|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 » »» Э.основоположник венг. нац. оперы. Уже в первых его операх - "Мария
Батори" (1840, Нац. театр), "Ласло Хуньяди" (1844, там же), -
создававшихся в канун революции 1848, определилась гл. тема творчества
Э.-прославление патриотич. устремлений и нац.-освободит. борьбы венг.
народа. В 1861 была пост. наиболее популярная опера Э.- Банк-бан" (Нац.
т-р) по одноим. драме И. Катоны (либр. Б. Эгрешши). Следующие оперы Э.
также написаны на историч. сюжет: "Дь„рдь
Дожа" (1867, там же) по драме "Дожа" Йокап, "Дь„рдь Бранкович" (1874,
там же) по драме К. Обер-ника. Все эти произв. выдержаны в стиле
героико-романтич. оперы, с контрастными ситуациями, красочными жанровыми
и хоровыми сценами. Народ - гл. действующее лицо и двух последних опер
Э.-"Безымянные герои" (1880, там же), посв. героям революции 1848, и
"Король Нштван" (1885, Венг. оперный т-р) по мотивам драмы Л. Добши. Э.
принадлежит также комич. опера "Шарольта" (1862, Нац. т-р). Совм. с бр.
Доплер Э. принял участие в создании панегирич. оперы "Эржебет" (1857,
там же). Тесно связанные с обществ.-политич. движением своего времени,
оперы Э. сыграли важную роль в культурной жизни страны. Их муз. язык
насыщен нац. мелодикой и ритмикой. Вместе с тем композитор использовал и
опыт зарубежной музыки, вначале - итал. и франц., позднее - нем.
(вагнеровская муз. драма) и рус. (произв. Мусоргского). В 1853 Э.
основал в Пеште филармонию и стал первым директором Муз. академии
(консерватории) в Будапеште (1875-1888).
Лит.: Abranyi К., Erkel Ferenc elete es mukodese, Bdp., 1895; Fabo
В., Erkel Ferenc emlekkonyv, Bdp., 1910; Erkel Ferenc es Bartok Bela.
Emlekere. Szerk B. Szabolsci es D. Bartha, Bdp., 1954; Bonis F., Erkel
Fe-renc, Bdp., 1954; Sonkoly Ist., Erkel "Bank banja", Gyula, 1960;
Zsigray J., A sugar uti palota. Erkel Ferenc eletregenye, Bdp., 1960; G
a 1 G. S., Hazam, hazam, te mindenem. Erkel Ferenc eletregenye, Bdp.,
1960; Kri-zsan 'L., Erkel Ferenc es Pest megye, Bdp., 1960;
Szerdahelyi I., Erkel Ferenc, Gyula,-1960; V a m о s i N. Y., V a r n
a i Р., Bank ban az operaszinpadon, Bdp., 1960; Laszlo Zs., Erkel
Ferenc. Elete kel'ekben, 3 kiadas, Bdp., 1961; Л а с л о Ж., Жизнь
Ференца Эркеля в иллюстрациях, пер. с венг., Будапешт, 1964; Алекса и
дрова В., Ференц Эркель. К 150-летию со дня рождения, "Сов. музыка",
1960, ј 11, с. 72-77.
2) Дьюла Э. (4.VII.1842-22.III.1909) - композитор, дириж„р, педагог.
Старший сын Ференца Э. С 1863 - пом. дириж„ра, затем (до 1889 и
18921893) - дириж„р Нац. (в дальнейшем - Венг. оперного) т-ра. Написал
музыку к пьесам "Чонгор и Тюнде" В„р„шмарти, "Трагедия человека" Мадача
и др. В„л педагогич. работу в Будапештской консерватории.
3) Э л е к Э. (2.XI.1843-10.VI.1893) - композитор и дириж„р. Второй
сын Ференца Э. С 1875 - дириж„р Нар. т-ра в Пеште. Автор оперетт: "Секей
Ка-талин" (1880), "Темпефеи" (1883), "Кошицкий студент" (1890).
4) Л а с л о Э. (9.IX.1844-3.XII.1896) - хоровой дириж„р и педагог.
Третий сын Ференца Э. Учитель Б. Бартока.
5) Шандор Э. (2.1.1846-14.X.1900) - композитор и дириж„р. Четв„ртый
сын Ференца Э. В 1861- 1875-музыкаш оркестра, концертмейстер и дириж„р
Нац. т-ра, в 1876-86 - директор оперы. В 1888- 1889-дириж„р Венг.
оперного т-ра. Написал оперу "Чобанц" (1865).
Лит.: Legany Dezso, A magyar zene kronikaja, Bdp., 1962. А. Ив.
ЭРККО (Erkko), Юхана Хейкки (16.1.1849-16.XI. 1906) -фин. поэт,
драматург, обществ, деятель. Сын крестьянина, учитель по образованию. В
стихотворных драмах Э. ставил социальные проблемы. В трагедии на
библейский сюжет "Волхв" (1887) разоблачал клерикализм. В драмах,
созданных на сюжеты из "Калевалы", выступал за эмансипацию женщин
("Айно", 1893), поддерживал борьбу за свободу угнет„нных ("Куллерво",
1895), призывал к единению народа в борьбе за социальную справедливость,
к коллективному созидательному труду ("Свадьба в Похьо-ле", 1902).
Лит.: Koskimies R., Elava kansalliskirjallisuus, Hels., 1944;
Palmgren R., Suuri linja, Hels., 1948;
Suomen kirjallisuus, Hels., 1965; Хурмеваара А., Творчество Ю. X.
Эркко и "Калевала", под ред. О. В. Куусинена, Петрозаводск, 1957. С. Л.
ЭРЛАНЗКЕ (Erlanger), Камиль (25.V.1863-24.IV. 1919) - франц.
композитор. Окончил парижскую Консерваторию у Л. Делиба.
Э.-автор 10 опер, в т. ч.: "Кермария" (1897, т-р "Опера комик"), "Сын
Звезды" (1904, т-р "Гранд-Опера"), "Афроди-та" (1906, т-р "Опера
комик"), "Торжествующий Вакх" (1909, Бордо), "Розовая заря" (1911, Руан,
"Т-р искусств"), "Волшебница" (1912, т-р "Опера комик") и др.
Лит.: L a n d о г m y P., La musique francaise de Franck a Debussy,
P., 1943. Ал. M.
ЭРМАНС, Виктор Константинович (1888-1958) - рус. сов. журналист и
театр. критик. Лит. деятельность начал в 1908. В первые годы после
революции - зав. лит. частью Рыбинского, затем Ярославского т-ров.
Э.автор многочисл. рецензий в моек. театр. периодич. печати:
"Театральная газета", "Вестник работников искусств", "Рабис", "Рабочий и
искусство", "Театральная декада", "Декада московских зрелищ",
"Театральная Москва". С 1931 сотрудничал в газете "Советское искусство"
и "Литература и искусство". С 1953 - редактор, а затем зав. отделом
цирка и эстрады и зав. редакцией газ. "Советская культура". А. Шн.
ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР - театр. здание, построенное в 1783-87 итал. арх. Д.
Кваренги в Петербурге. Соединено с Зимним дворцом. На сцене Э. т.
выступали артисты имп. т-ров, давались любительские спектакли.
В 1919 существовал Петроградский эрмитажный показательный театр.
спектакли к-рого были рассчитаны на здание Э. т. Однако из-за пожарной
опасности и отсутствия средств для переоборудования т-ра они шли в
Гербовом зале Зимнего дворца. Среди спектаклей: "Лекарь поневоле" и
"Тартюф" Мольера, "Коварство и любовь"; детская сказка "Алинур"
Мейерхольда и Ю. М. Бонди. В т-ре работали режисс„ры - В. Э. Мейерхольд,
В. Н. Соловь„в, Ю. П. Анненков, С. Э. Радлов и др.
В 1932-35 в помещении Э. т. работал муз. музей; в н„м ставились муз.
спектакли, воспроизводившие характер постановок прошлых эпох
("Служанка-госпожа" Перголези, "Блэз-башмачник" Филидора и др.).
Представления сопровождались лекциями.
Лит.: Гер н гросс [Всеволодский] В. Н., Театральные здания в
Санкт-Петербурге в XIII в., "Старые годы", 1910, март. С. Г.
"ЭРНАНИ" ("Emani")-опера Дж. Верди, либр. Ф. М. Пьяве по одноим.
драме В. Гюго. Пост. 9 марта 1844, Венеция, т-р "Фениче" (Эльвира -
Л„ве, Эрнани - Гаско). Затем олера ставилась на мн. мировых сценах, в т.
ч.: Вена (1844, на итал. яз. 1849), Мадрид (1845, на итал. яз.), Лондон
(1845, на итал. яз. 18'51), Берлин (1845, на итал. яз. 1859),
Страницы: «« « 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |