Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2669   2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677  2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687  » »»

Э.основоположник венг. нац. оперы. Уже в  первых  его  операх  -  "Мария
Батори"  (1840,  Нац.  театр),  "Ласло  Хуньяди"  (1844,  там   же),   -
создававшихся в канун революции 1848, определилась гл.  тема  творчества
Э.-прославление патриотич. устремлений и  нац.-освободит.  борьбы  венг.
народа. В 1861 была пост. наиболее популярная опера Э.- Банк-бан"  (Нац.
т-р) по одноим. драме И. Катоны (либр. Б. Эгрешши). Следующие  оперы  Э.
также написаны на историч. сюжет: "Дь„рдь
   Дожа" (1867, там же) по драме "Дожа" Йокап, "Дь„рдь Бранкович" (1874,
там же) по драме  К.  Обер-ника.  Все  эти  произв.  выдержаны  в  стиле
героико-романтич. оперы, с контрастными ситуациями, красочными жанровыми
и хоровыми сценами. Народ - гл. действующее лицо и двух  последних  опер
Э.-"Безымянные герои" (1880, там же), посв.  героям  революции  1848,  и
"Король Нштван" (1885, Венг. оперный т-р) по мотивам драмы Л. Добши.  Э.
принадлежит также комич. опера "Шарольта" (1862, Нац. т-р). Совм. с  бр.
Доплер Э. принял участие в создании панегирич.  оперы  "Эржебет"  (1857,
там же). Тесно связанные с обществ.-политич. движением  своего  времени,
оперы Э. сыграли важную роль в культурной жизни  страны.  Их  муз.  язык
насыщен нац. мелодикой и ритмикой. Вместе с тем композитор использовал и
опыт зарубежной музыки,  вначале  -  итал.  и  франц.,  позднее  -  нем.
(вагнеровская муз. драма)  и  рус.  (произв.  Мусоргского).  В  1853  Э.
основал в Пеште  филармонию  и  стал  первым  директором  Муз.  академии
(консерватории) в Будапеште (1875-1888).
   Лит.: Abranyi К., Erkel Ferenc elete es mukodese,  Bdp.,  1895;  Fabo
В., Erkel Ferenc emlekkonyv, Bdp., 1910; Erkel Ferenc  es  Bartok  Bela.
Emlekere. Szerk B. Szabolsci es D. Bartha, Bdp., 1954; Bonis  F.,  Erkel
Fe-renc, Bdp., 1954; Sonkoly Ist.,  Erkel  "Bank  banja",  Gyula,  1960;
Zsigray J., A sugar uti palota. Erkel Ferenc eletregenye, Bdp., 1960;  G
a 1 G. S., Hazam, hazam, te mindenem. Erkel  Ferenc  eletregenye,  Bdp.,
1960; Kri-zsan 'L., Erkel Ferenc es Pest megye, Bdp., 1960;
   Szerdahelyi I., Erkel Ferenc, Gyula,-1960; V a m о s i N. Y., V a r n
a i Р., Bank ban  az  operaszinpadon,  Bdp.,  1960;  Laszlo  Zs.,  Erkel
Ferenc. Elete kel'ekben, 3 kiadas, Bdp., 1961; Л  а  с  л  о  Ж.,  Жизнь
Ференца Эркеля в иллюстрациях, пер. с венг., Будапешт,  1964;  Алекса  и
дрова В., Ференц Эркель. К 150-летию со  дня  рождения,  "Сов.  музыка",
1960, ј 11, с. 72-77.
   2) Дьюла Э. (4.VII.1842-22.III.1909) - композитор, дириж„р,  педагог.
Старший сын Ференца Э.  С  1863  -  пом.  дириж„ра,  затем  (до  1889  и
18921893) - дириж„р Нац. (в дальнейшем - Венг. оперного)  т-ра.  Написал
музыку к пьесам "Чонгор и Тюнде" В„р„шмарти, "Трагедия человека"  Мадача
и др. В„л педагогич. работу в Будапештской консерватории.
   3) Э л е к Э. (2.XI.1843-10.VI.1893) - композитор и  дириж„р.  Второй
сын Ференца Э. С 1875 - дириж„р Нар. т-ра в Пеште. Автор оперетт: "Секей
Ка-талин" (1880), "Темпефеи" (1883), "Кошицкий студент" (1890).
   4) Л а с л о Э. (9.IX.1844-3.XII.1896) - хоровой дириж„р  и  педагог.
Третий сын Ференца Э. Учитель Б. Бартока.
   5) Шандор Э. (2.1.1846-14.X.1900) - композитор и  дириж„р.  Четв„ртый
сын Ференца Э. В 1861- 1875-музыкаш оркестра, концертмейстер  и  дириж„р
Нац. т-ра, в 1876-86  -  директор  оперы.  В  1888-  1889-дириж„р  Венг.
оперного т-ра. Написал оперу "Чобанц" (1865).
   Лит.: Legany Dezso, A magyar zene kronikaja, Bdp., 1962. А. Ив.
   ЭРККО (Erkko),  Юхана  Хейкки  (16.1.1849-16.XI.  1906)  -фин.  поэт,
драматург, обществ, деятель. Сын крестьянина, учитель по образованию.  В
стихотворных  драмах  Э.  ставил  социальные  проблемы.  В  трагедии  на
библейский  сюжет  "Волхв"  (1887)  разоблачал  клерикализм.  В  драмах,
созданных на  сюжеты  из  "Калевалы",  выступал  за  эмансипацию  женщин
("Айно", 1893), поддерживал борьбу за  свободу  угнет„нных  ("Куллерво",
1895), призывал к единению народа в борьбе за социальную справедливость,
к коллективному созидательному труду ("Свадьба в Похьо-ле", 1902).
   Лит.:  Koskimies  R.,  Elava  kansalliskirjallisuus,   Hels.,   1944;
Palmgren R., Suuri linja, Hels., 1948;
   Suomen kirjallisuus, Hels., 1965; Хурмеваара  А.,  Творчество  Ю.  X.
Эркко и "Калевала", под ред. О. В. Куусинена, Петрозаводск, 1957. С. Л.
   ЭРЛАНЗКЕ  (Erlanger),  Камиль  (25.V.1863-24.IV.   1919)   -   франц.
композитор. Окончил парижскую Консерваторию у Л. Делиба.
   Э.-автор 10 опер, в т. ч.: "Кермария" (1897, т-р "Опера комик"), "Сын
Звезды"  (1904,  т-р  "Гранд-Опера"),  "Афроди-та"  (1906,  т-р   "Опера
комик"), "Торжествующий Вакх" (1909, Бордо), "Розовая заря" (1911, Руан,
"Т-р искусств"), "Волшебница" (1912, т-р "Опера комик") и др.
   Лит.: L a n d о г m y P., La musique francaise de Franck  a  Debussy,
P., 1943. Ал. M.
   ЭРМАНС, Виктор Константинович (1888-1958) -  рус.  сов.  журналист  и
театр. критик. Лит. деятельность начал  в  1908.  В  первые  годы  после
революции - зав.  лит.  частью  Рыбинского,  затем  Ярославского  т-ров.
Э.автор  многочисл.  рецензий   в   моек.   театр.   периодич.   печати:
"Театральная газета", "Вестник работников искусств", "Рабис", "Рабочий и
искусство",   "Театральная   декада",   "Декада   московских    зрелищ",
"Театральная Москва". С 1931 сотрудничал в газете "Советское  искусство"
и "Литература и искусство". С 1953 -  редактор,  а  затем  зав.  отделом
цирка и эстрады и зав. редакцией газ. "Советская культура". А. Шн.
   ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР - театр. здание, построенное в 1783-87 итал. арх. Д.
Кваренги в Петербурге. Соединено  с  Зимним  дворцом.  На  сцене  Э.  т.
выступали артисты имп. т-ров, давались любительские спектакли.
   В 1919  существовал  Петроградский  эрмитажный  показательный  театр.
спектакли к-рого были рассчитаны на здание Э. т. Однако  из-за  пожарной
опасности и отсутствия средств  для  переоборудования  т-ра  они  шли  в
Гербовом зале Зимнего дворца.  Среди  спектаклей:  "Лекарь  поневоле"  и
"Тартюф"  Мольера,  "Коварство  и  любовь";  детская   сказка   "Алинур"
Мейерхольда и Ю. М. Бонди. В т-ре работали режисс„ры - В. Э. Мейерхольд,
В. Н. Соловь„в, Ю. П. Анненков, С. Э. Радлов и др.
   В 1932-35 в помещении Э. т. работал муз. музей; в н„м ставились  муз.
спектакли,   воспроизводившие   характер   постановок    прошлых    эпох
("Служанка-госпожа"  Перголези,  "Блэз-башмачник"   Филидора   и   др.).
Представления сопровождались лекциями.
   Лит.:  Гер  н  гросс  [Всеволодский]  В.  Н.,  Театральные  здания  в
Санкт-Петербурге в XIII в., "Старые годы", 1910, март. С. Г.
   "ЭРНАНИ" ("Emani")-опера Дж. Верди, либр.  Ф.  М.  Пьяве  по  одноим.
драме В. Гюго. Пост. 9 марта 1844,  Венеция,  т-р  "Фениче"  (Эльвира  -
Л„ве, Эрнани - Гаско). Затем олера ставилась на мн. мировых сценах, в т.
ч.: Вена (1844, на итал. яз. 1849), Мадрид (1845, на итал. яз.),  Лондон
(1845, на итал. яз. 18'51), Берлин (1845, на итал. яз. 1859),

Страницы: «« « 2669   2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677  2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия