Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2660   2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668  2669   2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678  » »»

29.IV.1899) - амер. композитор, пианист, руководитель оркестра. Один  из
крупнейших мастеров негритянского джаза. В 1918 организовал свой  первый
оркестр  -  "Вашингтонцы";  в  1923  дебютировал  в  Нью-Йорке;  в  1932
сформировал окончательный состав оркестра, с к-рым гастролировал по  США
и  странам  Европы.  Особенность  оркестрового  письма  Э.   состоит   в
использовании    специфически    джазовых    средств     звукоизвлечения
(засурдиненные трубы и тромбоны, блок саксофонов  и  т.  д.),  создающих
разнообразные колористич. нюансы, в том числе т. н.  "стиль  джунглей"-,
имитирующий крики животных и птиц. Э.  первый  вв„л  в  джаз  лат.-амер.
ритмы.  Среди  соч.  Э.  -  "Реминисценция  в  темпе"  (1936),  "Ч„рные,
коричневые и смуглые" (1943), "Либерийская  сюита"  (1946),  "Гарлемская
сюита" (1951) и др. сюиты на темы Шекспира: "Такой нежный гром". Э.автор
музыки  к  театральным  пост.,  в  т.  ч.  "Прыжок  к  радости"   (1941,
"Американский  ревью-т-р",  "Барабан-это  женщина"   (1956,   пост.   на
телевидении) и др.
   Как пианист-исполнитель Э. примыкает  к  т.  н.  "харлемской  школе",
характеризующейся   острой   ритмичностью,    прозрачным    "стеклянным"
звучанием. Как рук. оркестра Э. сочетает ж„сткую дисциплину  ансамблевой
игры  с  глубоко  индивидуальной  импровизацией  ведущих  солистов   (К.
Уильяме, Р. Нэнс, К. Андерсон - труба, Б. Бичард - кларнет, Д. Нэн-тон и
Л. Браун - тромбон, Д. Ходжес-альт-саксофон и др.). Л. Б. П.
   ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - см. Древнегреческий театр.
   ЭЛОЯН, Жан Седракович [р. 6(19).II.1912]-арм.  сов.  акт„р.  Нар.арт.
Арм. ССР (1965). Чл. Коммунпстпч. партии с  1943.  Сценич.  деятельность
начал в Кпро-ваканском т-ре (1931), в 1933-58  -  акт„р  Ленинакан-ского
т-ра, с 1958 - Т-ра им. Сундукяна.
   Роли: Франц Моор, Фердинанд, Отелло, Дон Жуан, Жа-дов; Рустам, Сейран
("Намус" Ширванзаде), Исаи ("Хата-бала"  Сундукяна),  Александр  ("Ут„с"
Папазяна), Гагик ("Страна родная"  Демирчяна),  Ара  Прекрасный  (о.  п.
Заря-на) - в Ленинаканском т-ре, Эзоп  ("Лиса  и  виноград"  Фигейреду),
Артак ("Ара Прекрасный" Заряна) - в Т-ре им. Сундукяна.
   Занимался режиссурой (в Т-ре им. Мравяна), выступает как чтец. Б. А.
   ЭЛЬМЕНРЕЙХ (Ellmenreich) - нем. артистич. семья. 1) И о г а н н Б а п
т и с т Э. (1770-1816)-  родоначальник  театр.  семьи;  комич.  акт„р  и
камерный певец.  С  1792  пел  на  сцене  Дюссельдорфского  т-ра,  затем
выступал в  т-рах  Берлина,  Гамбурга,  Веймара,  Вены,  Мюнхена  и  др.
городов. Гастролировал в Амстердаме, Париже,  Лондоне,  в  1802-03  и  в
1810-16 выступал в Петербурге.
   2)  Фредерика  Э.  (1775-5.IV.1845)  -  певп-ца,  драматич.  актриса,
драматург. Жена Иоганна Баптиста Э. С  1794  выступала  в  Праге,  Вене,
Гамбурге, Мангейме. Гастролировала  в  Италии,  Париже,  Лондоне.  Среди
лучших  ролей:  Сафо  (о.  п.  Грильпарцера),  графиня  Орсино  ("Эмилия
Галоттп" Лессинга), леди Мильфорд. Переводила и  обрабатывала  для  нем.
сцены франц. и итал. оперы и комедии.
   3) Альберт Э. (10.II.1816-30.V.1905) - акт„р, режиссер,  драматург  и
композитор. Сын Иоганна и Фредерики Э- Дебютировал в 1834 в Альтенбурге,
играл в Т-ре Иммермана  в  Дюссельдорфе  (1836-61),  с  1861-режисс„р  и
директор  т-ров  в  Ростоке,  Бреславле,  Мейнингене,   Берлине,   Риге,
Страсбурге и др. В 1884 оставил т-р.
   Роли: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Макбет, король Лир; Натан
Мудрый (о. п. Лессинга), Дон Карлос, Филипп II ("Дон Карлос"),  Мортимер
("Мария Стюарт"), Валленштейн  (о.  п.  Шиллера),  Мефистофель  ("Фауст"
Г„те).
   Автор комич. опер (музыки и текста): "Гундель,  или  Оба  императора"
(1849),  "Кузнец  из  Гретны"  (1856),  "Воскресший"  (1858);   комедий:
"Куропатка, или Я женюсь на моей  жене"  (1853),  "Счастливый  любовник"
(1869).
   4) Л у и с Э.  (8.XII.  1839-16.IV.1912)  -  акт„р  и  режисс„р.  Сын
Альберта Э. С 1856 играл в т-рах Риги и разл. городов Германии. Исполнял
роли первых любовников, положит.  героев,  комич.  стариков.  С  1888  -
режисс„р т-ров в Фрейбурге и Ган-новере.
   5) Франциска Э. (28.1.1847-20.Х.1931)-актриса.  Дочь  Альберта  Э.  С
1862 играла в т-рах Германии. В 1881-83 гастролировала в т-рах США и
   Англии, с 1887 выступала в Гамбурге,  Берлине,  Вене,  участвовала  в
основании Нем. т-ра в Гамбурге (где играла с 1901).
   Роли: Джульетта ("Ромео  и  Джульетта"  Шекспира),  Дездемона;  Виола
("Двенадцатая ночь"),  Минна  фон  Барн-хельм  (о.  п.  Лессинга),  леди
Мильфорд;  Иоанна  Д'Арк  ("Орлеанская  дева"  Шиллера),  Мария  Стюарт;
Маргарита ("Дама с камелиями" Дюма-сына), фру Альвинг.
   6) А в г у с т Э. (3.XII.1851-21.XI.1928) - акт„р. Сын Альберта Э.  С
1871 играл в провинциальных нем. т-рах, затем в США под фамилией  Лаубер
(девичья фамилия матери), с 1878 выступал в  Германии,  в  1882-83  и  в
1890-1 гастролировал в Петербурге. Роли: Гамлет, король Лир, Ричард III,
Яго; Маринел-ли ("Эмилия Галотти" Лессинга), Дон Карлос, Франц Моор;
   Мефистофель ("Фауст" Г„те),  Росмер,  Рубек,  Джон  Габриэль  Боркман
("Росмерсхольм", "Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся", о. п. Ибсена).
   Лит.: L. Eisenbergs,  Gro?es  biographisches  Lexikon  der  deutschen
Buhne im XIX. Jahrhundert, Lpz., 1903, S. 227-30. Ham. В.
   ЭЛЬСЛЕР  (Elssler),  Фанни   (наст.   имя   -Франциска;   23.VI.1810,
Вена,-27.XI.1884, там же)- австр. артистка балета.  Одна  из  выдающихся
представительниц романтич. балета. Хореографич. образование  получила  в
"Кернтнертортеатре" (Вена)  под  рук.  Ж.  Омера,  совершенствовалась  в
Италии. Сце-нич. деятельность начала в 1822. В 1827-  1832  выступала  в
Вене и Берлине, в 1833-34 в Лондоне. В 1834  дебютировала  в  "Парижской
опере" в роли феи Альсины ("Буря" по Шекспиру). В  последующие  годы  Э.
создала партии, в которых проявились  выразительность,  темпераментность
е„ танца, высокое акт„рское мастерство.  Э.  были  близки  драматические
партии, она часто выступала в балетах, сюжеты которых были  жизненны,  а
героини - живые полнокровные девушки, способные на сильные романтические
порывы и чувства. Бесплотные воздушные  героини  романтнч.  балета  были
чужды дарованию Э. Попытки исполнить партии Жизели,  Сильфиды  не  имели
успеха. Танцовщице удавались партии,  в  к-рых  использовались  элементы
нар.  танца,   отличавшиеся   образностью,   характерностью.   Э.   была
основоположницей  танца,  выражавшего  новое  направление  в   романтич.
балете. Лучшие партии: Флоринда и Лауретта ("Хромой бес"  и  "Тарантула"
Жида. В балете "Хромой бес" исполнила  также  вставной  танец  "Качучу",
принесший ей мировую славу),  Сара  Кэмпбелл  ("Джипси"  Бенуа,  Тома  и
Марли-ни).  Э.  по-новому  трактовала  партии  Лизы  в  балете  "Тщетная
предосторожность", Эсмеральды;  Катарины  ("Катарина,  дочь  разбойника"
Пуни). В 1840-41 с большим успехом выступала в США.

Страницы: «« « 2660   2661   2662   2663   2664   2665   2666   2667   2668  2669   2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия