|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 » »» балета, эстрадный танцовщик. Нар. арт. РСФСР (1966). Деп. Верх. Совета
Чечено-Ингушской АССР (1958, 1962). По национальности чеченец. В 1939-41
учился в Грозненском хореогра-фич. уч-ще. В 1944-56 - солист Кирг. т-ра
оперы и балета (Фрунзе), где исполнял партии: Гирей ("Бахчисарайский
фонтан"), Тарас ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого по Гоголю), фея Карабос
("Спящая красавица"), Кудаке ("Анар" Власова и Фере), Танцовщик из
ресторана ("Красный цветок") и др. Выступал в танц. сценах в оперных
спектаклях. С августа 1957 - солист Чечено-Ингушской филармонии. Э.
исполняет танцы народов мира: "Чабан" (чечено-ингушский, узбекский),
"Воинственный" (таджикский), "Охотник и ор„л" (монгольский), "Воин"
(башкирский), "Золотой бог" (инд.-бхарат-натьям), "Бамбука"
(колумбийский), "Негритянский танец"; танц. сценки: "Еврейские
портняжки", "Автомат"; танц. новелла "Аве
Мария" на муз. Шуберта; ритуальный танец огня на муз. де Фальи и др.
Иск-во Э. характеризуется виртуозной техникой, высокой эмоциональностью.
В нац. танцах Э. стремится точно передать рисунок и стиль танца. Вносит
в танц. сценки яркую характерность, созда„т выразит, сценич. образы.
Лит.: Базоркин И., Путь артиста, Грозный, 1958;
"Театр", 1960, ј 3, с. 90-92; 1964, ј 3, с. 87-89.
ЭСЕНОВА, Тоушан (р.10(23).XI.1915) - сов. туркм. писательница,
поэтесса, драматург. Засл. поэт (шахир) Туркм. ССР. Чл. Коммунистич.
партии с 1949. В 1936 начала лит. деятельность. В 1941 (соч. 1937) пост.
комедия Э. "Шемшат" ("Дочь миллионера") - одна из первых в туркм.
драматургии пьес о колх. жизни. Э. показала в ней жизнь и быт людей
колх. села, рост новых людей Туркмении, судьбу девушки-туркменки. В
комедии разоблачается культурная отсталость, показана борьба с
пережитками прошлого. Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр. М., 1964;
Туркменская советская драматургия, М., 1956.
ЭСКАНД (Escande), Морис Рене (р. 14.XI.1892) - франц. акт„р,
режисс„р. Учился драм. иск-ву под рук. Д. д'Инес, затем - в
Консерватории (Париж). С 1918 работает в т-ре "Комеди Франсез" (кроме
1925-36, 1947-49), с 1936 - "сосъетер" этого, т-ра, выступал также на
сценах т-ров бульваров. Среди ранних сценич. работ: Пирр ("Андромаха"
Расина), Курпаций, Север ("Гораций", "Полиевкт" Корнеля). Позднее Э.
играл роли: Гильермо Хуарес ("Правда и смерть" Роблеса), Секст Помпеи
("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Арист ("Уч„ные женщины" Мольера) и др.
Э. владеет высоким мастерством декламации, ему свойственна
изящно-сдержанная манера игры. С 1918 снимается в кино. В 1954
гастролировал вместе с труппой т-ра "Комеди Франсез" в СССР.
ЭСКОЛА, Антс Вольдемарович (р. 17.II.1908) - эст. сов. акт„р. Нар.
арт. СССР (1964). В 1925-41 и 1947-49- акт„р т-ра "Эстония"; с 1949 -
Т-ра им. В. Кингисеппа. Вначале Э. играл роли любовников в драме, героев
и простаков в оперетте. Прославился как острый и изящный комик. В зрелые
годы Э. становится многосторонним художником, владеющим всеми жанрами
сценич. иск-ва. Творчество Э. характеризуется глубоким психологич.
анализом, ярким, выразительным рисунком ролей. Особенно удаются Э.
сложные, противоречивые характеры. Снимается в кино.
Роли: Ричард ("О, молодость ! 0'Нила, 1935), Хлестаков (1936, 1949);
Смит ("Русский вопрос", 1947), Тузенбах ("Три сестры", 1947),
Мурзавецкий ("Волки и овцы", 1948), Кречин-ский (1949), Яго (1949),
Яровой (1952); Протасов ("Дети солнца", 1953), Октавиан ("Антоний и
Клеопатра" Шекспира, 1955), Туийск ("Совесть" Раннета, 1956), Дон Карлос
(о. п. Шиллера, 195 8), Пер Гюнт (о. п. Ибсена,1962), Маурус ("Человек и
бог" по Таммсааре, 1962), Антти ("Кихнуский Йынь" Смуула, 1964), Лео
Саалеп ("Неуловимое чудо" Виль-де, 1965), Шоу ("Милый лжец" Килти,
1964), Гамлет (1966) и др. Деа. Т.
ЭСКОЛА, Олев Вольдемарович (р. 18.XI.1914)- эст. сов. акт„р. Засл.
арт. Эст. ССР (1957). В 1931-35 и в 1944-49 работал в театре "Эстония",
в 1935-44 и с 1950- в Таллинском драматическом т-ре (ныне Т-р им. В.
Кингисеппа), с 1966- в Молод„жном т-ре. Роли: Кипр ("Весна" и "Лето",
1937, "Свадьба Тоотса", 1938, Лутса-Ся-рева). Барон ("На дне", 1941),
Адмирал ("Гибель эскадры", 1953), Матиас ("Королю холодно"
Таммсааре,1955), Энобарбус ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1955), Поза
("Дон Карлос", 1958), Саулус ("Венская почтовая марка" Лий-веса, 1963),
Прошин ("Совесть" по Павловой, 1964), Полоний ("Гамлет", 1966) и др.
Разносторонний характерный акт„р, Э. тщательно работает над ролями,
отбирает выразит, детали. Выступает по радио и телевидению. Снимается в
кино. X. Э.
ЭСКУДЕРО (Escudero), Висенте (р. 27.X.1892) - исп. танцовщик,
балетмейстер. С двенадцатилетнего возраста выступал с нац. танцами,
гастролировал по стране. Изучал нар. танцы Андалусии (фламенко). В 1920
начал сценич. деятельность, выступал в т-ре "Олимпия" (Париж). В 1932-34
гастролировал в США, исполнял нар. исп. танцы, танц. импровизации и др.
(нек-рые костюмы для Э. созданы по эскизам Пикассо). В 1934-38 - солист
труппы танцовщицы Архентпны, был е„ партн„ром (партия Кармело -
"Любовь-волшебница" де Фальи). В 1942 организовал труппу "Балет
Эскудеро". Поставил: "Любовь-волшебница" и "Треуголка" де Фальи и др. В
1954-56 гастролировал с труппой в Париже и Нью-Йорке. В репертуаре Э.:
танцы на муз. Гранадоса (Цапатеадо, Хота Уэски, танец Розы), Альбенпса
(Кордова, Севилья, Сегидилья) и др.; танцы на нар. музыку исполняет в
сопровождении гитары и кастаньет. В 1956 переш„л на преподавательскую
работу, консультирует пост. танцев в стиле фламенко. Автор книг о танце.
Соч.: Mi baile, Barcellona, 1947; What Is the flamenco dance, "Dance
Magazine", N. Y., 1955, October.
Лит.: L e v i n s o n A., La danse (Taujourd'hui, P., 1929; его же.
Les visages de la danse, P., 1934; Rice С., Dancing in Spain, L., 1931;
P u i g C l a r a m u n t A., Guia tecnica sumario chronologido..., del
ballet y baile espanol, 2 ed., Barcelona, 1951.
"ЭСМЕРАЛЬДА" ("La Esmeralda") -балет ц. Пуни, либр. Ж. Перро (по
роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери"). Пост. 9 марта 1844,
Королевский т-р, Лондон (Эсме-ральда - Гризи, Пьер Гренгуар- Перро, Феб
де Шатопер- Сен-Леон, Клод Фролло - Госслен, Квазимодо - Кулон; балетм.
Перро, декорации Грив, костюмы Копера). В России: пост. 21 дек. 1848,
Большой т-р, Петербург (Эсмеральда - Эльслер, Пьер Гренгуар - Перро, Феб
де Шатопер - Малавернь, Клод Фролло - Гольц, Квазимодо - Дидье;
5алетм. Перро); возобн. 1866, Мариинский т-р, Петербург (Эсмеральда -
Кукки; балетм. Петипа, по Перро); возобн.
1886, там же, с добавлением муз. Дриго (Эсмеральда - Цукки; балетм.
тот же); новая ред., пост. 1899,там же (Эсмеральда - Кшесинская, Клод
Фролло - Аистов, Феб де Шатопер - Кшесинский, Квазимодо - Бекефи;
Страницы: «« « 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |