Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 » »» балета, эстрадный танцовщик. Нар. арт. РСФСР (1966). Деп. Верх. Совета Чечено-Ингушской АССР (1958, 1962). По национальности чеченец. В 1939-41 учился в Грозненском хореогра-фич. уч-ще. В 1944-56 - солист Кирг. т-ра оперы и балета (Фрунзе), где исполнял партии: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Тарас ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого по Гоголю), фея Карабос ("Спящая красавица"), Кудаке ("Анар" Власова и Фере), Танцовщик из ресторана ("Красный цветок") и др. Выступал в танц. сценах в оперных спектаклях. С августа 1957 - солист Чечено-Ингушской филармонии. Э. исполняет танцы народов мира: "Чабан" (чечено-ингушский, узбекский), "Воинственный" (таджикский), "Охотник и ор„л" (монгольский), "Воин" (башкирский), "Золотой бог" (инд.-бхарат-натьям), "Бамбука" (колумбийский), "Негритянский танец"; танц. сценки: "Еврейские портняжки", "Автомат"; танц. новелла "Аве Мария" на муз. Шуберта; ритуальный танец огня на муз. де Фальи и др. Иск-во Э. характеризуется виртуозной техникой, высокой эмоциональностью. В нац. танцах Э. стремится точно передать рисунок и стиль танца. Вносит в танц. сценки яркую характерность, созда„т выразит, сценич. образы. Лит.: Базоркин И., Путь артиста, Грозный, 1958; "Театр", 1960, ј 3, с. 90-92; 1964, ј 3, с. 87-89. ЭСЕНОВА, Тоушан (р.10(23).XI.1915) - сов. туркм. писательница, поэтесса, драматург. Засл. поэт (шахир) Туркм. ССР. Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1936 начала лит. деятельность. В 1941 (соч. 1937) пост. комедия Э. "Шемшат" ("Дочь миллионера") - одна из первых в туркм. драматургии пьес о колх. жизни. Э. показала в ней жизнь и быт людей колх. села, рост новых людей Туркмении, судьбу девушки-туркменки. В комедии разоблачается культурная отсталость, показана борьба с пережитками прошлого. Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр. М., 1964; Туркменская советская драматургия, М., 1956. ЭСКАНД (Escande), Морис Рене (р. 14.XI.1892) - франц. акт„р, режисс„р. Учился драм. иск-ву под рук. Д. д'Инес, затем - в Консерватории (Париж). С 1918 работает в т-ре "Комеди Франсез" (кроме 1925-36, 1947-49), с 1936 - "сосъетер" этого, т-ра, выступал также на сценах т-ров бульваров. Среди ранних сценич. работ: Пирр ("Андромаха" Расина), Курпаций, Север ("Гораций", "Полиевкт" Корнеля). Позднее Э. играл роли: Гильермо Хуарес ("Правда и смерть" Роблеса), Секст Помпеи ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Арист ("Уч„ные женщины" Мольера) и др. Э. владеет высоким мастерством декламации, ему свойственна изящно-сдержанная манера игры. С 1918 снимается в кино. В 1954 гастролировал вместе с труппой т-ра "Комеди Франсез" в СССР. ЭСКОЛА, Антс Вольдемарович (р. 17.II.1908) - эст. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1964). В 1925-41 и 1947-49- акт„р т-ра "Эстония"; с 1949 - Т-ра им. В. Кингисеппа. Вначале Э. играл роли любовников в драме, героев и простаков в оперетте. Прославился как острый и изящный комик. В зрелые годы Э. становится многосторонним художником, владеющим всеми жанрами сценич. иск-ва. Творчество Э. характеризуется глубоким психологич. анализом, ярким, выразительным рисунком ролей. Особенно удаются Э. сложные, противоречивые характеры. Снимается в кино. Роли: Ричард ("О, молодость ! 0'Нила, 1935), Хлестаков (1936, 1949); Смит ("Русский вопрос", 1947), Тузенбах ("Три сестры", 1947), Мурзавецкий ("Волки и овцы", 1948), Кречин-ский (1949), Яго (1949), Яровой (1952); Протасов ("Дети солнца", 1953), Октавиан ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1955), Туийск ("Совесть" Раннета, 1956), Дон Карлос (о. п. Шиллера, 195 8), Пер Гюнт (о. п. Ибсена,1962), Маурус ("Человек и бог" по Таммсааре, 1962), Антти ("Кихнуский Йынь" Смуула, 1964), Лео Саалеп ("Неуловимое чудо" Виль-де, 1965), Шоу ("Милый лжец" Килти, 1964), Гамлет (1966) и др. Деа. Т. ЭСКОЛА, Олев Вольдемарович (р. 18.XI.1914)- эст. сов. акт„р. Засл. арт. Эст. ССР (1957). В 1931-35 и в 1944-49 работал в театре "Эстония", в 1935-44 и с 1950- в Таллинском драматическом т-ре (ныне Т-р им. В. Кингисеппа), с 1966- в Молод„жном т-ре. Роли: Кипр ("Весна" и "Лето", 1937, "Свадьба Тоотса", 1938, Лутса-Ся-рева). Барон ("На дне", 1941), Адмирал ("Гибель эскадры", 1953), Матиас ("Королю холодно" Таммсааре,1955), Энобарбус ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1955), Поза ("Дон Карлос", 1958), Саулус ("Венская почтовая марка" Лий-веса, 1963), Прошин ("Совесть" по Павловой, 1964), Полоний ("Гамлет", 1966) и др. Разносторонний характерный акт„р, Э. тщательно работает над ролями, отбирает выразит, детали. Выступает по радио и телевидению. Снимается в кино. X. Э. ЭСКУДЕРО (Escudero), Висенте (р. 27.X.1892) - исп. танцовщик, балетмейстер. С двенадцатилетнего возраста выступал с нац. танцами, гастролировал по стране. Изучал нар. танцы Андалусии (фламенко). В 1920 начал сценич. деятельность, выступал в т-ре "Олимпия" (Париж). В 1932-34 гастролировал в США, исполнял нар. исп. танцы, танц. импровизации и др. (нек-рые костюмы для Э. созданы по эскизам Пикассо). В 1934-38 - солист труппы танцовщицы Архентпны, был е„ партн„ром (партия Кармело - "Любовь-волшебница" де Фальи). В 1942 организовал труппу "Балет Эскудеро". Поставил: "Любовь-волшебница" и "Треуголка" де Фальи и др. В 1954-56 гастролировал с труппой в Париже и Нью-Йорке. В репертуаре Э.: танцы на муз. Гранадоса (Цапатеадо, Хота Уэски, танец Розы), Альбенпса (Кордова, Севилья, Сегидилья) и др.; танцы на нар. музыку исполняет в сопровождении гитары и кастаньет. В 1956 переш„л на преподавательскую работу, консультирует пост. танцев в стиле фламенко. Автор книг о танце. Соч.: Mi baile, Barcellona, 1947; What Is the flamenco dance, "Dance Magazine", N. Y., 1955, October. Лит.: L e v i n s o n A., La danse (Taujourd'hui, P., 1929; его же. Les visages de la danse, P., 1934; Rice С., Dancing in Spain, L., 1931; P u i g C l a r a m u n t A., Guia tecnica sumario chronologido..., del ballet y baile espanol, 2 ed., Barcelona, 1951. "ЭСМЕРАЛЬДА" ("La Esmeralda") -балет ц. Пуни, либр. Ж. Перро (по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери"). Пост. 9 марта 1844, Королевский т-р, Лондон (Эсме-ральда - Гризи, Пьер Гренгуар- Перро, Феб де Шатопер- Сен-Леон, Клод Фролло - Госслен, Квазимодо - Кулон; балетм. Перро, декорации Грив, костюмы Копера). В России: пост. 21 дек. 1848, Большой т-р, Петербург (Эсмеральда - Эльслер, Пьер Гренгуар - Перро, Феб де Шатопер - Малавернь, Клод Фролло - Гольц, Квазимодо - Дидье; 5алетм. Перро); возобн. 1866, Мариинский т-р, Петербург (Эсмеральда - Кукки; балетм. Петипа, по Перро); возобн. 1886, там же, с добавлением муз. Дриго (Эсмеральда - Цукки; балетм. тот же); новая ред., пост. 1899,там же (Эсмеральда - Кшесинская, Клод Фролло - Аистов, Феб де Шатопер - Кшесинский, Квазимодо - Бекефи; Страницы: «« « 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |