). Э. присущи суховатая, неск. рационалистич. манера исполнения, ч„ткая пластика. В пост. Э. ана-литич. глубина, остро современное звучание спектакля сочетаются с новаторскими поисками решения сценич. пространства, выразит, зрелищностыо. Роли: Гамлет; Платонов (о. п. Чехова), Кутюр ("Асмодей" Мориака), Архитектор ("Двенадцать разгневанных мужчин" Роуза), Габриэль Фонтан ("Победа во тьме" Лагерквиста) и др. Пост.: "Донья Росита" Гарсиа Лорки (1951), "Дьявол и бог" Сартра (1953), "Гамлет" (1954); "Долгий день уходит в ночь" 0'Нила (1957), "Кавказский меловой круг" (1951 и 1963) и "Галилей" (1955) Брехта, "Отец" Стриндбсрга (1962), "Филоктет" Софокла (1964) и др. Снимается в кино. Лит.: H j e r n К., Teater vid Gotaplatsen. Goteborgs Stadsteater 1934-1959, Goteborg, 1959; Dramaten 175 ar. Studier i svensk scenkonst, Stockh., 1963. ?. M. ЭКЗЕРСИС (франц. exercice, от exercer-упражнять, развивать путем Страницы: «« « 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |