Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 » »» Э.основоположник венг. нац. оперы. Уже в первых его операх - "Мария Батори" (1840, Нац. театр), "Ласло Хуньяди" (1844, там же), - создававшихся в канун революции 1848, определилась гл. тема творчества Э.-прославление патриотич. устремлений и нац.-освободит. борьбы венг. народа. В 1861 была пост. наиболее популярная опера Э.- Банк-бан" (Нац. т-р) по одноим. драме И. Катоны (либр. Б. Эгрешши). Следующие оперы Э. также написаны на историч. сюжет: "Дь„рдь Дожа" (1867, там же) по драме "Дожа" Йокап, "Дь„рдь Бранкович" (1874, там же) по драме К. Обер-ника. Все эти произв. выдержаны в стиле героико-романтич. оперы, с контрастными ситуациями, красочными жанровыми и хоровыми сценами. Народ - гл. действующее лицо и двух последних опер Э.-"Безымянные герои" (1880, там же), посв. героям революции 1848, и "Король Нштван" (1885, Венг. оперный т-р) по мотивам драмы Л. Добши. Э. принадлежит также комич. опера "Шарольта" (1862, Нац. т-р). Совм. с бр. Доплер Э. принял участие в создании панегирич. оперы "Эржебет" (1857, там же). Тесно связанные с обществ.-политич. движением своего времени, оперы Э. сыграли важную роль в культурной жизни страны. Их муз. язык насыщен нац. мелодикой и ритмикой. Вместе с тем композитор использовал и опыт зарубежной музыки, вначале - итал. и франц., позднее - нем. (вагнеровская муз. драма) и рус. (произв. Мусоргского). В 1853 Э. основал в Пеште филармонию и стал первым директором Муз. академии (консерватории) в Будапеште (1875-1888). Лит.: Abranyi К., Erkel Ferenc elete es mukodese, Bdp., 1895; Fabo В., Erkel Ferenc emlekkonyv, Bdp., 1910; Erkel Ferenc es Bartok Bela. Emlekere. Szerk B. Szabolsci es D. Bartha, Bdp., 1954; Bonis F., Erkel Fe-renc, Bdp., 1954; Sonkoly Ist., Erkel "Bank banja", Gyula, 1960; Zsigray J., A sugar uti palota. Erkel Ferenc eletregenye, Bdp., 1960; G a 1 G. S., Hazam, hazam, te mindenem. Erkel Ferenc eletregenye, Bdp., 1960; Kri-zsan 'L., Erkel Ferenc es Pest megye, Bdp., 1960; Szerdahelyi I., Erkel Ferenc, Gyula,-1960; V a m о s i N. Y., V a r n a i Р., Bank ban az operaszinpadon, Bdp., 1960; Laszlo Zs., Erkel Ferenc. Elete kel'ekben, 3 kiadas, Bdp., 1961; Л а с л о Ж., Жизнь Ференца Эркеля в иллюстрациях, пер. с венг., Будапешт, 1964; Алекса и дрова В., Ференц Эркель. К 150-летию со дня рождения, "Сов. музыка", 1960, ј 11, с. 72-77. 2) Дьюла Э. (4.VII.1842-22.III.1909) - композитор, дириж„р, педагог. Старший сын Ференца Э. С 1863 - пом. дириж„ра, затем (до 1889 и 18921893) - дириж„р Нац. (в дальнейшем - Венг. оперного) т-ра. Написал музыку к пьесам "Чонгор и Тюнде" В„р„шмарти, "Трагедия человека" Мадача и др. В„л педагогич. работу в Будапештской консерватории. 3) Э л е к Э. (2.XI.1843-10.VI.1893) - композитор и дириж„р. Второй сын Ференца Э. С 1875 - дириж„р Нар. т-ра в Пеште. Автор оперетт: "Секей Ка-талин" (1880), "Темпефеи" (1883), "Кошицкий студент" (1890). 4) Л а с л о Э. (9.IX.1844-3.XII.1896) - хоровой дириж„р и педагог. Третий сын Ференца Э. Учитель Б. Бартока. 5) Шандор Э. (2.1.1846-14.X.1900) - композитор и дириж„р. Четв„ртый сын Ференца Э. В 1861- 1875-музыкаш оркестра, концертмейстер и дириж„р Нац. т-ра, в 1876-86 - директор оперы. В 1888- 1889-дириж„р Венг. оперного т-ра. Написал оперу "Чобанц" (1865). Лит.: Legany Dezso, A magyar zene kronikaja, Bdp., 1962. А. Ив. ЭРККО (Erkko), Юхана Хейкки (16.1.1849-16.XI. 1906) -фин. поэт, драматург, обществ, деятель. Сын крестьянина, учитель по образованию. В стихотворных драмах Э. ставил социальные проблемы. В трагедии на библейский сюжет "Волхв" (1887) разоблачал клерикализм. В драмах, созданных на сюжеты из "Калевалы", выступал за эмансипацию женщин ("Айно", 1893), поддерживал борьбу за свободу угнет„нных ("Куллерво", 1895), призывал к единению народа в борьбе за социальную справедливость, к коллективному созидательному труду ("Свадьба в Похьо-ле", 1902). Лит.: Koskimies R., Elava kansalliskirjallisuus, Hels., 1944; Palmgren R., Suuri linja, Hels., 1948; Suomen kirjallisuus, Hels., 1965; Хурмеваара А., Творчество Ю. X. Эркко и "Калевала", под ред. О. В. Куусинена, Петрозаводск, 1957. С. Л. ЭРЛАНЗКЕ (Erlanger), Камиль (25.V.1863-24.IV. 1919) - франц. композитор. Окончил парижскую Консерваторию у Л. Делиба. Э.-автор 10 опер, в т. ч.: "Кермария" (1897, т-р "Опера комик"), "Сын Звезды" (1904, т-р "Гранд-Опера"), "Афроди-та" (1906, т-р "Опера комик"), "Торжествующий Вакх" (1909, Бордо), "Розовая заря" (1911, Руан, "Т-р искусств"), "Волшебница" (1912, т-р "Опера комик") и др. Лит.: L a n d о г m y P., La musique francaise de Franck a Debussy, P., 1943. Ал. M. ЭРМАНС, Виктор Константинович (1888-1958) - рус. сов. журналист и театр. критик. Лит. деятельность начал в 1908. В первые годы после революции - зав. лит. частью Рыбинского, затем Ярославского т-ров. Э.автор многочисл. рецензий в моек. театр. периодич. печати: "Театральная газета", "Вестник работников искусств", "Рабис", "Рабочий и искусство", "Театральная декада", "Декада московских зрелищ", "Театральная Москва". С 1931 сотрудничал в газете "Советское искусство" и "Литература и искусство". С 1953 - редактор, а затем зав. отделом цирка и эстрады и зав. редакцией газ. "Советская культура". А. Шн. ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР - театр. здание, построенное в 1783-87 итал. арх. Д. Кваренги в Петербурге. Соединено с Зимним дворцом. На сцене Э. т. выступали артисты имп. т-ров, давались любительские спектакли. В 1919 существовал Петроградский эрмитажный показательный театр. спектакли к-рого были рассчитаны на здание Э. т. Однако из-за пожарной опасности и отсутствия средств для переоборудования т-ра они шли в Гербовом зале Зимнего дворца. Среди спектаклей: "Лекарь поневоле" и "Тартюф" Мольера, "Коварство и любовь"; детская сказка "Алинур" Мейерхольда и Ю. М. Бонди. В т-ре работали режисс„ры - В. Э. Мейерхольд, В. Н. Соловь„в, Ю. П. Анненков, С. Э. Радлов и др. В 1932-35 в помещении Э. т. работал муз. музей; в н„м ставились муз. спектакли, воспроизводившие характер постановок прошлых эпох ("Служанка-госпожа" Перголези, "Блэз-башмачник" Филидора и др.). Представления сопровождались лекциями. Лит.: Гер н гросс [Всеволодский] В. Н., Театральные здания в Санкт-Петербурге в XIII в., "Старые годы", 1910, март. С. Г. "ЭРНАНИ" ("Emani")-опера Дж. Верди, либр. Ф. М. Пьяве по одноим. драме В. Гюго. Пост. 9 марта 1844, Венеция, т-р "Фениче" (Эльвира - Л„ве, Эрнани - Гаско). Затем олера ставилась на мн. мировых сценах, в т. ч.: Вена (1844, на итал. яз. 1849), Мадрид (1845, на итал. яз.), Лондон (1845, на итал. яз. 18'51), Берлин (1845, на итал. яз. 1859), Страницы: «« « 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |