|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 » »» упражнений) - основная часть урока класснч. танца, состоящая из
упражнений, способствующих развитию мышц, связок, выработке
выво-ротности, устойчивости, равновесия, а также воспитанию координации
движений у танцовщика. Э. выполняется как у станка, так и на середине
зала. Ежедневные Э. (с первого года обучения и до окончания сценич.
деятельности танцовщика) состоят из одних и тех же элементов.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., М.- Л.,
194S; Beaumont С. W., J d z i -k o w s k i St., A manual of the theory
and practice of classical theatrical dancing (methode Cecchetti), L.,
1935. А. И.
ЭКИМЯН, Срапнон [2().VIII(7.IX).1832-7(19).III. 1892] - арм.
драматург. Автор историч. пьес роман-тич. направления. Первый сборник
соч. Э. вышел в 1857, сюда вошли пьесы "Арташес и Сатеник" (1848),
"Армак и Ашхен" (1860), "Самвел" (1854-56), "Ваграм" (1856). Написал
также пьесы "Смбат", "Смерть Гнела", "Аршак" и др. Был активным театр.
деятелем, способствовал организации арм. проф. т-ра в Константинополе
(1861). Б. А.
ЭККЕРТ, Фердинанд Фердинандович (1.1 П. 1865 ?.VIII.1941) - рус. сов.
композитор, музыкант (валторнист), дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в
РСФСР (1931). В 1895-1912 - солист оркестра Большого т-ра. Был дириж„ром
моек. т-ров: "Эрмитаж", Интернациональный т-р, т-p "Буфф", Никитский
т-р; с 1921 - дириж„р Моск. т-ра оперетты. Руководил пост. собств.
оперетт, а также оперетт "Женихи" Дунаевского и "Игра с джокером"
Багриновского (обе в Моск. т-ре оперетты, 1927) и др.
Оперетты: "Амур и Психея" (1902, Интернациональный т-р, Моеква),
"Возвращение Менелая" (соч. 1903), "Король кормилиц" (1907, Никитский
т-р, Москва), "Вес„лое путешествие" (1910, т-р "Буфф", Москва),
"Атлантида" (1924, Моск. т-р оперетты, в помещении Дмитровского т-ра),
"Чарито" (1935, Моск. т-р оперетты); Э.- также автор комич. оперы
"Фрина" (1909, моек. т-р "Эрмитаж") и др.
В„л педагогич. работу, был профессором Моск. консерватории.
Лит.: Я н к о в с к и и М., Советский театр оперетты. Очерк истории,
Л. - М., 1962. А. Ив.
ЭККЙКЛЕМА (греч. ???.??.??? - букв. выкаты-вание) - подвижная
площадка в др.-греч. т-ре, выкатывавшаяся на орхестру из здания скены в
тех случаях, когда требовалось показать события, происходившие внутри
дома, дворца или храма (напр., ,в "Хоэ-форах" Эсхила, "Ахарнянах"
Аристофана). В трагедиях при помощи Э. разыгрывались обычно сцены
убийства, происходившие внутри здания, в комедиях Э. применялась при
пародировании трагедий. В. Я.
ЭКЛОГА (греч. ?????? - отбор, выбор) - один из жанров античной
буколич. поэзии. Э. имеет форму диалога между пастухами, пастушками и
селянами или форму песен, поэм о прелестях сельской жизни. Близок к
пасторали. В 14 - нач. 15 вв. в жанре Э. писал свои ранние пьесы X. дель
Энсина.
ЭКМАН (Ekman), Й„ста (28.XII.1890-12,1.1938) - швед. акт„р. В 1908
дебютировал на сцене "Оскар-т-ра" (Стокгольм). Гастролировал с разл.
труппами по провинции, в 1913-25 - акт„р Швед. т-ра (Стокгольм).
Хрупкий, изящный, с нервным лицом, проникновенным голосом, Э. вскоре
получил шумную известность, играя героев-любовников. В 20-е гг. основу
его репертуара составили роли: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира),
Петруччио ("Укрощение строптивой"), Лионель ("Орлеанская дева" Шиллера),
Принц, Пер, Эрик ("Белый лебедь", "Путешествие счастливчика Пера",
"Густав Ваза" Стриндберга). В 1926-30 работал в "Оскар-т-ре", с 1930 до
конца жизни - в "Т-ре И. Экмана". Под рук. реж. П. А. Линдберга, в
течение ряда лет возглавлявшего этот т-р, Э. создал свои лучшие сценич.
образы: Джо Менг ("Королевский сброд" Бергмана), Филипп ("Возможно поэт"
Юсепсона), Палач (о. п. Лагерквиста), Пер Гюнт; Яльмар Экдаль ("Дикая
утка" Ибсена), Шейлок. Снимался в швед., дат. и нем. фильмах.
Постоянная тема творчества Э.-трагич. столкновение чистого, гордого,
легко ранимого человека с пошлой, жестокой обыденностью - особенно
сильно прозвучала в его последних ролях: Гамлет; Павел Протасов ("Дети
солнца"). После смерти Э. был осн. "фонд И. Экмана" для поддержания
талантливых молодых акт„ров.
Лит.: Ekman H., Gosta Ekman, Stockh., 1938;
Lindberg Р., Gosta Ekman, Stockh., 1943; H i l l e s ? ro m G.,
Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953. Вл. М.
ЭКСКУЗОВИЧ, Иван Васильевич (1883-1942) - рус. сов. театр. деятель.
Окончил Петерб. ин-т гражданских инженеров. Работал как архитектор.
После революции (с 1917) -- управляющий петрогр. гос. академич. т-рами,
в 1924-28-управляющий гос. академич. т-рами Москвы и Ленинграда. Э.автор
первой в России книги, посв. технике театр. сцены.
Соч.: Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930. С.
Г.
ЭКСОД (греч. ?????, дословно - уход) - в др.-греч. т-ре заключит,
часть представления, в конце к-рого акт„ры и хор покидали место игры. В
Э. возможен диалог акт„ров между собой, акт„ра с корифеем (предводителем
хора), а также коммос (в трагедии).
ЭКСОСТРА - см. Эккиклема.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ при МХАТе СССР им.М.
Горького. Осн. в 1942 для помощи т-рам, работавшим в военных условиях.
Лаборатория занималась разработкой и изысканием портативных конструкций
сценич. площадок, декораций, заменителей дорогостоящих материалов,
рационализацией и упрощением монтировочных средств. В последующие годы
деятельность лаборатории расширилась. Она стала заниматься всеми
разделами сценич. технологии: организацией производств, процесса в
мастерских и на сцене, изучением и обобщением новых при„мов,
приспособлений и конструкций (постройка декораций, костюмы, световое
оформление, сценич. эффекты), а также исследованием творч. метода
режисс„ров и художников в области сценич. оформления спектакля и др.
Работы лаборатории экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде и
др. городах Советского Союза. В работе Э. с. л. принимали участие
акт„ры, художники, работники постановочных частей моек. и периферийных
т-ров. Лаборатория опубликовала св. 60 брошюр и ряд статей (Гремислав-с
к и и И. Я., Композиция сценического пространства в творчестве В. А.
Симонова; его же, Техника театральной живописи; 3 а я в л и н Г. А.,
Постановочная часть в театре; Попов В. А., Звуковое оформление
спектакля; Барков В. С., Световое оформление спектакля; Коссаков-с к и и
А. В., Техника постройки декораций; Серебрякова Т. Б., Мягкие и
аппликационные декорации и др.).
Страницы: «« « 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |