Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2655   2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663  2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671   2672   2673  » »»

упражнений)  -  основная  часть  урока  класснч.  танца,  состоящая   из
упражнений,   способствующих   развитию    мышц,    связок,    выработке
выво-ротности, устойчивости, равновесия, а также воспитанию  координации
движений у танцовщика. Э. выполняется как у станка, так  и  на  середине
зала. Ежедневные Э. (с первого года  обучения  и  до  окончания  сценич.
деятельности танцовщика) состоят из одних и тех же элементов.
   Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3  изд.,  М.-  Л.,
194S; Beaumont С. W., J d z i -k o w s k i St., A manual of  the  theory
and practice of classical theatrical dancing  (methode  Cecchetti),  L.,
1935. А. И.
   ЭКИМЯН,  Срапнон   [2().VIII(7.IX).1832-7(19).III.   1892]   -   арм.
драматург. Автор историч. пьес роман-тич.  направления.  Первый  сборник
соч. Э. вышел в 1857, сюда  вошли  пьесы  "Арташес  и  Сатеник"  (1848),
"Армак и Ашхен" (1860), "Самвел"  (1854-56),  "Ваграм"  (1856).  Написал
также пьесы "Смбат", "Смерть Гнела", "Аршак" и др. Был  активным  театр.
деятелем, способствовал организации арм. проф.  т-ра  в  Константинополе
(1861). Б. А.
   ЭККЕРТ, Фердинанд Фердинандович (1.1 П. 1865 ?.VIII.1941) - рус. сов.
композитор, музыкант (валторнист), дириж„р, педагог. Засл.  деят.  иск-в
РСФСР (1931). В 1895-1912 - солист оркестра Большого т-ра. Был дириж„ром
моек. т-ров: "Эрмитаж", Интернациональный  т-р,  т-p  "Буфф",  Никитский
т-р; с 1921 - дириж„р  Моск.  т-ра  оперетты.  Руководил  пост.  собств.
оперетт, а также  оперетт  "Женихи"  Дунаевского  и  "Игра  с  джокером"
Багриновского (обе в Моск. т-ре оперетты, 1927) и др.
   Оперетты: "Амур и  Психея"  (1902,  Интернациональный  т-р,  Моеква),
"Возвращение Менелая" (соч. 1903), "Король  кормилиц"  (1907,  Никитский
т-р,  Москва),  "Вес„лое  путешествие"  (1910,  т-р   "Буфф",   Москва),
"Атлантида" (1924, Моск. т-р оперетты, в помещении  Дмитровского  т-ра),
"Чарито" (1935, Моск.  т-р  оперетты);  Э.-  также  автор  комич.  оперы
"Фрина" (1909, моек. т-р "Эрмитаж") и др.
   В„л педагогич. работу, был профессором Моск. консерватории.
   Лит.: Я н к о в с к и и М., Советский театр оперетты. Очерк  истории,
Л. - М., 1962. А. Ив.
   ЭККЙКЛЕМА  (греч.  ???.??.???  -  букв.  выкаты-вание)  -   подвижная
площадка в др.-греч. т-ре, выкатывавшаяся на орхестру из здания скены  в
тех случаях, когда требовалось показать  события,  происходившие  внутри
дома, дворца  или  храма  (напр.,  ,в  "Хоэ-форах"  Эсхила,  "Ахарнянах"
Аристофана). В  трагедиях  при  помощи  Э.  разыгрывались  обычно  сцены
убийства, происходившие внутри здания, в  комедиях  Э.  применялась  при
пародировании трагедий. В. Я.
   ЭКЛОГА (греч. ?????? -  отбор,  выбор)  -  один  из  жанров  античной
буколич. поэзии. Э. имеет форму диалога между  пастухами,  пастушками  и
селянами или форму песен, поэм о  прелестях  сельской  жизни.  Близок  к
пасторали. В 14 - нач. 15 вв. в жанре Э. писал свои ранние пьесы X. дель
Энсина.
   ЭКМАН (Ekman), Й„ста (28.XII.1890-12,1.1938) - швед.  акт„р.  В  1908
дебютировал на сцене "Оскар-т-ра"  (Стокгольм).  Гастролировал  с  разл.
труппами по  провинции,  в  1913-25  -  акт„р  Швед.  т-ра  (Стокгольм).
Хрупкий, изящный, с нервным лицом,  проникновенным  голосом,  Э.  вскоре
получил шумную известность, играя героев-любовников. В 20-е  гг.  основу
его репертуара составили роли: Ромео  ("Ромео  и  Джульетта"  Шекспира),
Петруччио ("Укрощение строптивой"), Лионель ("Орлеанская дева" Шиллера),
Принц, Пер,  Эрик  ("Белый  лебедь",  "Путешествие  счастливчика  Пера",
"Густав Ваза" Стриндберга). В 1926-30 работал в "Оскар-т-ре", с 1930  до
конца жизни - в "Т-ре И. Экмана". Под  рук.  реж.  П.  А.  Линдберга,  в
течение ряда лет возглавлявшего этот т-р, Э. создал свои лучшие  сценич.
образы: Джо Менг ("Королевский сброд" Бергмана), Филипп ("Возможно поэт"
Юсепсона), Палач (о. п. Лагерквиста), Пер Гюнт;  Яльмар  Экдаль  ("Дикая
утка" Ибсена), Шейлок. Снимался в швед., дат. и нем. фильмах.
   Постоянная тема творчества Э.-трагич. столкновение чистого,  гордого,
легко ранимого человека  с  пошлой,  жестокой  обыденностью  -  особенно
сильно прозвучала в его последних ролях: Гамлет; Павел  Протасов  ("Дети
солнца"). После смерти Э. был осн.  "фонд  И.  Экмана"  для  поддержания
талантливых молодых акт„ров.
   Лит.: Ekman H., Gosta Ekman, Stockh., 1938;
   Lindberg Р., Gosta Ekman, Stockh., 1943; H i l l  e  s  ?  ro  m  G.,
Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953. Вл. М.
   ЭКСКУЗОВИЧ, Иван Васильевич (1883-1942) - рус. сов.  театр.  деятель.
Окончил Петерб. ин-т  гражданских  инженеров.  Работал  как  архитектор.
После революции (с 1917) -- управляющий петрогр. гос. академич.  т-рами,
в 1924-28-управляющий гос. академич. т-рами Москвы и Ленинграда. Э.автор
первой в России книги, посв. технике театр. сцены.
   Соч.: Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л.,  1930.  С.
Г.
   ЭКСОД (греч. ?????, дословно - уход) -  в  др.-греч.  т-ре  заключит,
часть представления, в конце к-рого акт„ры и хор покидали место игры.  В
Э. возможен диалог акт„ров между собой, акт„ра с корифеем (предводителем
хора), а также коммос (в трагедии).
   ЭКСОСТРА - см. Эккиклема.
   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  СЦЕНИЧЕСКАЯ  ЛАБОРАТОРИЯ  при  МХАТе  СССР   им.М.
Горького. Осн. в 1942 для помощи т-рам, работавшим в  военных  условиях.
Лаборатория занималась разработкой и изысканием портативных  конструкций
сценич.  площадок,  декораций,  заменителей  дорогостоящих   материалов,
рационализацией и упрощением монтировочных средств. В  последующие  годы
деятельность  лаборатории  расширилась.  Она  стала   заниматься   всеми
разделами  сценич.  технологии:  организацией  производств,  процесса  в
мастерских  и  на  сцене,  изучением   и   обобщением   новых   при„мов,
приспособлений и конструкций  (постройка  декораций,  костюмы,  световое
оформление,  сценич.  эффекты),  а  также  исследованием  творч.  метода
режисс„ров и художников в области сценич.  оформления  спектакля  и  др.
Работы лаборатории экспонировались на выставках в Москве,  Ленинграде  и
др. городах Советского Союза.  В  работе  Э.  с.  л.  принимали  участие
акт„ры, художники, работники постановочных частей моек.  и  периферийных
т-ров. Лаборатория опубликовала св. 60 брошюр и ряд статей  (Гремислав-с
к и и И. Я., Композиция сценического пространства  в  творчестве  В.  А.
Симонова; его же, Техника театральной живописи; 3 а я в л и н Г. А.,
   Постановочная часть  в  театре;  Попов  В.  А.,  Звуковое  оформление
спектакля; Барков В. С., Световое оформление спектакля; Коссаков-с к и и
А.  В.,  Техника  постройки  декораций;  Серебрякова  Т.  Б.,  Мягкие  и
аппликационные декорации и др.).

Страницы: «« « 2655   2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663  2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671   2672   2673  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия