Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2659   2660   2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667  2668   2669   2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677  » »»

поиски ее и радость по поводу возвращения. Детали  этого  представления,
включавшего,  по-видимому,  пантомиму  и   чтение   священных   текстов,
неизвестны,  и   связь   Э.   м.   с   возникновением   греч.   трагедии
предположительна.
   Лит.: Н о в о с а д с к и и Н. П., Елевсинские мистерии, СПБ. 1887; F
о ucar t Р., Les mysteres d'Eleusis, P., 1914. В. Я.
   ЭЛЕНШЛЕГЕР   (Oehlenschlager),   Адам   Готлоб   (14.    XI.    1779,
Фредериксберг,-20.1.1850, Копенгаген)- дат. поэт  и  драматург.  Род.  в
семье музыканта. Еще в детстве увлекался  т-ром,  писал  пьесы.  В  1797
дебютировал на сцене Королевского т-ра (Копенгаген), но вскоре отказался
от  намерения  стать  акт„ром  и   поступил   в   Копенгагенский   ун-т.
Формированию  идейно-эстетич.  воззрений  Э.  способствовали   увлечения
древнескандинавской  мифологией,  нар.  поэзией.  Опубликование  в  1802
стихотворения Э. "Золотые рога"  ознаменовало  рождение  дат.  романтич.
литературы. Подлинным манифестом нац.  прогрессивного  романтизма  стала
комедия Э. "Игры в ночь на св. Ханса"  (1803;  Королевский  т-р  -1819),
исполненная     резкой      лит.      полемики,      противопоставляющая
бурж.-потребительскому   рационализму   стихийно-эмоциональное    творч.
начало. Эта комедия  заложила  основу  одного  из  ведущих  жанров  дат.
романтич.  драматургии,  т.  н.   дюрехавнской   комедии.   Демок-ратич.
нравственный идеал утверждает драм. поэма "Алладин, или Волшебная лампа"
(1805; Королевский т-р-1814), к-рую Г. Брандес назвал "отправной  точкой
всей новейшей духовной жизни, фундаментом, на котором воздвигнуто здание
датской литературы нашего столетия" (Brandes G., Samlede skrifter, bd l,
Kbh., 1899, s. 230). Пьеса, ставящая проблемы человеческого  назначения,
познания    действительности,    сочетает    фольклорно-фантастич.     и
комедийно-бытовое начала. В 1-й четверти 19 в. Э. создал наиболее зрелые
своп произв., в к-рых новаторски переосмысливал жанровые законы классич.
трагедии. В 1808 он написал пьесу "Корреджо" (1811, Королевский  т-р)  о
трагедии художника, обреч„нного на  непонимание,  ненависть  со  стороны
аристократич.   меценатов   и   бурж.   обывателей.    Э.    принадлежат
нацио-нально-историч. трагедии на сюжеты древнесканд. хроник и преданий:
"Ярл Хокон" (1808), "Пальнатоке" (1809),  "Аксель  и  Вальборг"  (1810),
пост. в Королевском т-ре.  Здесь  же  были  пост.  "Стеркоддер"  (1812),
"Хагбардт и Сигне" (1814), "Урса" (1814), "Эрик и Абель  (1820).  В  них
получили воплощение патрио-тич. чувства, вера Э. в  социально-исто  рич.
изменения, характерные  для  передовых  слоев  дат.  общества  во  время
англо-дат. войны. Конфликты трагедий Э. носят ярко  выраженный  полнтич.
характер. Герои Э.- цельные, волевые люди, сложные по  своему  духовному
миру, подчас обуреваемые титанпч. страстями, но свободные  от  романтич.
экзальтированности. Эти трагедии проникнуты жизнеутвержденпем,  глубоким
оптимизмом. В последующие годы, став признанным главой дат. драматургии,
Э.  вновь  обращается  к  жанру  нац.-историч.   трагедии:   "Варяги   в
Царь-граде" (1827), "Торденскьольд" (1883), "Королева Маргарита" (1833),
"Олаф Святой"  (1838),  "Кнуд  Великий"  (1839),  "Дина"  (1842),  "Эрик
Глиппинг" (1844), "Амлет" (1846,  версия  историч.  хроник,  полемически
противопоставленная  шекспировскому  "Гамлету"),  "Земля   найденная   и
исчезнувшая" (1846), "Кьяртан и Гудрун" (1848). Эти произв. не  свободны
от риторики, сентиментальности. То же  относится  и  к  трагедиям  "Карл
Великий" (1829) и "Сократ" (1835).
   Драматургия Э. стала неотъемлемой частью репертуара дат. т-ров, на е„
основе возникла и развивалась нац. романтич.  школа  акт„рского  иск-ва.
Творчество  Э.  оказало  большое   влияние   на   развитие   драматургии
прогрессивного романтизма в сканд. странах, в частности на произв. X. К.
Андерсена, И. Л. Хейберга, X. Херца, Т. Оверскоу,  И.  К.  Хострупа,  X.
Драх-мана, норв. "национальных романтиков" Г. Ибсена, Б. Бь„рнсона и др.
   С о ч.: Ярл Гокон, пер., М., 1904; Poetiske skrifter, bd 1-32,  Kbh.,
1857-62; Poetiske skrifter, bd 1-5, Kbh., 1926-30.
   Лит.:  Горн  Ф.,  История  скандинавской  литературы...,  М.,   1894;
Гозенпуд А., Датский театр. в кн.:
   История западноевропейского театра, т. 4, М., 1964;
   Andersen V., Adam  Oehlenschlager.  Et  livs  poesi,  bd  1-2,  Kbh.,
1899-1900; его же,  Adam  Oehlen-schlag'er  Kbh.,  1964;  Henriques  A.,
Oehlenschlager  og  vor  tid,  Kbh.,  1962;  Krogh  T.,  Oehlenschlagers
indforelse   pa   den    danske    skueplads,    Kbh.,    1954;    Dansk
litteraturhistorie..., bd 2. Fra Oehlenschlager til  Kierkegaard,  Kbh.,
1965. Вл. М.
   ЭЛИАДЕ (Eliade),  Помпилиу  (13.IV.  1869-24.V.  1914)-  рум.  театр.
деятель. В 1908-11 руководил Нац.  т-ром  в  Бухаресте.  Э.  боролся  за
реалистич. сценич. иск-во, утверждал воспитательное  значение  т-ра.  Он
вв„л в репертуар антич. драму, пьесы Расина,  Мольера,  Шекспира,  совр.
драматургию  ("Банкротство"  Бь„рнсона,  "Магда"  Зудермана),  установил
спец. премии за лучшую  совр.  рум.  пьесу  (среди  произв.,  получивших
премию и вошедших в репертуар т-ра,- пьесы Б. Делавранчи, В.  Эфтимиу  и
др.). Э. в„л переписку  с  Александрийским  т-ром  (Петербург),  получал
материалы для  пост.  рус.  классич.  драматургии.  В  годы  после  рус.
революции  1905,  когда  рум.  дворянство  мешало   проникновению   рус.
культуры, вв„л  в  репертуар:  "Ревизор"  (1909);  "Предложение"  Чехова
(1910). Преподавал в Бухарестском ун-те; профессор франц. лит-ры. Е. А.
   ЭЛИОТ (Eliot), Томас Стернз (26.IX. 1888-4.1.  1965)  -  англ.  поэт,
драматург и литературовед. В критич.  работах  выступал  за  возрождение
поэтич. драмы. Написал драму в стихах "Убийство  в  соборе"  (1935,  т-р
"Меркурий",  Лондон),  оказавшую  большое  влияние   на   совр.   европ.
философско-аллегорич. драматургию. В  пьесах  Э.  психологич.  конфликты
совр. жизни трактуются в свете  католич.  доктрины.  В  них  совмещаются
поэтика антич. трагедии и элементы салонной драматургии: "Семья в сборе"
(1939,  т-р  "Уэстминстер",  Лондон),  "Вечеринка  с  коктейлем"  (1949,
Эдинбургский фестиваль), "Доверенное лицо" (1953,  там  же),  "Почтенный
сановник" (1958, там же). Осн. темы этих пьес: искупление давнего греха,
омрачающего  благополучие  семьи,  мистич.  предопредел„нность   судьбы,
духовная  пустота  обывателя.  Автор  сообщает   стихотворному   диалогу
разговорную  интонацию.  Язык  пьес   Э.   аскетичен,   лиш„н   метафор.
Эмоциональное воздействие  большинства  пьес  Э.  ограничено  схоластич.
отвлеч„нностью, религиозными аллюзиями.
   Соч.: Collected plays, L., 1962.
   Лит.: Matthiessen F. O., The achievement of T. S. Eliot, N.  Y.-  L.,
1947; Jones D. E., The plays of T. S. Eliot, L., 1960; Toronto,  [1965];
Smith C. H., Т. S. Eliot's dramatic theory and practice ...,  Princeton,
1963. Дм. Ш.
   ЭЛЛИНГТОН  (Ellington),  Эдуард  Кеннеди  (прозвище  -  Д  ю  к)  (р.

Страницы: «« « 2659   2660   2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667  2668   2669   2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия